Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:46, курсовая работа
В конце XIX в. в разных концах Европы почти одновременно возникло желание освободиться от смешения стилей, которое в течение почти полувека царило в архитектуре и прикладном искусстве. Одно из стилевых движений, возникнув на рубеже веков, вошло большим мотивом в глубь XX в; оно общеизвестно под названиями «ар нуво» в Бельгии и Франции, «Югендстиль» в Германии, в русском языке его обозначили как «модерн», что значит современный.
Часть II.Орнамент стиля модерн.
В конце XIX в. в разных концах Европы почти одновременно возникло желание освободиться от смешения стилей, которое в течение почти полувека царило в архитектуре и прикладном искусстве. Одно из стилевых движений, возникнув на рубеже веков, вошло большим мотивом в глубь XX в; оно общеизвестно под названиями «ар нуво» в Бельгии и Франции, «Югендстиль» в Германии, в русском языке его обозначили как «модерн», что значит современный.
Модерн сложился в условиях бурно развивающегося индустриального общества. В искусстве модерна, с одной стороны, проводились идеи художественного, индивидуализма, а с другой — искусство утопически рассматривалось как средство социального преобразования общества.
Модерн переосмысливал и стилизовал черты искусства разных эпох, и выработал собственные художественные приемы, основанные на принципах асимметрии, орнаментальности и декоративности.
Ранний модерн отличает невиданный доселе характер архитектурного языка - он не приемлет никаких норм и правил. Ему свойственно радикальное новаторство. Ранний, или интернациональный, модерн особенно тяготеет к символизму, за что и получает ещё одно название - символистский («дом Батло» испанского архитектора Антонио Гауди).
Идея синтеза искусств пронизывает стиль модерн. Основой синтеза виделась архитектура, объединяющая все другие виды искусства - от живописи до моделей одежды. В архитектуре модерна проявилось органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Наиболее целостные примеры синтеза искусств дают особняки, павильоны, общественные здания эпохи модерна. Творчество испанского архитектора А. Гауди является ярким и неповторимым примером создания единого образно-символического ансамбля причудливой архитектуры, словно вырастающего до небес, в котором сплелись воедино реальность и фантазия.
Объектом стилизации модерна также становятся и природные формы. Этим объясняется не только интерес к растительным орнаментам в произведениях модерна, но и сама их композиционная и пластическая структура - обилие криволинейных очертаний, оплывающих, неровных контуров, напоминающих растительные формы.
Для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности. Как украшения, использовались растительные мотивы, однако в столь преобразованном виде, что в них трудно узнать реальное растение. Главная роль отводилась красивым плавным линиям, которые поодиночке или целыми пучками покрывали поверхность, поникшие лепестки, извивающиеся водоросли, ирис и всевозможные экзотические тропические цветы, которые изображались словно бы увядающими. Иногда среди растительных мотивов помещались грациозные женские фигуры. Стиль модерн заключает в себе вполне отчетливую эстетическую программу, замысел всеобщих эстетических преобразований. В «чистом» и, стало быть, схематизированном виде она может быть представлена как идея сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни. Такая программа может быть устремлена и в сторону искусства для искусства, естества, воспаряющего над скверной жизнью и в сторону преобразования этой жизни эстетическими средствами, на излечение ее болезней красотой. И в том и в другом случае единственным носителем прекрасного для нее служило само искусство;
только в мире искусства создается (а не воссоздается, воплощается, отражается) истинная красота, прикосновение которой озаряет собой неэстетическое бытие.
Модерн - стиль женский. Ему свойственны утонченность, изысканность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов - блеклые, приглушенные;
преобладание плавных, сложных линий; набор символов - причудливые цветы, морские редкости, волны. Близок модерну и сам женский образ.
В стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры 19 в. мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных по облику зданий, все элементы которых подчинялись единому образно-символическому замыслу; фасады построек модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих природные органические явления. Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний, пронизанный экспрессивным ритмом и подчиняющий себе композиционную структуру произведения. Линии орнамента несли в себе напряженность духовно-эмоционального и символического смысла. Орнаментальное начало объединяет все виды искусства модерна. В интерьерах изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу, потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, живое с неживым, одухотворённое с вечным.
