Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:45, курсовая работа
« …настоящий кинематограф – это глубочайшее философское раздумье над жизнью» . Это высказывание может быть эпиграфом ко всему творчеству Марлена Мартыновича. Он широко известен в России и за рубежом. Множество его фильмов являются призёрами и победителями международных и отечественных кинофестивалей. Но самое главное – его фильмы завоевали сердца зрителей по всему миру.
Однажды в интервью Марлена Мартыновича спросили какие качества нужны режиссёру, он ответил, что «Два качества: абсолютная уверенность в том, что ты делаешь, и постоянные сомнения в этом. Если какое-то из этих качеств перевесит - плохо. Самоуверенный решит, что все, им сделанное, гениально. Нерешительность тоже ни к чему не приведет. Эти два качества необходимы режиссеру - одновременно!..».
1. Введение.
2. Глава 1. «Непредсказуемая прелесть бытия» в фильмах Марлена Хуциева конца 50х – начала 60 х годов.
3. Глава 2. Диалектика человеческой души. Проблема поиска смысла жизни в картинах Марлена Хуциева..
4. Глава 3.Ожившие классики. Проблема сохранения русской культуры.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.
7. Приложение.
Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов
Факультет
конфликтологии
Курсовая работа по дисциплине
История отечественного кино
Тема:
Марлен Мартынович Хуциев
Кафедра Режиссуры мультимедиа
1 курс, группа №43
Турлакова
Ксения Александровна
Санкт-Петербург
2011
год
Содержание
Введение
« …настоящий кинематограф – это
глубочайшее философское раздумье
над жизнью»1. Это высказывание может
быть эпиграфом ко всему творчеству Марлена
Мартыновича. Он широко известен в
России и за рубежом. Множество его фильмов
являются призёрами и победителями международных
и отечественных кинофестивалей. Но самое
главное – его фильмы завоевали сердца
зрителей по всему миру.
Однажды в интервью Марлена Мартыновича
спросили какие качества нужны режиссёру,
он ответил, что «Два качества: абсолютная
уверенность в том, что ты делаешь, и постоянные
сомнения в этом. Если какое-то из этих
качеств перевесит - плохо. Самоуверенный
решит, что все, им сделанное, гениально.
Нерешительность тоже ни к чему не приведет.
Эти два качества необходимы режиссеру
- одновременно!..».2
Сейчас
Мы с полной уверенностью можем сказать,
что Марлен Хуциев в полной мере
обладает этими качествами.
Он один из немногих творцов, определяющих
не только отечественное киноискусство,
но и развитие общественной мысли в
стране.
Это тонкий, чувственный, изящный человек с тихим, чуть глуховатым голосом нисколько не похожий на знаменитых режиссеров. Все, кто знают его всегда отмечали его созерцательный характер – это самое первое характерное впечатление от встречи с ним. Ещё учась во ВГИКе, он поражал всех своей необычайной сосредоточенностью, и многие считали, что он будет заниматься научными исследованиями, что станет художником-ученым, но он очень тонкий человек. Это отразилось в его дипломной работе - фильму "Градостроители". Уже в ней чувствовался его самобытный талант.
«Почему он считался в 60-е годы человеком, который наш советский шестидесятнический кинематограф... Он был его флагманом.. Потому что он то время точнее всех передал по ощущениям именно время. Складывается это, наверно, из массы всего. Но вот этот документализм – он из вкуса. Поэтому иногда ощущение, что это не игровое кино, а документальное, где люди говорят те фразы, которые ты должен услышать»3 - говорит о Марлене Хуциеве Дмитрий Месхиев.
«Обдумывая, что же я делаю, я вывел некую теоретическую позицию своих режиссерских пристрастий. Я это назвал «пафос факта». Что такое пафос факта? Если пафос такой – на ходулях… А вот в сочетании с событием вытекает какое-то серьезный эмоциональный отклик»4. Так сформулировал свое творческое кредо Марлен Мартынович Хуциев.
Высокая лиричность, психологическая достоверность, внимание к внутреннему миру, внутренней жизни героев – отличают фильмы этого мастера. Каждая новая картина М. Хуциева становилась событием не только кинематографической, но часто и общественной жизни. Фильмы Хуциева – это особый мир, иное мировосприятие, другой взгляд на действительность. Мастер уникального дарования, создавший необычайные по выразительности образы, он дарит нам своих легких, органичных героев и уже не один десяток лет киноведы и кинокритики занимаются анализом его фильмов, ищут секрет их обаяния и долголетия. А зрители воспринимают их так, словно они сделаны сегодня.
