Отношение к смерти в Средневековье. На примере надгробий

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Отношение к смерти в большей мере, чем другие темы истории и культуры, оказывается в источниках "табуированным", окутанным многообразными наслоениями, которые затемняют ее смысл и скрывают от взора историков. Тем не менее, исследователи решились обнажить "облик смерти" в культуре, и это помогло им увидеть много нового в жизни и сознании людей минувших эпох.

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ образа смерти в искусстве Средневековья, представленного в надгробиях германских земель.

Работа содержит 1 файл

Погребения Викингов.doc

— 6.64 Мб (Скачать)

Через какое-то время Гимир сказал, что они заплыли достаточно далеко и плыть дальше становится опасно из-за Мирового Змея, но Тор продолжал грести. Гимир был очень этим недоволен, и вот Тор, наконец, остановился.

Тор приготовил крепкую лесу и большой крючок, на который насадил бычью голову — и Ёрмунганд попался на приманку. Тор приготовился к долгой борьбе, но дно лодки не выдержало и проломилось. Тогда Тор уперся ногами прямо в морское дно и подтащил Мирового Змея к самому борту. Ас и Мировой Змей смотрели друг на друга с ненавистью, и яд капал из пасти Ёрмунганда.

Тор хотел уже было убить Змея своим молотом, но Гимир перерезал лесу, протянувшуюся через борт лодки, и Змей погрузился в море. Тор пустил Мьёллнир вслед Змею и, говорят, даже размозжил ему голову. Но все-таки Змей и по сей день жив и лежит на дне моря.

Этот сюжет был  очень популярен в то время у скандинавов, он встречается также на готландских стелах. Ермуганд здесь может являтся символом воскрешения. Таким образом мы снова наталкиваемся на Арьеса и «прирученную» смерть скандинавов.

На обратной стороне мы видим аморфную ( не лучше первой) фигуру в окружении орнамента, который считается светящимся ореолом, хотя это больше напоминает некие скандинавские орнаменты или даже руну “ Inguz”, которая являлась руной плодородия и благополучия. А фигура человека с копьем, вряд ли указывает на иконографию Христа, а является еще одним скандинавским мифом об Асах , Боге Одине с копьем Гугнир.

    

 

 

Стелы из рейнской области являются  отражением первых шагов северогерманских художников в области фигуративного искусства. Но при всей примитивности изображений человека, произведения эти обладают большой экспрессией, прекрасным чувством ритма и композиционной цельностью. Примером может служить хорошо известный всадник из Хорнхаузена с изображением всадника со щитом, мечом и копьем, выезжающего на огромном коне над огромном плетении из тел змей. При всей примитивности рисунка, диспропорциональности фигур, мы видим и  уверенный галоп лошади, и воинственную позу маленького человечка, уместившегося за диском щита, с орнаментацией, близкой к символу коловрата ( опять солярный символ). Голова повернута в профиль, но большой глаз обращен на зрителя анфас.

Первое же знакомство с этим рельефом наталкивает на стелы с острова Готланд, произведения эпохи викингов, представляющих эпизоды  скандинавских саг и мифов. Таким образом памятник можно отнести к языческому благодаря этому сходству, а также уже упомянтой выше змее Ермурганд. Здесь изображен или Один на Слейпнире( хотя лошадь имеет только четыре ноги), либо просто павший в бою воин, въезжающий в Вальгаллу.

Но это не единственные интерпретации. Известно, что изображения всадников было широко распространено в качестве декортивного мотива на коптских тканях,ввозимых тогда в Европу. Источником этого мотива был популярный в то время образ святого всадника, встречавшегося на алтарных преградах восточных храмов и в изделиях мелкой пластики.

