Первая Европейская школа «Веркбунд». Югендстиль

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Первые шаги дизайна в Германии были закономерно связаны с бурным развитием промышленного производства в последней трети XIX в., начало которому было положено «революцией сверху», объединившей страну и выдвинувшей ее в ряд крупнейших развитых держав. Концентрация производства, рост монополий и борьба за рынки сбыта поставил вопрос о качестве промышленной продукции и ее конкурентоспособности. Шел лихорадочный поиск средств повышения престижа изделий немецкого производства, которые традиционно считались низкокачественными.

Содержание

Введение …………………………...……………………………………………....3

Глава 1 Первая Европейская школа «Веркбунд»……………………..................5

Цель создания Первой Европейской школы «Веркбунд» ……………..7
Влияние Веркбунда……………………………………………………….8
Проблемы и противоречия Веркбунда ………………………………...10
Роль Веркбунда в истории промышленности и искусства……………11
Глава 2 Югендстиль……………………………………… ……………………...13

2.1 Особенности и характерные элементы……………………………. …..14

2.2 Возникновение стиля модерн в Германии …………………………….16

2.3 Представители и родоначальники югендстиля ……………………….17

Заключение ………………………………………………………………………..20

Список используемых источников и литератуты ………………………………21

Приложения ……………………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Веркбунд. Югендстиль..docx

— 303.61 Кб (Скачать)

Муниципальное образовательное учреждение ВПО

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Дизайн и реклама» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «История дизайна, науки и техники» 

Первая  Европейская школа  «Веркбунд». Югендстиль. 
 
 
 

Выполнил: Студент группы ДВ-01-09         _____________  Т.В. Кондратьева  Факультет дизайна и рекламы                   «__»___________2011 г.

                                                      

 Проверил:                                                         _____________ Т.К. Грачева

Доцент  кафедры «Дизайн и реклама

к.п.н.                                                                          «__»___________2011 г.

                                                                     

Рецензент:                                                          _____________ Т.К. Грачева

                                                                       «__»___________2011 г. 
 
 

                                     Челябинск

2011 г.

Оглавление

Введение  …………………………...……………………………………………....3

Глава 1 Первая Европейская школа «Веркбунд»……………………..................5

    1. Цель создания Первой Европейской школы «Веркбунд» ……………..7
    2. Влияние Веркбунда……………………………………………………….8
    3. Проблемы и противоречия Веркбунда ………………………………...10
    4. Роль Веркбунда в истории промышленности и искусства……………11

Глава 2 Югендстиль……………………………………… ……………………...13

        2.1 Особенности и характерные элементы……………………………. …..14

        2.2 Возникновение стиля модерн в Германии …………………………….16

        2.3 Представители и родоначальники  югендстиля ……………………….17

Заключение ………………………………………………………………………..20

Список  используемых источников и литератуты ………………………………21

Приложения ……………………………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Первые  шаги дизайна в Германии были закономерно  связаны с бурным развитием промышленного  производства в последней трети  XIX в., начало которому было положено «революцией сверху», объединившей страну и выдвинувшей ее в ряд крупнейших развитых держав. Концентрация производства, рост монополий и борьба за рынки сбыта поставил вопрос о качестве промышленной продукции и ее конкурентоспособности. Шел лихорадочный поиск средств повышения престижа изделий немецкого производства, которые традиционно считались низкокачественными. Так, в странах Британской империи немецкие экспортеры были обязаны проставлять на своих товарах знак «Сделано в Германии»: считалось, что этого вполне достаточно, чтобы сделать их непривлекательными для покупателя.

     К концу XIX в. обозначились значительные сдвиги в повышении технического качества товаров, но на этом фоне тем более выпукло выступили недостатки их внешнего вида и формы в целом. Многие считали, что их преодолению может способствовать происходивший в Германии, как и во всей Европе, процесс поиска новых художественных ценностей, новой эстетики предметно – пространственной среды, связанный с экспериментами в области формообразования. Эти поиски привели многих художников, таких как Петер Беренс, от занятий станковым искусством к художественному ремеслу, прикладному искусству, художественной промышленности, а затем и к дизайнерской деятельности в индустриальном производстве.

