Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:46, курсовая работа
Наше восприятие окружающей предметной среды всегда ассоциативно в силу тесной связи различных органов чувств, например зрения и осязания. Эмоциональный строй композиции определяется не только ассоциативным характером восприятия ее структурных предельных элементов – линии, формы, цвета, тона и т.д. Главным в том или ином образном строе композиции является характер отношений между этими предельными элементами, определяемый средствами композиции: пропорциональностью, масштабностью, ритмом, контрастом и нюансом.
Введение……………………………………………………………………..... 3
1 Ритм как элемент композиционного решения……………………………. 4
1.1 Понятие ритма……………………………………………………….. 6
1.2 Понятие цвета………………………………………………………... 11
2 Создание художественного образа в графическом дизайне……………... 16
2.1 Художественный образ в графическом дизайне….……………….. 26
Заключение……………………………………………………………………. 36
Список использованных источников………………………………………... 37
Приложение А………………………………………………………………… 38
Приложение Б…………………………………………………………………. 39
В XV веке
приемы и правила композиции наиболее
последовательно и успешно
Композиционные принципы, заложенные в искусстве раннего Возрождения, достигли полной зрелости в период Высокого Ренессанса в творениях Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана. Уже в раннем произведении Рафаэля «Обручение Марии» проявились черты, ставшие типичными для ренессансной композиции: сочетание линий, пластики, тона и ритма для выражения содержания.
Правила
композиции, которые разрабатывали
мастера эпохи Возрождения, в XVI-XVIII
веках остаются в арсенале искусства,
а ритмике придается еще
Художники
XVII -XVIII столетий стали свободнее
оперировать перспективой: вводя
в композиции высокие и низкие
точки зрения, они добивались правдоподобного
изображения трудных и
В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет. Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, в частности «Ночной дозор» и «Возвращение блудного сына». В композициях, где большую роль играли эффекты света и тени, роль ритма не снижалась, напротив, он усиливал эмоциональное воздействие произведения искусства и открывал зрителю новое видение известных предметов и явлений. Усиление внимания к светотени и цвету, способствующих объединению частей композиции в единое гармоническое целое, в котором ритм выполнял организующие и эстетические функции, имело определенное значение для развития композиционного мышления художников и создания выразительных и сильных художественных образов.
Представители
академического направления в искусстве
XIX века, несмотря на ограничительные
рамки этого течения (в частности,
в области содержания и правил
композиции), также обращали серьезное
внимание на композицию с участием
геометрических схем, иллюзорных контрастов
тона и цвета в обрисовке фигур,
расположенных в определенном ритмическом
порядке. Однако недостаточно жизненное
академическое искусство
В наиболее
выразительных композициях
Русское искусство XIX столетия стремилось активно использовать ритм для организации картинной плоскости. Так, в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проследить чередование светлых и темных пятен, что создает определенный ритм и делает все произведение уравновешенным и целостным. «Березовая роща» А. И. Куинджи дает нам классический пример ритма в пейзаже. В «Боярыне Морозовой» В. И. Сурикова динамичность и стремительность движения от переднего плана уменьшается по мере удаления в глубь пространства. Это достигается художником благодаря спокойному, ритмическому чередованию светлых и темных пятен от левого к правому краю картины.
Высказывания и творческая практика многих советских художников позволяют заключить, что они придают большое значение ритму в композиции. О наличии ритма красноречиво говорят, в частности, такие произведения А. А. Дейнеки, как «Лыжники», «Эстафета. Садовое кольцо», «Раздолье» (Приложение Б).
В картине
«Лыжники» фигуры спортсменов изображены
движущимися параллельно
Понятие
цвета применяется собственно для
обозначения самого цветового пигмента
или материала, которые поддаются
физическому и химическому
Однако
глаза и мозг могут прийти к
четкому различению цвета лишь с
помощью сравнений и
Психофизиологическая реальность цвета и есть цветовое воздействие. Цвет как таковой и цветовое воздействие совпадают только в случае гармонических полутонов. Во всех других случаях цвет мгновенно приобретает измененное качество.
Цветовая
гармония
Когда
люди говорят о цветовой гармонии,
они оценивают впечатления от
взаимодействия двух или более цветов.
При этом у каждого человека свои
собственные субъективные предпочтения
о гармонии и дисгармонии. Для
большинства цветовые сочетания, называемые
в просторечии «гармоничными», обычно
состоят из близких друг к другу
тонов или же из различных цветов,
имеющих одинаковую светосилу. В
основном, эти сочетания не обладают
сильной контрастностью. Понятие
цветовой гармонии должно быть изъято
из области субъективных чувств и
перенесено в область объективных
закономерностей. Глаз получает ощущение
равновесия только на основе закона о
дополнительных цветах. Состоянию равновесия
соответствует средне-серый цвет. Один
и тот же серый цвет можно получить из
черного и белого или из двух дополнительных
цветов, если в их состав входят 3 основных
цвета – желтый, красный и синий в нужной
пропорции, все цветовые сочетания, которые
не дают нам серого цвета, по своему характеру
становятся экспрессивными или дисгармоничными.
