Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:28, реферат
История отечественной культуры - наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа.
Культура развивается непрерывно, и каждое поколение людей опирается на то, что было создано предшественниками.
Время и пренебрежение потомков привели к утрате многих памятников культуры. Но история отечественной культуры свидетельствует о том, что кроме потерь были и находки, и открытия. Так, спустя много веков в нашу культуру вернулось “Слово о полку Игореве”, возродилось духовное значение русской литературы. Так, восстанавливались
Еще один художник из “Мира искусств” - Билибин иллюстрировал русские народные сказки и сказки А.С. Пушкина. Можно сказать, что он, являясь продолжателем дела Васнецова и Поленовой, представлял то направление в русском искусстве, которое искало опоры в национальных духовных традициях, поэтическом мире сказок и былин, в образно-пластической системе народного ремесла. Но вместе с тем с графикой Билибина в русский модерн вошло влияние японской цветной гравюры. Особенно сильно это влияние сказалось в созданных в 1905 году известных иллюстрациях к “Сказке о царе Салтане” А.С. Пушкина.
Практические его ровесник
Рерих много размышлял о
Выше шла речь о художниках, чьи произведения формировали русский модерн, определяли его характерные черты. Врубелю, одному из творцов русского модерна, новый стиль казался средством обретения свободы для собственного творческого волеизъявления, формат выражения своей художественной индивидуальности. В то же время Серов в своих поздних работах (“Похищение Европы”, “Портрет Иды Рубинштейн”, все 1910 года) шел к модерну, усматривая в нем наоборот, дисциплинирующие стилевые установки, способ “самообуздания” личности.
Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники XX века. Его манера писать "разноцветными кубиками" (по словам Ф.И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства XX века.
2. Русский авангард
Нет сомнения, что “путь
в XX в.” был противоречив. Модерн
частично принадлежал и прошлому
и будущему. Как и предварившее
направление модернизма, авангард был
нацелен на радикальное преобразование
человеческого сознания средствами
искусства, на эстетическую революцию,
которая разрушила бы духовную косность
существующего общества, при этом
его художественно-утопические
Не удовлетворяясь созданием
изысканных “очагов” красоты и
тайны, противостоящих низменной материальности
бытия, авангард ввел в свои образы
грубую материю жизни, “поэтику улицы”,
хаотическую ритмику
Спектр направлений велик.
Преобразования охватили все виды творчества,
но изоискусство постоянно выступало
инициатором новых движений. Мастера
постимпрессионизма предопределили важнейшие
тенденции авангарда; его ранний
фронт наметился групповыми выступлениями
представителей фовизма и кубизма.
Футуризм укрепил интернациональные
контакты авангарда, ввел новые принципы
взаимодействия искусств (изоискусства,
литературы, музыки, театра, фотографии
и кинематографа). В 1900-10-е годы новые
направления рождаются одно за другим
в широком географическом диапазоне
от России до Нового Света (с Москвой,
Берлином, Нью-Йорком и другими центрами,
которые все решительнее
В период войн и революций
1910-х годов политический и художественный
авангарды активно
В условиях же политического либерализма авангард с 1920-х годов утрачивает прежний пафос противостояния, вступает в союз с модерном, устанавливает контакт с массовой культурой. Кризис авангарда, к середине 20 века в значительной мере растратившего свою былую “революционную” энергию, явился стимулом для формирования постмодернизма как основной ему альтернативы.
Один из самых ярких представителей авангарда, Василий Кандинский, принадлежит к числу открывателей нового художественного языка XX столетия и не только потому, что именно он “изобрел” абстрактное искусство - он смог придать ему масштаб, цель, объяснение и высокое качество.
Другой яркий представитель - Казимир Малевич (1878-1935), о котором по настоящему о заговорили в кругах не только художественных, но и в широкой прессе после следующей выставки, на которой он показал уже так называемые супрематические полотна, иначе говоря геометрические абстракции. С тех пор Малевича, к сожалению, стали считать только художником супрематизма и даже художником одной картины "Черного квадрата". Эту славу отчасти Малевич поддерживал сам. Он считал, что "Черный Квадрат" - это вершина всего. Малевич был разносторонним живописцем. В 20-30-е годы он написал крестьянский цикл, незадолго до смерти стал писать портреты в духе старых мастеров, пейзажи в духе импрессионизма.
