Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:46, курсовая работа
Наше восприятие окружающей предметной среды всегда ассоциативно в силу тесной связи различных органов чувств, например зрения и осязания. Эмоциональный строй композиции определяется не только ассоциативным характером восприятия ее структурных предельных элементов – линии, формы, цвета, тона и т.д. Главным в том или ином образном строе композиции является характер отношений между этими предельными элементами, определяемый средствами композиции: пропорциональностью, масштабностью, ритмом, контрастом и нюансом.
Введение……………………………………………………………………..... 3
1 Ритм как элемент композиционного решения……………………………. 4
1.1 Понятие ритма……………………………………………………….. 6
1.2 Понятие цвета………………………………………………………... 11
2 Создание художественного образа в графическом дизайне……………... 16
2.1 Художественный образ в графическом дизайне….……………….. 26
Заключение……………………………………………………………………. 36
Список использованных источников………………………………………... 37
Приложение А………………………………………………………………… 38
Приложение Б…………………………………………………………………. 39
Художественный образ — это такой сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей.
«Образ
— это конкретная и в то же
время обобщенная картина человеческой
жизни, созданная при помощи вымысла
и имеющая эстетическое значение»
— так определяет Л. И. Тимофеев образ
в литературном творчестве. Но такое
определение вполне подходит и для
других искусств, в том числе и
для изобразительного искусства. Если
проанализировать это определение,
то можно увидеть, что художественный
образ характеризуется
Степень проявления каждого из этих свойств в каждом отдельном образе различна. В одном образе сильнее выступает обобщение, в другом эстетическое, лирическое, в третьем они имеют одинаково важное значение. Раскроем кратко эти основные свойства художественного образа.
Важнейшим свойством, чертой художественного образа является его определенность (индивидуальное, характерное). Художник изображает действительность в живых картинах, через показ конкретных людей, фактов, событий, переживаний. При этом раскрываются не просто определенные индивидуальные черты того или иного жизненного явления или целых групп явлений, а общие существенные черты и закономерности, лежащие в их основе. Но, создавая образ, тип, художник не стирает личные черты, не подводит их под какую-то схему безликой общности, а, наоборот, добивается максимальной определенности в выявлении индивидуального. Ф. Энгельс, характеризуя индивидуализацию в художественном произведении, писал: «… каждое лицо — тип, но вместе с тем и вполне определенная личность, «этот», как выражается старик Гегель, да так оно и должно быть» (Маркс К., Энгельс).
Характерное или индивидуальное свойственно каждому отдельному человеку, предмету, явлению и т. д. Характерное, индивидуальное — это то, что отличает одного человека от другого человека, один предмет от другого предмета этого же рода, одно дерево от другого дерева этой же породы. Безусловно также и то, что у каждого человека, предмета, дерева и т. д., кроме характерных черт, имеются и второстепенные и даже случайные черты. При отборе характерного они отбрасываются.
Эстетически-эмоциональное
всегда заключено в природе
Рациональное, разумное при создании образа не только позволяет осознать, проанализировать чувство, чувственное, эмоциональное, понять эстетическое, но и постоянно проявляется в работе художественного мышления и творческого воображения. Материал чувственного познания переосмысливается в соответствии с мировоззрением художника и конкретно
в связи
с определенным замыслом при создании
конкретного художественного
Эмоции
сопровождают деятельность человека любой
профессии. В. И. Ленин писал, что
«без „человеческих эмоций“ никогда
не бывало, нет и быть не может
человеческого искания истины».
Однако эмоциональность в искусстве
отличается особым качеством. В искусстве
она не привходящий элемент образа,
а необходимая часть его
Эстетическое
— это одна из главных черт, качеств,
свойств, присущих художественному
образу. Без эстетического не может
существовать настоящее искусство,
так как цель искусства состоит
в том, чтобы эстетически осмысливать,
познавать объективную
Эстетические отношения художника, как и человека вообще, к действительности в наиболее обобщенном виде раскрываются и выступают в эстетических категориях. Эти отношения многогранны, как разнообразна и неисчерпаема общественно-историческая практика. В процессе этой практики развиваются и формируются эстетические потребности и способности человека, эстетическая оценка явлений объективного мира. В эстетических категориях проявляются и закрепляются известные закономерности, действующие во всем многообразии эстетических отношений человека к действительности.
