Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:52, реферат
Создание новых принципов художественного формообразования, начавшееся с конца 1950-ых годов и обусловленное острой необходимостью расширить горизонты композиционного мышления в области средового дизайна и архитектуры, сопровождалось первым серьёзным изучением всего структурного разнообразия пространственных форм. Возник широкий интерес к объектам «нелинейной» пластики, как к округлым сферическим формам, так и к объектам складчатой геометрии.
Исходя из органического
Практическая значимость исследования состоит:
Практическая апробация результатов исследования.
Результаты диссертации имеют теоретическое значение. 1. Данные визуальной экологии развивают необходимые искусствоведению представления о физиологии зрения и механизме выработки эстетических ориентиров. 2. Средства Структурно-стилистического инструментария расширяют область применения концепции средового подхода к проектированию. 3. Сопутствующий инструментарию аналитико-синтезирующий аппарат Картоид, способен найти применение в качестве методического средства в самых разнообразных сферах творчества – от объектов пространственного проектирования до плоскостного структурообразования (изготовление мнемосхем, плакатов, арт-объектов).
Авторская разработка, уже на стадии выполнения диссертации, успешно применялась в педагогической практике дизайнерского образования на базе кафедры средового дизайна МГХПА им. С.Г. Строганова, кафедры дизайна МГГУ им. М.А. Шолохова, Центра дополнительного образования по дизайну транспортных средств (ЦДО ДТС) Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), дизайнерского и художественно-графического отделений Педагогического колледжа № 16. В качестве дидактического материала автор использует Синкретическую модель взаимодействия визуальной экологии и структурного формообразования, а также методологию Структурно-стилистического инструментария гармонического преобразования среды. Предлагаемый курс экологических основ структурного формообразования продолжает развитие традиций конструктивизма, у истоков которых стояли школы ВХУТЕМАСа и Баухауза. Названный курс не является односторонне-типологическим, но рассчитан на разностороннюю творческую деятельность, направленную на решение задач гармонического формообразования объектов предметно-пространственной среды.
Результаты теоретического исследования прошли апробацию путём чтения автором лекций, участия, с выступлениями, в работе научно-практических конференций, в разработке тестовых экспериментов. Выступления автора по теме диссертации отражены в материалах конференций и совещаний, перечень которых приведён в последующем списке:
1. 7-ая Всероссийская научно-практическая конференция «Современные
тенденции
развития декоративно-прикладного
искусства и дизайна» (рубрика
«Теоретические методологические основы
изучения дизайна и декоративно-прикладн
2. 3-я Всероссийская научно-практическая конференции «Дизайн ХХI века – традиции и инновации» (рубрика «Средовые и экологические проблемы дизайна»). Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, кафедра графического и средового дизайна, 3 – 10 октября 2010 г. Тема выступления: «Постмодернизм: кризис проектной идеологии как стимул для развития идей инновационного формообразования».
3. Международная конференция «
4.НИИТИАГ РААСН, Научно-практическая конференция «Архитектура и геометрия», февраль 2007 г. Тема выступления: «Ситуация кризиса и мотивированные ею инновации формообразующей эстетики II половины ХХ-го века».
5. ПК № 5, Московская городская научно-практическая конференция, секция изобразительного искусства и практического обучения с методикой, 29 августа 1997 г. Тема выступления: «Инновационные приёмы формообразования в современном дизайне».
6. МГОПУ им. М.А. Шолохова, Научно-практическая конференция преподавателей и студентов педагогических учебных заведений, посвящённая 860-летию г. Москвы, секция 6 «Развитие художественно-творческой деятельности будущих педагогов и детей», 14 мая 1997 г. Тема выступления: «Визуальная среда и экология».
7. Научная сессия МГОПУ им. М.А. Шолохова за 1996 год, 27 марта – 2 апреля 1997 г. Секция изобразительного искусства и методики его преподавания, 30 марта 1997 г. Тема выступления: «О кризисе «рациональной эстетики» и причинах его возникновения».
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, списка использованной литературы (358 наименований, 271 – на русском и 87 – на иностранных языках), шести приложений. Основное содержание изложено на 135 страницах, иллюстративный материал включает 19 таблиц и 84 страницы рисунков.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень её разработанности в искусствоведении, определяются цели, задачи, излагается теоретическое и методологическое обоснование работы, а также формулируются положения, выносимые на защиту.