     Рассматриваемая с этих позиций деятельность немецкого  Веркбунда – Германского художественно – промышленного союза – является неотъемлемой частью истории европейского дизайна XX в. В числе его основоположников были видные архитекторы и художники: Мутезиус, Ван де Вельде, Беренс, Ле Корбюзье и др. Веркбунд ставил своей целью реорганизацию строительства и ремесел на современной промышленной основе. Члены Веркбунда создавали образцы для промышленного производства – утварь, мебель, ткани и т.п., стараясь придавать им простые, целесообразные, функционально оправданные формы. Своей основной целью Веркбунд объявил «облагораживание немецкой работы сотрудничеством искусства, ремесла и промышленности путем воспитания и пропаганды», «одухотворение немецкой работы подъемом ее качества», а также поддержка и развитие прикладного искусства, художественных ремесел и нового « промышленного искусства». Они выступали против традиционных эстетических воззрений и кустарной изобразительности в прикладном искусстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Первая Европейская школа «Веркбунд»

     7 октября 1907 г. в доме немецкого архитектора и теоретика архитектуры рационалистического течения Германа Мутезиуса в Мюнхене, состоялось знаменательное собрание, в результате которого был создан «Веркбунд» (Рабочий союз) – художественно – промышленный союз. В это объединение вошли не только художники и архитекторы, но и промышленники, ученые, педагоги, журналисты. Германский «Веркбунд» возник на базе слияния «Мюнхенских соединенных мастерских», возглавляемых Римершмидтом, и «Дрезденских мастерских». Новый союз возглавил сам Мутезиус. В 1896 – 1903 гг. Мутезиус работал в Англии, где изучал архитектуру традиционного английского дома, был близок идеями движения «Искусства и ремесла», основанного У.Моррисом. под влиянием английского искусства, школы Глазго и возникли идеи создания нового союза. Идея Мутезиуса – эстетическое качество, как основа для экономического процветания и культурной модернизации. Среди организаторов «Веркбунда» ведущие дизайнеры модерна, работавшие в Германии: ванн де Вельде, Гропиус, Мутезиус, Римершмитд. Все значительные и выдающиеся работы публиковались в ежегодниках Союза. Из наиболее интересных проектов следует отметить столовые приборы и обстановку универсальной комнаты для среднего класса Ричарда Римершмидта (1907), за свою скромность и национальность получившую название «машинная мебель», станции и интерьер вагона берлинской надземки Альфреда Гренадера (1914), спальное купе вагона Метропа Гропиуса, где автор изобретательно и экономично использует ограниченное пространство.

     В 1908 г. ежегодный конгресс Германского  Веркбунда проведен в Вене, в 1913 г. И. Хоффманн организовал Австрийский Веркбунд с отделением в Швейцарии. Выставки нового немецкого искусства проводились в 1912 г. в США, Бельгии, Франции. Оно было признано самым передовым для своего времени. В деятельности Веркбунда участвовали выдающиеся архитекторы – реформаторы: П.Беренс, В.Гропиус, Ле Корбюзье, Л.Мис Ван дер Роэ. В 1914 г. Германский и Австрийский Веркбунд провели большую совместную выставку в Кельне, для которой Бруно Таут спроектировал круглый павильон из стекла с куполом, составленный из витражей – ромбов (Рис.5). Гропиус представил для экспозиции проект заводского корпуса с двумя прозрачными объемами лестниц по краям, ванн де Вельде – театра в стиле модерн, Хоффманн и Мутезиус – павильона в неоклассическом духе. В рамках выставки состоялась конференция, на которой Мутезиус предложил обсудить проблему стандартизации в промышленности, считая этот путь единственно верным как для производства, так и для художника. Но война, последующая инфляция и экономическая депрессия остановили новые начинания. Только в 1920 – х гг. деятельность Веркбунда возобновилась. В 1924 г. Веркбундом организована выставка промышленнх изделий под названием «Form ohne Ornament» (нем. «Форма без орнамента»), означавшая полную победу функционализма. В 1925 г. «Веркбунд» начал издавать журнал «Die Form» - прообраз современного дизайнерского журнала, пропагандировавший идеи рационализма, конструктивизма и функционализма в разных видах искусства, прежде всего в архитектуре, оформлении интерьера и мебели. Осуществлялись попытки работы дизайнеров с промышленниками и торговцами, обеспечения авторских прав на образцы промышленного производства. В Союз принимались только авторитетные мастера, и покупатель был информирован о том, что,  хотя он приобретает вещь, изготовленную промышленным способом, она несет в себе качества уникального художественного произведения. А в 1927 г. организовал выставку в Штутгарте, где демонстрировались образцы жилой застройки в пригороде. Директором этого проекта был один из крупнейших архитекторов XX в. Людвиг Мис ван дер Роэ. С приходом к власти нацистов в 1933 г. Веркбунд был упразднен. Воссоздан в Дюссельдорфе в 1947 г.

     Объединение было создано инициативным комитетом  из двенадцати художников (архитекторов и «прикладников») и двенадцати фирм, выпускавших в основном художественную продукцию.

