Особенности эпохи просвещения во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 10:47, реферат

Описание работы

XVIII век в истории мировой художественной культуры обозначен как период кризиса грандиозной, воздвигающейся веками художественной системы, в соответствии с которой искусство создало идеальную среду, модель жизни, отличной от привычного бытия человека.
Одним из стилей европейского искусства стал стиль рококо, возникший во Франции. В отличии от предыдущих художественных стилей , которые ранее складывались в архитектуре, а затем уже распространялись в живописи, скульптуре, прикладном искусстве, рококо возникло сразу как стиль камерный, стиль аристократических гостиных и будуаров.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

     XVIII век с точки зрения истории искусства был «коротким» веком, отдельным от предыдущего несколькими десятилетиями. Его наиболее  значительная часть – была создана во Франции в годы между смертью Людовика XIV – короля-солнца и первыми признаками приближающейся революции.

     Искусству XVIII в. свойственна в сравнении с другими эпохами большая стилистическая цельность: в различных национальных школах и художественных стилях можно обнаружить объединяющие черты. Это искусство совершает переход от рационализма к сенсуализму, от возвышенного – к непосредственному данному, человеческому. Культ ощущения и наслаждения, ориентация на «приятное и развлекательное» превращаются в своеобразное этическое кредо, выраженное в его знаменитой формуле: «Все жанры литературы хороши кроме скучного». Героические сентенции революционного классицизма логически принадлежат другой исторической эпохе – культуре XIX в. В XVIII в. искусство становится преимущественно светским: исчезает принципиальная несовместимость культур различных религиозных конфессий, светское зодчество впервые берет верх над церковным. В живописи и скульптуре , жанровое направление  завоевывает одно из главных мест. Парадный портрет сменяется камерным, интимным, развивается «пейзаж настроения» , усиливаются романтические тенденции. Театр и музыка становятся ведущими видами искусства. Главным результатом искусства XVIII в. и было рождение основ художественной культуры грядущих столетий.

     Культура XVIII в. унаследовала основные черты культуры предшествующего столетия, такие как антропоцентризм, рационализм. Вместе с тем  она привносит ряд новых моментов, расставляет акценты в  решении мировоззренческих проблем.

     Важнейшим результатом человеческого творчества выступает мир культуры. В нем  важное место принадлежит государству  и системе знаков, морали и системам воспитания, промышленности, науки и искусству. В культуре XVIII столетия доминирует нравственно-оптимистический настрой, убеждение, что появление общества и культуры – благоприятный фактор для человечества. В понимании конечной цели общественного прогресса, вместе с котором существует культура просвещения, - представленная широкой палитрой мнений.

                       Эпоха Просвещения  в Германии.

    Литература  периода «Бури и натиска» (70 –  80-е годы)

      Во  Франции основная задача Просвещения сводились к подготовке масс к буржуазной революции. В Германии этой задаче предшествовала другая историческая задача национального объединения. Поэтому тенденции немецкого Просвещения тесно переплетаются с идеей национального самосознания, с идеей национального единства немецкого народа.

      В 70-80-е гг. XVIII столетия в культурной жизни Германии произошло крупное событие. На литературную арену вышла группа молодых поэтов, получивших название «Бури и натиска». Творческая активность молодых поэтов отразилась в создании произведений, полных еще не оформившегося окончательно политического бунтарства, в котором было недовольство социальной обстановкой сложившейся в Германии, гнетом властей, княжеским деспотизмом, бедственным положением крестьянства. Яркими представителями движения были: Г.Бюргер,Ф Мюллер, В. Гете, Г Вангер, Х. Шубарт, Ф. Шиллер.

     Ярким представителем движения «Бури и  натиска» был Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832).Сильная мятежная личность прослеживалась и в ранней его  поэзии. Поэзия борьбы отличает «Песнь странника в бурю»: странник, застигнутый бурей и грозой, с трудом пробивает себе дорогу. Эта сильная натура стала в творчестве Гете символической. Те же идеи содержания од «Песнь Магомета» и «Прометей». Но подлинным шедевром, сделавшим Гете известным не только в Германии, но и далеко за ее пределами был роман «Страдания юного Вертера». Гете показал духовную трагедию молодого бюргера. Протест незаурядной натуры, против убожества немецкой действительности.

     Специфика просвещения в Германии обусловлена была раздробленностью страны и тем, что бюргерство предпочитало решительному действию путь беспрерывных компромиссов. Надежды Гете на осуществление реформ в Веймаре, куда он был приглашен на службу к герцогу, завершились крахом. Это повлекло за собой переоценку подхода  к отражению действительности. В отличие от ранних, мятежных творений новые произведения Гете отмечены отказом от мятежа: «Не для свободы люди рождены», Гете обратившись к формам античного искусства , стремился преодолеть внутренний распад личности путем «эстетического воспитания» гармоничной личности на почве провинциальной Германии. Этот период в творчестве назван Веймарским классицизмом.