Основной темой творчества М. Хуциева можно назвать – это стремление людей к взаимопониманию, даже в самых драматических ситуациях он заставляет верить в жизнь, в доброту людей. Его творчество отражает замечательные человеческие качества: доброту, терпимость, сочувствие к ближнему, любовь к Родине, тревогу за ее судьбу. Он отражает важнейшие черты окружающей жизни.
Марлен Мартынович Хуциев родился 4 октября 1925 года в городе Тбилиси. Отец – Хуциев Мартын Леванович (1900-1937), коммунист с дореволюционным стажем, погиб в годы репрессий. Мать – Утенелишвили Нина Михайловна (1905-1957), актриса. Супруга – Соловьева Ирина Семеновна, закончила ВГИК, была членом сценарной редколлегии киностудии имени Горького. Сын – Хуциев Игорь Марленович, окончил режиссерский факультет ВГИКа, учился у М. Ромма и Л. Кулиджанова. Внучка – Хуциева Нина, окончила китайское отделение МГУ имени М.В.Ломоносова. Сестра – Хуциева Ирина, инженер-строитель.
После
школы Марлен захотел поступить в Академию
художеств, но не смог пройти конкурс.
Но уже 1944 году стал работать на Тбилисской
киностудии помощником художника комбинированных
съемок.
В 1945 году Марлен поступил на режиссерский
факультет ВГИКа (мастерская И.Савченко).
Его однокурсниками были А.Алов, В.Наумов, Ю.Озеров,
Ф.Миронер и другие. 1950 году, Хуциев дебютирует
как режиссер. Его первый фильм – дипломная
работа – «Градостроители».
В 1955 году кинорежиссер Борис Барнет, у
которого Хуциев проходил практику, еще
будучи студентом, пригласил его вторым
режиссером на фильм «Ляна».
В 1955-1958 годах Марлен Мартынович работал режиссером на Одесской киностудии, затем был ассистентом режиссера на киностудии им.Горького. С 1965 года Хуциев стал режиссёром киностудии «Мосфильм».
Вместе Г. Климовым и Г. Лавровым Хуциев закончил фильм «И все-таки я верю» (1967), который не успел завершить М.И. Ромм.
В картинах «Интервенция», «Гори, гори, моя звезда» и др. Хуциев снимался как актер.
Свое место среди других художников Хуциев считал несколько своеобразным. Он высказался так: «У меня ощущение, что я остался позади, что другие меня опередили. И это лишает меня сна»5. Можно лишь строить предположения, насколько на это ощущение повлияла история с «Заставой Ильича», в какую сторону устремилась бы его творческая мысль, если бы не хрущевская критика на встрече в Кремле. Возможно, состоялся бы долго вынашиваемый им фильм о Пушкине, о котором он размышлял и во время пребывания в Праге, пояснив, что одна красота напомнила ему о другой красоте.
«Мой способ существования в кино — через окно достоверности выйти на простор образа. Студентам повторяю: образ — главное. Но он не должен шибать в нос.» 6- говорит он.
Его любимые иностранные режиссеры: Федерико Феллини, который был ему ближе, чем Микеланджело Антониони, из чьих фильмов он больше всего ценил «Затмение». Затем французы (прежде всего Трюффо), итальянцы (Джерми и Де Сику с «Похитителями велосипедов») и поляки (Вайда, Кавалерович). Среди республиканского кино он отметил успехи грузин, но любимыми авторами назвал Тарковского, Таланкина, Алова, Наумова, Савченко.
Кроме
режиссуры Хуциев часто выступал
как автор или соавтор
Свою творческую карьеру Марлен Мартынович успешно совмещает с педагогической деятельностью. С 1978 года он преподает во ВГИКе, выпустил пять режиссерских мастерских. Многие его ученики сегодня активно работают в кино и на телевидении. Профессор М. Хуциев заведует во ВГИКе кафедрой режиссуры художественного фильма. Среди его учеников очень много талантливых людей. У них по- разному складывается судьба: у одних более успешно, у другие - менее. Но их наставник, по его собственному признанию, пытается даже не учить, но ориентировать, внушать, что они не должны делать ничего гадкого и пошлого.
