Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:52, реферат
Создание новых принципов художественного формообразования, начавшееся с конца 1950-ых годов и обусловленное острой необходимостью расширить горизонты композиционного мышления в области средового дизайна и архитектуры, сопровождалось первым серьёзным изучением всего структурного разнообразия пространственных форм. Возник широкий интерес к объектам «нелинейной» пластики, как к округлым сферическим формам, так и к объектам складчатой геометрии.
Кузнецова Галина
Николаевна
Принципы взаимодействия структурного формообразования
и визуальной экологии
в средовом дизайне
Специальность
17.00.06 – Техническая
эстетика и дизайн
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени
кандидата
искусствоведения
Москва
2011
Работа
выполнена в Московской
государственной художественно-промышленной
Академии им. С.Г.
Строганова
Научный руководитель: доктор технических наук,
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения,
профессор
профессор
Ведущая организация: Московский архитектурный институт
Защита диссертации состоится «____» _______________ 2011 г.
в______часов
на заседании Диссертационного
совета Д-212.152.01 при
Московской государственной
художественно-промышленной
Академии им. С.Г. Строганова
по адресу: 125 080 Москва,
Волоколамское ш., д. 9.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГХПА.
Просим
принять участие
в защите диссертации
и направить отзыв
в двух экземплярах
по указанному адресу.
Автореферат разослан
«____» ________________ 2011
г.
Учёный секретарь Диссертационного совета
кандидат
философских наук
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
Генетически общие истоки визуальной экологии и эстетики позволяют современной искусствоведческой науке рассматривать их взаимодействие в качестве фундаментальных основ дизайнерского средообразования. Сегодня поиск приёмов художественного формообразования среды, основанный на единстве даже суперсложных технических объектов с природой, стал общемировой эстетической нормой. Дизайнеры и архитекторы с наиболее авторитетными именами творят средовую искусственную природу для человека так, чтобы обеспечить: типологическое разнообразие композиционных решений, отсутствие агрессивных и гомогенных зон, гармоничность, ритмичность, пропорциональность пространственных членений в создаваемых ими композициях. Рациональность и жёсткость технологического периода сменились критериями эколого-эстетического формообразования.
Создание
новых принципов
Очередной «виток» обострённого интереса к экологическому мироощущению был обозначен на рубеже ХХ и XXI веков, когда ряд крупных мастеров средового дизайна и архитектуры, вслед за природными стилизациями эпохи модерн, вновь обратился к поиску органических истоков формообразования. Одним из ориентиров нового периода служил стиль А. Гауди, поражающий оригинальностью пластики и разнообразием использования ритмических основ природного формообразования.
В эпоху постмодернизма тяга к преобладанию нелинейной пластики нашла своё воплощение в создании подчёркнуто деконструктивистских пространственных форм Ф. Гери, Захи Хадид, Ф. Хундертвассера и других современных авторов. Экспрессия и эмоциональность свойственных их творчеству пространственных решений свидетельствовали о том, что оригинальность пластики стала играть ведущую роль по отношению к принципам былой симметрии и регулярности. Весьма важным стало экологическое видение.
Постройки Ф. Хундертвассера
Однако чтобы лучше осветить
специфику визуальной экологии,
автор вынужден был обратиться
не столько к изучению
В
центре внимания проблемы
Зрительный комфорт, как считает автор, является результатом структурно-композиционного, масштабного и колористического соответствия внешнего вида объектов физиологическим нормативам зрения. Традиционно в рассмотрение композиционных средств не включался фактор визуального воздействия средовых объектов на физиологическое состояние человека. Считалось, что этот фактор уже изначально включён в процесс эстетического восприятия человеком объектов среды. Однако создание представления о визуальной экологии обнаружило информационную неполноту теории композиционного мышления, что поставило автора диссертации перед необходимостью – вначале раздельно рассмотреть и углублённо изучить сущность обоих механизмов: 1) зрительного восприятия среды (в контексте визуальной экологии) и 2) приёмов достижения функционального комфорта и эстетической значимости создаваемых структур (в контексте искусствоведческой науки), а затем исследовать возможность достижения определённого синтеза между ними, что фактически вылилось в методологию междисциплинарного синтеза знаний.