Для живописи модерна характерны сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей.
§ 1.Орнамент модерна.
Новизна модерна
сразу же оказалась несомненной.
Он принес не только свои излюбленные
мотивы, которые вполне могли затеряться
среди прежних, но и небывалые
ритмы, особую нервную подвижность,
беспокоящую глаз и привлекающую внимание.
По глазури фасадных облицовок потянулись,
обегая окна, длинные стебли водяных лилий
с тяжелыми, не по силе извилистых стеблей,
крупными цветками. В решетках балконов
и лестниц кованое железо вибрировало
и струилось, упругие волны пробегали
по стержням, как бы лишившимся тяжести
металла. Даже переплеты окон ветвились,
заполняя плоскость узорным плетением
древесных стволов и веток.
Живая, своевольная линия господствует
в орнаменте модерна, получая в своем упрямом
беге невиданную свободу. Так строится
и решетка ограды, и контур витража из
бледноокрашенных матовых стекол, и рисунок
обоев, и рамка книжной обложки, внутри
которой даже шрифт получает те же качества
своеобразного узора текучесть сплетающихся
линий, капризные переломы и изгибы, декоративную
слитность строки, ритмичной, как линейный
орнамент.
Впрочем, гибкостью линий не исчерпывается
арсенал выразительных средств этого
орнамента. Он знает и заполнение плоскостей
густой фактурной рябью прорезной листвы
каштана или дуба, и даже жесткие геометрические
формы. Однако и в геометрические мотивы
модерн умеет привнести свойственные
ему черты беспокойного напряжения. Правильные
окружности помещаются одна в другую эксцентрично,
сбивая привычную симметрию. Нарушается
регулярность в сетке треугольников или
квадратов, они будто неравномерно, рывками
захватывают поверхность.
При всем многообразии произвольных орнаментальных
форм модерн сохраняет всюду это свое
основное стилистическое качество: ритмическую
экспрессию, напряженность, эмоциональную
насыщенность узора. Такой орнамент всегда
склонен к экспансии, он растекается, овладевая
доступной ему поверхностью. В отличие
от классицистического он принципиально
антитектоничен, то есть не подчеркивает
структурность, не разделяет, а напротив,
сливает разнородные части предмета, стена
с его помощью плавно перетекает в потолок,
горловина и ножка вазы составляют неразделимое
целое с ее туловищем.
Подобным же образом заползает снаружи
внутрь декоративного панно, обычно плоскостного
в искусстве модерна, ищет с живописью
цветовые и ритмические связи и даже сходные
мотивы в пейзажном фоне и в узоре изображенных
одежд. Он разрушает границу между полем
стены и изображением, объединяет, подчиняя
своему строю и ритму живопись и архитектуру.
Орнамент модерна не удовлетворяется
ролью декоративного заполнения пауз.
В беспокойной назойливости его ритмов,
в упорстве, с каким он навязывает зрителю
свою изломанную капризно-нервную возбужденность,
есть претензия самому вести главную тему,
быть прямым и полным выражением меняющегося
на рубеже веков ощущения мира. Многозначительный,
он сам переполнен символами от прорастающего
из почвы к небесам многоветвистого Мирового
Древа до Вечной Женственности, воплощаемой
в томных масках с текучими прядями длинных
распущенных волос.
При всей определенности своих художественных
тенденций искусство модерна вовсе не
было монолитным, лишенным внутренних
противоречий. Поиски шли во многих направлениях,
имеющим поразительные различия. Безудержный
орнаментализм соседствовал с полным
и принципиальным отказом от орнамента.
Рядом с орнаментами, воплощавшими духовную
экспрессию времени в динамике абстрактных
линий, появлялись узоры из натуралистических
точно воспроизведенных растений, насекомых,
животных.
