Ритмика цвета как активное средство композиции графического объекта. Создание художественно-образного содержания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Наше восприятие окружающей предметной среды всегда ассоциативно в силу тесной связи различных органов чувств, например зрения и осязания. Эмоциональный строй композиции определяется не только ассоциативным характером восприятия ее структурных предельных элементов – линии, формы, цвета, тона и т.д. Главным в том или ином образном строе композиции является характер отношений между этими предельными элементами, определяемый средствами композиции: пропорциональностью, масштабностью, ритмом, контрастом и нюансом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..... 3
1 Ритм как элемент композиционного решения……………………………. 4
1.1 Понятие ритма……………………………………………………….. 6
1.2 Понятие цвета………………………………………………………... 11
2 Создание художественного образа в графическом дизайне……………... 16
2.1 Художественный образ в графическом дизайне….……………….. 26
Заключение……………………………………………………………………. 36
Список использованных источников………………………………………... 37
Приложение А………………………………………………………………… 38
Приложение Б…………………………………………………………………. 39

Работа содержит 1 файл

курсовая_.docx

— 429.62 Кб (Скачать)

Художественный  образ — это такой сплав  эмоционального и рационального  в познании и отражении объективной  реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей.

«Образ  — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла  и имеющая эстетическое значение»  — так определяет Л. И. Тимофеев образ  в литературном творчестве. Но такое  определение вполне подходит и для  других искусств, в том числе и  для изобразительного искусства. Если проанализировать это определение, то можно увидеть, что художественный образ характеризуется несколькими  важными чертами или свойствами. Ими являются: 1) наличие индивидуального, характерного. 2) наличие общего, типического. 3) наличие эстетического отношения художника (писателя) к отображаемому. 4) наличие вымысла (работа творческого воображения) и художественного понимания, включающего в себя как наглядно-образное, так и абстрактно-теоретическое мышление, т. е. работу разума (рациональное в художественном образе). Очевидно, к этим важнейшим, основным чертам художественного образа следует добавить еще такие, обязательно присущие каждому настоящему художественному образу черты, как новизна, объективность и субъективность.

Степень проявления каждого из этих свойств  в каждом отдельном образе различна. В одном образе сильнее выступает  обобщение, в другом эстетическое, лирическое, в третьем они имеют одинаково  важное значение. Раскроем кратко эти  основные свойства художественного  образа.

Важнейшим свойством, чертой художественного  образа является его определенность (индивидуальное, характерное). Художник изображает действительность в живых  картинах, через показ конкретных людей, фактов, событий, переживаний. При  этом раскрываются не просто определенные индивидуальные черты того или иного  жизненного явления или целых  групп явлений, а общие существенные черты и закономерности, лежащие  в их основе. Но, создавая образ, тип, художник не стирает личные черты, не подводит их под какую-то схему безликой общности, а, наоборот, добивается максимальной определенности в выявлении индивидуального. Ф. Энгельс, характеризуя индивидуализацию в художественном произведении, писал: «… каждое лицо — тип, но вместе с  тем и вполне определенная личность, «этот», как выражается старик Гегель, да так оно и должно быть» (Маркс  К., Энгельс).

Характерное или индивидуальное свойственно  каждому отдельному человеку, предмету, явлению и т. д. Характерное, индивидуальное — это то, что отличает одного человека от другого человека, один предмет от другого предмета этого  же рода, одно дерево от другого дерева этой же породы. Безусловно также и  то, что у каждого человека, предмета, дерева и т. д., кроме характерных  черт, имеются и второстепенные и  даже случайные черты. При отборе характерного они отбрасываются.

Эстетически-эмоциональное  всегда заключено в природе художественного  образа. Однако было бы неверным утверждать, что, в виду огромной роли эмоционального начала в образе, искусство оперирует  одними человеческими чувствами. В  природе художественного образа заключено не только эстетически-чувственное, но и рациональное. Причем эмоциональное  и рациональное, чувственное и  разумное в образе нерасторжимы; мысль  выражается через эмоцию, чувство  несет мысль.

Рациональное, разумное при создании образа не только позволяет осознать, проанализировать чувство, чувственное, эмоциональное, понять эстетическое, но и постоянно  проявляется в работе художественного  мышления и творческого воображения. Материал чувственного познания переосмысливается  в соответствии с мировоззрением художника и конкретно

в связи  с определенным замыслом при  создании конкретного художественного образа.

