Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:46, курсовая работа
В конце XIX в. в разных концах Европы почти одновременно возникло желание освободиться от смешения стилей, которое в течение почти полувека царило в архитектуре и прикладном искусстве. Одно из стилевых движений, возникнув на рубеже веков, вошло большим мотивом в глубь XX в; оно общеизвестно под названиями «ар нуво» в Бельгии и Франции, «Югендстиль» в Германии, в русском языке его обозначили как «модерн», что значит современный.
Для орнамента
и орнаментальной композиции характерны
два состояния: относительный покой
и движение. Статика и динамика – первооснова
всех закономерностей орнаментального
искусства. Главная причина возникновения
и проявления специфических противоречий
в орнаментальном искусстве заключается
в возможности быть рядом этим двум состояниям.
Пропорциональные отношения площадей
рисунка и фона, размеров орнаментальных
мотивов и их составных частей, линейных
характеристик орнаментальных форм и
т.п. определяют выразительность композиции.
Вопросы соразмерности величин могут
быть решены только двумя способами:
- делением на равные части;
- деленеием на неравные части (целое так
относится к большей части, как большая
часть к меньшей).
Статические композиции (и оранаментальные
мотивы) основываются на принципе симметрии,
одинаковости; динамические – на принципе
асимметрии, противопоставления.
Положительный результат работы художника-орнаменталиста
во многом зависит знания им законов орнаментальной
композиции и умелого использования этих
законов в своей работе. Вот основные из
них.
Закон пропорциональности в орнаментальной
композиции заключается в установлении
соразмерности частей в отношении целого
и одна к другой. Эта соразмерность может
быть основана на равенстве или противопоставлении
любых характеристик орнаментальных мотивов
и элементов.
Пропорциональные отношения всегда играли
особо важную роль в архитектуре. Прежде
всего надо назвать золотое сечение.
Закон соподчинения
– звучание выразительных средств орнаментальной
композиции обеспечивается выделением
из их числа главных и подчинения им второстепенных.
Закон соподчинения в штучных композициях
трансформируется в закон доминанты (господствующей
идеи): когда в композиции отчетливо выделяется
один или несколько орнаментальных мотивов
по размерам, форме, фактуре и цвету.
Закон трехкомпонентности, смысл которого
заключается в том, что для убедительного
выражения сложного и разнообразного
движения орнаментальных мотивов необходимо
показать в композиции три фазы этого
движения (три разных размера, три разных
интервала, между мотивами) и периодически
их повторять.
Число ''три'' является тем минимальным
числом, которое позволяет достаточно
четко определить разнообразие какого-либо
явления.
Закон контраста – взаимодействие контрастных
элементов взаимно усиливает и обостряет
их противоположные свойства, а взаимодействие
родственных элементов смягчает и нивелирует
их качества.
Правило группирования следует из закона
контраста. Оно формируется следующим
образом: части, подобные размерам, форме,
цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию
к зрительному объединению в одно целое.
Закон орнаментального контрапункта
– построение орнаментальных мотивов
возможно из ряда замкнутых элементов
путем соединения их в целостный орнаментальный
образ.
Закон простоты – максимальной убедительности
и выразительности орнаментального образа
следует добиваться минимальными средствами
при максимальном определении подробностей.
Все орнаментальные
рисунки по их изобразительным возможностям
подразделяют на три вида: орнамент
изобразительный, включающий в себя конкретный
рисунок человека, животных, растений,
пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок
предметов неживой природы или сложную
эмблему;
орнамент неизобразительный, образованный
из геометрических элементов, абстрактных
форм, лишенных конкретного предметного
содержания;
орнамент комбинированный, представляющий
собой сочетание изобразительных мотивов
или отдельных элементов, с одной стороны,
и абстрактных форм – с другой.
Самый сложный неизобразительный орнаментальный
узор, или мотив, по существу состоит из
простейших геометрических элементов
правильной или неправильной формы. Начнем
с точки, которая мало что значит сама
по себе, но при ее умелом ритмическом
повторении можно добиться интересного
декоративного эффекта. Примером могут
служить произведения Сасанидского Ирана
или китайские изделия танского периода.
Наиболее точно передает характер очертаний
любой формы линия. Она является основным
формообразующим элементом. И если число
неизобразительных абстрактных форм весьма
велико, то линий, которые резко отличаются
одна от другой, только три:
прямые – вертикальные, горизонтальные,
наклонные;
кривые – с постоянным радиусом кривизны
– окружности и их дуги;
кривые – с переменным радиусом кривизны
– параболы, гиперболы и их отрезки.