В России в столярных и керамических мастерских
крупные художники вручную расписывали
посуду и мебель лубочными ликами Ярила
солнца, узорчатыми хвостами сказочных
птиц Сирина и Алконоста. В ковровых узорах
майоликовых архитектурных панно пышные
цветочные мотивы старинной парчи вплетались
в своевольно-текучие ритмы нового орнамента.
Анализ стилевых
особенностей рекламы
Современная мировая
культура является обладательницей
огромного наследия в сфере всех
видов изобразительного искусства.
Изучая величайшие памятники архитектуры,
живописи, скульптуры и декоративно-прикладного
искусства, нельзя оставить без внимания
еще одну область художественного творчества.
Речь идет об орнаменте. Выполняя роль
украшения того или иного предмета, орнамент
(лат. оrnamentum – украшение) не может существовать
отдельно, вне определенного произведения
искусства, он имеет прикладные функции.
Произведением же искусства является
сам украшенный орнаментом предмет.
При внимательном изучении роли и функции
орнамента становится очевидным, что значимость
его в системе выразительных средств произведения
искусства намного больше, чем украшательская
функция, и не ограничивается одним только
прикладным характером. В отличие от цвета,
фактуры, пластики, которые не могут существовать
вне определенного предмета, не потеряв
при этом своей образности, орнамент может
сохранить ее даже во фрагментах или при
перерисовке. Кроме того, ряду орнаментальных
мотивов присуща устойчивость, позволяющая
определенный мотив использовать на протяжении
длительного периода времени на различных
предметах, в разных материалах, не лишая
его при этом логики орнаментальной формы.
Возникновение орнаментики относится
ко времени глубокой древности, ибо стремление
человека украшать родилось уже на первых
ступенях развития культуры и встречается
в примитивном виде у древнейших народов
нашей планеты.
В последующие эпохи орнамент выступает
в неразрывной связи с другими видами
искусства: служит для украшения интерьера
и экстерьера зданий, при создании тканей,
мебели, всевозможной утвари и других
изделий. Живопись, архитектура, скульптура
широко пользуются этой формой декора.
Как сложная и специфическая художественная
структура, орнамент чаще всего составляет
неотъемлемую часть предмета, подчеркивает
его архитектонические особенности. Можно
считать, что внесение орнамента в предмет
становится одной из форм проявления синтеза
в искусстве. Примером такого синтеза
могут служить любой предмет прикладного
искусства с орнаментированной поверхностью,
различные виды одежды из тканей с орнаментированным
рисунком и т. д.
Творческий процесс создания любого произведения
искусства невозможен без использования
знаний и опыта предшествующих поколений.
То же происходит и при создании орнамента.
Новые поколения художников всегда использовали
в своем творчестве широко распространенные
орнаментальные мотивы прошлого, но всякий
раз под влиянием определенных общественно-исторических
условий им удавалось сообщать этим мотивам
те специфические черты, которые впоследствии
становились неотъемлемой составляющей
нового стиля. Орнаменты Возрождения,
барокко и рококо, ампир и модерна объединяет
способность четко выразить принадлежность
стиля независимо от того, на каких произведениях
архитектуры или декоративно-прикладного
искусства они оказываются, будь то мебель,
одежда или фасады и интерьеры новых построек.
Орнамент со
времен своего возникновения и поныне
остается одним из основных средств
художественного оформления произведений
декоративно-прикладного
Характерная черта всякого орнамента
– неразрывная связь с материалом, с общими
тенденциями развития искусства на соответствующем
отрезке времени. Специфика ее проявляется
не только в органической связи рисунка
с оформляемым изделием, назначением последнего
– она находит свое выражение в композиционном
построении орнамента. Говоря о принципах
орнаментации тех или иных изделий декоративного
искусства, мы, прежде всего, обращаем
внимание на эстетическую сторону рисунка,
на особенности его композиционного решения.
Композиция (от лат. слова compositio) – это
составление, построение, структура художественного
произведения, обусловленные его содержанием,
характером и назначением.
Орнаментальная композиция означает составление,
построение, структуру узора, пластически
завершенную, определяемую образным содержанием,
характером и назначением изделия.
