Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 10:47, реферат
XVIII век в истории мировой художественной культуры обозначен как период кризиса грандиозной, воздвигающейся веками художественной системы, в соответствии с которой искусство создало идеальную среду, модель жизни, отличной от привычного бытия человека.
Одним из стилей европейского искусства стал стиль рококо, возникший во Франции. В отличии от предыдущих художественных стилей , которые ранее складывались в архитектуре, а затем уже распространялись в живописи, скульптуре, прикладном искусстве, рококо возникло сразу как стиль камерный, стиль аристократических гостиных и будуаров.
В
своих произведениях Руссо
Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания, своеобразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей.
Систематически педагогические идеи Руссо изложены в его романе «Эмиль, или о воспитании», где сделана попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы воспитания и обучения ребенка в различных периодах жизни.
Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой подготовки. Которая должна дать детям практические умения и навыки, а так же способствовать формирование положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.
Если Руссо высказал много прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении девочек, он придерживался в основном традиционной точки зрения.
Педагогическая теория Руссо оказала большое влияние на педагогику XVIII – XIX вв., но буржуазия вскоре предала забвению ее демократизм, используя положительное только для воспитания своих детей.
Идеи Руссо получили на пороге 1770-х годов кратковременное, но интенсивное и плодотворное развитие в движении «Бури и натиска» в Германии. Писатели восставали против разума и «здравого смысла», в котором видели проявление мещанской ограниченности, и вслед за Руссо выдвигали культ сердца, чувства, страсти. В духе его идей они боролись за естественного человека, спонтанное, ничем не ограниченное проявление сильной личности.
Революционный настрой XVIII в. отразился в литературе, музыке, архитектуре, в жизни, как высших сословий, так и низших слоев. И как считал философ и литератор Ж – Ж Руссо, для построения общественных отношений следует искоренить проблемы возникшие в педагогике.
В XVIII в. был периодом ожесточенной борьбы «третьего сословия» – буржуазии против господства феодальных отношений, тормозивших экономическое и культурное движение общества по пути капиталистического развития.
В этот период европейской истории ярко проявились все слабости и недостатки сохранявшейся от средних веков системы воспитания и образования. Она удовлетворяла лишь феодально-клерикальные круги, но совершенно не отвечала потребностям складывавшегося капиталистического способа производства, зарождавшейся буржуазии.
На протяжении XVII –XVIII столетий, народная школа из типа классической гимназии превратилась в тип учебно-воспитательного учреждения, предназначенного для детей низших слоев общества. Эта школа ограничивалась обучением детей из простого народа, начального чтения, письма и счета. Основной же целью школы XVIII в. было религиозно-нравственное воспитание в духе капитализма и протестантизма.
Основу содержания среднего образования составляли древние языки, преимущественно латинский, а так же та литература, которая была одобренная церковью. Средняя школа готовила своих учеников или к духовной карьере, или к чиновнической службе.
Явное несоответствие содержания и постановки школьного образования всех уровней меняющимся условиям общественно-экономической жизни вызвало критику существующей практики воспитания и обучения, а так же попытки реформировать, разработать новое содержание и методы воспитания.
Французские просветители Ж.-Ж..Руссо, К.- А. Гельвецкий, Д. Дидро XVIII столетия, выступали с беспощадной критикой всех уставов феодализма, особое внимание уделив проблемам воспитания подрастающего поколения. .Выдвигая идею, что именно с помощью разумно организованного воспитания можно будет устранить социальные пороки и несправедливость.
Основные направления педагогических устремлений наиболее прогрессивных мыслителей XVIII в. – это стремление демократизации школы, защита идеи реального, полезного образования, забота о всестороннем развитии личности ребенка. Однако при господстве в обществе феодально-сословных отношений реализация этих стремлений была невозможна, и они правящими кругами никогда не рассматривались. И только когда монархии не стало возможно подвергнуть широкому обсуждению целый комплекс вопросов социального устройства общества и проблемы воспитания.
Идеи просветителей, связанные с распространением знаний, пропагандой науки, освобождением от предрассудков, обожествлением природы, призывали к простоте и естественности, соответствовали эстетике классицизма. В области архитектуры и декоративно-прикладного искусства вновь возродились классические традиции и классические формы. В живописи стало актуальным все, связанное с жизнью и бытом древних римлян –это было связано с тем, что в 1748 г. начались раскопки Помпея, а тридцатилетием раньше, были открыты под пеплом Везувия развалины города Геркуланума.
Отличительной особенностью архитектуры неоклассицизма XVIII в. во Франции стал отказ от античных классических норм. Уже не соотношение в античном классическом здании являлось основой архитектурной композиции. Перед архитекторами стояла новая функциональная задача – создание большого внутреннего пространства.
В архитектуре утвердился классический тип симметричной крестово-купольной базилики. По образцу собора св. Петра в Риме архитектор Жак Жерми Суффло (1713-1780) возвел в Париже собор св. Женевьевы, построенный на месте старинной церкви, где были захоронены останки легендарной покровительницы Парижа. С 1791 г. по ассоциации с римским обычаем церковь была превращена в усыпальницу великих людей Франции и получила название Пантеон. Здание представляет собой в плане греческий крест, в центре которого возвышается купол, опирающийся на четыре столба. Фасад производит древнеримский портик, украшенный фронтоном. Купол с фонарем покоится на высоком барабане, окруженном колоннадой, над которой расположенном колоннадой, над которой расположен еще один, аттиковый пояс – вид барабана. Этот вариант неоклассицизма надолго определил развитие церковной архитектуры не только во Франции, но и во всей Европе (собор св. Павла в Лондоне, Исаакиевский собор в Петербурге).