Эстетические
отношения человека, в том числе
и художника, раскрываются в таких
основных категориях эстетики, как
прекрасное и возвышенное, трагическое
и комическое. Прекрасное — основная
категория эстетики, и ни одно эстетическое
явление не может быть раскрыто в
отрыве от прекрасного. Без раскрытия
сущности прекрасного не могут быть
до конца поняты ни общие законы
искусства, ни природа искусства. Марксистско-ленинская
эстетика утверждает, что категория
прекрасного носит общественно-
Прекрасное
в искусстве проявляется
Таким образом, искусство не только отражает красоту, но и творит ее.
Основные
категории эстетического (прекрасное,
возвышенное, трагическое и комическое)
в искусстве проявляются в
разных видах и жанрах и отдельных
произведениях по-разному. Но всегда
во всех произведениях настоящего искусства
они выступают как
Эстетическое познание и отражение действительности в художественном образе тесно связано также с еще одним из главных его качеств — с новизной. Настоящий художественный образ — это всегда нечто новое. Это закон искусства. Новое в искусстве создается на основе большого жизненного и творческого опыта художника, в результате активной работы его художественного мышления и творческого воображения, эстетического осмысления материала объективной реальности. Психологи считают, что «формирование художественного образа представляет собой не только отбор из начального запаса впечатлений самого характерного, самого типичного, но и создание на этой основе нового, являющегося «сплавом» наиболее важных, составляющих сущность художественного образа элементов всех впечатлений… Художественный образ — это всегда новое сочетание того, что художник видел и слышал в разное время и в разных местах» (10).
ВЫВОД
Художественный
образ является связующим звеном
в культурном диалоге между объектом
и потребителем – это принципиальный
момент для дизайна. Способность
моделировать в идеальных объектах
мир через предметно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подытоживая все вышесказанное, мне бы хотелось еще раз вернуться к главной теме моей работы, а именно ритмика цвета как активное средство композиции в графическом дизайне и создание художественно образного содержания.
Значимость понятия «художественный образ» в дизайне заключается в том, что через усиления содержательной составляющей утилитарных изделий обогащается художественный образ средового пространства, тем самым создаются условия, способствующие повышению уровня эстетического воспитания дизайнера. Понимание значимости художественного освоения среды необходимо для восстановления на новом уровне единства человека, общества, природы. Предметный мир должен стать носителем новой функцией, и художественный образ должен играть в нем «образосозидательную» и «образостроительную» роль. Идеологические, философские и психологические аспекты смыслового содержания проекта должны так же являться формообразующими факторами, как функция и конструкция. Образно-чувственное выражение языка дизайна является итогом разнообразного творческого опыта, и чем богаче этот зрительный и мыслительный опыт, тем продуктивнее в художественном и творческом плане деятельность дизайнера в целом.
Ритм
является одним из основных композиционных
начал в природе, он присутствует
во многих сферах действительности: в
космических явлениях, в органической
и неорганической природе (грани
кристалла, морской прибой), в повторяемости
циклов времен года, в растительном
мире, в человеческом организме (ритмы
обмена веществ, дыхания, сердцебиения
и т. д.). Однако ритм в природе
и ритм в искусстве — это
не совсем одно и то же. Подражая некоторым
видам ритма в органической и неорганической
природе, искусство делает ритм одним
из важных средств композиции. Ритмы в
искусстве ближе к ритмам органического
мира, где они более пластичны, чем технические.
«В искусстве ритмическая повторность
не жесткая, не математически точная, она
всегда предполагает отступление от правил
периодической упорядоченности. «Перебои»
ритма, ритмические акценты, пустоты и
так называемые «стяжения» — характерная
особенность искусства».
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
(1) |
(2) |
(3) |
(4) |
(5) |
(6) |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
«Лыжники»
«Раздолье»
«Эстафета. Садовое кольцо»