Композицию нельзя рассматривать в отрыве
от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить
теоретический и практический опыт прошлых
поколений, чтобы понять логику развития
художественной формы в соответствии
с духом сегодняшнего дня.
Бытует мнение, что композиция – предмет
индивидуальный, зависящий от интуиции
художника, и не может быть учебной дисциплиной,
как, к примеру, рисунок или живопись. Но
при более пристальном рассмотрении этого
вопроса оказывается, что как раз живопись
имеет меньше точных положений, чем композиция
в своих достаточно устойчивых правилах
и закономерностях, на которых она держится.
Многие считают, что композиция не подлежит
научно-методическому обоснованию, несмотря
на то, что именно композиция любого вида
изобразительного искусства заранее обдумывается.
Ряд правил композиции остаются едиными
и обязательными для всех видов изобразительного
творчества. Это правила симметрии, устанавливающие
закон гармонии и пропорций, частей целого;
правила статики и динамики (покоя и движения
в пластическом решении композиции); правила
ритма – закономерного чередования больших
и малых форм; и ряд других.
Композиция – это язык художественного
произведения.
Образы орнаментального искусства могут
передаваться на условном символическом
языке или же сами представлять собой
символические образы орнаментального
искусства, способное выразить эмоционально-смысловое
и образное содержание.
К выразительным средствам орнаментальной
композиции относятся точка, пятно, линия,
цвет, фактура. Все они являются в то же
время элементами композиции.
На протяжении всей истории искусства
мы встречаемся с бесконечным
разнообразием орнамента. Каждая народность,
иногда даже географическая область, имеет
свой круг орнаментики.
Определяющим началом в процессе работы
над орнаментом может быть не только форма
декорируемого предмета, но и материал,
из которого он сделан, его цвет, фактура.
Кроме того, отбор декора производится
самим художником и подчинен определенной
декоративной системе, в которой сочетание
полезного и красивого является ее неотъемлемой
чертой.
Орнамент черпает свои мотивы из геометрии,
фауны, флоры; они могут быть подсказаны
очертаниями человеческого тела или окружающих
предметов. Следует пояснить, что мотивом
в орнаментальном творчестве называют
часть орнамента, главный его элемент.
Мотив может состоять из одного элемента
(простой мотив) или из многих, пластически
оформленных в единое орнаментальное
целое.
Чаще всего мастера сами создавали для
своих произведений орнаментальные мотивы.
Благодаря умелому использованию мотивов,
разнообразию приемов варьирования формы,
силуэта, композиционных комбинаций, художникам
всегда удавалось создавать новые оригинальные
образцы орнаментального творчества.
Поэтому можно предположить, что ряд простых
орнаментальных мотивов независимо друг
от друга могли возникнуть в разных странах
одновременно.
Орнамент бывает графическим, скульптурным,
по форме – геометрическим или растительным,
иногда принимает фантастические формы;
в него могут быть включены изобразительные
мотивы. Совокупность орнаментов, их обусловленность
материалом и формой предмета, а также
ритм образуют тот декор, который является
неотъемлемым признаком определенного
стиля.
Стиль в искусстве какой-либо эпохи –
это исторически сложившееся единство
образной системы, средств и способов
художественной выразительности. Основу
любого стиля составляет единообразная
система художественных форм, порожденных
идейной и методологической общностью,
возникшей в определенных социальных
и экономических условиях. При формировании
образной системы нового стиля орнамент
входит в число наиболее важных составляющих
его элементов и находится в числе тех
средств художественной выразительности,
которые позволяют безошибочно определять
принадлежность к данному стилю какого-либо
архитектурного памятника или произведения
декоративно- прикладного искусства.
В процессе складывания стиля, несущего
в себе новые художественные идеалы, в
прикладном искусстве появлялись новые
орнаментальные мотивы, создавались новые
декоративные решения.
Основными классификационными признаками
орнамента служат его происхождение, назначение
и содержание. С учетом всего этого орнаментальные
формы можно объединить в следующие группы,
или виды.
