Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:46, курсовая работа
В конце XIX в. в разных концах Европы почти одновременно возникло желание освободиться от смешения стилей, которое в течение почти полувека царило в архитектуре и прикладном искусстве. Одно из стилевых движений, возникнув на рубеже веков, вошло большим мотивом в глубь XX в; оно общеизвестно под названиями «ар нуво» в Бельгии и Франции, «Югендстиль» в Германии, в русском языке его обозначили как «модерн», что значит современный.
Итак,
мы рассмотрели некоторые
Начинается
восприятие орнамента
Разумеентяс, почти никогда мы не можем полностью отождествить живописное произведение с орнаментом, ибо живописная композиция не дает полной симметрии, не пользуется приемом точного повторения определенного раппорта. Речь идет не о сведении живописи к орнаменту, а о частичном использовании в живописи тех принципов, которые типичны для построения орнамента, о плоскостности, выявлении ритма и повторении определенных пластических элементов, преобладающей роли рисунка, ложащегося на поверхность, об уподоблении каких-либо предметов, изображенных в картине, орнаментальным элементам. Примеров такого использования живописью и графикой приемов орнаментализации очень много, можно даже сказать, что без них не обходится почти ни одно произведение живописи и графики модерна.
В картине М. Дени «Музы» (1893) орнамент выступает и как предмет и как метод одновременно. Платья двух женщин, сидящих на первом плане, покрыты орнаментальным узором. Этот узор затем повторяется и в изображении листьев на деревьях, и на земле. Фигуры женщин на втором плане, расположенных парами в промежутках между стволами деревьев, тоже воспринимаются как элементы орнамента.
Нет
смысла умножать примеры. Но
следует сказать несколько
Решетка Гимара при входах в Парижский метрополитен также состоит из элементов орнамента, который не украшает эту решетку, а составляет ее.
Говоря
об архитектуре позднего
С
другой стороны, как мы уже
знаем, существует формула ван
де Вельде – «уподобить
Одним из представителей орнамента модерна был Альфонс Муха, именно о нем и его орнаментах я и хочу рассказать, орнаменты и плакаты Альфонса Мухи представлены в приложении.
Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года
В небольшом моравском городке Иванчице.
В 1885 г. Альфонс Муха поступил в Мюнхенскую Академию Художеств сразу на третий курс и после двух лет занятий отправился завершать свое образование в Париж, в Художественное Училище Жюльена. Во французской столице он вынужден был ради заработка иллюстрировать модные журналы и другие периодические издания. Но он не прекращал обучение и совершенствование своего таланта.
Альфонс Муха достиг первого успеха в 1894 году, выполнив литографию афиши, Сары Бернар и Театра Ренессанс. С ним был заключен шестилетний контракт. В этот же период Альфонс Муха оформляет спектакли и участвует в создании костюмов.
Используя собственную технологию выполнения цветных литографий Альфонс Муха создает множество рекламных афиш шампанского, мыла, сладостей, ликеров и других товаров для разных заказчиков. Творчество Альфонса Мухи повлияло на тенденции развития символизма. Важную роль здесь сыграли созданные им с 1896 по 1902 год декоративные панно, почти обязательно включавшие романтические изображения грациозных девушек и женщин. Роковые женские фигуры, часто аллегорические, в фантастических костюмах, среди декоративных драпировок, с роскошными шапками прекрасных волос - характерный признак работ Альфонса Мухи.
Одна за другой проходили его выставки, появлялись восторженные отзывы в печати. Художник становится владельцем новой большой мастерской, он принят в высшем свете - одним словом, к нему приходит заслуженная слава. Альфонс Муха создал стиль "art nouveau", который стал воплощением его эпохи, но одновременно он попал в порочный круг коммерческих заказов. Однако сегодня именно эти произведения, созданные им в "Парижский" период, считаются самым ценным его вкладом в сокровищницу мирового искусства.
