Отношение к смерти в Средневековье. На примере надгробий

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Отношение к смерти в большей мере, чем другие темы истории и культуры, оказывается в источниках "табуированным", окутанным многообразными наслоениями, которые затемняют ее смысл и скрывают от взора историков. Тем не менее, исследователи решились обнажить "облик смерти" в культуре, и это помогло им увидеть много нового в жизни и сознании людей минувших эпох.

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ образа смерти в искусстве Средневековья, представленного в надгробиях германских земель.

Работа содержит 1 файл

Погребения Викингов.doc

— 6.64 Мб (Скачать)


РОссийская академия живописи, ваяния и зодчества ильи глазунова

 

Курсовая работа на тему: Отношение к смерти в Средневековье. На примере надгробий

 

 

                                            

        

 

                                                                                     Выполнила студентка2-го курса

                                                                                      Факультета искусствоведения

                                                                            XXX

 

 

 

                                                                            Научный руководитель

                                                                             

                                                                  


 

 

                                                                           Москва 2011  

 


 

Введение.

 

Смерть является одним из ключевых моментов, наравне с  такими понятиями как война, монархия, религия, которые имеют влияние на искусство Средневековья.
 

По мнению некоторых ученых, отношение к смерти - своего рода эталон, индикатор характера цивилизации. В восприятии смерти выявляются тайны человеческой личности. Восприятие смерти, потустороннего мира, связей между живыми и мертвыми - тема, обсуждение которой могло бы существенно углубить понимание многих сторон социально-культурной действительности минувших эпох, лучше понять, каков был человек в истории.

             
Отношение к смерти в большей мере, чем другие темы истории и культуры, оказывается в источниках "табуированным", окутанным многообразными наслоениями, которые затемняют ее смысл и скрывают от взора историков. Тем не менее, исследователи решились обнажить "облик смерти" в культуре, и это помогло им увидеть много нового в жизни и сознании людей минувших эпох.


Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ образа смерти в искусстве Средневековья, представленного в надгробиях германских земель.

 

 

Главная часть.

 

Погребения Викингов и надгробия с острова Готланд

 

 

    Изучая культуру эпохи викингов наиболее полную информацию мы получаем , исследуя захоронения, часто с очень богатым и  разнообразным инвентарем. Многие из умерших кремировались, но курган не всегда возводился на месте кремации. Люди считали, что умершие, по крайней мере в течении определенного времени, продолжали жить на месте своего захоронения, и поэтому клали в погребение оружие, игрушки, пищу ит.д.

 

Но иногда исследователям  встречаются очень простые захоронения, в которых находится только глиняный  горшок с пеплом, собранным после кремации, и немногочисленные предметы быта.

В действительности нам мало известно о представлениях викингов о загробной жизни. Яйца и небольшие хлебцы, которые встречаются в некоторых могилах, вполне могли быть связаны с верованиями и возможностью воскрешения. В доказательство существования у викингов веры в продолжение жизни после смерти можно привести отрывок из очень детально, появившегося в рассматриваемый период времени, отчета о путшествии, составленного арабским автором Ибн Фадланом, затронувшим вопрос о погребальных обычаях скандинавов, о которых ему рассказывал один из викингов. Норман объяснил, почему скандианвы сжигали своих умерших: « Вы, о арабы, глупы. Воистину, вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в прах ( имеется ввиду,земля) и съедают его прах и гнус и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так  что он входит в рай немедленно и тотчас».

Было типичным сожжение тел на погребальном костре, где температура могла достигать 1500 С°, что значительно выше температуры горения при современной кремации. Такой костер оставлял лишь несколько обуглившихся костей и расплавленный метал. Подобные костры сооружались так, чтобы столб дыма был как можно более массивным.

Снорри Стурлусон в своей Младшей Эдде упоминает погребальный ритуал с обрезанием ногтей умершего с целью не дать построить Нагльфар — корабль, который доставит армию ётунов на Рагнарёк. В «Круг земной» дается общая концепция религиозных обрядов погребения:

 

Один постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальхаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень. ... Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжигается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит с ним.

 

— Сага об Инглингах, Круг Земной.

                                  

Сразу после смерти, вождь был похоронен во временной могиле, пока для него шили новые одежды. Одна из тир вождя вызвалась разделить с ним загробную жизнь. Её сажали под круглосуточную охрану, давали хмельные напитки, а она распевала радостные песни.

