Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:46, курсовая работа
Наше восприятие окружающей предметной среды всегда ассоциативно в силу тесной связи различных органов чувств, например зрения и осязания. Эмоциональный строй композиции определяется не только ассоциативным характером восприятия ее структурных предельных элементов – линии, формы, цвета, тона и т.д. Главным в том или ином образном строе композиции является характер отношений между этими предельными элементами, определяемый средствами композиции: пропорциональностью, масштабностью, ритмом, контрастом и нюансом.
Введение……………………………………………………………………..... 3
1 Ритм как элемент композиционного решения……………………………. 4
1.1 Понятие ритма……………………………………………………….. 6
1.2 Понятие цвета………………………………………………………... 11
2 Создание художественного образа в графическом дизайне……………... 16
2.1 Художественный образ в графическом дизайне….……………….. 26
Заключение……………………………………………………………………. 36
Список использованных источников………………………………………... 37
Приложение А………………………………………………………………… 38
Приложение Б…………………………………………………………………. 39
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА
КАФЕДРА
ДИЗАЙНА И РЕКЛАМЫ
РИТМИКА
ЦВЕТА КАК АКТИВНОЕ
СРЕДСТВО КОМПОЗИЦИИ
ГРАФИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА.
СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО
СОДЕРЖАНИЯ.
Курсовая
работа
|
Студент 0 курса
(00 группа)
специальности
«Дизайн» |
Тамбов
– 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Ритм как элемент композиционного решения……………………………. | 4 |
1.1 Понятие ритма……………………………………………………….. | 6 |
1.2 Понятие цвета………………………………………………………... | 11 |
2 Создание художественного образа в графическом дизайне……………... | 16 |
2.1 Художественный образ в графическом дизайне….……………….. | 26 |
Заключение…………………………………………………… |
36 |
Список использованных источников………………………………………... | 37 |
Приложение А………………………………………………………………… | 38 |
Приложение Б…………………………………………………………………. | 39 |
ВВЕДЕНИЕ
Наше
восприятие окружающей предметной среды
всегда ассоциативно в силу тесной
связи различных органов
Во второй главе проводится краткий обзор теоретических трудов по проблемам художественного образа в дизайне. Рассматриваются сравнительные характеристики художественного образа в видах искусства и выявляются общие и специфические принципы формирования его в дизайне. Показывается закономерность чередования форм выражения художественного образа в дизайне в генезисе его развития. Определяется значимость понятия «художественный образ» в дизайне.
В теоретических основах композиции как один из главных разделов выделяются законы композиции. Существуют основные законы композиции, т. е. общие, объективные, которые вытекают из законов диалектики природы и общества. Например, композиционный закон контрастов действует на основе законов природы: закона света (свет, тень, цвет), закона единства и борьбы противоположностей, законов физиологии человека (физиология зрения и зрительного восприятия с учетом также действия закона света). Закон целостности — также на основе законов природы: законов света, законов физиологии зрения и особенностей зрительного восприятия человека (ясное зрение, избранность восприятия, влияние характера контрастов света и цвета).
Существуют
также частные законы композиции,
действие которых ограничивается рамками
одного или нескольких видов искусств.
Действие законов общества в частном
композиционном законе проявляется
в характере и жизненности
художественного образа, через передачу
в образе характерного и типического,
эстетического отношения
Очевидно, что законы композиции нельзя считать догмой, чем-то надуманным, ибо они основываются на анализе широкого арсенала композиционных форм в произведениях искусства, но знание этих законов необходимо художнику. Если законы носят объективный, всеобщий характер, устойчиво действуют на протяжении длительного отрезка времени в истории развития изобразительного искусства, то композиционные правила и приемы, помогающие строить композицию, относятся к менее постоянным категориям. Они имеют важное значение в разработке пластического мотива, изобразительного «зерна» сюжета. Правила и приемы, по словам Е. А. Кибрика, являются лишь композиционной техникой (вместе со средствами). Но следует иметь в виду, что, несмотря на «технический» во многом характер правил и приемов, они в основе своей, как и все искусство, вытекают из закономерностей природы.
Основными
правилами композиции являются ритм,
выделение сюжетно-
Композиция
- важнейший организующий компонент
художественной формы, придающий произведению
единство и цельность, соподчиняющий
его элементы друг другу и всему
замыслу художника. Композиционное
решение в изобразительном
Ритм
в жизни и в искусстве
Одни художники ритм считают правилом композиции (например, А. А. Дейнека), другие — закономерностью, третьи — средством, организующим началом композиции.
Понимая ритм как организующее начало, Е. А. Кибрик пишет: «Ритмическая основа композиции выражает внутреннюю закономерность идейного замысла художника. Эта особая закономерность присутствует в каждом идейном замысле, и умение найти соответствующий ему композиционный строй или ритм является залогом художественности в произведении.
Ритм
— это не только организующее начало
в композиции, но и эстетическое.
Именно через него сообщаются произведению
поэтические, музыкальные свойства,
неотделимые от художественности».
К вышесказанному можно сделать
некоторые уточнения и
Ритм как правило композиции имеет свои особенности и широкий диапазон действия в творчестве художников. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре — на контрастах объемов). Именно наличие тональных или цветовых контрастов обеспечивает восприятие изображенного издали, даже на далеком расстоянии. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше — ближе). Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Только добившись этого, можно рассчитывать на активное действие ритма и помощь его в закономерной организации произведения.
Ритм
в удачной композиции одновременно
расчленяет компоненты произведения (проявляется
действие закона контрастов) и объединяет
их. Это указывает на связь ритма
с композиционным законом цельности.
Таким образом, суть понятия «ритм»
заключается в чередовании
Связь
ритма в искусстве с законами
композиции и с объективной
Ритм был и есть во всех видах искусства и во все времена. Уже в искусстве Древнего Востока композиция была упорядочена, отличалась строгостью, наличием ритма. В древнеегипетском искусстве фриз являлся основной формой композиции, в которой ритмически чередовались изобразительные элементы.
Искусство
Древней Греции, хорошо усвоившее
явление ритма и симметрии, сделало
шаг вперед по сравнению с искусством
Египта. Изображение человека в более
естественных позах, в более активных
движениях позволило
Если
в искусстве Древней Греции главным
объектом был человек, изображенный
объемно, в активном движении, то в
средневековом искусстве
В эпоху
Возрождения передача ритма считалась
одной из трех главных задач композиции.
Эти три задачи композиции — перспектива
(трехмерное пространство), ритмическое
расчленение плоскости и точка
зрения — впервые были осознаны
художниками раннего
В этом плане решал задачи композиции Джотто. Пример тому — фрески «Оплакивание Христа» и «Свадебное шествие Марии». В «Оплакивании Христа» люди и пейзаж изображены в нескольких пространственных планах. Ритмическое решение композиции позволяет выявить зрительный центр (голова лежащего на земле Христа).