Региональные особенности орнаментальной росписи в интерьере бурятского жилища

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Введение
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Во всем мире нет сегодня проблем важнее, чем проблема «человек и его окружение». Осуществление всемирной Гармонии Согласия и взаимного удовлетворения физических и духовных потребностей живого и неживого, косного и космического.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Значение и символика цвета в материальной
культуре бурят……………………………………………………….5
Глава 2. Орнаментальная роспись
как неотъемлемая часть быта бурят……………………………….14
2.1 Творческое наследие художника Лубсана Доржиева………....20
Глава 3. Региональные особенности художественной росписи
изделий быта…………..……………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..42
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

Министерство образования, науки  и молодежной политики Забайкальского края Государственное автономное образование  учреждение среднего профессионального  образования «Агинский педагогический колледж им Базара Ринчино».

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

студентки IV курса

специальности «050603- Изобразительное  искусство и черчения»

Паламовой С. Н.

Региональные  особенности орнаментальной росписи  в  интерьере бурятского жилища

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Научный руководитель:

                                                                                                Дашинимаева Б.Р.

 

 

 

 

 

Допустить к защите:

Заведующий кафедрой___________________Мясников А.Ю.

Зам. директора по учебной работе__________Цыбенова С.Ц.

«___»____________2010г.

 

 

 

 

 

 

Агинское 

2010 г.

                                                   Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Значение и символика цвета  в материальной

               культуре бурят……………………………………………………….5

Глава 2. Орнаментальная роспись

               как неотъемлемая часть  быта бурят……………………………….14               

             2.1 Творческое наследие художника Лубсана Доржиева………....20

Глава 3. Региональные особенности художественной росписи

                 изделий быта…………..……………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………..42

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.

Во всем мире нет сегодня  проблем важнее, чем проблема «человек и его окружение». Осуществление всемирной Гармонии Согласия и взаимного удовлетворения физических и духовных потребностей живого и неживого, косного и космического.

Семантически можно  выделить два пласта бурятской культуры – добуддийский, связанный с автохтонными культурами народов севера Сибири и  кочевников южной Сибири и Центральной  Азии; и буддийский, принесший развитую художественную систему из Индии, Китая и Тибета. К первой группе относятся различные солярные знаки (розетка, свастика, крест), тотемные символы («эбер угалза» - роговидный узор – один из самых продуктивных в тюрко-монгольском мире) и другие. Ко второй принадлежат буддийские символы в различных комбинациях: «восемь буддийских драгоценностей», «семь жертв», «ваджра», «ратна» (эрдэни), «шоу».

Оба направления вели к созданию национальной школы искусства. Формирование национальной художественной школы имеет внутренние закономерности, не совпадающие с процессами социальной революции. Но, к глубокому сожалению, социальная революция может деформировать и отбросить на десятилетия назад естественное развитие искусства.

 Процесс становления национальной школы искусства преемственно связан с ламаистским искусством и логически выходят из его недр. Со второй половины XIX века в ламаитской живописи шло накопление светских сюжетов, расширение рамок иконографического канона различных типов сюжетной танки, таких, как «Сансарийн хурдэ», изображения монастырей Тибета, Шамбалы и т.п., позволяющих вводить светские и бытовые сцены. Трактовка сюжетов носит повествовательны характер. Изображение повседневной жизни с этнографическими подробностями быта, хозяйственных занятий, жилища, одежды, развлечений и обычаев разворачивается на плоскости в сценах последовательно развивающих событий. Вместе с тем реальность здесь тесно переплетается с гротеском (изображение демонических существ, мифических животных).

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

Сейчас время вновь  вернулось к идеям культурного и национального возрождения, выдвинутым на рубеже веков лидерами национально-освободительного движения.

Цель данной работы заключается  в изучении и раскрытии территориальных  особенностей произведений народных умельцев, в оценке высокохудожественных изделий. В раскрытии глубинных значения национального декора.

Теоретический материал может быть использован на уроках изобразительного искусства, на кружковых  занятиях

Задачи:

  • изучить научную литературу: раскрыть значение и символику бурятского орнамента, его истоки;
  • определить особенности символического языка цвета;
  • выявить особенности творчества ремесленников Аги;
  • изучить технологию изготовления бурятского сундука;

  

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Значение и символика цвета в материальной культуре бурят

В культуре любого народа цвет играет большую роль. Цветными красками расписана мебель в жилище, цветными нитками вышивали узоры на одежде, на головном уборе и обуви. Им украшены предметы быта и многое другое.

