Роль мистецтва в формуванні емоційно - цілісного ставлення до дійсності

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Разглядеть красоту в окружающем мире способен только проникновенный взгляд. Как научить понимать другого, если души не развивать? Воздействовать надо на эмоции, чувства человека, и это дает только искусство. Без развития чувств мы рискуем воспитать технократов. Пример - высокотехнологичная Япония, где человеческий фактор парадоксальным образом стал тормозом технического прогресса. И что же спасает японцев? Спасает сакура – цветущая японская вишня, то есть красота. А еще точнее – умение любить красоту. Искусство индивидуально, оно идет от обратного: созидательность вырастает из страсти к самореализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Основные принципы воздействия музыки на человека……………………………………………. 4
2. Эмоции искусства ………………………….. 28
3. Эмоции в музыке……………………………. 32
3.1 Роль эмоций в восприятии…………….... 34
3.2 Моделирование эмоций………………..... 39
4. Влияние музыки на эмоциональную сферу человека……………………………………………. 46
4.1 Эмоции……………………………………. 47
4.2 Функции эмоций…………………………. 51
4.3 О позитивных и негативных эмоциях…... 58
4.4 Роль эмоций в восприятии………………. 59
Выводы……………………………………….… 65
Литература…………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

                                                                                         33

3.Чувства можно понять по диссонансам… Они производят не одинаковое, но всегда отличные друг от друга воздействия.

Анализируя законченности  музыкальной выразительности с  точки зрения теории аффектов, английский исследователь Дж.Хэррис отмечал, что  выражаемая в музыке эмоция всегда связана с определенной идеей  и что сама идея несёт в себе определенное настроение.

 

«Цель музыки – возбуждать аффекты, которые могут соответствовать  идее… На основе внутреннего естественного  сходства определенные идеи возбуждают в нас определенные аффекты, под  воздействием которых, в свою очередь, возникают соответствующие идеи .

 

3.1 Роль эмоций в восприятии

 

Нужно признать особую роль эмоционального начала, которое является непременной  стороной содержания музыкального произведения и непременной стороной его воздействия.

 

Один из ведущих исследователей эмоциональной сферы личности Изард К.Э даёт следующее определение понятию: «Эмоция - особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует,

34

организует и направляет восприятие, мышление и действия». Каждый аспект данного определения чрезвычайно  важен для понимания природы  эмоций. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет её в определенное русло. Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают значимость действующих на индивида объектов и ситуаций, обусловленную отношением их объективных свойств к потребности субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

 

Эмоции охватывают широкий  круг явлений. Так, П.Милнер считает, что  хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различия являются разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощущения.

                                                                                         35

 Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением  рецепторов, и поэтому они обозначаются  как эмоции.

 

 Другая причина,  по которой эмоции противопоставляются  общим ощущением, состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают с определенными интервалами. Однако и эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особенностями изменения внутренней среды.

 

В искусстве жизненное  содержание невозможно выразить внеэмоциональным путем, как невозможно таким путем воспринять заключенное в художественном произведении жизненное богатство.

 

Известный исследователь  процессов музыкального восприятия Б.М.Теплов, обобщая результаты многих психологических экспериментов, изложил  свои выводы в следующих двух тезисах:

 

1)внеэмоциональным путем  нельзя постичь содержание музыки;

 

36

2)восприятие музыки  идет через эмоции, но эмоциями  не кончается: через них мы  познаем мир.

 

Распространяя эти вопросы  на все искусства, Б.М.Теплов высказывал мысль о том, что мы имеем здесь дело не только с разным (имел в виду конкретно - чувствительное отражение фактов, явлений, событий жизни), но также эмоциональным познанием действительности. Он писал: «Понять художественное произведение - значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно. Но чувством художественное восприятие, конечно, не ограничивается». Учёный имел в виду, что конечным результатом восприятия художественного произведения должно быть осознание его идей.

