Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:52, реферат
Создание новых принципов художественного формообразования, начавшееся с конца 1950-ых годов и обусловленное острой необходимостью расширить горизонты композиционного мышления в области средового дизайна и архитектуры, сопровождалось первым серьёзным изучением всего структурного разнообразия пространственных форм. Возник широкий интерес к объектам «нелинейной» пластики, как к округлым сферическим формам, так и к объектам складчатой геометрии.
в) подход к проблеме «человек - индустриально сформированная среда» осуществлялся в двух встречных направлениях: с одной стороны, изучалась возможность воздействия искусственных визуальных структур на эмоциональный мир, общую физиологию, социальное поведение человека; с другой стороны, рассматривались идущие от человека возможности гармонического преобразования предметно-пространственной среды, предусмотренные интересами полноценного жизнеобеспечения.
2. Дано определение визуальной экологии с новых позиций «глубинной экологии», включающих в себя максимально полную картину взаимообуславливающих связей «паутины жизни». Визуальная экология представлена как междисциплинарная область знаний, объединяющая в себе данные физиологии восприятия, психологии, философии, эстетики. Обобщены существующие закономерности визуального восприятия в интересах создания универсального инструментария гармонического преобразования предметно-пространственной среды.
3. В создании концепции визуальной экологии были использованы достижения отечественной науки: учения об «автоматии», «антимонопольной функции» саккад и «системоквантах» физиологических процессов (А.Л. Ярбус, В.Д. Глезер В.А.Филин, К.В. Судаков). Саккадические движения глаз получили характеристику необычайно тонкого природного механизма структурного анализа, состоящего в постоянном поиске характерности. Нелинейность «пути обхода» автор представил как отражение того базового физиологического инструментария, который лежит в основе выбора эстетических предпочтений.
4. Автором разработан первый
5. Отмечены возможности снижения негативного
эффекта агрессивных структур за счёт
изменения размера, «плотности упаковки»,
контрастности модульных ячеек. Отмечен
физиологически обоснованный и широко
используемый дизайнерами способ преодоления
гомогенных черт за счёт введения композиционных
элементов, имеющих форму накладного декора.
Таблица 1
Схема построения «Картоида»
Визуальная Организация структуры (ВОС) | Объект |
Композиционная Организа-
ция Структуры (КОС) | ||
1 | Обилие реперных точек, разнообразие впечатлений | 14 | Передача запоминающегося образа структуры | |
2 | Оригинальность, сложность композиционного решения | 15 | Органичная
встроенность
узлов в единое целое | |
3 | Прямоугольная комбинаторика, отсутствие агрессивности | 16 | Наличие универсальности, инвариантности структуры | |
4 | Нивелирование
избытка
повторяющихся элементов |
17 | Соответствие веса и размера перекрываемой площади | |
5 | Совместимая комбинаторика острых и тупых углов | 18 | Транспортабельность, сборно-разборные преимущества | |
6 | Округлость форм | 19 | Возможность трансформации | |
7 | Пластичность | 20 | Выразительность материала | |
8 | Чётко выявленная метрика | 21 | Лёгкость, дематериализация архитектоники | |
9 | Явно воспринимаемая
ритмика |
Функциональная Органи-
зация Структуры (ФОС) | ||
10 | Пропорциональность
частей
и целого |
22 | Утилитарность
– комфорт,
эргономичность | |
11 | Допустимая гомогенность | 23 | Универсальность
–
многоцелевое назначение | |
12 | Благоприятное для восприятия цветовое решение | 24 | Сакральность – знаковость, ритуальность | |
13 | Достаточная ахроматика | 25 | Технологичность, польза | |
26 | Сезонность использования |
Наполнение компьютерного Картоида для оценки вариантов структур. Центральное поле – изображение образа оцениваемой структуры.
Позиции требований: Цели (левое поле, ВОС), Условия (правое поле - верхняя часть, КОС) и Действия (правое поле – нижняя часть, ФОС).
Из
каждой позиции требований выпускаются
«лучи» - связи отождествления требований
с «реперными точками», которые
артикулируются на объекте.
«Точки контакта» на полях «Картоида»
Список публикаций.