Через десять дней, когда были сшиты новые одежды для усопшего, тело было эксгумировано. Церемонию проводила старая женщина, представлявшая ангела смерти. Перед началом церемонии драккар вождя был вытащен на берег и водружен на деревянную платформу. На корабле помещали кровать вождя, а ангел смерти клала подушку на неё. В качестве подношений вождь получал хмельные напитки, фрукты и музыкальный инструмент. После его клали на кровать со всем его оружием и подношениями. Затем загоняли двух коней, порубали их на куски, а мясо их бросали на драккар. В конце в жертву приносили петуха и курицу.

Тем временем, тир обходила палатку за палаткой, совокупляясь с мужчинами. Каждый говорил ей: «скажи своему господину, что я сделал это из-за любви к нему». После её подводили к чему-то похожему на дверной короб. Мужчины поднимали её на руках три раза, и каждый раз она говорила, какое ей было видение. Хмельные напитки были призваны ввести тир в транс, а дверной короб был символом входа в потусторонний мир..

Теперь её отводили к драккару, где она отдавала свои браслеты ангелу смерти, а кольца её дочери, которая охраняла её. После она входила на корабль, но ей не позволяли зайти под тент, где лежал вождь. Выпив несколько сосудов с хмельным напитком, она пела песни и прощалась с близкими. Под конец её вводили в палатку, где лежал почивший. Её клали на кровать к вождю, двое брали за руки, двое за ноги, а ангел смерти накидывала ей на шею веревку. Пока оставшиеся двое мужчин тянули веревку, ангел смерти протыкала тир ножом под ребрами. Подобный обряд свидетельствует о том, что девушка рассматривалась как вместилище для передачи жизненной энергии почившему вождю.

В конце церемонии прибывали родственники почившего с факелами и подожгли драккар. Считалось, что огонь поможет умершему перейти в мир иной. К сожалению ибн Фадлан не уточнил, в какой именно из загробных миров почивший должен был отправиться. На месте сожжения сооружался круглый холм, а на его вершине водружался столб из белого тополя (хаданг), с вырезанными на нем именами вождя и его конунга. После они отплыли в своих драккарах

  Периодически  в Скандинавии встречаются захоронения без кремации, как в простых погребениях и « гробах», так и в больших погребальных камерах: они характерны для Бирки. Так как захоронения часто ориентированы на восток и запад, возможно, они свидетельствуют о распространении христианского  влияния. Наиболее важные захоронения без кремации, дошедшие до нас, представлены грандиозными погребениями в ладьях. Глинястые почвы  районов Гокстад и Туна хорошо сохранили деревянные  суда, которые практически не дошли до нас из других областей Скандинавии, и по этой причине захоронения Вестфольда представляют исключительно ценную информацию об искусстве и жизни норманнов в этот период времени.

 

Помимо захоронений в драккарах викинги часто возводили памятники почившим соплеменникам. Такими памятниками стали надгробные плиты-стелы. Сюжетные сцены наиболее распространены на каменных стелах острова Готланд. Наиболее ранние поминальные камни Готланда датируются, V-VI веками. Несмотря на некоторые различия, как правило, они имеют форму, напоминающую боевой топор, поставленный «лезвием» вверх. Считается, что подобная форма уже сама по себе выполняет функции охраны захоронения. Неслучайно самым популярным и массовым амулетом у скандинавов на протяжении многих веков был Мьёлльнир, стилизованный молот бога Тора, который, как считалось, оберегает его владельца от всякого зла. Охранные функции часто приписывали символу как боевого топора, так и его прототипа – молота. Собственно, одним из наиболее типичных видов оружия ранних этапов бронзового века в Северной Европе были характерные «гибридные» или, скорее, промежуточные, переходные по форме топоры-молоты с острым лезвием и массивным обухом, имеющим плоскую ударную платформу.