Малевич, российский художник,
основатель супрематизма, один из немногих
в России, работавших в направлениях
кубизма, футуризма. Был незаслуженно
забыт в Советском Союзе, хотя
его творчество одна из самых ярких
страниц в мировом
Творения русских художников
- авангардистов начала века взорвало
художественное сознание. И в то
же время супрематизм Малевича появился
как закономерная стадия в развитии
русского и мирового искусства. Сам
Казимир Малевич выводил
Идеями супрематизма были
увлечены И.А. Пуни, И.В. Клюн и др. Клюн,
в отличие от Малевича, уже через
несколько лет яростно
В начале 1910-х годов, сблизившись
с кругом М. Ларионова, Малевич создает
свои варварские, резко деформирующие
натуру жанровые картины. Клюн остается
в стороне от неопримитивизма. Период
кубофутуризма - пожалуй, лучший в творчестве
Клюна. Его кубистические картины,
экспонировавшиеся на выставке "Союза
молодежи" в 1913 году. Клюновский кубизм
"правовернее", чем у Малевича.
Малевич часто пользовался
Композиции Клюна тщательно отделаны, построены, слажены. Тема - бытовые приборы, посуда: озонатор, граммофон, кувшин. Предмет расчленен, но бережно и деликатно, он вполне узнаваем, иногда даже вступает в несложный сюжет: Кубизм Клюна эстетичен, цель автора - сделать качественное произведение искусства; кубизм Малевича скорее концептуален, в нем превалирует идея. Его лучшие вещи похожи на работы Малевича, но никогда их не превосходят. Ощущение знаковости форм, его прямоугольники и овалы не полны той значительности, той "энергетики", которую излучает живопись Малевича. Сам художник утверждал, что в его натуре преобладает аналитическое, а у Малевича - мистическое начало.
На рубеже десятилетий супрематизм становится если не тотальной модой, то очень заметным увлечением в художественных кругах, каждый мастер, так или иначе причисляющий себя к современности, стремился сделать что-то "супрематическое" в порыве полемики, самоутверждения, восхищения, наконец. В искусстве того времени легко было обнаружить где угодно если не черные квадраты (Чехонин, Шагал), то обязательный геометрический акцент (Филонов, Кандинский).
В раннем творчестве Кандинского натурные впечатления служили основой для создании ярких красочных пейзажей, иногда с романтически-символической нагруженностью сюжетов (“Синий всадник”, 1903). Середина и вторая половина 1900-х гг. прошли под знаком увлечения русской стариной; в картинах “Песня Волги” (1906), “Пестрая жизнь” (1907), “Рок” (1909) художник совмещал ритмико-декоративные черты русского и немецкого модерна (югендстиля) с приемами пуантилизма и стилизацией под народный лубок. В части работ Кандинский развивал ретроспективные фантазии, свойственные мастерам круга “Мир искусства” (“Дамы в кринолинах”, масло, 1909, Третьяковская галерея).
Ранний период творчества
художника не прошел бесследно. Как
ни парадоксально, свое искусство он
рассматривал как развитие великих
традиций прошлого. Символизм и теософия
помогли Кандинскому открыть
романтическую традицию, в 1911 г. написал
картину “Романтический пейзаж”. С
романтической традицией “
Его живописные работы предреволюционных
и революционных лет обладали
широким стилистическим диапазоном:
продолжая создавать
Кандинский, как все крупные мастера нового времени, был универсален в своей художественной деятельности. Он занимался не только живописью и графикой, но и музыкой (с ранних лет), поэзией, теорией искусства. Художник оформлял интерьеры, делал эскизы росписей по фарфору, проектировал модели платьев, создавал эскизы аппликаций и мебели, занимался фотографией, интересовался кинематографом. Поражает необыкновенная организаторская деятельность Кандинского на всех этапах его жизненного пути. Она видна уже по организации им первого объединения - “Фаланга” (лето 1901 г.).
Филонов Павел Николаевич
(1883-1941), российский живописец и график.
В символических, драматически напряженных
произведениях стремился к
Глубинные философско-культурологические
размышления Филонова определили художественно-пластический
строй картин “Запад и Восток”,
“Восток и Запад” (обе 1912-13), “Пир
королей” (1913) и др. Тема современной
городской цивилизации, в противовес
героизации ее европейскими футуристами,
была представлена русским мастером
как источник зла, уродующий людей;
антиурбанистический пафос
Татлин Владимир Евграфович (1885-1953) российский художник, дизайнер, сценограф, один из крупнейших представителей новаторского движения в искусстве 20 в., родоначальник художественного конструктивизма. Самыми значительными работами стали холсты “Матрос (Автопортрет)” (1911, Русский музей), “Продавец рыб” (1911, Третьяковская галерея). Татлин быстро выдвинулся в среде русских авангардистов; участвовал в иллюстрировании футуристических книг, в 1912 организовал в Москве собственную студию, в которой занимались живописью многие “левые художники”, ведя аналитические исследования формы. С этого времени и до конца 1920-х гг. Татлин был одной из двух центральных фигур русского авангарда, наряду с К.С. Малевичем, в соперничестве с которым развивал свои художественные открытия, легшие в основу будущего движения конструктивистов.