Все предметы материальной культуры, рассматриваемые вне цвета, не могут быть восприняты во всей полноте их выразительности. Только в сочетании с цветом их семантика может быть понята до конца. Цвет и цветные предметы сопровождают человека повсюду, оказывая на него психофизиологическое воздействие и вызывая различные ощущения - тепла или холода, бодрости или уныния, радости или беспокойства, т.е. основные функции цвета - магическая, информационная и декоративная.

Понимая, как велико значение цвета, его воздействие на человека на протяжении веков выработана определенная теория цветовой символики. Буряты, монголы использовали преимущественно красные, желтые, зеленые, синие и белые краски - любимые цвета народа. Очень редко применялись нейтральные и в то же время умело сочетались яркие оттенки.

Применение различных цветов и их оттенков в народном творчестве имело определенные символические значения.

Употребление различных  цветов, цветных красок носило осмысленный, канонизированный характер. У бурят, монголов цветовая композиция строится на сочетании светлого и темного. Этот принцип характерен в отделке бурятских шерстяных ковров, таар и меховых ковров - хубсар. Принцип цветовой контрастности применяется и в ювелирном искусстве. Цветные камни - сердолик, лазурит, малахит, коралл, перламутр составляют контраст серебру, золоту, стали.

Большое место в материальной и духовной культуре бурят занимают черный и белый цвета. Именно они занимают бинарную позицию: - белое - черное; плохое - хорошее; высокое - низкое и т.д., в то время как остальные цвета таких оппозиций ни с каким цветом не образуют. Черный, белый, красный - цвета первого класса; зеленый, голубой, желтый, серый - цвета второго класса.

Наибольшей емкостью и богатством специфических оттенков, которые охватывают самые многообразные сферы жизни, обладает белый цвет. Вероятно, это объясняется физической природой белого цвета, его способностью поглощать все остальные цвета и оттенки.

Все предметы, окрашенные в белый цвет природой заключают  в себе вышеперечисленные качества; прежде всего  это относится к  молоку и молочным  продуктам. В разделе о пище мы писали, о том, что молоко и его производные обладают особой сакралыностью, но белый цвет выступает еще и в виде символа социальных связей в бурятском обществе. В народных песнях достойным героя бывали белой масти конь или верблюд. Если хочешь расположить к себе человека, тронуть его сердце, употреби эпитет «белый», он выразит твое почтение и твою любовь; «сагаан hанаата» скажет о ком-нибудь монгол или бурят. И можно поверить, что у человека, им уважаемого, действительно белая, т.е. ничем не запятнанная душа. Приходящийся по лунному летосчислению на эту пору Новый год называют Сагаан hара - Белый месяц - новогодний праздник, который обычно отмечается в конце января или в начале февраля. Марко Поло, описывая празднование Нового года, рассказывал, что обычно в этот день и мужчины и женщины надевали белую одежду, чтобы будущий год был счастливым и благополучным. Все дарили подарки белого цвета, веселились и пировали. К.В. Вяткина пишет: «Белый цвет - весьма уважаемый    древними монголами. Юрты монгольских ханов были белыми, потом белые юрты ставили все аристократические роды (белая кость). Белую лошадь приносили   в жертву небу. Молоко от белой кобылицы имели право употреблять только члены  ханского дома. Существовал обычай при возведении на престол   императора   сажать и поднимать на белом войлоке. Белый цвет ассоциируется с дневным светом и небесными светилами - Солнцем и Луной, а также с производящей силой.

Белый цвет - цвет святости, благополучия. С этими представлениями связан обычай обшивать белой мерлушкой шапки, ворот, борта и манжеты дэгэлов. В бурятской вышивке использовался шов двойной тамбур, вторая линия всегда выполнялась белой ниткой. Это был не просто прием художественной выразительности, но и прием, усиливающий, подчеркивающий смысловую емкость, Эмоциональную содержательность узора и показывающий отношение автора к предмету изображения.

Серебряными солярными  знаками - кругами украшались доспехи  воинов, шлемы, панцири, пояса, колчаны: круглые белые пластины или монеты пришивали на свадебные женские костюмы предбайкальские бурятки. Обилие различных белых талисманов в одежде и украшениях необходимо было по древним обычаям для защиты невесты от злых духов, которые могут испортить счастье, навредить новобрачным.

Белым цветом отмечен  на северной стороне юрты почетный сектор - хоймор тала. Здесь размещали божницу с изображением божеств. Самых почетных, уважаемых людей усаживали на этой части юрты (хойморто).

В социальной терминологии, отражающей классовое расслоение общества, бытует термин «белая кость» (сагаан яhан), которым обозначали представителей родовой и племенной знати, в отличие от «черной кости» (хара яhаи) - простолюдинов.