Эти линии являются первичными элементами
для всех орнаментальных образований.
Все три вида линии обладают определенной
зрительной выразительностью и не похожи
одна на другую.
Сами по себе прямые и кривые линии не
являются носителями художественной выразительности.
Но при определенных условиях они могут
“обнаружить” скрытый в них эмоциональный
заряд.
Так, прямые и кривые с постоянным радиусом
кривизны способны выразить плавное, спокойное
движение. В природе этих линий лежат постоянство,
статика, уравновешенность; при этом считается,
что горизонтальные линии в орнаменте
символизируют стройность, строгость,
определенную стабильность, наклонные
же прямые линии создают впечатление постоянного
движения.
Линия, или лента, широко использовалась
в орнаменте, чтобы разграничить отдельные
мотивы.
Зигзаг, или ломанная линия, в Древнем
Египте служила знаком воды. Она находила
применение в орнаментах многих народов
в самые разные времена.
Шевроны – ломанная лента с ритмическим
чередованием узора. Встречается в декоративном
искусстве Китая периода Шан и в романском
искусстве.
Мотив плетенки встречается в орнаментальном
искусстве разных стран: дальневосточном
и греческом, в западноевропейской средневековой
книжной миниатюре и на ирландских резных
крестах, в мусульманском искусстве.
Этот мотив в эпоху Возрождения часто
использовался на книжных переплетах,
фаянсах Сен-Поршера. Даже великий Леонардо
да Винчи не оставил его без внимания и
создал прославленные образцы этого орнаментального
мотива.
Меандр – ломанная под прямым углом
линия. Самые первые образцы этого орнаментального
мотива относятся к эпохе палеолита, о
чем подробнее будет рассказано ниже.
Позже меандр использовался в греческой
керамике, в искусстве древних жителей
Мексики, на японских тканях и в декоративном
искусстве многих других народов мира.
Квадрат и прямоугольник являются основной
формой в орнаменте. Они прежде всего служат
для ограничения поверхности, заполненной
орнаментальными мотивами. Ярким примером
использования этого мотива в искусстве
могут служить родосские греческие вазы;
в архитектуре – кессонированные потолки
эпохи Возрождения. Шашечный орнамент
широко используется в узорах тканей со
времен Древнего Египта вплоть до наших
дней.
Ромб, также как и квадрат, служит для
ограничения декорируемой поверхности.
Особенно широкое применение этот мотив
имел в гончарных изделиях доисторического
периода.
Новизна модерна
сразу же оказалась несомненной.
Он принес не только свои излюбленные
мотивы, которые вполне могли затеряться
среди прежних, но и небывалые ритмы,
особую нервную подвижность, беспокоящую
глаз и привлекающую внимание.
По глазури фасадных облицовок потянулись,
обегая окна, длинные стебли водяных лилий
с тяжелыми, не по силе извилистых стеблей,
крупными цветками. В решетках балконов
и лестниц кованое железо вибрировало
и струилось, упругие волны пробегали
по стержням, как бы лишившимся тяжести
металла. Даже переплеты окон ветвились,
заполняя плоскость узорным плетением
древесных стволов и веток.
Живая, своевольная линия господствует
в орнаменте модерна, получая в своем упрямом
беге невиданную свободу. Так строится
и решетка ограды, и контур витража из
бледноокрашенных матовых стекол, и рисунок
обоев, и рамка книжной обложки, внутри
которой даже шрифт получает те же качества
своеобразного узора – текучесть сплетающихся
линий, капризные переломы и изгибы, декоративную
слитность строки, ритмичной, как линейный
орнамент.
Впрочем, гибкостью линий не исчерпывается
арсенал выразительных средств этого
орнамента. Он знает и заполнение плоскостей
густой фактурной рябью прорезной листвы
каштана или дуба, и даже жесткие геометрические
формы. Однако и в геометрические мотивы
модерн умеет привнести свойственные
ему черты беспокойного напряжения. Правильные
окружности помещаются одна в другую эксцентрично,
сбивая привычную симметрию. Нарушается
регулярность в сетке треугольников или
квадратов, они будто неравномерно, рывками
захватывают поверхность.