 

Музыкальное переживание  трактуется Б.М.Тепловым как осмысленное, содержательное переживание, предполагающее понимание языка искусства и  содержание самого произведения. В связи с этим ученый детально останавливается на эстетической проблематике в музыке.

 

В своих трудах Б.М. Теплов приводит многочисленные высказывания композиторов и писателей (П.Чайковского, Ф.Шопена, П.Тургенева, Л.Толстого, М.Горького), аргументируя исключительно

                                                                                         37

важную роль эмоций и  чувств в качестве предметного содержания музыки, доказывая возможность отражения  качественного многообразия эмоций в музыке.

Однако спецификой переживания, по Б.М.Теплову, является не постижение «значения» путем интеллектуального  обобщения, а эмоциональное познание, в котором чувственный компонент  играет ведущую роль.

 

В фундаментальной монографии по проблемам психологии музыкальных способностей Б.М. Тепловым на экспериментальном материале подтверждены высказанные идеи о музыкальном переживании, подчеркивается, что языком музыки является переживание музыки как выражение некоторого содержания. Способность эмоционально отзываться на музыку, согласно его теории, является центром музыкальности, в структуре которой синтетически слиты эмоциональные и слуховые моменты.

 

Используя категории  «переживание» и «чувство» по отношению ко всем структурным сопоставляющим музыки (ладовое чувство, музыкально-ритмическая способность, музыкально-слуховые представления), а также к элементарным проявлениям слуха (чувство высоты, чувство интервалов), Б.М. Теплов подчеркивает эмоциональную природу всех музыкальных способностей, связывая, например, ладовое чувство непосредственно с эмоциональным переживанием

 

38

3.2 Моделирование  эмоций

 

Согласно данным современных  представлений, эмоция синтезируется  из отдельных семантических значений, в которых основой для дифференциации эмоций является движение, устремленность, окраска и напряжение музыкального переживания. При этом значение целого, семантический результат, зафиксированный в правой части из предлагаемых ниже формул, не содержится в значениях, вступающих во взаимодействие.

Устремленность, как отмечает В.В.Медушевкий, является отличительным признаком ряда эмоций. Она «несовместима, например, с унынием, грустью, меланхолией, созерцательным настроением. В произведениях пасторального характера избегаются средства, создающие острые тяготения – секвенции, отклонения, модуляции». Характеризуя значение напряжения, В.В.Медушевский указывает, что его отсутствие или наличие разграничивает и сходные эмоции: «Сравним радость тихую, спокойную, созерцательную с радостью – глубоким чувством, сопровождающим ощущением  полноты, той радости, про которую говорят, что от неё дух захватывает».

 

Так как в большинстве  теорий в классификации темперамента присутствуют два компонента – активность и знак переживания (положительный  или отрицательный), а кодирование различных эмоциональных состояний возможно при помощи

                                                                                         39

модели:

 

                       Минор (эмоции отрицательные)

 

I печаль                                                       III гнев

 

Темп медленный                                 Темп быстрый

 

II спокойствие                                            IV радость

 

                      Мажор ( эмоции положительные)

 

Исходя из этой модели, мы получаем следующие настроения, выражаемые различной по характеру музыкой:

 

I.Медленный темп + минорная  окраска – настроения задумчивые, печальные,  грустные,  унылые,  скорбные,  трагичные.

 

II.Медленный темп + мажорная  окраска – характер музыкальных  произведений созерцательный, спокойный, уравновешанный.

 

III.Быстрый темп + минорная  окраска – характер музыкальных  произведений направленно – драматический,  взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно- волевой.

 

IV. Быстрый темп + мажорная  окраска  - музыка 

40

радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.

 

Таким образом, возможно, любое музыкальное произведение расположить в системе таких  координат, хотя в некоторых случаях  это сделать сложно, т.к. во многих музыкальных произведениях выражаемые эмоции очень переменчивы, и более того, в большинстве случаев –несут в себе сложный комплекс различных эмоций и оттенков.