     Грандиозным синтезом идейных и художественных завоеваний эпохи просвещения явился роман Гете – трагедия «Фауст», которая создавалась на протяжении шестидесяти лет и отразила эволюцию мировоззрения автора.

     Материалом  послужила легенда, сложившаяся  вокруг реальной фигуры – ученого-чернокнижника  доктора Фауста, жившего в первой половине XVI в, который якобы продал душу дьяволу в обмен на знания и искусство магии. Первоначально Гете осмыслил сюжет в духе идей «Бури и натиска», показав Фауста мятежной титанической натурой, восставшей  против мертвой схоластической науки. «Фауст представляет собой поэтическую и вместе с тем философскую энциклопедию европейской духовной1 культуры нового времени, воображавшую идейные и художественные завоевания эпохи Просвещения и отразившую проблемы следующего периода – эпохи романтизма. Вторым крупным писателем Веймарского классицизма эпохи просвещения в Германии был Иоганн Кристофор Фридрех Шиллер (1759 – 1805). Шиллер вошел в немецкую литературу на исходе движения «Бури и натиска», и его первая драма «Разбойники» полна героической патетики, направленной против тирании.

     Как и Гете, Шиллер был восторженным приверженцем античности, видя в ней тот идеал, на который следует ровняться. Герои его драм «Дом Карлос», «Валенштейн», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева» - прежде всего борцы за идеалы свободы, отрешившиеся от всего личного.

     Особое место в творчестве Шиллера занимают баллады, ставшие особенно в немецкой литературе со времени Бури и натиска» Шиллера занимают баллады, ставшие особенно популярным в немецкой литературе со времени «Бури и натиска». Шиллер полностью видоизменил этот жанр, ориентированный на фольклорные мотивы, создавшие жанр классической баллады – баллады-притчи. Драматические ситуации, переданные в них, несут определенную моральную идею. Например, в балладе «Ивиковы журавли» искусство, над которым надругались в лице его жреца, жестоко карает убийцу, открывая его и предавая гибели.

     В балладе «Боги Греции» жизнерадостное мироощущение древних греков противопоставляется хмурому мистицизму и аскетизму христиан, сменившему радостное жизнелюбие античных богов.

     Баллады, написанные Шиллером в начале XIX вв., значительно отличаются по тональности от его поэтических шедевров года, в котором он писал баллады. Вместо гармонии просветительского мировоззрения все чаще проступает понимание трагической противоречивости бытия, созвучное романтическому восприятию мира.

                         Теория искусства  Шиллера.

 

      В конце XVIII века Шиллер оставляет драматургию, его внимание привлекает теория искусства. В которой его волнуют не узкие вопросы профессионального писательского дела, а политические проблемы. В сочинениях, посвященных эстетике, Шиллер остается все тем же искателем народного счастья. Эстетические проблемы становятся у него проблемами политическими.

      Искусство существует не для созерцания и наслаждения, а для переустройства жизни, для счастья человека на земле. Оно должно вдохновлять его на деяние. Однако не к бунту, не к мятежу теперь призывает поэт. Он обращается ко всему человечеству, ко всем людям, к каким бы социальным группам они ни принадлежали, призывом, с надеждой, с верой в их нравственное перевоплощение под воздействием эстетического идеала в искусстве.

      В 1759 г. он печатает №Письмо об эстетическом воспитании человека». Он зовет к  постепенному эстетическому воспитанию людей: «В течении целых столетий философы и художники работают над тем, чтобы внедрить в низы человечества истину и красоту. Шиллер полагал, что люди под влиянием красоты станут гуманными, справедливыми, и тогда исчезнет порок и настанет царство разума, свободы равенства счастья.

      Шиллер  считал: что если в динамическом правовом государстве человек противостоит человеку как некоторая сила и ограничивает его деятельность, если в этическом государстве, человек может противостоять только как объект свободной игры. Свободою давать свободу – вот основной закон этого государства».Второй крупной теоретической работой Шиллера является его статья «О наивной и сентиментальной поэзии». Поэт определяет два этапа в развитии искусства: древнее, античное, а так же искусство возрождения, которое он называет «наивным», и новое искусство современной ему поры, названное им «сентиментальным». В наивной поэзии идеал и действительность находятся в единстве, в гармонии «Наивным должен быть всякий истинный гений, иначе это не гений» В сентиментальной поэзии нет гармонии между действительностью и идеалом. Наоборот, имеются противоречия. Идея – теперь уже мысль подлежащая воплошению, а не факт его жизни». Поэтому сентиментальная поэзия обнаруживает склонность к сатире, критике или к элегии, грусти.

