Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:15, курсовая работа
Разглядеть красоту в окружающем мире способен только проникновенный взгляд. Как научить понимать другого, если души не развивать? Воздействовать надо на эмоции, чувства человека, и это дает только искусство. Без развития чувств мы рискуем воспитать технократов. Пример - высокотехнологичная Япония, где человеческий фактор парадоксальным образом стал тормозом технического прогресса. И что же спасает японцев? Спасает сакура – цветущая японская вишня, то есть красота. А еще точнее – умение любить красоту. Искусство индивидуально, оно идет от обратного: созидательность вырастает из страсти к самореализации.
ВВЕДЕНИЕ
1. Основные принципы воздействия музыки на человека……………………………………………. 4
2. Эмоции искусства ………………………….. 28
3. Эмоции в музыке……………………………. 32
3.1 Роль эмоций в восприятии…………….... 34
3.2 Моделирование эмоций………………..... 39
4. Влияние музыки на эмоциональную сферу человека……………………………………………. 46
4.1 Эмоции……………………………………. 47
4.2 Функции эмоций…………………………. 51
4.3 О позитивных и негативных эмоциях…... 58
4.4 Роль эмоций в восприятии………………. 59
Выводы……………………………………….… 65
Литература…………………………………..
3.Чувства можно понять по диссонансам… Они производят не одинаковое, но всегда отличные друг от друга воздействия.
Анализируя законченности музыкальной выразительности с точки зрения теории аффектов, английский исследователь Дж.Хэррис отмечал, что выражаемая в музыке эмоция всегда связана с определенной идеей и что сама идея несёт в себе определенное настроение.
«Цель музыки – возбуждать аффекты, которые могут соответствовать идее… На основе внутреннего естественного сходства определенные идеи возбуждают в нас определенные аффекты, под воздействием которых, в свою очередь, возникают соответствующие идеи .
3.1 Роль эмоций в восприятии
Нужно признать особую роль эмоционального начала, которое является непременной стороной содержания музыкального произведения и непременной стороной его воздействия.
Один из ведущих исследователей эмоциональной сферы личности Изард К.Э даёт следующее определение понятию: «Эмоция - особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует,
34
организует и направляет
восприятие, мышление и действия». Каждый
аспект данного определения
Эмоции охватывают широкий круг явлений. Так, П.Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различия являются разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощущения.
35
Состояние же страха,
гнева трудно связать с
Другая причина,
по которой эмоции
В искусстве жизненное содержание невозможно выразить внеэмоциональным путем, как невозможно таким путем воспринять заключенное в художественном произведении жизненное богатство.
Известный исследователь процессов музыкального восприятия Б.М.Теплов, обобщая результаты многих психологических экспериментов, изложил свои выводы в следующих двух тезисах:
1)внеэмоциональным путем
нельзя постичь содержание
36
2)восприятие музыки идет через эмоции, но эмоциями не кончается: через них мы познаем мир.
Распространяя эти вопросы на все искусства, Б.М.Теплов высказывал мысль о том, что мы имеем здесь дело не только с разным (имел в виду конкретно - чувствительное отражение фактов, явлений, событий жизни), но также эмоциональным познанием действительности. Он писал: «Понять художественное произведение - значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно. Но чувством художественное восприятие, конечно, не ограничивается». Учёный имел в виду, что конечным результатом восприятия художественного произведения должно быть осознание его идей.
Музыкальное переживание трактуется Б.М.Тепловым как осмысленное, содержательное переживание, предполагающее понимание языка искусства и содержание самого произведения. В связи с этим ученый детально останавливается на эстетической проблематике в музыке.
В своих трудах Б.М. Теплов приводит многочисленные высказывания композиторов и писателей (П.Чайковского, Ф.Шопена, П.Тургенева, Л.Толстого, М.Горького), аргументируя исключительно
важную роль эмоций и
чувств в качестве предметного содержания
музыки, доказывая возможность
Однако спецификой переживания,
по Б.М.Теплову, является не постижение
«значения» путем интеллектуального
обобщения, а эмоциональное познание,
в котором чувственный
В фундаментальной монографии по проблемам психологии музыкальных способностей Б.М. Тепловым на экспериментальном материале подтверждены высказанные идеи о музыкальном переживании, подчеркивается, что языком музыки является переживание музыки как выражение некоторого содержания. Способность эмоционально отзываться на музыку, согласно его теории, является центром музыкальности, в структуре которой синтетически слиты эмоциональные и слуховые моменты.
Используя категории «переживание» и «чувство» по отношению ко всем структурным сопоставляющим музыки (ладовое чувство, музыкально-ритмическая способность, музыкально-слуховые представления), а также к элементарным проявлениям слуха (чувство высоты, чувство интервалов), Б.М. Теплов подчеркивает эмоциональную природу всех музыкальных способностей, связывая, например, ладовое чувство непосредственно с эмоциональным переживанием
38
3.2 Моделирование эмоций
Согласно данным современных
представлений, эмоция синтезируется
из отдельных семантических
Устремленность, как отмечает В.В.Медушевкий, является отличительным признаком ряда эмоций. Она «несовместима, например, с унынием, грустью, меланхолией, созерцательным настроением. В произведениях пасторального характера избегаются средства, создающие острые тяготения – секвенции, отклонения, модуляции». Характеризуя значение напряжения, В.В.Медушевский указывает, что его отсутствие или наличие разграничивает и сходные эмоции: «Сравним радость тихую, спокойную, созерцательную с радостью – глубоким чувством, сопровождающим ощущением полноты, той радости, про которую говорят, что от неё дух захватывает».