Однако не известно предназначение стелы. Этот вопрос попытался решить Курт Бёнер, который связал воедино обе интерпретации. По его мнению, эта стела была частью алтарной преграды, которую изготовляли южно германские мастера, для изображения  сюжетов скандинавских саг . но автор все же считает, что стела является христианской и рядом должны были изображаться фигуры святых  и оленей

 

Надгробия Меровингов

Примером надгробной пластики эпохи Меровингов могут служить саркофаги из склепа в Жуаре. Это саркофаги Теодехильды и ее брата Ажильбера. Первый из них представляет собой шедевр декоративной резьбы. Поверхность его стенок расчленена двумя горизонтальными рядами рельефно  вырезанных морских раковин.

 

Иначе украшен саркофаг Ажильбера. Известно, что св. Мартин решительно осуждал использование скульптуры в храмах, как и в позднем Риме, скульптура представялет собой рельеф на саркофагах и стелах.

В пропорциях фигур, в округлости форм чувствуются отдаленные отголоски классики, однако изображения проникнуты необычной для этой традиции силой экспрессии.

Это относится к изображению молящихся людей по обе стороны от Христа.

О сюжете этого рельефа существуют разные мнения.

Арьес делает далеко идущий вывод о том, что в Раннее Средневековье якобы еще не существовало идеи посмертного воздаяния; как он утверждает. Страшный суд здесь не изображен.

 

Убедительность аргумента ex silentio сама по себе сомнительна. По существу же необходимо сказать: Арьес дал весьма спорную, чтобы не сказать ошибочную, трактовку рельефа на саркофаге Агильберта. Здесь изображен именно Страшный суд: вокруг Христа стоят не евангелисты, как предположил Арьес, а воскресшие из мертвых — по правую Его руку избранники, по левую — проклятые. Сцена Страшного суда на этом рельефе — отнюдь не единственная из числа относящихся к раннему периоду Средневековья. Традиция изображений суда восходит к IV в., но если в позднеантичное время Страшный суд интерпретировался в иконографии аллегорически и символически ("отделение овец от козлищ", причем праведников и грешников изображали в виде этих животных, разделяемых пастырем на чистых и нечистых), то в начале Средневековья картина резко меняется: сюжетом ее становится именно суд Христа над восставшими из мертвых, и особое внимание художники уделяют трактовке наказаний, которым подвергаются осужденные.

Необычность иконографии заключается в нескольких элементах: стоящие по левую руку от Христа люди также обращены в молитву, иными слова суд еще не начался, но ангел уже вещает исход, другая странность в том, что Христос, повернувшись к праведникам, в левой  руке держит развернутый свиток. Но это  лишь ранняя попытка наглядного воплощения важнейшего для истории средневекового искусства сюжета.

Не менее интересен для истории формирования средневековой иконографии и другой рельеф саркофага Агильбера. На нем представлен "Христос во славе" - мотив, проходящий через все искусство западноевропейского Средневековья. Христос восседает на троне с раскрытой книгой в руках, голова его обрамлена крещатым нимбом, фигура же заключена в овальную мандорлу, по сторонам которой располагаются символы четырех евангелистов, претворяя в основном общепринятые впоследствии иконографические формулы.

Ирландские стелы

Рассматривая каменные стелы Раннего средневековья, можно упомянуть памятники, не имеющие  отношения к погребальному культу, но стилистически похожие на надгробные камни, это ирландские стелы-кресты, которые служили местом убежища и молитвы.

 

Первоначально изображения креста процарапывались на каменных стелах. Это мог быть один только крест или крест с фигурой распятого Христа. Такова стела в Дувиллауне (vii-viiiвв). На лицевой стороне камня во всю его высоту выгравирован крест с фигурой Христа. Фигура крайне антропоморфна и диспропорциональна - удлиненное туловище, очень короткие конечности(?). Голова повернута в фас, а ноги на 180 гр вправо.  С двух сторон от Христа две фигуры. Одна с копьем, другая с символами-губкой и уксусом.

Вскоре стелы были заменены цельными крестами высотой 3,5-4м. Украшались такие кресты плетеным орнаментом или рельефными изображениями сцен из ветхого и нового заветов.