В топонимии Бурятии  встречается много названий горных вершин, рек, озер с названиями сагаан: Сагаан Нуур - поселок в Мухоршибирском районе, Сагаан Уула, Сагаан Адха, Сагаан Тала, Сагаан Шулуун и т.д.

В ламаистской иконографии  известны образы Белого старца –Сагаан  Убугуна и Сагаан Дари Эхэ - Белой Тары. Белый Старик всегда выступает как хозяин Земли, как хранитель домашнего очага, покровитель счастья и благополучия, домашнего скота и т.д. В иконописи это божество изображается в сопровождении животных и птиц, на фоне пышной растительности, благоухающих цветов и спелых плодов.

У кочевников много примет и поверий, связанных со словом «белый». Боханские буряты считают за счастье для хозяйки иметь скотину с белым пятном на лбу. Такую скотину не продают. По поверью унгинских бурят, если человек увидит белую мышь, он должен убить ее, снять шкуру, хорошенько высушить и постоянно носить при себе, потому что белая мышь приносит успех, богатство, особенно при торговле. Мясо белой мыши хранят в сушеном виде, потому что оно обладает целебными свойствами от разных болезней; больной человек скоро выздоравливает, если поест мясо белой мыши. Белых мышей видят очень счастливые люди. Унгинские буряты говорят, что встречаются очень редко белые змеи. Увидев такую змею, человек должен убить ее, снять шкуру, высушить и постоянно носить при себе. Мясо белой змеи также считается целебным от многих болезней.

Однако, белый цвет может  получать и противоположное значение. Славяне одевали покойников в белую одежду и покрывали белым саваном. В Китае и некоторых странах Азии и Африки белый цвет является цветом траура. Словом, он имел ключевое значение в жизни и мировоззрении бурят, монголов.

Наиболее сложную и  противоположную семантику имеет черный цвет. Он символизирует несчастье, горе, гибель всего, что движется и дышит. У многих народов чернота связывается с ночью, а ночь - со злом и колдовством. Ночью человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает несчастье. Черные глаза считаются опасными, завистливыми.

Если с белым связано  доброе, светлое, счастливое, святое, то с черным - все негативное: злое, темное, несчастливое. Примерами такого рода могут служить понятия: белая пища - святая, черная пища - символ бедности: нищеты - хара сай (черный чай); хара архи (водка, полученная путем перегонки зерновой барды); сагаан архи получили перегонкой молока, и только им совершали все культовые обряды.

Несмотря на это, черный цвет занимает равноправное положение среди других цветов: по контрастности противопоставлен белому, в дацанской живописи черная краска в виде туши, как золото и серебро, употреблялся как материал, дающий законченность произведению.

Черное может иметь  и благоприятное значение. У тюркских и монгольских народов слово  «кара» (хара) обозначало север, темное небо которого с яркой полярной звездой  служило основой для ориентации в ночи. Этим же словом обозначали все главное, большое. Поэтому «кара» обозначало и титул человека, т.е. великий, могучий. Топонимы со словом хара (черный) встречаются нередко. Хара нуур (озеро с черной водой), Хара-Хото, древняя столица чингисидов называлась Харахорин (Кара Корум). Это название может быть переведено как Северная ставка (север иногда ассоциируется с черным цветом) или Великая (Главная) ставка.

Люди с древности  проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках обозначает все красивое, прекрасное. В славянском фольклоре красный цвет - символ красоты, девственности, святости: «красная девица», «красный угол», «красная горка», «красное солнышко» - сохранившиеся подтверждения символа этого цвета.

В Китае об искренном, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.

У монгольских народов  красный цвет олицетворяет образ, древнейшего объекта почитания всех народов - Солнца и связанных с ним огня, света и тепла, без которых немыслима жизнь на Земле. Буряты полагают, что он приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие народу. Солнце и Луна считаются непосредственными предками монголоязычных народов. Поэтому всячески покровительствуют им, Уважительное отношение к своим древним предкам выражалось, в частности, в расположении входа в жилище, ориентированного на юг, в сторону высокого (в зените) солнца. Красный цвет, по представлениям бурят, символизирует красоту, очищение. Красные камни - рубин, коралл служили самыми излюбленными материалами для изготовления украшений: сережек, перстней, браслетов, колец, ладанок, ножей и огнив, трубок. Красные шелковые кисти и дэнзэ венчают навершие головных уборов бурят, монголов.

Информация о работе Региональные особенности орнаментальной росписи в интерьере бурятского жилища