Так как в большинстве теорий в классификации темперамента присутствуют два компонента – активность и знак переживания (положительный или отрицательный), а кодирование различных эмоциональных состояний возможно при помощи
модели:
Минор (эмоции отрицательные)
I печаль
Темп медленный Темп быстрый
II спокойствие
Мажор ( эмоции положительные)
Исходя из этой модели, мы получаем следующие настроения, выражаемые различной по характеру музыкой:
I.Медленный темп + минорная
окраска – настроения
II.Медленный темп + мажорная
окраска – характер
III.Быстрый темп + минорная
окраска – характер
IV. Быстрый темп + мажорная окраска - музыка
40
радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.
Таким образом, возможно,
любое музыкальное произведение
расположить в системе таких
координат, хотя в некоторых случаях
это сделать сложно, т.к. во многих
музыкальных произведениях
О чём же рассказывает музыкальное произведение, что раскрывает воспринимающему его человеку? Почему, воздействуя на сердца и умы людей, вызывает определенные желания, стремления, мысли, действия? Как меняется человек от общения с музыкой?
Музыка легко входит в отношения с эстетическими, моральными, житейскими и другими сферами, обогащения иными способами выражения. Её функциональность как раз и зависит от её «контактности» Ценности, существующие в культуре, служат музыке, они же, в свою очередь, как бы множатся с помощью музыки, обретают дополнительные качественные характеристики. Этот процесс взаимопроникающий и взаимообусловленный.
Музыка постоянно вбирает в себя весь культурный опыт человека, перерабатывает его своими средствами, осуществляя в этом опыте особый синтез. Д.Шостакович говорил: «Жизнь и искусство неотделимы друг от друга.
Их взаимосвязь в чем-то сродни природе: одно вытекает из другого. Но главным объектом искусства по-прежнему остается человек, его духовный мир, его идеи, мечты, стремления.
Поиск художника в этом направлении не имеет пределов. Художник может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества. Для искусства это равные величины.».
Так, музыка, не будучи изобразительным или описательным искусством (подобно живописи или литературе), пытается с помощью колорита и интонации приблизиться в той или иной степени к их возможностям.
Содержание музыки представляет собой не только личное отношение автора к действительности, оно всегда - единство индивидуального, классового и общечеловеческого. Это идейно – эмоциональное типизированное отражение действительности, его выражение в определенной образной музыкальной системе.
При восприятии музыки, музыкально- слуховые ощущения трансформируются в сознании в процессы, которым мы можем придавать ценностное значение. Свойством приобретать такое значение обладают и отдельные звуки, и тем более системы звуков,
42
организованных по интонационному принципу, имеющие сложную мелодичную, гармоничную и другие организации.
В содержании музыкальных образов отражаются особенности ценностных ориентаций слушателя. Таким образом, переживания нередко возникают в ответ на наше пространственно – временное нахождение в отношении к той или иной ценности. Достижение ценностей вызывает положительные переживания, отдаление от них –отрицательные.
В постижении музыки, расшифровке её содержания определенную роль играет момент установления аналогии её движения с формой некоторых жизненных процессов, обладающих близкими темпом и ритмом: биением сердца, дыханием, «эмоциональными волнами», возникающими вследствие нарастания и спада психического напряжения и т.п. Такие музыкальные структуры (к примеру, использованные Чайковским, в коде финала Шестой симфонии) могут отсылать нас к тем или иным состояниям человека, миру его переживаний. Это касается и тех аналогий с явлениями природы, которые могут возникать в сознании. Но при этом понимание таких аналогий благодаря их особому познавательно- ценностному смыслу в ткани произведения обеспечивается не их прямым значением, а на основании проведенной композитором трансформации.
«Выразительный язык эмоций, чувств, переживаний…, - подчеркивает В.М.Злотников, - и есть тот волшебный ключик, при помощи которого художник проникает в человеческое сердце и при помощи которого он это сердце показывает другим людям в понятной для каждого экспрессии».
Образуя непременную и важную составляющую всех искусств, эмоциональность в музыке выражается непосредственно, «прямо отражая отношения в их живом становлении, развитии, столкновениях, переходах» .
Подчеркивая особую функцию эмоций в музыкальном искусстве и музыкальной деятельности, С.Х.Раппопорт совершенно справедливо отмечает, что эмоциональная сторона в то же время не является ни единственной, ни самой главной. Музыка, как и любое другое искусство, в первую очередь глубоко воздействует на человека, но и «на вершине самого верхнего пласта идейное содержание музыкальных произведений передается не прямо, а непосредственно – через логически организованный поток настроений, идей, «чувствуемых мыслей»...
Информация о работе Роль мистецтва в формуванні емоційно - цілісного ставлення до дійсності