     Направления деятельности и творческие установки  в вопросах искусства у художников, вошедших в объединение, были совершенно различны. Теодор Фишер, например, считался мастером традиционной архитектуры. Петер Беренс начал свою деятельность как новатор формообразования, индустриальный архитектор. Йозеф Гофман был руководителем Венских мастерских, выпускавших изысканную продукцию класса «люкс», а архитектор Вильгельм Крайс был известен своими крепкими «бисмарковскими» башнями. Собственные взгляды на художественные проблемы имелись и у руководства фирм, вошедших в состав союза. Но всех их объединяла задача повышения художественно – эстетического качества продукции промышленного производства, мечта о единой архитектонической культуре, свободно использующей возможности массового машинного производства. 

1.1 Цель создания Первой Европейской школы «Вербунд»

     Своей основной целью Веркбунд объявил «облагораживание немецкой работы сотрудничеством искусства, ремесла и промышленности путем воспитания и пропаганды», «одухотворение немецкой работы подъемом ее качества», а также поддержка и развитие прикладного искусства, художественных ремесел и нового « промышленного искусства». Понятие «высокое качество» включало в себя при этом не только добротное применение материалов и безупречное фабричное исполнение, но и « глубокую интеллектуальную проработку производимого предмета». Рациональная художественная конструкция, лаконичная художественная форма и откровенная функциональность должны были, по замыслу членов Веркбунда, привести к установлению единого вкуса, не допускающего экстравагантности и индивидуализма. Особое значение при этом придавалось архитектуре как ведущему виду искусства, определяющую художественную и во многом даже социально – культурную сферу.

     До 1918 г.немецким Веркбундом практически руководили три его создателя: Герман Мутезиус, Карл Шмидт и Фридрих Науман и их ближайшие друзья – Рихард Римершмидт, и Фриц Шумахер. Руководство Веркбунда стремилось к осознанию максимального влияния на все отрасли как художественного творчества, так и производства; для этого оно прибегало к самым разнообразным формам теоретического и практического воздействия. Наиболее значительными центрами производства Веркбунда были знаменитые Объединенные немецкие мастерские прикладных искусств и ремесел с центром в Хеллерау, имевшие рабочие мастерские и выставочные залы в 22городах страны.

     Характерными  для первых лет деятельности Веркбунда были конструктивная мебель Римершмдта с комбинированными и встроенными элементами, гончарная посуда ясных форм и совсем без декора, лаконичные металлические изделия, дешевые полиграфические издания, выпускавшиеся в обложках из простой декоративной бумаги вместо дорогого переплета, но с применением оригинальных современных шрифтов, разработанных членами организации на основе традиционных, в частности готического. Очень интересной была графика объединения; плакаты выставок Веркбундта стали олицетворением его новаторства и энергии. Мастерскими выполнялись архитектурные работы, проектировались интерьеры государственных и муниципальных зданий, строились банки, отели и особняки, железнодорожные вагоны.  

1.2 Влияние «Веркбунда»

     Практика  Веркбунда постепенно начинала воспитывать в среде потребителя привычку к новому типу форм. Но еще большее воздействие она оказывала на ремесленно – художественные предприятия, которые также переходили на выпуск продукции, соответствовавшей установке на функциональность. Огромное количество отдельных мастерских и их объединений в свою очередь вступали в Веркбунд.

     Одним из важных мероприятия была организация  Веркбндом совместно с Союзом торгового образования специальных курсов, предназначенных для повышения уровня образования торговых предпринимателей, для осуществления их всеобщего и специального образования и воспитания вкуса. С этой целью в различных городах Германии организовывались цикуы лекций. Особое внимание в них уделялось образованию продавцов.

     Кроме того, Веркбунд развернул бурную деятельность по пропаганде своих идей в самых широких слоях общества. Им выпускалась масса общеобразовательной литературы, публиковались выступления по актуальным художественным проблемам, читались программные доклады. Объединение было активным участником всех дискуссий и выставок, посвященных темам «ремесло – прикладное искусство – промышленность», а со временем стало организатором регулярных собственных выставок.

     Выставки  и пропагандистские издания Веркбунда, благодаря строго целенаправленному отбору экспонатов, производили сильное впечатление. Успехи объединения были очевидными. Они отразились в быстром росте численности членов организации. В 1908 г. в Веркбунд входили 490 человек, в 1910-м он объединял 360 художников, 267 представителей промышленности и торговли и 105 музейных работников, в 1913-м в его состав вошли 400 новых членов, а в 1914 г. их общее число достигло 1870. По примеру немецкого объединения в Европе началось так называемое Веркбунд – движение. В 1910 г.оформились австрийский и шведский Веркбунд, в 1913-м – швейцарский и венгерский, а в1915 г. – тоже по образцу Веркбунда – в Англии была основана Design and Industries Association.

Информация о работе Первая Европейская школа «Веркбунд». Югендстиль