В главе I «Проблемы визуальной экологии и структурного формообразования среды» показано, как в Европе, практически одновременно, возникли два культурных феномена: движение структурного формообразования и новое экологическое мышление.
В основу представления о визуальной экологии был положен физиологический феномен «автоматии саккад» (определение которому дал доктор биологических наук В.А. Филин). Принципиальную важность в понимании феномена «саккад» имеет тот факт, что саккады являются изначальным инструментом зрения, предшествующим целенаправленному обзору и последующему за ним сознательному изучению визуального поля. Саккада – это моментальное скачкообразное движение глаз, суть которого состоит в «автоматийном» (по терминологии В.А. Филина) приеме световых лучей, напоминающем моментальный фотографический снимок.
Каждая очередная саккада
Изучая информационные модели функциональных систем, академик К.В. Судаков показал, насколько важную роль играют физиологические системы восприятия. Механизм возбуждения после каждой новой саккады, достигая коры головного мозга, приводит в действие инструмент «разрядки» нервных блоков, в результате чего человек получает ощущение удовлетворения. Отсутствие такой реакции в результате нарушения работы физиологической системы способно вызвать припадок эпилепсии. Волнообразные циклы реверберирующих связей получили наименование «системоквантов» физиологических процессов. Результаты исследования показали, что «квантовые» реакции нервной системы на визуальную информацию играют одну из определяющих ролей в поддержании нормальной физиологии человека.
Развитие
представлений о визуальном восприятии
позволило создать новое
Интерес к развитию
К настоящему времени разработано множество модульных форм, обладающих специфическими структурными и композиционно-стилистическими возможностями. Владение навыками структурной пропедевтики, соединяющей технологии формообразования с решением творческих задач объёмно-пространственного моделирования, сегодня органично необходимо дизайнеру. Поэтому для повышения квалификации современных проектировщиков, по мнению автора, необходимо, разрабатывать научную классификацию структур, читать учебные курсы и открывать специальные школы, знакомящие дизайнеров с методиками структурно-модульного и программированного формообразования.
Глава II «Синкретическая модель взаимодействия визуальной экологии и структурно-стилистического формообразования в дизайне среды» представляет два нововведения автора: 1) Синкретическую модель взаимодействия визуальной экологии и структурно-стилистического формообразования в дизайне среды и 2) Инструментарий Структурно-стилистического формообразования (ССИ).
Сформулированная автором Синкретическая модель взаимодействия визуальной экологии и структурно-стилистического формообразования (рис. 1) исходит из современных философских представлений о «глубинной экологии», включающей в себя черты экологического, холистического и синергетического мышления (первый сверху трёхблочный ряд на схеме модели). В основании модели лежат пять фундаментальных концепций: (1) «глубинной экологии» А. Нэсса и Ф. Капры, (2) визуальной эргономики, (3) теории функциональных систем (учение о «системоквантах» физиологических процессов, «акцепторе действия» и «антимонопольной функции» саккад), (4) психологии композиционного мышления и элементов инженерной психологии, (5) системных характеристик различных типов структур, образующих элементную базу Структурно-стилистического инструментария (ССИ). Второй сверху блок представляет «глубинная экология». От неё стрелка идёт вниз к визуальной эргономике (третий сверху блок на схеме модели), включающей в себя а) физиологию зрения: учение об «автоматии саккад», реперных точках и «пути обхода» по А.Л. Ярбусу, В.Д. Глезеру и В.А. Филину; и б) нейропсихологию, теорию
функциональных систем: учения об условном рефлексе и целеполагании («акцептор действия») П.К. Анохина, «антимонопольной функции» саккад и «системоквантах» физиологических процессов К.В. Судакова (четвёртый сверху блок).
Для приведения среды к состоянию функционального и эколого- эстетического комфорта необходима и другая взаимообусловленная пара средств: 1) проективная эргономика, соединённая с концепцией эргодизайна, 2) а также психология искусства и эстетика, обогащающая деятельность дизайнера новым уровнем восприятия (пятый сверху двухблочный ряд).
Наконец, в завершение Синкретической модели взаимодействия визуальной экологии и структурно-стилистического формообразования создаётся Структурно-стилистический инструментарий (ССИ), реализующий все ранее перечисленные требования (шестой сверху, последний блок на схеме модели). Важно отметить, что этот блок является не только объединяющим по отношению к средствам эргономики и эргодизайна, но и оценивающим результаты творческой практики.