Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 21:54, курсовая работа
Эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры.
Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности — эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях. Конечно же, рассказать обо всей культуре барокко все равно, что “объять необъятное”.
Введение - 3 -
2. Барокко Италии - 7 -
3. Барокко Фландрии - 10 -
4. Барокко Испании - 11 -
5. Барокко Германии - 12 -
6. Музыкальная жизнь Англии - 15 -
7. Литература барокко - 18 -
Заключение - 19 -
Литература - 20 -
Еще одна
антиномия: противопоставление
свет, утешение, покой, мысли о Христе.
Что смерть благочестивым?
Ключи от жизни вечной, Времен граница лживых, На поле битвы мир, Идущий к солнцу
путник, Блаженства вечный пир, В пути к отчизне спутник, Пожатие десницы, Пылающее
пламя, И райские зарницы, Горящие над нами.
Хофмансвальдау. “Смерть” Это и антиномия преувеличенной яркости, телесности жизни (театр, живопись Рубенса) с одной стороны, и мрака, боли, мистицизма — с другой (гравюры Шенфельда).
Противопоставления существуют и на уровне типа мышления, мироощущения,
пространства, времени.
Игралище времен, непостоянный род, На сцене бытия в преддверии утраты Тот
вознесен, тот пал, тому нужны палаты, Тому — дырявый кров; кто царствует, кто ткет.
Грифиус. “Подобье нашей жизни” Перед нами типично барочная картина мира. Он
неустойчив, динамичен, соткан из контрастов, подвержен метаморфозам.
Кроме
вышеизложенного, типичными
Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами,
видениями; 2. Повышенная эмоциональность; 3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов; 4. Яркая контрастность, эмоциональность образов; 5. Динамизм (“мир барокко — мир, в котором нет покоя” Бунин) ; 6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам: а) целостностные системы философии; б) поиск единства в противоречиях жизни; в) в архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению; д) в живописи — отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание “бесконечности” пространства; е) в музыке — создание циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера).
В эпоху
барокко произведения
(Липатов). Т. о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как
декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра”) – [см. Рис.1].
Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных решений в
архитектуре, музыке).
Например,
церковь св. Сусанны. Характерно:
нагруженность формы,
декорировка пространства,
нарастание массы к центральной части,
заполнение ниш статуями.
Рис.1 Балдахин
Бернини в соборе Святого Петра.
Первоначально очагом культуры барокко была Италия. Для Италии — это время
медленного заката многовекового блистательного искусства. Наиболее ярко стиль проявился в архитектуре. Для нее характерно: 1. Усиление черт изобразительности; в частности, в композициях фасадов: а) фасад становится декорацией, связанной со зданием в качестве одной из картин в сюите зрительных ощущений от общего (“Фасад есть не что иное, как обман” — Милиция); б) фасад — как изображение несуществующего, воображаемого здания: колонны выступают вперед, углубляются, превращаются в плоские пилястры; окна — то как пролеты, то как изобразительный элемент (дворец Цуккары, окна — раскрытая пасть чудовища).
2. Стилизация
одних форм под другие (церковь
Сант-Иво Баррамини. План
выполнен в форме пчелы).
3. Излишества различного рода (детализация, обилие украшений).
Представители: Барромини Франческо. Для его работ типично: 1. Дробность массы
здания; 2. Дематериализация каменных масс; 3. Динамизм решений; 4. Богатая внутренняя
отделка: золото, полудрагоценные камни. Например: церковь Св. Карло алле квадро фонтане в Риме.
Бернини
Лоренцо. Для его работ
расчетом; 2. Мастерская работа с фактурой камня; 3. Использование оптических эффектов.
Например: лестница в папском дворце в Ватикане, церковь Сант-Андреа дель Квиринале
(овал в плане здания).
Будучи великим архитектором, он был прекрасным графиком, рисовальщиком и
скульптором. Наиболее известные работы: “Давид” — динамизм (тело повернуто вокруг своей оси), напряженность мускулов, экспрессия лица.
“Алтарь св. Терезы” в церкви Санта-Мария делла Витториа: “. стена алтарного
полукружия расторгается сверхъестественной неудержимой силой. Из-за нее выступают вперед величественные скульптурные композиции. Массивные колонны с тяжелыми капитолиями более объемны, чем пилястры за ними. Из-за колонн выступает вперед повисший на окаменевших облаках трон, вокруг которого стоят четыре статуи. Золотые лучи, вырываясь из-за облаков, пышным снопом озаряют это видение” (Липатов.) 2. Скульптура Вообще, в скульптуре существовала следующая тенденция: человеческая фигура на фоне здания уподобляется концерту для голоса и оркестра. Фигуры выходят за пределы ниши, обрамление становится объемной формой, за которую можно войти. Скульптура напоминает живопись, живопись — скульптуру. Крупным скульптором был Антонио Канова, первые работы которого являются отражением стиля барокко. Характерен выбор сюжетов, связанных с библейской, мифологической тематикой
героического или драматического плана. Его работы отличаются монументальностью,
необычностью, вычурностью, динамикой ракурсов, общедраматическим звучанием (“Орфей”, “Геркулес и Лихас”). Постепенно Канова отходит от стиля барокко и лучшие его работы принадлежат к классицизму.
Живопись
Живопись
итальянского барокко
его произведений характерно: 1) мифологические, библейские, исторические сюжеты; 2)
эффектное, театральное, помпезное изображение; 3) обязательное присутствие архитектурного фона; 4) яркость, контрастность колорита; 5) динамика изображения.
