Первая Европейская школа «Веркбунд». Югендстиль

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Первые шаги дизайна в Германии были закономерно связаны с бурным развитием промышленного производства в последней трети XIX в., начало которому было положено «революцией сверху», объединившей страну и выдвинувшей ее в ряд крупнейших развитых держав. Концентрация производства, рост монополий и борьба за рынки сбыта поставил вопрос о качестве промышленной продукции и ее конкурентоспособности. Шел лихорадочный поиск средств повышения престижа изделий немецкого производства, которые традиционно считались низкокачественными.

Содержание

Введение …………………………...……………………………………………....3

Глава 1 Первая Европейская школа «Веркбунд»……………………..................5

Цель создания Первой Европейской школы «Веркбунд» ……………..7
Влияние Веркбунда……………………………………………………….8
Проблемы и противоречия Веркбунда ………………………………...10
Роль Веркбунда в истории промышленности и искусства……………11
Глава 2 Югендстиль……………………………………… ……………………...13

2.1 Особенности и характерные элементы……………………………. …..14

2.2 Возникновение стиля модерн в Германии …………………………….16

2.3 Представители и родоначальники югендстиля ……………………….17

Заключение ………………………………………………………………………..20

Список используемых источников и литератуты ………………………………21

Приложения ……………………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Веркбунд. Югендстиль..docx

— 303.61 Кб (Скачать)

     На  заседаниях Веркбунда присутствовали молодые художники, оказавшие позже значительное влияние на послевоенное художественное развитие европейских стран: Мис Ван дер Роэ, Вальтер и Гропиус, Бруно Таут, Шарль Эдуард Жаннере (Ле Корбюзье – в 1910 г. он был послан Швейцарской Академией художеств в Германию для изучения успехов немцев в области формообразования, причем опыт Веркбунда он осваивал непосредственно в мастерских в Хеллерау). 

1.3 Проблемы и противоречия «Веркбунда»

     На  заседании 1911 г. Герман Мутезиус выступил с речью, признанной позже программной и ставшей эстетическим руководством Веркбунда на последующие годы. Она называлась «Где мы стоим?» и поднимала вопросы соотношения понятий «качество» и «форма» (для Мутезиуса форма была олицетворением духовной культуры, и возрождение «чувства формы», утраченного в XIX в., он считал важнейшей задачей нового искусства), обязательности введения методов типизации художественных форм для успешного развития формообразования. Сам Мутезиус необычайно остро ощущал «всеобщую тенденцию к модулярной координации, пронизывающую современность», однако единодушия по этому вопросу в организации не было.

     Проблема  стандартизации художественных форм стала  предметом ожесточенных споров на заседании объединения в 1914 г. Максимализм Мутезиуса требовал от вещей полной целесообразности, подчинения новым законам формообразования. Мутезиус четко формулирует принцип «эстетического функционализма», согласно которому внешняя форма предмета вытекает из его существа, устройства, технологии, назначения. Однако с этим принципом согласны были не все члены Веркбунда. Так, Ван де Вельде, оставаясь по натуре художником, усматривал в позиции Мутезиуса опасность для свободы творческих устремлений дизайнера и ущемление его индивидуальности.

     Столкновение  группировок внутри Веркбунда было столь серьезным, что, возможно, лишь начало войны уберегло Немецкий Веркбунд от полного распада. Однако кризис в теоретической области не помешал организовать в том же 1914 г. выставку в Кельне, ставшую его новым триумфом. Расположенная за городом выставка занимала огромную территорию и представляла вниманию публики разнообразные павильоны (которые были одновременно и помещением для экспонирования, и экспонатом) и архитектурные комплексы. Впоследствии многим из этих сооружений – как, например, Стеклянному дому Бруно Таута – были посвящены специальные исследования. Эта выставка стала последним крупным мероприятием Веркбунда перед Первой мировой войной. 

1.4 Роль Немецкого  Веркбунда в истории промышленности и искусства

     В 1920 – х гг. Немецкий Веркбнд был, прежде всего, центром сил, способствовавших прогрессу в промышленности и строительстве. В конце десятилетия организацию возглавил Людвиг Мисс ван дер Роэ; с его именем связан окончательный переход к массовому производству и массовом жилищному строительству. Последовала серия выставок под названием «Жилище» (1927), «Жилище и производственное пространство» (1929), «Образцовый серийный продукт» (1930), «Дешевый предмет потребления» (1931). В 1932 г. при участии Вальтера Гропиуса была подготовлена выставка общественных помещений высотного жилого дома в Париже.

