Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:28, реферат
История отечественной культуры - наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа.
Культура развивается непрерывно, и каждое поколение людей опирается на то, что было создано предшественниками.
Время и пренебрежение потомков привели к утрате многих памятников культуры. Но история отечественной культуры свидетельствует о том, что кроме потерь были и находки, и открытия. Так, спустя много веков в нашу культуру вернулось “Слово о полку Игореве”, возродилось духовное значение русской литературы. Так, восстанавливались
История отечественной культуры - наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа.
Культура развивается непрерывно, и каждое поколение людей опирается на то, что было создано предшественниками.
Время и пренебрежение
потомков привели к утрате многих
памятников культуры. Но история отечественной
культуры свидетельствует о том,
что кроме потерь были и находки,
и открытия. Так, спустя много веков
в нашу культуру вернулось “Слово
о полку Игореве”, возродилось
духовное значение русской литературы.
Так, восстанавливались
История отечественной культуры не ограничивается национальными рамками. Громадный вклад в русскую культуру внесли представители других народов, так же как и русские по происхождению деятели отдавали свои силы и талант культурному развитию народов СССР и других стран.
Русская культура формировалась как одна из ветвей могучего дерева мировой общечеловеческой культуры. Ее вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.
Одна из самых ярких страниц истории культуры России - живопись первой половины 20 века.
1. На рубеже веков
В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название “серебряного века” русской культуры, который начинается “Миром искусства” и заканчивается символизмом. “Мир искусства” - это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники - А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др.
Огромное значение для
формирования “Мира искусств” имела
личность С. Дягилева, мецената и организатора
выставок, а впоследствии - импресарио
гастролей русского балета и оперы
за границей, так называемых “Русских
сезонов”. Благодаря деятельности
Дягилева русское искусство получает
широкое международное
Под редакцией Дягилева с 1899 по 1904 г. издавался журнал “Мир искусства”, состоявший из двух отделов: художественного и литературного. Можно сказать, что “серебряный век” русской культуры - это век культуры высокого ранга и виртуозности, культуры воспоминания предшествующей отечественной культуры. Русская культура этого времени представляет собой синтез старой дворянской и разночинной культур. Значительный вклад “Мира искусства” состоит в организации грандиозной исторической выставки русской живописи за границей - от иконописи до современности.
Рядом с “мирискусниками” виднейшим направлением рубежа века был символизм - многогранное явление, не вмещающееся в рамки “чистой” доктрины.
Конец XIX - начало XX века - важный
период в развитии русского искусства,
совпавший с тремя революциями
- 1905-1907 гг., февральской буржуазно-
К молодому поколению передвижников относятся также Сергей Алексеевич Коровин (1858-1908) и Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930). Десять лет трудился Коровин над своей центральной картиной “На миру” (1893, ГТГ). Он отразил в ней сложные процессы расслоения крестьянства в современной ему капитализировавшейся деревне. Важнейшие стороны жизни России сумел выявить в своем творчестве и Касаткин. В его изображениях шахтеров, угадывается та мощная сила, которая в недалеком будущем разрушит старый мир.
Но в искусстве этого периода обнаружилась и иная тенденция. Многие художники стремились отыскать в жизни, прежде всего, ее поэтические стороны, поэтому даже в жанровые картины они включали пейзажи. Часто обращались и к древнерусской истории. Эти веяния в искусстве отчетливо прослеживаются в творчестве таких художников, как А.П. Рябушкин, Б.М. Кустодиев и М.В. Нестеров.
Излюбленным жанром Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904) был исторический жанр, но он писал и картины из современной ему крестьянской жизни. Однако художника привлекали лишь отдельные стороны народной жизни: обряды, праздники. В них он видел проявление исконно русского, национального характера (“Московская улица XVII века”, 1896, ГРМ). Большинство персонажей не только для жанровых, но и для исторических картин были написаны Рябушкиным с крестьян - художник почти всю свою жизнь провел в деревне. В свои исторические полотна Рябушкин привносил некоторые характерные черты древнерусской живописи, как бы подчеркивая этим историческую достоверность изображений (“Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)”, 1901, ГТГ).
Другой крупный художник этого времени - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) изображает ярмарки с разноцветными ложками и грудами пестрых товаров, русские масленицы с ездой на тройках, сцены из купеческой жизни.
В раннем творчестве Михаила Васильевича Нестерова наиболее полно раскрылись лирические стороны его дарования. В его картинах всегда большую роль играл пейзаж: художник стремился найти отрадное в тишине вечно прекрасной природы. Он любил изображать тонкоствольные березки, хрупкие стебельки трав и луговых цветов. Его герои - худенькие отроки - обитатели монастырей, или добрые старички, находящие мир и покой в природе. Глубоким сочувствием овеяны картины, посвященные судьбе русской женщины (“На горах”, 1896, Музей русского искусства, Киев; “Великий постриг”, 1897-1898, ГРМ).
К этому времени относится
творчество пейзажиста и анималиста
Алексея Степановича Степанова (1858-1923).