Изображения на камнях делались в очень низком рельефе, что предполагает полихромность скульптуры. Одной из наиболее часто встречающихся фигур на ранних готландских камнях является розетка или диск, внутри которого расположена спиральная свастика.( стела из Бру 400-600) Лучи свастики плавно изогнутые, закручены «посолонь», то есть вправо, по часовой стрелке. Иногда такую фигуру еще называют «вращающимся колесом» или «сегнеровым колесом», позже в геральдике такой тип рисунка называется Gyronny arrondi.Считается, что данный символ является солярным знаком, то есть символизирует солнце и его атрибуты: свет, энергию, движение по небу, смену времени суток и сезонов года, а опосредованно – и следование человека своей судьбе. Поклонение солнцу отмечено во многих религиях разных народов и эпох. Скорее всего, в случае с камнями Готланда, так оно и есть, но, по всей видимости, этот знак, как и сама форма камня, выполняет также охранные функции, что не противоречит содержанию солярной символики. Подтверждением этому может служить тот факт, что тот же самый символ встречается на щитах воинов, изображенных на готландских камнях более позднего времени. Внизу стелы изображен корбаль с веслами. Следует отметить, что это, вообще, один из самых значимых для скандинавов объектов материальной культуры. «Дом викинга – корабль», – гласит поговорка. Пожалуй, в не меньшей степени это справедливо и для скандинавов более ранних эпох. Рисунок корабля или лодки встречается в наскальных изображениях Северной Европы довольно часто, начиная с эпохи Бронзы. Причем, характерная форма этих ранних судов, с двойными штевнями, была чрезвычайно устойчива и без существенных изменений просуществовала несколько тысячелетий. Ряд археологических находок, прежде всего – ладья из Хьертшпринга (IV в. до н.э.), обнаруженная на датском острове Альс, подтвердил высокую степень адекватности изображаемых судов их реальным прототипам.  Таким образом корабль являлся  как символом жизни, так и знаком культа мертвых. К тому же, эпоха викингов попадает на период смерть «прирученная», как сообщает нам Арьес. И смерть воспринимали как продолжение жизни.

                            

Во второй половине 7 века появляются камни, с повествовательными композициями. Сюжетами  их служат события саг. Стела из государственного исторического музея Стокгольма ( Стура-Хаммарский камень) яркий тому пример. Она датирована 700-800г   и повествует нам сцены жертвоприношения на алтаре с валькнутом, драккар с воинами, воин перед повешеньем на дереве с изображением валькнута рядом. Считается, что наличие на рисунке валькнута, как символа культа Одина, дает право утверждать о наличии в скандинавском язычестве практики человеческих жертвоприношений.

Камень частично иллюстрирует легенду о Хильд или легенду о вечной битве. Хильдар- валикирия в северо-германской мифлогии,упомянутая в Младшей Эдде. Она являлась дочерью Хегни и женой Хегина, которые были заклятыми врагами Обладая даром воскрешения,  Хильдар не давала умереть ни одному из воинов. Таким образом присутствие этой саги наталкивает на мысль о вечной жизни усопшего,  покоящегося под стелой.

                           

Памятниками смены  веры и вместе с тем старейшими изображениями Христа в Скандинавии является так называемый Еллингский камень. Камень этот был посвящен жене Горма. Памятник имеет форму неправильного тетраэдра Одна сторона его целиком заполнена рунами. На другой изображен  оплетенный орнаментом могучий зверь, нечто вроде льва с когтистыми лапами, видимо считавшийся покровителем конунга.

Третья стороны занята фигурой Христа с нимбом вокруг головы, очень детально прорисованы руки, на которых виднеются стигматы. Вся фигура Христа оплетена скандинавским орнаментом. Это странное противоречие сюжетов и символов, является отношением викингов того времени к Христианству. Они приняли новую веру, но не забыли старые традиции.

            

 

 

 

 

 

 

Надгробные стелы Рейнского района

 

Стелы, о которых пойдет речь появляются в период христианизации Европы. Иногда эти памятники можно спутать с христианскими памятниками, из-за их противоречивых сюжетов, но на мой взгляд они являются языческими.

Например стела из Нидердоллендорфа. Здесь мы видим  воина с огромным мечом на поясе и фляжкой. Эрвин Панофски называет ее флягой пилигрима, однако Нессельштраус настаивает, что эта фляга- предмет языческого захоронения. Вокруг фигуры воина трехглавый змий или двуглавая змея, кусающая воина за плечо и шею и еще одна рядом с рукояткой, пытающаяся ухватиться за нее, чтобы обезоружить воина. Панофски интерпретирует     змею как символ тьмы и дьявола, а воина с мечом  и флягой как символ Христа.

  Так же это может быть бог Тор , сражающийся с Митгардской змеем, сыном бога Локки ( хотя в саге о рыбалке Тора, с собой у него был не  меч, а  молот -  Мьёллнир) . А фляга- предмет погребального культа у германцев. Тор отправился на рыбалку с великаном Гимиром. Великан не хотел брать с собой Аса, отказывался предоставить Тору наживку для рыбы и не хотел грести. Тогда Тор убил самого большого быка из стада Гимира, взял в качестве приманки бычью голову и сказал, что сам сядет на вёсла. Гимиру пришлось взять Тора с собой в море.

Информация о работе Отношение к смерти в Средневековье. На примере надгробий