Свыше 5 метров составляет высота одно из  наиболее обильно декорированных ирландских каменных крестов, дошедших до нашего времени.

Это крест из монастыря в Мууне, датируемый 8 веком. Вырубленный из гранита, он стоит на высоком постаменте, средокрестие обрамлено кольцом.

В Ирландии существует поверье, что форма «кельтсвикй крест»  появилась на острове благодаря Св. Патрику . Согласно ему, кельтский крест — это объединение креста, символа христианства, и символа солнца, чтобы дать обращённым в христианство из язычества идею о важности креста, связав его с идеей языческого солнечного божества.

 

В отличии от более поздних крестов  Мунский крест украшен в верхней части изображением птиц, зверей и криптозоологических существ, а также орнаментами, в то время как сюжетные сцены сосредоточены на постаменте. Здесь со всех четырех сторон представлены события из Ветхого Завета ,а также эпизоды из жизни  св. Антония- родителя монашества.

Сюжеты, которые представлены на кресте:

С восточной стороны: Адам и Ева «Грехопадение», «Жертвоприношение Авраама» и «Даниил во рву львином»

Теме спасения  посвящены и рельефы южной стены цоколя, « Три отрока в пещи огненной», «бегство в Египет», имеется изображение хлебов и двух рыб, что является напоминанием о чуде Христа, спасшего 5тысяч людей от голода.

Завершает цикл изображение «распятия» над двенадцатью апостолами. Апостолы являют собой недвижимые фигурки людей, выстроившихся в 3 яруса. Сами по себе апостолы геометризованны, фактически это квадратные туловища с маленькими расставленными в разные стороны ножками и отсуствием рук, лица лаконичны и схематизированы.

 

 

На четвертой стороне цоколя размещены три рельефа, посвященных святому Антонию.

Вверху он принимает св. Павла Фивейского. Отшельники сидят друг напротив друга, а посланная с неба птица приносит им еду. Ниже представлено « Искушение св. Антония». Маленькая фигура абсолютно идентична фигурам двенадцати апостолов. Святой отшельник находится в окружении причудливых существ, с головами козла и птицы( возможно, петуха)

 

Этот крест отличается от остальных расположением «Распятия»( в более поздних оно будет в средокрестии). Позднее изображения станут более динамичными и пропорциональными, что дает намек на классическое искусство ( крест Муиердаха

 

 

 

  Рассмотрим подробно крест Муиердаха.

Это памятник относящийся к  9 , возможно,10 веку, расположенный в руинах Монастербойского монастыря. Крест Муиердаха один из трех  сохранившихся высоких крестов на территории монастыря. Все кресты сделаны из песчаника  и называются Северный,  Южный и Зпадный. Нет уверенности, что кресты стояли на этих местах первоначально. Южный крест получил свое название благодаря надписи на западной стороне, в которой указано имя создателя. Считается, что это Muiredach Muiredach Mac Domhnall (ум. 923), был одним из настоятелей монастыря. Существует, однако, и другой аббат по имени Muiredach который умер в восемьсот сорок четвёртом году. Другой возможностью является то, что Muiredach может относиться к Muiredach Mac Cathail (ум. 867), правителю территории, на которой находился монастырь [4].

Размер креста около 19 футов (5,8 м) в высоту, в том числе постамент, который составляет 0,69 м. Крест изготовлен из песчаника. Постамент имеет форму усеченной пирамиды.
Каждый кусочек креста имеет живописный орнамент, который хорошо сохранился, хотя изначально он был прорисован более детально.
С восточной стороны  крест поделен на шестнадцать зон.

                                                                  

    * Зона 1 Эта панель изображает двух отшельников святых Антония и Павла Фивейского, рядом с ними буханка хлеба и птица. Эта группа связана с северной стороной, где изображена встреча Антония и Павла

 

    Зона 6 Неясно, что представляет эта панель. Дж. Аллен Ромили предлагается, что эта группа может представлять душу забираемую на небо двумя ангелами. [13] Макалистер думал, что это возможно, представлены два ​​ангела-хранителя. [Источник?]