Художник искренне любил животных и
безупречно знал не только внешний
вид, но и характер каждого зверя,
его навыки и повадки, а также
специфические особенности
Глубокой лирической поэзией
проникнуто и искусство Виктора
Эльпидифоровича Борисова-
Дарование К.А. Коровина одинаково
ярко раскрылось как в станковой
живописи, в первую очередь в пейзаже,
так и в театрально-
“Мир искусства” во главе
с А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым, оказало
большое влияние на художественную
жизнь страны. Деятельность этой группы
была очень разносторонней. Художники
вели активную творческую работу, издавали
художественный журнал “Мир искусства”,
устраивали интересные художественные
выставки с участием многих выдающихся
мастеров. Мирискусники, как называли
художников “Мира искусства”, стремились
приобщить своих зрителей и читателей
к достижениям национального
и мирового искусства. Их деятельность
способствовали широкому распространению
в русском обществе художественной
культуры. Но вместе с тем она
имела и свои минусы. Мирискусники
искали в жизни лишь красоту и
осуществление идеалов
Александр Николаевич Бенуа
(1870-1960) по праву считается идеологом
“Мира искусства”. Он был широко
образованным человеком и обладал
большими познаниями в области искусства.
Он занимался главным образом
графикой и много работал для
театра. Как и его товарищи, Бенуа
разрабатывал в своем творчестве
темы из прошлых эпох. Он был поэтом
Версаля, его творческая фантазия загоралась,
когда он снова и снова посещал
парки и дворцы петербургских
пригородов. В своих исторических
композициях, населенных маленькими, словно
бы неживыми фигурами людей, он тщательно
и любовно воспроизводил
Ярким представителем “Мира
искусства” был Константин Андреевич
Сомов (1869-1939). Он получил широкую
известность как мастер романтического
пейзажа и галантных сцен. Его
обычные герои - словно пришедшие
из далекой старины дамы в высоких
пудренных париках и пышных кринолинах
и изысканные томные кавалеры в атласных
камзолах. Сомов прекрасно владел
рисунком. Особенно это сказалось
в его портретах. Художник создал
галерею портретов
В художественной жизни России начала 20 века значительную роль сыграла также художественная группировка “Союз русских художников”. В нее входили художники К.А. Коровин, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, С.Ю. Жуковский, Л.В, Туржанский, К.Ф. Юон и другие. Главным жанром в творчестве этих художников был пейзаж. Они являлись преемниками пейзажной живописи второй половины 19 века.
В конце 19 века формируется творчество выдающихся русских художников Ильи Репина (1844-1930) Константина Алексеевича Коровина (1861-1939), Михаила Александровича Врубеля (1896-1902). В их искусстве с наибольшей полнотой отразились художественные достижения эпохи. Один из наиболее прославленных русских художников этого периода Илья Репин добился славы и почестей своими картинами на библейские сюжеты и из жизни рабочих.
В конце прошлого века в
русской живописи начинает пробуждаться
интерес к натюрморту. Расцвет
натюрморта наступил в 1910-х годах. Характер
новых тенденций можно
То понимание натюрморта,
которое мы находим у Грабаря
и Коровина, отнюдь не было единственным.
В числе немногих, прежде всего, следует
назвать П. Боннара, творчество которого
времени 1900-х годов можно
Мир Врубеля - эпоха в истории не только русской, но и мировой культуры. Врубель оставил более 200 произведений. Среди них - портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого диапазона. Врубель, вдохновляясь памятниками прошлого, творил во многом по-своему, и нередко творил как равный великим мастерам прошлого. Врубель не придерживался официального церковного канона, и именно поэтому его Моисей своей одухотворенностью, даже самим типом лица с огромными глазами оказался созвучен подобным образам из подлинных произведений византийского искусства. В религиозной композициях Врубеля, как бы возвращается подлинная внутренняя сущность древних прототипов: большое человеческое содержание, эмоциональная выразительность. Если сопоставить изображения Моисея Врубеля с фрагментом древней фрески, найденным в Киеве при раскопках на месте Десятинной церкви Х века, то при этом обнаруживается их внутренняя, духовная близость. Моисей Врубеля не столько библейский пророк, сколько существо, полное затаенной страсти и зарождающегося сомнения. Моисей Врубеля - мятежник в потенции. Именно этим он вызывает ассоциации и с его Демоном, самим своим существованием, бросающим вызов людям. "Демон поверженный" (1902) - самое трагическое произведение Врубеля. И если в раннем холсте мы ощущаем хаос рождения, в котором живет надежда, то в поверженном Демоне царит крушение. Никакое богатство красок, никакие узоры орнаментов не скрывают трагедии сломленной личности, его изломанная фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот, уже зримо агонизирует, заражая весь мир вокруг себя фосфоресцирующей красотой последнего заката.
Редчайший дар колориста
проявил Врубель в своей
Еще одни художник, чье творчество
тесно связано с женским