Другим типом зданий той эпохи стала церковь св. Магдалины, строительство которой началось в 1764 г. Несмотря на христианские мотива обильного декорума, сооружение напоминает больше языческий храм, являясь воплощением античной простоты и целесообразности.
Выдающимся архитектором французского неоклассицизма был Жак Анж Габриэль (1698 – 1782). Один из его шедевров – знаменитый Малый Трианон, загородный дворец, построенный в Версале по заказу Людовика XV. Малый Триатон на десятилетия определил тип паркового дворца-павильона. Характерным для «стиля Габриэль» было изящное сочетание прямых и округлых линий в оформлении интерьера и в мебели. Этот стиль вводил формы рококо в более спокойное рациональное русло. На смену асимметрии и усложненности рококо в декоре все шире использовались античные мотивы: факелы, колчаны со стрелами, рога изобилия. Грифоны, сфинксы. У кресел стали делать круглые спинки и ножки в виде звериных лап. Колорит имел пастельные тона с преобладанием белого и золотого.
То же сочетание просторных плоскостей и округлых форм было положено в основу проекта знаменитой площади Согласия в Париже. И по масштабу, и по замыслу эта площадь явилась гениальным творением, перешагнувшим свое время, и даже столетия спустя она органично вписывается в непрерывно меняющийся план Парижа. Это была площадь нового типа, со всех сторон наполненная движением: в нее вливаются улицы, парковые аллеи, мост, переброшенный через Сену, и сама Сена. Совсем небольшая по своим размерам, она кажется огромной из-за широкого пространства и из-за глубины панорам, открывающихся с нее и включающих все ансамбль даже отдаленные знания.
Под влиянием французских просветителей и примитивизма их эстетических оценок классические тенденции постепенно выродились в сентиментализм.
Сентиментализм являлся крупнейшим в художественной культуре течением, связанным с просветительскими идеалами о доброте, присущей каждому человеку от природы. Слова «добродетельный» и «чувствительный» стали в эти годы самыми лестными эпитетами. Любые проявления какого-либо переживания – сострадания, горя, восторга, любви – принимали самые причудливые формы. Знатные дамы украшали свои прически портретами подруг или медальонами с видами церквей, где похоронены их родители; в театральных залах стало обычаем рыдать или терять сознание.
В живописи идеалы сентиментализма наиболее полно выразил Жан Батист Грез (1725 – 1805). Его картины отличаются морализаторством, назидательностью, граничащей с пошлостью, а кроме того, слащавостью в изображении молоденьких, но обязательно бедных и несчастных девушек, нищих детей, обездоленных стариков. Как отмечали многие, «его простота была наигранной, а нравственность часто оказывалась двусмысленной».Успех художника именно в силу этих качеств был огромен, особенно в том, что касалось его бытовых картин с пропагандой банальных житейских истин. «Плоды хорошего воспитания», «Балованное дитя, или Плоды дурного воспитания», «Наказанный сын», «разбитые яйца» и другие картины Греза вызывали фурор; перед ними собирались благоговейные толпы, люди плакали. Резонер заглушал в Грезе художника, ему так важно было быть рупором добродетели, что он писал пространные письма с подробными комментариями и объяснениями сюжетов и каждой детали своих картин
Сентиментализм не требовал особого стилистического оформления, поскольку обращен был к личному, и утверждал ценность внутреннего мира человека, его интимные переживаниями и ценностями, ставшими доминирующими во французском обществе. И это гениальное соединение дало искусству и всей культуре новый стиль – революционный классицизм.
К концу XVIII в. французская буржуазия превратилась в могучую силу, способную оказывать решающее влияние практически на все стороны общественной жизни. В области культуры она также выработала собственный вкус и эстетические нормы, противопоставляя скромные добродетели, полезные для нации, легкомыслию расточительной аристократии. Новые ценности – чувство ответственности, готовность выполнить гражданский долг, искренние чувства, скромность – были созвучны духу римской античности.
Давид первым воскресил трагически суровую республиканскую античность, полную политических бурь. Появление «Клятвы Горациев», живописного шедевра французского неоклассицизма, возвещало начало новой, романтической эпохи. Неслучайно Давид в основу сюжета положил древнее предание, рассказанное римским историком Титом Ливием и воспроизведенное в трагедии П. Корнеля.
В
искусство таким образом, пришел
новый герой – римский
Художественная манера Давида отличается удивительной точностью рисунка, «чеканностью» формы. В то же время его живописи присущи богатые, тончайшие цветовые нюансы.
Давид,
один из вдохновителей Великой
Выдающийся художник, Давид был, единственным живописцем, роль которого так велика в создании не только стиля в искусстве, но и стиля жизни целой исторической эпохи. Давид диктовал моду в одежде, прическе, манере поведения. Но при этом был величайшим эклектиком в силу того, что всю жизнь приспосабливал классические формы для выражения самых разных, быстро меняющихся актуальных идей. Его огромные полотна, истинно классические по духу, реалистичны по композиции в трактовке сюжета, романтичны по настроению и ампирны по художественные амбиция.
Информация о работе Особенности эпохи просвещения во Франции