При всем многообразии произвольных орнаментальных
форм модерн сохраняет всюду это свое
основное стилистическое качество: ритмическую
экспрессию, напряженность, эмоциональную
насыщенность узора. Такой орнамент всегда
склонен к экспансии, он растекается, овладевая
доступной ему поверхностью. В отличие
от классицистического он принципиально
антитектоничен, то есть не подчеркивает
структурность, не разделяет, а напротив,
сливает разнородные части предмета –
стена с его помощью плавно перетекает
в потолок, горловина и ножка вазы составляют
неразделимое целое с ее туловом.
Подобным же образом «заползает» снаружи
внутрь декоративного панно, обычно плоскостного
в искусств модерна, ищет с живописью цветовые
и ритмические связи и даже сходные мотивы
в пейзажном фоне и в узоре изображенных
одежд. Он разрушает границу между полем
стены и изображением, объединяет, подчиняя
своему строю и ритму живопись и архитектуру.
Орнамент модерна не удовлетворяется
ролью декоративного заполнения пауз.
В беспокойной назойливости его ритмов,
в упорстве, с каким он навязывает зрителю
свою изломанную капризно-нервную возбужденность,
есть претензия самому вести главную тему,
быть прямым и полным выражением меняющегося
на рубеже веков ощущения мира. Многозначительный,
он сам переполнен символами – от прорастающего
из почвы к небесам многоветвистого Мирового
Древа до Вечной Женственности, воплощаемой
в томных масках с текучими прядями длинных
распущенных волос.
При всей определенности своих художественных
тенденций искусство модерна вовсе не
было монолитным, лишенным внутренних
противоречий. Поиски шли во многих направлениях,
имеющим поразительные различия. Безудержный
орнаментализм соседствовал с полным
и принципиальным отказом от орнамента.
Рядом с орнаментами, воплощавшими духовную
экспрессию времени в динамике абстрактных
линий, появлялись узоры из натуралистически
точно воспроизведенных растений, насекомых,
животных.
В России в столярных и керамических мастерских
крупные художники вручную расписывали
посуду и мебель лубочными ликами Ярилы
– солнца, узорчатыми хвостами сказочных
птиц Сирина и Алконоста. В ковровых узорах
майоликовых архитектурных панно пышные
цветочные мотивы старинной парчи вплетались
в своевольно-текучие ритмы нового орнамента.
Орнамент стоит первом месте по способности проникновения в разные виды искусства и по возможности обретать новый смысл, ранее с орнаментом не ассоциировавшийся. Понятие орнамента не получило еще своего окончательного определения, несмотря на то, что орнаменту посвящена довольно обширная литература.
Ситуация с модерном, создавшаяся в XIX веке, совпадает с той, которая образовалась в области синтеза. В реализме и импрессионизме господствовали станковые формы. Архитектура эклектики действительно обращалась к историческим орнаментам и охотно использовала их, но орнамент не жил в этой архитектуре, он механически насаждался, накладывался на стены. Между тем орнамент изучали, знали его исторические превращения. Знание не давало избавления от недугов, а может быть и усугубляло их.
И вот, наступил период нового стиля, и положение орнамента коренным образом переменилось. Художники начали возрождать орнамент, вскоре восстановили ту его прежнюю роль, которую он играл в любом стиле. Художники- теоретики начали писать об орнаменте. Немало места уделяет ему ван де Вельде в своей книге «Ренессанс в современном прикладном искусстве» (1901). Он пишет: «Орнаментика должна руководствоваться теми же законами, которым в своей работе подчиняется инженер; я стремился уподобить орнаментику технике. Для новой архитектуры нужна новая орнаментика. Известная рассудочность и разработка подробностей, характерные для новой архитектуры, должны быть присущи и новой орнаментике». Нужно отметить принципиальную позицию: орнамент нужен; он должен быть новым, должен соответствовать современному стилю.
Архитекторы стремятся к тому, чтобы орнамент был органической частью сооружения. Исследователи модерна, как правило, придают орнаменту большое значение. Фриц Шмаленбах еще в 30-е годы предпринял попытку квалифицировать основные качества стиля через орнамент. А спустя 20 лет, в 1956 году, Дольф Штернбергер со всей прямотой заявил: «Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что модерн начинается с орнамента.»
Нельзя,
разумеется, не заметить переизбытка
орнаментации в некоторых
Один
из историков стиля, Райнер
Грюнтер, пишет: «Орнамент
Перейдем
к рассмотрению этих
Мотив
волны, который часто