Зона 7 Это сцена Страшного Суда. Он содержит более 45 фигур, в центре, Иисус стоит, держа скипетр в правой руке и крест Воскресения Христова в левой. На голове Христа есть птицы, возможно, феникс, символ Воскресения. У подножия Христа небольшая, фигура с открытой книгой. Макалистер предположил, что это ангел с Книгой Жизни.
    * Зона 8 Здесь изображены три фигуры: Михаил, дьявол, и человек.

    Зона 9 Поклонение волхвов. Обычно волхвов трое, потому что они олицетворяют три дара: золото, ладан и миру. Однако, иногда их четверо,вероятно ради cимметрии. Над Христом горит Вифлеемская звезда.

    * Зона 10 На этой панели изображен Моисей высекающий воду из скалы. Моисей изображен стоящий перед толпой жаждующих израильтян, в то время как вода льется из отверстия. Два ряда израильтян, вероятно, художник хотел показать людей, стоящих рядом друг с другом, и это является еще одним примером проблемы перспективы.


    * Зона 11 Эта панель изображает битву между Давидом и Голиафом.

    * Зона 12 Это двойная панель, которая содержит две сцены. Левая сцена изображает Адама и Еву, стоящих под запретным деревом, которое сильно нагромождено фруктами. Обмотанная вокруг дерева змея, шепчет на ухо Еве, которая протягивает яблоко Адаму. Эта сцена дает объяснение того, как грех вошел в мир, следующая сцена показывает, первое убийство.. Каин представляется как мужчина средних лет с бородой, который протыкает голову Авеля - совсем юного.

    * Зона 13 двое непонятных животных ; Макалистер думал, что это львы


Западная сторона


    * Зона 1. Группа изображает Моисея на горе Синай.


    * Зона 11 распятие Христа. Центральной фигурой является Христос на кресте. Он полностью одет, Руки вытянуты прямо и горизонтально. Человек с копьем и человек с губкой расположены симметрично по обе стороны от Христа.

    * Зона 13 Центральная фигура (Христос) сидит; у подножия заметно какое-то животное. Свток в его руке обращен к фигуре слева; книга к фигуре справа. Macalister настаивает, что фигура справа Иоанн, так как его символ орел, изображенный над головой фигуры.

    * Зона 14 Эта сцена включает три фигуры. Макалистер рассматривает эту панель, как иконографию апостола Фомы .
    * Зона 15 Эта сцена отображает три человека, подразумевая арест Христа. На фрагменте креста изображен Христос посередине и по бокам два арестанта. Похожая сцена есть в Келльской книге.
 

Северная сторона


    * Зона 5 Неясно, что представляет собой эта панель. Макалистер предлагается, что эта группа может представлять Бичевание Христа.


Южная сторона

    * Зона 1 Здесь изображены всадники, и выше, спирали. Макалистер предлагает, что эта группа могла бы представляют собой одну из мистических всадников, описанные в книге Откровения

    * Зона 5 На этой панели изображен Пилат омывающий руки.В Евангелии от Матфея говорится, что прежде чем осуждать Иисуса на смерть, Пилат умыл руки водой перед толпой, говоря: "Я невиновен в крови этого человека " .

Заключение

В результате изученной темы можно сделать вывод, что отношение к смерти в Раннее Средневековье было несколько фамильярно и соответствует предположениям Арьеса. Рассмотренные надгробия являют собой не только художественные памятники, но и материалы для изучения истории и мифологии древних язычников.

Мы выяснили, что даже то искусство, которое посвящено уже христианству продолжает сохранять народные традиции. Искоренить древнюю веру оказалось не так просто. Таким образом, в то время сложилось двоеверие, отразившееся на погребальном искусстве.

Информация о работе Отношение к смерти в Средневековье. На примере надгробий