Технический орнамент. Возникновение
форм этого орнамента обусловлено трудовой
деятельностью человека. Например, фактура
поверхности предметов из глины, изготовленных
на гончарном круге, рисунок простейших
клеток ткани при выработке ее на первобытном
ткацком станке, спиралевидные витки,
получаемые при плетении веревок, и т.
п.
Символический орнамент. Формированию
символического орнамента способствовала
общность природы условно-символических
изображений произведений орнаментального
искусства в целом, а сами орнаментальные
образы, как правило, представляют собой
символы или систему символов.
Такого рода изображение способно в лаконичной
форме выразить очень широкие, многообразные
понятия. Появившись в Древнем Египте
и других странах Древнего Востока, символический
орнамент и сегодня продолжает играть
важную роль.
Геометрический орнамент. Первоначально
этот орнамент возник благодаря слиянию
технического и символического орнаментов,
образовав более сложные комбинации изображений,
лишенные конкретного повествовательного
значения. Отказ от сюжетной основы в этом
виде орнамента позволил акцентировать
внимание на строгом чередовании отдельных
природных мотивов. Ведь любая геометрическая
форма – это изначально существующая
форма, предельно обобщенная и упрощенная.
Постепенное развитие первоначальных
и в то же время основных геометрических
форм привело к тем художественным формам,
которыми пользуется современное искусство
и которые отличаются особым разнообразием
и изяществом в произведениях арабо-мавританского
и готического искусства.
Растительный орнамент. Это самый распространенный
орнамент после геометрического, для него
характерны свои излюбленные мотивы, причем
последние различны в разных странах,
в разные времена. Растительный орнамент
по сравнению с другими его видами представляет
наибольшие возможности для создания
разнообразных мотивов, приемов исполнения,
для оригинальной трактовки формы.
Растительный орнамент использует многочисленные
формы растений: листья, цветы, плоды, взятые
вместе или по отдельности. Это художественная
переработка разнообразных форм растительного
мира. В руках художника-орнаменталиста
первоначальные формы, масштабы, цвет
изменяются и соподчиняются по законам
симметрии.
При стилизации усиливаются соответственно
характеру растения все типические особенности
его и удаляется или ослабляется частное
или случайное. Часто эти изменения настолько
значительны, что первоначальный материал
преображается до неузнаваемости.
К наиболее распространенным растительным
формам с древнейших времен относятся:
акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр,
виноградная лоза, плющ, дуб.
Каллиграфический (эпиграфический) орнамент.
Этот орнамент составляется из отдельных
букв или элементов текста, выразительных
по своему пластическому рисунку и ритму.
Искусство каллиграфии наиболее полно
развилось в Китае, Японии, Иране и ряде
арабских стран, использовалось и в Древней
Руси, играя наряду с собственно орнаментикой
заметную роль в декорировке различных
изделий декоративно-прикладного искусства.
Фантастический орнамент. В основе этого
вида орнамента лежат изображения воображаемого,
чаще символического содержания. Особенное
распространение фантастический орнамент
с изображением сцен из жизни сказочных
животных получил в странах Древнего Востока
(Египта, Ассирии, Китая и Индии). В эпоху
средневековья он приобрел особую популярность
в связи с религиозными запретами (в странах
Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества,
в мусульманских странах Ближнего и Среднего
Востока).
Астральный орнамент (от слова ”астра”
– звезда). Утверждает культ неба. Основными
элементами являются изображение неба,
солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен
в Японии и Китае.
Пейзажный орнамент. Главные объекты этого
орнамента – самые разнообразные мотивы:
горы, деревья, скалы, водопады, часто в
сочетании с архитектурными мотивами
и элементами животного орнамента. Особенно
большое развитие получил в декоративно-прикладном
искусстве Японии и Китая.
Животный орнамент. Построен на изображениях
птиц и зверей с различной степенью стилизации:
как близких к реалистическим, так и условных.
В последнем случае орнамент несколько
приближается к фантастическому.
Предметный, или вещный, орнамент. Возник
в античном Риме и широко использовался
во все последующие эпохи. Содержание
предметного орнамента составляют изображения
военной геральдики, предметов быта, атрибутов
музыкального и театрального искусства.