Кроме графических и живописных работ, рисунков, скульптур и ювелирных изделий Альфонс Муха создает архитектурные проекты. Одним из них является проект дизайна и декоративных украшений павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства. В этом же году он женится на своей ученице Марии Хитиловой, которую он страстно любил, и которая была моложе его на 22 года.
В 1910 году он возвращается в Прагу и все свои силы сосредотачивает на "Славянской эпопее". Этот монументальный цикл был передан им в дар чешскому народу и городу Праге, но не имел успеха у критики.
После провозглашения в 1918 году Республики, Альфонсу Мухе было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.
Альфонс Муха скончался
14 июля 1939 года - ровно через 4 месяца
после оккупации Чехии и
Поначалу Муха делал
иллюстрации для периодики и для книг,
затем около 1895 стал одним из самых изысканных
мастеров афиши; работал как для театра,
так и для промышленности. Особую известность
получили его афиши для Сары Бернар, первая
из которых датируется 1894. Иногда Муха
повторял в масле мотивы своих афиш. Придумывал
также дизайн украшений и предметов мебели.
При жизни был очень знаменит, в конце
XIX в. его работы экспонировались во всех
основных столицах Европы и в США. В своих
работах Альфонс Муха часто соединял стилизованную
женскую фигуру с декоративными элементами,
в которых чувствуется влияние японской
гравюры.
Реклама выполнена в стиле модерн- это следует из определенного набора цветов - блеклые, приглушенные, преобладают плавные линии, набор символов - растительные формы. Близок модерну и сам женский образ. Не смотря на все это, можно сказать, что реклама современная, так как на довольно- таки приглушенном фоне, яркие красивые буквы, что привлекает внимание и вызывает большой интерес познакомиться с рекламой.
Заключение.
В своей работе я дала определение стилю Модерн, рассказал о причинах его появления, подробно выделила типологические черты. Также большое внимание я уделила эстетике и поэтике модерна, рассказала о его представителях: Пьере Боннаре, Феликсе Валлоттоне, Поле Серюзье, Морисе Дени, Эдуарде Вюйаре и их творчестве. Я дала характеристику экономической культуре того времени, в котором зародился стиль Модерн и провёла анализ рекламы модерна.
Я анализировала орнамент модерна, рассказала о орнаментальной композиции и особенности её построения, о классификации орнаментов, о правилах и законах орнаментальной композиции, о содержании и форме орнаментов и орнаментальных мотивов, о проблеме орнамента эпохи модерн.
Также я попробовала представить себя рекламистом – экспертом и потребителем и описать рекламу модерна с их точек зрения. Возникновение и формирование стиля модерн тесно связано с опредёленными социальными и идейными условиями, которые также оказывали влияние и на рекламу того времени.
Представители
эпохи модерна считали свои рекламные
произведения продуктом в первую очередь
коммерческим. А сегодня можно сказать,
что они гораздо в большей степени являются
произведениями искусства, нежели рекламой.
Библиография.
10. Бабурина, Н.И. Русский плакат. Вторая половина XIX – начало XX века / Н.И. Бабурина. – Ленинград.: Художник РСФСР, 1988 – 192 с.
11. Сарабьянов, Д.В. Стиль модерн / Д.В. Сарабьянов. – М.: Искусство, 1989 – 294 с.
12. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., ''Изобразительное искусство'', 1983.
13. Василенко
В. М. Русское прикладное
14. Герчук
Ю. Я. Что такое орнамент? М.:
''Галарт'', 1998
15. Косоурова Т. Орнаментальная графика Жана Берена и ее ее влияние на французское прикладное искусство XVII – нач. XVIII века. //Западноевропейская графика XV-XX вв. Л.: ''Искусство'', 1985.
16. Костина А.В. Эстетика рекламы : учеб. пособие/ А.В.Костина – М. : Вершина, 2003. – 304с.
17. Черных, В.А.
Эстетика и поэтика рекламы
стиля модерн/ В.А. Черных //Труды
кафедры рекламы и
18. Ньюмэн К.
Красота неуловимая и очевидная/Кэти Ньюмен//ГЕО.-2001,-N1.-С.123-