Например: “Сотник перед Христом”.
Другим
блистательным мастером
широчайшего масштаба, великолепный импровизатор. Его перу принадлежат картины: “Пир Клеопатры”, “Двое святых”, “Смерть Дидоны”, “Меценат, представляющий императору Августу свободные искусства”.
К стилю барокко относится творчество Алессандро Маньяско, но в его произведениях
чисто барочные черты: динамизм, эффектное изображение, получили иную окраску — все
кажется увиденным во сне, о котором рассказывают с оттенком болезненной иронии и
демонстративного сарказма. Характерно: 1. Гиперболизм в изображении; 2. Искажение
пропорций; 3. Мрачная, холодная красочная гамма; 4. Нервный, “пляшущий” мазок.
Выдающимся
живописцем барокко был
фактуры; 2. Пластическая моделировка; 3. Приближение фигуры к переднему плану; 4.
Цельность, строгая соотнесенность частей; 5. Детализация.
Среди его произведений такие, как “Неверие Фомы”, “Успение Марии”, “Положение во
гроб”, “Мандолинистка”, “Призвание апостола Матфея”, “Обращение св. Павла” – [2.стр. 78-85].
Музыка
В музыкальном искусстве XVII в. начинается как бы с решительного перелома, с
бескомпромиссной борьбы против полифонии строгого стиля. В это время было провозглашено рождение нового стиля — монодии с сопровождением, гибко следующим за поэтическим словом. В результате, динамичнее становится музыкальный язык, обновляется музыкальное искусство, порождающее новые творческие искания – [4. стр. 137]
Опера
Новые исторические условия и социальная атмосфера, новые черты мировоззрения
сильным образом повлияли на судьбы и характер музыкального искусства. Музыка ощутила на себе напряженный, тревожный, неустойчивый, патетический дух времени. На пороге новой эпохи остро прозвучало требование драматической выразительности в музыке: флорентийцы создали оперу. Именно возникновение оперы в Италии открывает эпоху XVII в. в истории музыкального развития Западной Европы. Будучи новым синтетическим жанром, она была призвана воплотить идеал “нового стиля”. Появление данного жанра было длительно и многосторонне подготовлено в художественной атмосфере Возрождения: увлечение образцами древнегреческой трагедии, пасторальные драмы, духовная опера Кавальери, мадригальная
комедия (Веке “Тик-так-ток”), комедия масок, драматические спектакли, интермедии.
Выдающимся оперным композитором был Клаудио Монтеверди, который углубил
драматическую сущность нового жанра, обогатил полифонической традицией, средствами
музыки показал многообразие человеческих характеров. В основу его опер положена
драматическая мелодия (concitato — взволнованный стиль), сплавлявшая речевые интонации, декламацию и вокал. Монтеверди включил в оперу симфонические эпизоды (увертюры), детально разрабатывал оркестровку, вводил новые технические приемы для большей выразительности: тремоло, пиццикато. Таким образом, Монтеверди явился смелым новатором, далеко опередивший современное ему музыкальное искусство. Его произведения: оперы “Орфей” 1607г., текст А. Стриджо, “Ариадна” 1608г., текст Ринуччини, “Коронация Поппеи” 1642г. и др. интермедии “Балет неблагодарных”, “Музыкальные шутки” и др.
С середины
XVII в. намечается определенная
колея развития оперного жанра,
устанавливаются типы, разновидности, образуются школы: 1) Венецианская. Фр. Ковали,
Марк А. Чести, Фр. Сократти, А. Сартарио, Дж. Лоренцо, Д. Фрески.
Характерно: а) античный, мифологический, исторический сюжет в свободной трактовке;
б) захватывающее действие, любовные интриги; в) введение комических эпизодов; г) опора на арии, мелодии близки бытовым, народным; д) утрачивается виртуозность; е) изменяется функция речитативов — только связки между ариями; ж) большая роль оркестра. Увертюры программны, тематически связаны с оперой; з) утверждаются оперные декорации (Торелли).
2) Неаполитанская,
во главе с А. Скарлатти.
В его творчестве
оперы-serio (серьезной оперы). Черты: а) Сюжет исторический, легендарный, античный,
мифологический; б) стержень — любовная интрига; в) герои условны, главное не характер, а эмоции, данные в контрастах и противоречиях; г) главенствующее значение музыки; д) текст носит обобщающий характер; е) вырабатываются определенные типы арий, их функции: ария-жалоба, ария мести (гнева), героическая ария, пасторальная, бравурная. ж) большая роль принадлежит оркестру. Индивидуализируются партии струнных и духовых, утверждается трехчастная увертюра — simfonia: 1 ч. — быстрая, 2 ч. — кантиленная, 3 ч. — моторная.
Оратория
Параллельно опере развивается крупный вокальный жанр оратории, более
камерный кантаты. Главным принципом оратории становится раскрытие только музыкальными средствами драматического содержания. Постепенно итальянская оратория вытесняет ораторию с латинским текстом. Сольное пение вытесняется хоровым. Текст оратории сближается оперным либретто. Проявляется стремление к типизации арий и ансамблей. Достигнув зрелости, итальянская оратория проникает в другие страны: Англию, Австрию (Гендель, Гайдн).
Кантата в XVII в. складывалась как жанр по преимуществу светский, постепенно
приближаясь к оперной композиции в камерных масштабах. Кристаллизация жанра связана с именами Дж. Кариссими, А. Страделла. Постепенно определяются разновидности кантат: лирическая (камерная), праздничная (более масштабная).
Инструментальная
История
инструментальной музыки XVII в. —
это история создания