              Музыкальное искусство  в Германии.

 

       Музыкальное искусство Германии  также не оставалось в стороне  от насыщенного духовными исканиями времени. Во второй половине XVIII в., в пору расцвета немецкого и французского Просвещения, сложилось искусство венской классической школы музыки, сыгравшей решающую роль во всем предыдущем развитии европейской музыкальной культуры. Искусство венских классиков Глюка, Гайдна, Моцарта и Бетховена отразило в формах музыки важнейшие духовные искания этого времени, его нравственные и этические идеалы, его представления о прекрасном. Проблемы драматургии, волновавшие немецких писателей, были столь же животрепещущими и для музыкантов. Музыка выразила главное в мировоззрении просветительской эпохи – ее великий оптимизм, убежденность в гармоничности бытия. В творчестве «венских классиков» отражались надежды европейской интеллигенции в наступлении века разума и отжившего свой век феодализма.

     Свойственные  искусству «штюрмеровского» периода  раскованность, вдохновенность были характерны и для музыки Гайдна и Моцарта, проявившись в особых неожиданных эмоциональных переходах, отражающих пламенность чувства, постоянную устремленность вперед, к лучшему. Культ природы, провозглашенный Руссо, также получил отражение в немецкой музыке. У Гайдна он был запечатлен в зарисовках сельских сценок, крестьянской жизни, связанного с природой, у Моцарта – в особой атмосфере душевной трепетности, возникающей от соприкосновения с ее вечной красотой.

     Музыкальное искусство второй половиныXVIII в. отмечено дальнейшим развитием музыкальных форм, как опера, симфония, и созданием новой сонатно-симфонической формы – так называемого сонатного аллегро. Это сопровождалось становлением и расцветом оперных театров, Филармоний, камерных ансамблей.

     Франц Йозеф Гайдн (1732-1809), крупнейший композитор классического направления и один из самых гармоничных художников в истории музыкального искусства. Гармоничное мироощущение музыканта  опиралось на его представление о ом, что судьба отдельного человека может быть драматичной и даже трагической, но вечное течение ее всегда прекрасно, так как несет постоянное обновление, радость и страдания в ней соразмерны.

     Большую часть Гайдн провел в Вене, где  создал свои самые выдающиеся произведения. Его творческое наследие огромно: оперы, оратории, многочисленные культовые  произведения, симфонии, увертюры, концерты для различных инструментов, смычковые квартеты, фортепианные произведения, сонаты и песни. Гайдн – автор австрийского императорского гимна и создатель первой оратории на светское либретто – «Времена года». Но настоящим его призванием была инструментальная музыка, прежде всего симфонии, в которых он выражал свое отношение к происходящему. Это отношение могло иметь лирическое, драматическую тональность, либо окрашенную мягким юмором, как, например, знаменитая «Прощальная симфония»

     Народно-жанровые темы нашли воплощение в шести  Парижских симфониях, принесших  Гайдну мировую славу. Двенадцать Лондонских симфоний – вершина в развитии симфонизма Гайдна, определившая ту исключительную роль, которую он занял во всей последующей  истории музыкального искусства.

     Имя Вольфранга Амадея Моцарта (1756-1791) стало  синонимом самой музыкальной  стихии. Творчество являлось для него формой бытия, и он одинаково свободно владел всеми формами и средствами как светской, так и духовной музыки, как вокальной, так и инструментально-оркестровой, камерно-ансамблевой, концертной, сольной. В музыке Моцарта соединились серьезная немецкая и легкая итальянская музыка. Завораживающая звуковая красота, техническое совершенство, безупречная чистота стиля рождают ощущение простоты и ясности. Иллюзорная простота складывает сложность содержания. Музыкальное наследие композитора огромно и многопланово: им были написаны оперы, среди которых «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», мессы, Реквием, симфонии, произведение культовой музыки, серенады, концерты для фортепиано, скрипичные концерты, сонаты, арии и песни. Неизменным оставалось лишь неустанное стремление вперед, способность охватить творческим духом проблемы бытия, облечь их в гармоничную форму. Полярность его художественных замыслов и сложность видения жизни символизируют два произведения, идущие как бы вместе, любимое создание Моцарта – опера «Волшебная флейта» и заупокойная месса Реквием, с мыслями о которой Моцарт покинул сей мир.

Информация о работе Особенности эпохи просвещения во Франции