Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:13, реферат
Античные теории красноречия входят в золотой фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия необходимо прежде всего познакомиться со взглядами древних риторов.
В древней риторической науке можно назвать имена исследователей, которые занимали ведущее место в разработке теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые другие. Именно их теоретические изыскания составляют ту платформу, на которой основывались дальнейшие исследования.
В своей истории красноречия
он рисует продуманную картину
„Оратор" - завершающее произведение риторической трилогии Цицерона. Вначале он рисует образ совершенного оратора, однако делает оговорку: „Создавая образ совершенного оратора, я обрисую его таким, каким, быть может, никто и не был".
В этом трактате больше всего
Цицерон говорит о словесном
выражении и о ритме, что диктуется
его стремлением доказать аттицистам
- а именно по этим вопросам шел спор
- свою правоту: он стремился отстоять
свое право на величественный и пышный
слог, отведя упреки в азианстве
и обличив недостаточность и
слабость проповедуемой аттицистами
простоты. Он выдвигает в качестве
аргумента эллинистическое
Цицерон видит красоту речи в ее свежести, сочности, нежности, учености, благородстве, пленительности, изяществе, страстности, причем „цветы слов и мыслей" должны распределяться в речи „с разбором". Словесные нагромождения, речь, расцвеченная чрезмерно яркими красками, не доставляет длительного удовольствия, пресыщает слушателей, раздражает их. По этим взглядам Цицерона нельзя было причислить ну к аттицистам, ни к азианцам. Он создал свой собственный стиль и требовал разумного употребления „цветов красноречия. Он продемонстрировал глубокое проникновение в сущность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на основе своего богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил и критически переосмыслил взгляды на ораторское искусство теоретиков и практиков красноречия, путем тщательного анализа сопоставил различные точки зрения, создал свою теорию.
Риторика Квинтилиана
Знаменитый римский ритор
Марк Фабий Квинтилиан (35 - ок. 100 г. н.э.)-
автор обширного сочинения в
двенадцати книгах „Риторические наставления".
Труд Квинтилиана систематичен и
строго продуман. Здесь учтен весь
опыт классической риторики и обобщен
собственный опыт преподавателя
риторики и судебного адвоката. В
этой работе философ отмечает, что
труд оратора обширен и
В конце предисловия автор
намечает план, которому и следует:
первая книга посвящена
Это хорошо систематизированное сочинение по ораторскому искусству: в нем анализируются теория и практика римского красноречия, рассматриваются проблемы педагогики, этики, дается характеристика риторических школ, стилей. Труд Квинтилиана - вершина исследования ораторского искусства. Ни до, ни после него не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический анализ красноречия.
Сначала Квинтилиан рисует образ идеального оратора, продолжая разрабатывать эту тему вслед за Цицероном: „Итак, да будет оратор таков, чтоб его по справедливости можно было назвать и мудрецом; не только совершен во нравах (ибо сего, по мнению моему, хотя другие иначе думают, еще не довольно), но совершен и во всех знаниях, во всех качествах, потребных для красноречия".
В первой книге Квинтилиан
рассказывает о воспитании будущего
оратора. Будущего оратора должны воспитывать
с детства, на него влияет окружение
(кормилицы, родители, дядьки), учителя,
которые должны хорошо учить. Эта
книга содержит методические рассуждения
об учении в детском возрасте: учение
должно быть забавою, ребенок сознательно
должен запоминать материал, заниматься
чистописанием и чтением вслух.
Речь должна быть правильна, ясна и
красива. Для этого необходимо изучать
грамматику и образцовых ораторов,
поэтов, прозаиков, затем переходить
к собственным сочинениям. Будущий
оратор должен знать очень много,
в том числе философию, музыку,
геометрию, произношение. .Вторая глава
посвящена методике работы учителя,
в частности говорится о
Квинтилиан риторику как науку разделяет на три части: ч первой рассуждают об искусстве, во второй - об искуснике, в третьей - о самом произведении. „Искусством будет то, чему по правилам учиться должно, и это составляет науку хорошо говорить; искусник есть тот, кто постиг сие искусство, т. е. оратор, коего цель есть хорошо говорить. Произведение же то, что делает искусник, то есть хорошая речь". Здесь Квинтилиан повторяет мнение Цицерона: истинным красноречием владеет лишь добрый и честный человек. Собственно, это мнение было распространено в Древнем Риме, ибо Квинтилиан ссылается и на других, кто придерживался этого.
