Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 21:54, курсовая работа
Эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры.
Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности — эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях. Конечно же, рассказать обо всей культуре барокко все равно, что “объять необъятное”.
Введение - 3 -
2. Барокко Италии - 7 -
3. Барокко Фландрии - 10 -
4. Барокко Испании - 11 -
5. Барокко Германии - 12 -
6. Музыкальная жизнь Англии - 15 -
7. Литература барокко - 18 -
Заключение - 19 -
Литература - 20 -
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
Кафедра: Дизайн прически
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Стиль «барокко»
Санкт-Петербург
2011
Эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры.
Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности — эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях. Конечно же, рассказать обо всей культуре барокко все равно, что “объять необъятное”. Поэтому отдельные грани (общестилистические черты, мироощущение эпохи, антиномии в искусстве) рассмотрены мной более подробно, другие — менее. Особого внимания заслуживает музыкальная жизнь эпохи — чрезвычайно насыщенная, полнокровная, вышедшая за рамки XVIIв. Это время выдвинуло двух гениев (в области музыкального искусства): Баха и Генделя, раскрывших разные грани стиля.
В XVII в. не было создано теории искусства. Сам термин появился позже. Существует
несколько версий происхождения термина: 1) от итальянского “baruecco” — жемчужина
неправильной формы; 2) “baroco” — одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим
В XVIII
в. термин приобретает
обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.
В 50е годы XIX в. начинается рассмотрение барокко как исторического стиля,
закономерного этапа в развитии искусства позднего Возрождения.
В 80е
годы XIX в. происходит настоящее
“открытие” барокко: работы
Вельфлина, Юсти. За барокко признали право на существование как особого художественного явления.
В 20-е
годы XX в. происходит кризис
Эпоха, направление, стиль.
другом? Ответы на эти вопросы пыталось отыскать не одно поколение искусствоведов. Десятки книг и статей посвящены этой теме. И все же мы не найдем в них единственной истины. В самом деле, барокко — это стиль, направление или эпоха? А может быть и то, и другое, и третье одновременно.
Средневековье — конечно, эпоха. Но есть ли у культуры этого времени какие-то общие
черты или преобладает смешение стилей? Правомерно ли вообще деление культуры на какие-то периоды, этапы, эпохи? Недаром ученые уже не одно столетие настойчиво пытаются найти то общее и особенное, что таинственно связывает между собой явления искусства, восстановить цепь случайностей, звенья которой оборачиваются к нам новыми гранями.
Новое время, эпоха барокко. Загадочным образом эта эпоха все еще живет в нашем
сознании, ее новизна не устарела без малого четыре столетия. Драматическая напряженность мироощущения, интенсивность духовной жизни чувствуется на расстоянии, притягивая через века. Не ослабевает и притяжение искусства барокко: драматургии Шекспира, архитектурных ансамблей барочного Рима, живописи Рубенса, Рембрандта, скульптуры Бернини. Не упомянуты еще Кальдерон, Грифиус, Гриммельсхаузен, Шенфельд, Эль Греко, Декарт, Кеплер, Бёме, Паскаль. Порождением духовной атмосферы эпохи стала музыка А. Скарлатти, Д. Скарлатти, Дж. Фрескобальди, К. Монтеверди, И. Пахельбеля, Букстехуда, Шюца, Корелли,
Вивальди, Генделя, Баха. Если взглянуть из нашего “исторического далека” на эпоху барокко, в ней не может не поразить внутренняя закругленность, завершенность, исчерпанность смысла. Барокко — время от “Гамлета”, его “порвалась дней связующая нить” (1601) до смерти Баха, его “Пред троном твоим предстаю я днесь” (1749). Начало эпохи — прорыв в будущее. Но был ли он так уж неожидан?
Западная Европа вступила в новую фазу экономических и политических отношений,
принесшую с собой новую культуру. Эта фаза характеризуется, прежде всего, развитием и
борьбой феодальных и капиталистических отношений, приводящей к столкновению двух
классовых мировоззрений. Происходит централизация государственной власти и образование национальных государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов. XVII век — одна из наиболее грандиозных эпох во всей истории: все европейские страны развивались в одном направлении: от феодализма к капитализму, причем движение это принимало остродраматические формы, а сам характер развития был резко неравномерным: в Голландии уже сложились буржуазные отношения; в Англии — буржуазная революция; во Франции — расцвет абсолютизма; в Италии — контрреформация; в Германии сохраняется феодальная раздробленность, идет Тридцатилетняя война (1618-1648гг.); Испания является одной из самых отсталых окраин.
