Обряды и обычаи Башкортостана

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:22, доклад

Описание работы

Башкортостан… Когда я слышу это слово, перед моим мысленным взором встают гордые, высокие горы, привольные без конца и без краю степи, стремительные горные реки, чистые, прозрачные озера, густые чащи лесов…
Когда я слышу слово «Башкортостан», перед моим взором встает пламенный борец за свободу башкир Салават Юлаев, которым гордится каждый житель Башкортостана.
Когда я слышу слово «Башкортостан», я слышу пение курая, который рассказывает о красоте башкирской земли и никого не оставляет равнодушным.

Работа содержит 1 файл

Лиана.docx

— 323.71 Кб (Скачать)

«Башкирские традиции и обычаи»

У древних башкир существовала архаическая большесемейная община, о чем свидетельствуют черты  арабского типа в их системе родства  и другие прямые и косвенные данные. Особенностью этой системы было разграничение  отцовской и материнской линий  родства, наличие особых терминов для  обозначения многочисленной родни. Такая подробная разработанность  и индивидуализация терминов были необходимы для определения статуса, наследственных прав каждого члена большесемейного  коллектива. Большесемейная община включала 3-4 и более брачные пары и представителей 3-4 поколений. Такая семья у башкир, как и у других кочевых народов, была менее монолитной, чем у земледельческих, и входящие в нее брачные пары (парная семья) обладали некоторой хозяйственной  автономией. Вся история семейных отношений башкир в XVIXIX вв. характеризуется  параллельным существованием и соперничеством больших и малых (элементарных, нуклеарных) семей, постепенным утверждением последних. На протяжении всего этого периода  большесемейные ячейки, разросшись, распадались  на все более малые. В наследовании семейного имущества в основном придерживались миноратного принципа (преимущественного права младшего сына). По обычаю минората отчий дом, семейный очаг доставался младшему сыну (кинйэ;, тюпсюк). Он же наследовал основную часть скота и другого имущества  отца. Однако это мало ущемляло интересы старших братьев и сестер, так  как старших сыновей отец должен был отделить в самостоятельные  хозяйства по мере их женитьбы, а  дочери получали свою долю при замужестве в виде приданого. Если же отец умирал, не успев выделить старшего сына, тот  заступал на его место, и на него ложились заботы о сестрах и младших  братьях. 
 
Среди богатых башкир существовало многоженство. Ислам разрешал иметь одновременно до 4-х жен, но этим правом могли пользоваться очень немногие; кое-кто имел двух жен, а большинство жили с одной. Встречались и такие, которые из-за бедности вообще не могли обзавестись семьей. 
 
В брачных отношениях также сохранились древние обычаи: левират (женитьба младшего брата/племянника на вдове старшего), сорорат (женитьба вдовца на младшей сестре покойной жены), обручение малолетних детей. Левират был одновременно и нормой брака и принципом наследования: вместе со вдовой и ее детьми к младшему брату переходило все имущество старшего брата и обязанности по содержанию семьи. Браки совершались по сватовству, имело место и умыкание невест (что освобождало от уплаты калыма), иногда по взаимной договоренности. 
 
В прошлом у башкир бытовали довольно ранние браки. Нормальным брачным возрастом для жениха считали 1516 лет, для невесты 13-14. Обычно брачного партнера для своих детей выбирали родители. Отец жениха при этом согласовывал свое решение с сыном, невесту же часто отдавали замуж без ее формального согласия.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      «Башкирские пословицы»

  • Батыр без ран не бывает.
  • Без ветра деревья не качаются.
  • Бойся обидеть друга и выдать тайну врагу.
  • Болезнь приходит пудами, уходит по золотнику.
  • Была бы голова цела — шапка найдется.
  • Видел раз — знакомый; видел два — товарищ; видел три — друг.
  • Где дыра — там ветер, где лодырь — там и разговоры.
  • Два арбуза не уместятся под одной мышкой.
  • Дитя унимай смолоду, жену — с первого раза.
  • Если дал другу коня, не проси беречь его.
  • Если умер отец — не забывай его друга.
  • Жадный взбесится - в колодце рыбу удит, лентяй взбесится - в праздник работает.
  • И ты мулла, и я мулла, кто же коням сена даст?
  • Как подумаешь, так увидишь.
  • Коня за месяц испытаешь, человека - за год.
  • Не поседеет борода - не поумнеет голова.
  • Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
  • Не умеющий плясать музыки не любит.
  • Незнание - не порок, нежелание знать - большой порок.
  • Нелюбимый всегда лишний.
  • Одним пальцем не ущипнешь.
  • Опасен не сильный, а мстительный.
  • Отторгнутый отчизной - не мужчина, заброшенная земля - не Родина, отвергнутая стадом - не скотина, отторгнутый сердцем - не любимый.
  • При желании и в камень можно гвоздь забить.
  • Понадеявшись на многое, не потеряй малого.
  • Прежде чем войти, подумай, как выйти.
  • Самое толстое бревно еще не дом.
  • Себя не возвеличивай, других не унижай.
  • Умеющему читать мулла не нужен.
  • Умный хвалит коня, полоумный - жену, а глупец - сам себя.
  • Чем рост с верблюда, лучше ум с пуговку.
  • Чужой не простит, свой не убьет.
  • Яйца курицу не учат.

Информация о работе Обряды и обычаи Башкортостана