Он пишет, что риторика
состоит в способности и силе
убеждать. Это определение, замечает
Квинтилиан, идет от Исократа (риторика
- творительница убеждения). Такого
же мнения придерживается Цицерон. Тут
же Квинтилиан иронически замечает, что
убеждают словом и прелестницы, и
ласкатели, и развратники. Тот же
недостаток в определении Аристотеля,
который говорил, что риторика есть
способность или сила изобретать
все, что может убеждать в речи.
Автор критикует эти
Квинтилиан задает вопрос: природное дарование или учение способствует красноречию? Оратором сделаться нельзя без помощи того и другого. Он замечает: „Словом, природа есть вещество, а наука художник: сия дает вид или образ, а та приемлет. Художество без вещества ничего не значит, вещество и без художества имеет свою цену; но превосходная отделка есть лучше самого драгоценного вещества". Предметом риторики может быть все, о чем можно говорить, то есть это широкая, по сути безбрежная, среда деятельности оратора. Так считает Квинтилиан, ссылаясь на Платона и Цицерона.
По Квинтилиану, риторика состоит из пяти частей: изобретения, расположения, изложения, памяти, произнесения (или действия). Цели оратора - поучать, возбуждать, услаждать, хотя не всякая речь преследует все три.
Он выделяет, следуя предыдущим
теоретикам, три рода речи: доказательный,
рассудительный и судебный. Первый
род - доказательный - касается похвалы
и порицания: надгробные речи, иногда
речи в суде (подсудимый имеет хвалителей),
похвала (или хула) может произноситься
и в других случаях. Похвала особенно
требует распространения и
Второй род речи - рассудительный (или разбирательный, советовательный) - имеет цель советовать (выступления в Сенате и народных собраниях). В этой речи большую роль играет доброе мнение об ораторе. Оратор говорит здесь о мире, войне, числе войск, пособиях, податях. Он должен знать о силе государства и о нравах граждан.
Третий род речи - судебный
- имеет целью обвинение и
Однако Квинтилиан предупреждает, что это расположение свободно лишь относительно. Нельзя, например, вступление помещать в конце речи. Это естественно. Поэтому все-таки в конце главы он категорически настаивает на том плане, который предложил: „Итак, надобно располагать и начинать слово в предлагаемом нами порядке: надобно сочинять его в том же порядке, в каком и говорить должны".
Квинтилиан разрабатывает систему доводов и их опровержений. Довод должен быть по большей части достоверен, а опровержение сильное. Однако автор считает, что сколько бы ни хороши были доводы, но они будут слабы, если не подкрепятся искусством оратора. Он пишет, соглашаясь с взглядами других ораторов: „Я и сам нахожу, что в них нужна ясность и определительность: и что в предметах малых слог и речения должно употреблять самые приличные и наиболее обыкновенные. Но когда говорим о предметах важных, тогда не почитаю излишним и украшение, лишь только бы не вредило оно ясности...".
В заключении обычно кратко
повторяют вышесказанное или
же возбуждают страсти. И далее Квинтилиан
говорит о возбуждении
Быть красноречивым есть
не что иное, как выражать словом
все то, о чем мы думаем, и сообщать
слушателям. Поэтому слова должны
быть ясны, чисты, соответствовать нашему
намерению и они должны быть правильно,
красиво и пристойно
Разумеется, наша речь не может быть „красна", если не будет правдоподобна. По Цицерону, подчеркивает автор, правдоподобная речь имеет в словах значительность и силу, а „в мыслях или важность или по крайней мере сообразность со мнениями людей и со нравами". И здесь же он отмечает, что недостатком речи является употребление сниженных выражений, „коими - великость или достоинство предмета умаляется". „Итак, бывает слововыражение слабое, низкое, сухое, скучное, небрежное, подлое". К недостаткам речи следует отнести ее неполноту, однообразие, навевающее скуку, ее растянутость и т. д. К красоте речи он относит живое изображение вещей и воссоздание живых картин, которые возбуждают эмоции, страсти, ибо подробное описание ощутительнее, нежели простое сообщение. Особенно здесь помогают фигуры и тропы.