Эмоции  сопровождают деятельность человека любой  профессии. В. И. Ленин писал, что  «без „человеческих эмоций“ никогда  не бывало, нет и быть не может  человеческого искания истины». Однако эмоциональность в искусстве  отличается особым качеством. В искусстве  она не привходящий элемент образа, а необходимая часть его содержания, органично окрашивающая и выражающая заключенную в нем мысль.

Эстетическое  — это одна из главных черт, качеств, свойств, присущих художественному  образу. Без эстетического не может  существовать настоящее искусство, так как цель искусства состоит  в том, чтобы эстетически осмысливать, познавать объективную реальность и вызывать у человека эстетическое чувство.

Эстетические  отношения художника, как и человека вообще, к действительности в наиболее обобщенном виде раскрываются и выступают  в эстетических категориях. Эти отношения  многогранны, как разнообразна и  неисчерпаема общественно-историческая практика. В процессе этой практики развиваются и формируются эстетические потребности и способности человека, эстетическая оценка явлений объективного мира. В эстетических категориях проявляются и закрепляются известные закономерности, действующие во всем многообразии эстетических отношений человека к действительности.

Эстетические  отношения человека, в том числе  и художника, раскрываются в таких  основных категориях эстетики, как  прекрасное и возвышенное, трагическое  и комическое. Прекрасное — основная категория эстетики, и ни одно эстетическое явление не может быть раскрыто в  отрыве от прекрасного. Без раскрытия  сущности прекрасного не могут быть до конца поняты ни общие законы искусства, ни природа искусства. Марксистско-ленинская  эстетика утверждает, что категория  прекрасного носит общественно-исторический характер, что прекрасное неотделимо от нравственного. Искусство — особая и специфическая область прекрасного. Если в жизни есть явления и  прекрасные, и безобразные, то в искусстве  прекрасно все. Искусство и безобразное  — понятия несовместимые. Однако это не означает, что искусство  воспроизводит одни только прекрасные явления действительности. Оно отображает все многообразные явления жизни  — прекрасные и безобразные, трагические  и комические, возвышенные и низменные. Если прообразы, прототипы могут  вызвать отвращение, то образы искусства  всегда прекрасны.

Прекрасное  в искусстве проявляется двояко. Во-первых, прекрасное в искусстве  выражается в воспроизведении прекрасного  в жизни. В этих случаях источник прекрасного для искусства заключен в красоте самой действительности. Художник не механически копирует действительность, а в своем творчестве концентрирует  красоту реального мира, выделяя  и подчеркивая черты прекрасного  в изображаемых явлениях, усиливает  их воздействие на зрителя, вызывает в нем потребность воспринимать и глубже понимать и наслаждаться этой красотой. Во-вторых, прекрасное в  искусстве проявляется в красоте, присущей самому искусству. Прекрасное в искусстве оформляется в  совершенные формы, в том числе  в формы композиции, благодаря  мастерству художника, овладению закономерностями искусства. Мастерство художника создает  художественное совершенство, наделяет образ идейно-эстетическим содержанием. Это эстетически возбуждает зрителя, вызывает волнение сопереживание тому, что передано в искусстве.

Таким образом, искусство не только отражает красоту, но и творит ее.

Основные  категории эстетического (прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое) в искусстве проявляются в  разных видах и жанрах и отдельных  произведениях по-разному. Но всегда во всех произведениях настоящего искусства  они выступают как эстетическое, как чувственное понимание, освоение художником объективной реальности, как неотъемлемая черта, свойство художественного  образа. Эстетическое в художественном образе тесно переплетается с  другими качествами, свойствами образа, в том числе с типическим и  характерным, объективным и субъективным, с качествами вымысла.

Эстетическое  познание и отражение действительности в художественном образе тесно связано  также с еще одним из главных  его качеств — с новизной. Настоящий  художественный образ — это всегда нечто новое. Это закон искусства. Новое в искусстве создается  на основе большого жизненного и творческого  опыта художника, в результате активной работы его художественного мышления и творческого воображения, эстетического  осмысления материала объективной  реальности. Психологи считают, что  «формирование художественного  образа представляет собой не только отбор из начального запаса впечатлений  самого характерного, самого типичного, но и создание на этой основе нового, являющегося «сплавом» наиболее важных, составляющих сущность художественного  образа элементов всех впечатлений… Художественный образ — это всегда новое сочетание того, что художник видел и слышал в разное время и в разных местах» (10).