Ведущими социальными слоями становятся буржуазия, земельная аристократия и
крестьянство. Но именно с XVII в. намечаются контуры единого мирового культурно-
исторического процесса.
Это не
просто время перехода от
Идеологической основой для нового стиля было ослабление духовной культуры и
духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков), борьба различных
вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм выражал феодальные
тенденции, протестантизм — буржуазные. В это же время государство приобретает большую роль, соответственно происходила борьба религиозного и светского начал. Одновременно развивается наука (географическое познание Земли (за исключением Антарктиды), развитие оптики, законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета Ньютоном, имеющие большое значение для живописи, развитие термодинамики).
В такой сложной, динамической, драматической обстановке складывался новый стиль,
новая культура. Утверждался же он в обстановке относительной стабилизации жизненных
условий. Она была результатом либо насильственной политики государства и церкви, либо следствием затишья, пришедшего на смену общественным потрясениям. Но со стабилизацией жизненных условий не уничтожаются общественные противоречия.
Не случайно
общественное сознание
ситуации, к которой оно прикасается: социальные отношения, политика, экономика. XVII в. — время перелома в общественном сознании идеологии гуманизма. Исчезает уверенность в неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение трагических противоречий. Скепсис и дуализм — вот основные характеристики общественного мнения, общественного сознания. На рубеже XVI-XVII вв. образуется так называемый “трагический гуманизм” — осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба с ними и с самим собой. Происходит “расслоение” человека на частного и родового, на личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего. Эти коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания эпохи — и обыденного и философского самосознания, и художественного мышления.
В XVII в.
господствующим становится
Т. о. идеология признает существование антагонизмов (противоречий), но считает
государство и церковь силами, примиряющими конфликты жизни, придающими ей единство. Первоначально философия стремится найти монистическое объяснение мира (в чем единство?): Рене Декарт: единство мира в разуме. Именно сознание, по Декарту, является исходной достоверностью познания. Бог — наиболее совершенное сущее, его функции в гармонии и гарантии истинности познания; Бенедикт Спиноза находит единство в пантеистическом восприятии Бога, который включает в себя видимый и невидимый мир, материальную суть, духовные элементы; Томас Гоббс утверждает: единство — в материи. Все духовное есть суть материального. Люди должны объединяться в общество с сильной абсолютистской государственной властью.
Блез Паскаль находил единство и суть в идеальной любви, источнике благородного
поведения. Именно религия (Христианство) разрешает загадку Бытия; Готфрид Вильгельм
Лейбниц видел единство в предустановленной гармонии мироздания, состоящей из
бесконечного числа монад — самоценных завершенных жизненных организмов.
Вообще,
идея Божества — как
милосердия, вносящего стройность во все сущее, — характерна для умонастроения эпохи.
В тоже
время, барокко —
послеренессансной эпохи, которые усматривали главный порядок жизни в его противоречиях и считали, что нет ничего, что не имело бы своей оппозиции. Антиномии, несовместимые друг с другом противоположности, сосуществуют в культуре барокко, создавая своеобразную гармонию. Гармонию неустойчивую, исполненную тревоги. Теоретики барокко говорят о “созвучии несозвучного”, о concordia discordans. Антиномии барочного мышления проявляются во всем.
Антиномия “хаос (управляющий вселенной) — порядок (торжество рационализма) ”.
Система, к которой тяготеет научное и художественное мышление барокко (система созвездий Кеплера, учение о государстве Грация, система планировки Ленотра) понимается не как выражение порядка, лежащего вне человеческого сознания, а как нечто соразмерное, рациональное, упорядоченное, подчиненное рассудку человека. В то же время, духовное открытие барокко — чувство безграничности мира (чему способствовали географические открытия), трагичной незащищенности человека, несопоставимости малой, бренной страдающей песчинки человеческой жизни и неизменной, холодной, бесконечной бездны Космоса.
Кто ты,
о человек? Сосуд свирепой
Фортуны легкий мяч, болотный огонек, Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.
Грифиус.
“Человеческая нищета” Т. о.
личность человека “
(Флеминг). Все зависит от внешних воздействий, от природы, от окружения, от людской массы. Фортуна неуправляема, поток времени неуправляем, его можно лишь наблюдать — до тех пор, пока он не сметет наблюдателя. Смерть слепа, стреляет наугад. Случайность, хаос управляют Вселенной. В этом хаосе одинаково иррационально и трагическое (поэзия Грифиуса, музыка Шюца), и чудесно-мистическое (“Экстаз святой Терезы” Бернини, живопись Эль Греко).