Более
того, само восприятие цветов соответствует
субъективному вкусу. Так, люди, особо
чувствительные к синему цвету, будут
различать множество его
Контрасты
О контрастах мы говорим, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четкие различия. Изучая способы воздействия цвета, можно выделить 7 видов контрастных проявлений:
Контраст цветовых сопоставлений. Наиболее выраженным цветовым контрастом обладают желтый, красный и синий цвета. Он создает впечатление пестроты, силы, решительности. По мере удаления выбранных цветов от основных трех интенсивность цветового контраста ослабевает. На нем основано народное искусство различных стран.
Контраст
светлого и темного. Белый и черный
цвет являются наиболее выразительным
средством для обозначения
Контраст
холодного и теплого. Двумя полюсами
контраста тепла и холода являются
красно-оранжевый (самый теплый) и
сине-зеленый (самый холодный). Промежуточные
цвета могут быть холодными или
теплыми в зависимости от того,
контрастируют ли они с более
теплым или холодными тонами. Использование
этого контраста достигает
Контраст дополнительных цветов. Два цвета являются дополнительными, если при смешении дают нейтральный серо-черный цвет. Они противоположны друг другу, но одновременно нуждаются один в другом. Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу взаимодействия. При этом каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями (пара желто-фиолетовый – контраст светлого и темного, красно-оранжевый – сине-зеленый - контраст холодного и теплого).
Симультанный (одновременный) контраст – явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета требует его дополнительного цвета, и если таково нет, одновременно порождает его сам. Симультанно порожденные цвета – лишь ощущение и реально не существуют, они вызывают чувство живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности цветовых ощущений.
Контраст цветового насыщения. Противоположность между цветами насыщенными, яркими и блеклыми, затемненными. Цвета могут быть осветлены или затемнены разными способами, которые придают им разные возможности. Действие этого контраста относительно: цвет может показаться ярким рядом с блеклым тоном, и блеклым – рядом с более ярким.
Контраст
цветового распространения. Характеризует
размерные соотношения между
цветовыми плоскостями. Его суть
– противопоставление «много –
мало», «большой – маленький». При
этом необходимо учитывать яркость
или светлоту того или иного цвета,
так как яркость и размер цветовой
плоскости и определяют силу воздействия
цвета. Исключительная особенность
этого контраста – его
Пространственное
воздействие цвета
Пространственное
воздействие цвета зависит от
различных компонентов. В самом
цвете есть силы, способные выявлять
глубину. Это происходит за счет контраста
светлого и темного, а также изменения
насыщенности цвета и его распространения.
Кроме этого, изменения пространственных
ощущений можно добиться с помощью
диагоналей и различных пересечений.
Все светлые тона на чёрном фоне
будут выступать вперёд в соответствии
со степенью их светлости. На белом
фоне впечатление будет обратное:
светлые тона остаются на уровне белого
фона, а тёмные постепенно выступают
вперёд.
Что касается
холодных и тёплых цветов одинаковой
светлоты, то тёплые цвета будут
выступать вперёд, а холодные стремиться
в глубину. Если встречается контраст
светлого и тёмного, то ощущения глубины
будут или увеличиваться благодаря
цвету, или нейтрализуются, или же будут
действовать в обратном направлении.
Контраст
насыщения вызывает следующие ощущения
в восприятии цвета: яркие цвета
будут выступать вперёд по сравнению
с одинаково светлыми, но притуплёнными
цветами. Как только к этому контрасту
прибавляется контраст светлого и тёмного
или холодного и тёплого, впечатление
глубины снова изменяется. Контраст
распространения или контраст размеров
цветовых плоскостей играет большую
роль в создании впечатления глубины.
Особо сильного ощущения глубины картины можно добиться, используя взаимодействие цвета, вертикальных и горизонтальных направлений и пространственных планов композиции между собой.
Композиция
в цвете и форма
Компоновать
в цвете значит расположить рядом
два или несколько цветов таким
образом, чтобы их сочетание было
предельно выразительным. Для общего
решения цветовой композиции имеет
значение выбор цветов, их отношение
друг к другу, их место и направление
в пределах данной композиции, конфигурация
форм, симультанные связи, размеры цветовых
площадей и контрастные отношения
в целом.
Следует
отметить, что, также как и цвет,
своей «чувственно-