Когда Хуциев набрал свою мастерскую, это было не просто событие, а ощущение какого-то значительного, решающего шага. Мастер придет, и его ученики не просто обновят, а создадут фактически новый кинематограф. Вероятно, с этим связывалось ощущение от мастерских Ромма и Довженко, ученики которых действительно обновили наш кинематограф. Но Хуциев был из мастерской Савченко, и он, скорее, опирался на культуру и традицию, хотя конечно, он в свою очередь обновил кинематограф 60-х, он дал ему дыхание. Неясно было, какими станут его ученики. Они оказались абсолютно разными. Там был и Дмитрий Месхиев, и Василий Пичул, который спустя всего несколько лет гремел со своей картиной «Маленькая Вера», а тогда спорили о его дебютной ленте «Вы чье, старичье?».
Профессор
Хуциев также является президентом
Гильдии кинорежиссеров России, президентом
Международного правозащитного кинофестиваля
«Сталкер», действительным членом Российской
Академии гуманитарных наук, почетным
членом Российской академии художеств
и т.д. Он неоднократно избирался секретарем
Союза кинематографистов СССР.
Марлен Хуциев – Народный артист СССР,
лауреат Государственной премии СССР
и РФ, лауреат премий «Золотой Овен», «Триумф»
и «Ника», обладатель приза города Санкт-Петербурга
«Живая легенда отечественного кино»,
премии мэрии Москвы за уникальный вклад
в развитие культуры, Национальной премии
в области документального кино и телевидения
«Лавровая ветвь». Он награжден орденами
«За заслуги перед Отечеством» IV, III и II
степеней, «Знак Почета» и другими орденами
и медалями.
О творчестве
М. Хуциева широко писала отечественная
и зарубежная пресса. Кроме периодики,
оно освещено и в многочисленных
изданиях. Вот далеко не полных их перечень:
"Молодые режиссеры советского
кино" (М., 1962), В. Демин "Фильм без
интриги" (М., 1965), Н. Зоркая "Портреты"
(М., 1965), В. Шукшин "Нравственность есть
правда" (М., 1979), М. Черненко "Марлен
Хуциев" (М., 1988), Л. Аннинский "Шестидесятники
и мы" (М., 1991), "Киноведческий
записки" (№ 14, 1992), "Кинематограф
оттепели" (М., 1995).
Глава 1. «Непредсказуемая прелесть бытия»7 в фильмах Марлена Хуциева конца 50х–начала 60 х годов.
С самых
первых работ режиссёра стала
заметна его необычайная
Работой, которая принесла Хуциеву признание кинозрителей и мастеров отечественной режиссуры, стала "Весна на Заречной улице", которую он снял вместе с однокурсником Феликсом Миронером. Фильм отличает поэтичность, тонкое сопереживание героям. В картине нет пафоса и морализаторства.
В 1954 году ВГИКовец Феликс Миронер написал одноактную пьесу о сталеварах. Во время практике на Одесской киностудии, он переделал рукопись в киносценарий. Он понравился и фильм тут же решились снимать. Режиссёрами «Весны на Заречной улице» были утверждены Феликс Миронер и ещё один выпускник ВГИКа Марлен Хуциев.
«Первый фильм – это всегда очень важно, – говорит Хуциев. – „Весна на Заречной улице“ – это, пожалуй, моя единственная картина, которая была сделана легко. Собралась очень дружная группа. Сценарий принадлежал Феликсу Миронеру, с которым мы жили в одной комнате в общежитии ВГИКа и вместе много писали. Снимали операторы Пётр Тодоровский и Радомир Василевский, – очень молодые, отчаянные, увлечённые. А время было замечательное – всё было как-то легко.
Мы собрались этой командой, и в Одессу нас позвал весьма своеобразный и, несмотря на сложный характер, замечательный человек Александр Валентинович Горский, знавший нашу мастерскую, мастерскую Игоря Савченко, ещё по практике на Киевской киностудии, где он был директором. Горский как-то повздорил с Хрущёвым, тот снял его с этой должности и отправил в Одессу. В ссылку. Как Пушкина. А в Одессе в то время была даже не студия, а кинофабрика, база. И возрождать студию Горский пригласил нас».8
Во многом
удачный выбор актёров
Николая Рыбникова в роли Саши Савченко из-за неудачной пробы утвердили не сразу. Кинематографическое начальство настаивало на другом актёре, более высоком и плечистом. Хуциев стоял на своём.