 

О чём же рассказывает музыкальное произведение, что раскрывает воспринимающему его человеку? Почему, воздействуя на сердца и умы людей, вызывает определенные желания, стремления, мысли, действия? Как меняется человек от общения с музыкой?

 

Музыка легко входит в отношения с эстетическими, моральными, житейскими и другими  сферами, обогащения иными способами  выражения. Её функциональность как  раз и зависит от её «контактности» Ценности, существующие в культуре, служат музыке, они же, в свою очередь, как бы множатся с помощью музыки, обретают дополнительные качественные характеристики. Этот процесс взаимопроникающий и взаимообусловленный.

 

Музыка постоянно вбирает в себя  весь культурный опыт человека, перерабатывает его своими средствами, осуществляя в этом опыте особый синтез. Д.Шостакович говорил: «Жизнь и искусство неотделимы друг  от друга.

                                                                                         41

Их взаимосвязь в  чем-то сродни природе: одно вытекает из другого. Но главным объектом искусства  по-прежнему остается человек, его духовный мир, его идеи, мечты, стремления.

 

Поиск  художника в  этом направлении не имеет пределов. Художник может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества. Для искусства это равные величины.».

 

Так, музыка, не будучи изобразительным  или описательным искусством (подобно живописи или литературе), пытается с помощью колорита и интонации приблизиться в той или иной степени к их возможностям.

 

Содержание музыки представляет собой не только личное отношение  автора к действительности, оно всегда  - единство  индивидуального, классового и общечеловеческого. Это идейно – эмоциональное типизированное отражение действительности, его выражение в определенной образной музыкальной системе.

 

При восприятии музыки, музыкально- слуховые ощущения трансформируются в  сознании в процессы, которым мы можем придавать ценностное значение. Свойством приобретать такое значение обладают и отдельные звуки, и тем более системы звуков,

42

организованных по интонационному принципу, имеющие сложную мелодичную, гармоничную и другие организации.

 

В содержании музыкальных  образов отражаются особенности  ценностных ориентаций слушателя. Таким  образом, переживания нередко возникают  в ответ на наше пространственно  – временное нахождение в отношении  к той или иной ценности. Достижение ценностей вызывает положительные переживания, отдаление от них –отрицательные.

 

В постижении музыки, расшифровке  её содержания определенную роль играет момент установления аналогии её движения с формой некоторых жизненных  процессов, обладающих близкими темпом и ритмом: биением сердца, дыханием, «эмоциональными волнами», возникающими вследствие нарастания и спада психического напряжения и т.п. Такие музыкальные структуры (к примеру, использованные Чайковским, в коде финала Шестой  симфонии) могут отсылать нас к тем или иным состояниям человека, миру его переживаний. Это касается и тех аналогий с явлениями природы, которые могут возникать в сознании. Но при этом понимание таких аналогий благодаря их особому познавательно- ценностному смыслу в ткани произведения обеспечивается не их прямым значением, а на основании проведенной композитором трансформации.

 

                                                                                         43

«Выразительный язык эмоций, чувств, переживаний…, - подчеркивает В.М.Злотников, - и есть тот волшебный ключик, при помощи которого художник проникает в человеческое сердце и при помощи которого он это сердце показывает другим людям в понятной для каждого экспрессии».

 

Образуя непременную  и важную составляющую всех искусств, эмоциональность в музыке выражается непосредственно, «прямо отражая отношения в их живом становлении, развитии, столкновениях, переходах» .

 

Подчеркивая особую функцию  эмоций в музыкальном искусстве  и музыкальной деятельности, С.Х.Раппопорт  совершенно справедливо отмечает, что эмоциональная сторона в то же время не является ни единственной, ни самой главной. Музыка, как и любое другое искусство, в первую очередь глубоко воздействует на человека, но и «на вершине самого верхнего пласта идейное содержание музыкальных произведений передается не прямо, а непосредственно – через логически организованный поток настроений, идей, «чувствуемых мыслей»...

Информация о работе Роль мистецтва в формуванні емоційно - цілісного ставлення до дійсності