ВЫВОД

Художественный  образ является связующим звеном в культурном диалоге между объектом и потребителем – это принципиальный момент для дизайна. Способность  моделировать в идеальных объектах мир через предметно-чувственную  форму составляет основу художественно-образного  мышления дизайнера. Развитие данного  мышления помогает осознать реальный смысл и значение проектного решения, выделить главные наиболее характерные  и существенные черты, переходящие  в структуру художественного  образа. Эта структура определяет типологию художественного образа, которая является смыслом содержательной части утилитарного дизайн-объекта. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Итак, подытоживая  все вышесказанное, мне бы хотелось еще раз вернуться к главной теме моей работы, а именно ритмика цвета как активное средство композиции в графическом дизайне и создание художественно образного содержания.

Значимость  понятия «художественный образ» в дизайне заключается в том, что через усиления содержательной составляющей утилитарных изделий  обогащается художественный образ  средового пространства, тем самым  создаются условия, способствующие повышению уровня эстетического  воспитания дизайнера. Понимание значимости  художественного освоения среды  необходимо для восстановления на новом  уровне единства человека, общества, природы. Предметный мир должен стать носителем  новой функцией, и художественный образ должен играть в нем «образосозидательную»  и «образостроительную» роль. Идеологические, философские и психологические аспекты смыслового содержания проекта должны так же являться формообразующими факторами, как функция и конструкция. Образно-чувственное выражение языка дизайна является итогом разнообразного творческого опыта, и чем богаче этот зрительный и мыслительный опыт, тем продуктивнее в художественном и творческом плане деятельность дизайнера в целом.

Ритм  является одним из основных композиционных начал в природе, он присутствует во многих сферах действительности: в  космических явлениях, в органической и неорганической природе (грани  кристалла, морской прибой), в повторяемости  циклов времен года, в растительном мире, в человеческом организме (ритмы  обмена веществ, дыхания, сердцебиения и т. д.). Однако ритм в природе  и ритм в искусстве — это  не совсем одно и то же. Подражая некоторым видам ритма в органической и неорганической природе, искусство делает ритм одним из важных средств композиции. Ритмы в искусстве ближе к ритмам органического мира, где они более пластичны, чем технические. «В искусстве ритмическая повторность не жесткая, не математически точная, она всегда предполагает отступление от правил периодической упорядоченности. «Перебои» ритма, ритмические акценты, пустоты и так называемые «стяжения» — характерная особенность искусства».  

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Кондратьева К. А. Дизайн и экология культуры –  М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2000. – 105 с.
  2. Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне – М.: Изд-во МСХА, 2004. 227 с.
  3. Визуальная культура – визуальное мышление в дизайне / В.Ф. Колейчук и др. – М.: ВНИИТЭ, 1990. – 87 с. – (Библиотека дизайнера и эргономиста).
  4. Назаров Ю.В. Стратегии пластико-тектонического формообразования в дизайне // Дизайн.  (Сб. научн. тр. Вып. V) – М.: НИИ Российской академии художеств, 1997. – С. 84 – 101.
  5. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов. Учебное пособие для вузов. – М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. – 296 с.
  6. Ревзин Г.И. Очерки по философии архитектурной формы – М.: ОГИ, 2002 – 144 с.
  7. Тасалов В.И. Прометей или Орфей. Искусство промышленного века. – М.: Искусство, 1967. – 370 с.
  8. Пунин А. Архитектурный образ и тектоника (о содружестве форм и формул в архитектуре) // Содружество наук и тайны творчества / Отв. ред. Б.С. Мейлах. – М.: Искусство, 1968. – С. 270-284.
  9. Демосфенова Г.Л. Проблемы художественного творчества и дизайн.
  10. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.diera.ru/biblio/biblio-color/biblio-colorteory. свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
  11. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.coposic.ru/priyomy-kompozitsii/ свободный.  – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
  12.    В.В. Быков Вопросы композиции в агитационно-оформительском искусстве - М.: Плакат, 1983

    ПРИЛОЖЕНИЕ  А 

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)


    ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

    «Лыжники»

    «Раздолье» 
     
     
     

    «Эстафета. Садовое кольцо»

Информация о работе Ритмика цвета как активное средство композиции графического объекта. Создание художественно-образного содержания