     Немецкий  Веркбунд был тогда одним из крупнейших объединений представителей военного поколения, сознававших свою социальную ответственность и видевших свой вклад в решение острых социальных и политических противоречий времени в радикальном отходе от традиций и ориентации на новейшую технику, типизацию и массовое производство. Своей деятельностью они способствовали в эти годы становлению функционализма, широкому и быстрому признанию продукции массового промышленно – радикальный и демократический Веркбунд был закрыт национал – социалистами в 1933 г.

     Роль  Немецкого Веркбунда в истории искусства и промышленности новейшего времени, в истории дизайна весьма велика. Немецкий Веркбунд открыл принципиально новый этап развития не только для немецкого, но и для европейского искусства в целом. это объединение впервые предприняло попытку поставить на место одинокого «творца» активное сотрудничество промышленников, художников – специалистов, техников и клиентуры – базу современного производства. При этом Немецкий Веркбунд вышел далеко за рамки обычных в то время художественных группировок и союзов художников с ремесленными мастерскими. Своей деятельностью объединение стремилось изменить консервативные представления об искусстве, облагородить ремесленное и промышленное производство. И его практика узаконила последствия «машинизации» - серийное производство и полезное сотрудничество людей с техникой.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Югендстиль

     Югендстиль это течение известно как стиль модерн в Германии. В России это просто модерн, в Бельгии и Франции «ар – нуво», в Австро – Венгрии «сецессион», в Италии «стиль Альберти», в Великобритании «модерн стайл», «стиль Тиффани» в США и т.д.

     70-м  годам XIX века утвердилось мнение, что рационализм не совсем  архитектурно-художественное течение,  а скорее инженерное дело. В  архитектуре стиль модерн расцвел  бурно и пышно. Он окрасил  собой целый период истории  архитектуры в конце прошлого  века и вошел глубоким массивом  вглубь нашего столетия.

     Модерн  родился на рубеже веков в европейской  архитектуре как движение за создание стиля своей эпохи.     

     Со  второй половины XIX века по мере широкого использования новых строительных материалов, в первую очередь железобетона и стекла, развития инженерного дела, значение архитектурного творчества сало падать. Возникло разделение труда  инженеров и архитекторов. К инженерам-строителям отошла значительная часть строительства  зданий. За архитекторами осталась функция преимущественно оформительского  приложения к победно шагавшей строительной технике. Архитекторы занимались в  основном, декорированием сооружений, сконструированных инженерами без  особых мыслей о целостности композиции. В архитектуре царило засилье  эклектики и украшательства.     

     В 90-х годах прошлого века модерн определился  как архитектурный стиль. Он явился средством преодоления эклектизма, овладевшего европейской архитектурой. Модерн преследовал цель создания нового универсального синтетического стиля. Великие мастера модерна в  одном произведениисоединяли в сказочном организме архитектуру, пластику, живопись, декоративно-прикладное искусство.     

     Модерн  возник в противовес рационализму XIX века. С появлением в строительстве  чугуна и стали в общественных, а затемв промышленных и жилых зданиях стала формироваться новая номенклатура типов зданий, исходя из их функционального назначения: универсамы, общественные библиотеки и др. Жилые здания проектируются, исходя из их функционального зонирования. Рационализм развивался как бы изнутри. Функция определяла форму, форма следовала за функцией.     

     "Стиль  модерн" развивается главным образом  в архитектуре городских особняков  и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Архитекторы  модерна при формировании планов  и композиции зданий смело  шли на применение асимметричных  решений в группировке объемов  и расположении оконных и дверных  проемов. Здесь, в среде частной  жизни весьма состоятельного  заказчика, воображение архитектора  обретает материальную опору  и свободу творчества. Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными  чуть ли не до бесконечности.  Декоративное убранство фасадов,  а особенно интерьеров достигает  невероятной изощренности. Огромное  значение придается в нем выразительности  текучих ритмов, цвета и фактуры  узорной поливной керамической  облицовки, кованного чугунного  железа, оконных и дверных витражей. Витражи модерна уже не абстрактны, как готические, а несут в себе  бионические природные формы.

2.1 Особенности и характерные элементы

     Для модерна характерны силуэты и  орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях формы  растений и водяных раковин. Фасады отличались округлыми, иногда фантастически  выгнутыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и  глазурованной керамики сдержанного  по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого. В зодчестве распространились плакучие, мягкие, словно бы самообразующиеся формы, в декоративном творчестве - стелющийся по поверхности, разрастающийся, обволакивающий стилизованный орнамент. Ряд орнаментальных мотивов модерна был позаимствован из искусства Дальнего Востока, прежде всего Японии. Мотивы эти получили впоследствии большое распространение.