Автор поставил вопрос о воздействии на психологическое состояние человека предъявляемого ему искусственного визуального окружения, обосновал необходимость произвести анализ психофизиологических реакций человека, вызываемых восприятием структурно-композиционных объектов. Предпринятый анализ был использован для выявления наиболее оптимальных эколого-эстетических свойств средового окружения.
Проблема состояла в том, чтобы определить: (1) в чём заключаются условия визуального комфорта современного человека, живущего среди объектов средового дизайна XXI века, (2) и каким образом можно адаптировать материальные структуры среды к психологическим, физиологическим и эстетическим потребностям человека?
Существом проблемы являлось решение вопроса: можно ли придать структурам искусственного окружения, которые человеку каждодневно приходится наблюдать, эстетически выразительную форму и как наделить её соответствующими стилистическими чертами? Как сделать так, чтобы не свести среду технологического формообразования к бесхарактерности или хаосу нагромождения случайных артефактов? Возможно ли создать некий инструментарий, способный гармонически соединить оба феномена – технологический и эстетический в объектах искусственно преобразуемой среды? Актуальность разрешения этих задач была мотивирована необходимостью обеспечения визуального комфорта современного человека в его повседневной среде.
Принципы, положенные в основу исследования.
В соответствии с темой, обозначенной в заглавии данной работы, автором было выдвинуто пять основных принципов средового дизайна, определивших концептуальные ориентиры научно-теоретического поиска ответов на поставленные выше вопросы.
Первый принцип: преодоление всё увеличивающего хаотического разнообразия продуцируемых дизайном форм должно быть основано не на стремлении к внешней «типизации», сведению их к шаблону, - а на постижении возможностей «непроявленных» потенций природы и расширении типологии структурного формообразования, что должно стать частью решения вопросов проектного синтеза и прогнозирования ожидаемых эффектов от зрительного восприятия создаваемых структур в их непосредственном средовом окружении.
Второй принцип: средовой подход к проектированию должен исходить из понимания «среды» как совокупного места сосредоточения всепроникающих полей: световых, акустических, гравитационных, информационных, а также биополей, образующих ультраструктуры, реагирующие на любые «встраиваемые в них» материальные объекты.
Третий принцип: дизайнерское средообразование сводится не только к заполнению пространства коммуникаций комплексами вещей и средовых объектов различного масштаба, но и обладает способностью создавать собственный эмоциональный фон, воздействующий на формирование поведенческих ситуаций. Поэтому дизайнер, проектируя среду, должен предусматривать её участие в процессах визуальных, институциональных и социальных коммуникаций.
Четвёртый принцип: для решения вопросов гармонизации средового проектирования необходимо иметь особый инструментарий структурно-стилистического формообразования, включающий в себя обобщение теоретических положений визуальной экологии и находящийся во взаимодействии с концепцией средового подхода, наиболее важные позиции которого были изложены во втором и третьем принципах.
Пятый принцип: для обучения дизайнеров средовому подходу к проектированию и преподавания методов дизайнерского формообразования среды необходимо обновить образовательную парадигму, переориентируя её с разобщённых предметов технической и эстетической грамотности на дисциплины, развивающие способности дизайнера продуктивно и творчески мыслить. Необходимо опираться на методологию, направленную на активное использование дизайнерской интуиции и рефлексии, благодаря которым дизайнер сможет инициировать внедрение в дизайнерскую среду инновационных процессов формообразования. Заделом для создания такой проектной методологии вполне может служить объединение методик сценарного моделирования (В.Ф. Сидоренко), средового подхода и экологического проектирования.