     В модерне широко применялись как  железобетон (теория расчетов которого появилась как раз в этот период), таки металл как конструктивно-декоративный элемент. Широко использовалось стекло в металлоконструкциях. Появление  этих строительных материалов воздействовало на творческое сознание архитекторов и строителей. Они подсказывали необычные  конструктивно-архитектурные решения, их развитие шло вразрез с укоренившимся в практике эклектизмом. Модерн пытается переосмыслить железобетон как новый строительный материал эстетически, а не как новое подсобное средство в строительстве.

     Большую роль в формировании интерьеров стиля  модерн сыграло появление электричества  в 1900 году. Искусственное электрическое  освещение оказало влияние на цветовидение интерьеров. Витражи, подсвеченные изнутри, придавали зданиям неповторимую привлекательность, а интерьерам - выразительность.

     Несомненное завоевание модерна - целостный подход к оформлению отдельных помещений, стремление к ансамблевому их решению. Особый интерес модерн проявил к  оформлению оконных проемов со специфическим  рисунком переплетов и заполнявшими их витражами. Он активно применял поливные изразцы в облицовке отдельных  вставок на поверхности стен и  в оформлении оконных проемов. Одну из главных ролей в оформлении фасадов, оконных и дверных проемов  играл плоский гипсовый лепной орнамент. В рисунках витражей в качестве орнаментальных мотивов использовались цветы - ирисы, маки, различные травы, а также  лилии и другие водные растения с  длинными тянущимися стеблями. Использовался  и геометрический орнамент, в том  числе мотив меандра в специфической, характерной для модерна прорисовке.  
Большие технологические и художественные возможности были открыты в сфере стекла. В Лотарингии возникла Школа Нанси во главе с Э. Галле, культивировавшая сложную колористическую гамму цветов и фактур.

     Модерн  трактует стену не только как конструктивный и статичный по определению элемент. В эпоху модерна были заложены тенденции приближающегося к  скульптуре выражения пластики стены  в архитектурном объеме. Окна стали  органичным выражением стиля. Впервые  оконные и арочные проемы, их заполнения и декор становятся одинаково  важной составляющей стиля как для фасада, так и в интерьере зданий.

     Стены помещений окрашивались в пастельные тона - сиреневатые, зеленоватые, жемчужно-серые. С ними тонко сочеталась мебель новых  форм. В мебели и гарнитурах преобладают  тянутые, вялые волнистые очертания. Использовались и иные, чем ранее, породы дерева, в частности очень  распространенным был серый дымчатый клен. Иногда в интерьеры вводилась  облицовка нижних частей стен в виде панелей, которая выполнялась из тех же пород, что и мебель. Обивочные  ткани чаще всего выпускались  блеклых смягченных тонов с крупными стилизованными цветами, соединяющимися с разводами криволинейного рисунка. При внешней и внутренней облицовке  зданий использовались керамика и майолика (Рис.4).  

2.2 Возникновение стиля модерн в Германии

     В Германии новый стиль распространился  несколько позже, чем в других странах Европы. Он получил название "югендстиль" ("Югенд" - художественный журнал, вокруг которого группировались сторонники этого течения).

     Программной постройкой немецкого модерна можно  по праву считать фотоателье "Эльвира" (1897-1898) архитектора Августа Энделя.

     Как и в других странах, с появлением железобетона получило развитие строительство  крытых рынков, выставочных павильонов, залов для празднеств. Были созданы  оригинальные пространственные решения  фасадов и интерьеров с широким  применением стекла и металла.  

     Наиболее  интересным в этом отношении является немецкий архитектор Бруно Таут (1880-1938). Его "Железный дом" - выставочный павильон - был сооружен на строительной выставке в Лейпциге в 1913 году, в виде поставленных друг на друга, постепенно уменьшающихся объемов, увенчанных куполом. Каждая грань павильона отделена широкой полосой металла и со стороны воспринималась, как гигантская остекленная клетка. Другой павильон, сооруженный Таутом для выставки Веркбунда в Кельне и получивший название "Стеклянный дом", представлял собой прозрачный двенадцатигранный объем с большим куполом, состоящим из стеклянных пластин ромбовидной формы.  

Информация о работе Первая Европейская школа «Веркбунд». Югендстиль