Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:22, доклад
Башкортостан… Когда я слышу это слово, перед моим мысленным взором встают гордые, высокие горы, привольные без конца и без краю степи, стремительные горные реки, чистые, прозрачные озера, густые чащи лесов…
Когда я слышу слово «Башкортостан», перед моим взором встает пламенный борец за свободу башкир Салават Юлаев, которым гордится каждый житель Башкортостана.
Когда я слышу слово «Башкортостан», я слышу пение курая, который рассказывает о красоте башкирской земли и никого не оставляет равнодушным.
«Башкортостан-мой край родной»
Наш дом родной
– Башкортостан
Народов разных дружная семья
Здесь наших предков первобытный стан
–
У эпохальных век история своя.
Т.Зайлялова
Башкортостан… Когда я слышу
это слово, перед моим мысленным
взором встают гордые, высокие горы,
привольные без конца и без
краю степи, стремительные горные реки,
чистые, прозрачные озера, густые чащи
лесов…
Когда я слышу слово «Башкортостан», перед
моим взором встает пламенный борец за
свободу башкир Салават Юлаев, которым
гордится каждый житель Башкортостана.
Когда я слышу слово «Башкортостан», я
слышу пение курая, который рассказывает
о красоте башкирской земли и никого не
оставляет равнодушным.
Я люблю свой родной край, мою родную республику
Башкортостан. Каждому человеку дорог
свой родной край, каждому кажется свой
край самым красивым уголком во всем мире.
Мы любим его за то, что именно здесь мы
родились, выросли, сделали свои первые
шаги, первый раз сказали слово «мама»,
в первый раз пошли учиться в школу…
Мы любим свой край, потому что здесь у
нас все самое близкое, родное: мама, папа,
родные, друзья, наша красивая и богатая
природа, наша родная матушка-земля!..
Я горжусь своей родной землей, своим краем.
Наша родная земля наделила душу башкирского
народа добротой. Башкиры с давних времен
старались воплотить в свои мечты, в свою
жизнь, в свое творчество многообразие
звуков и красок родного края.
Красота нашей башкирской земли воспета
во многих башкирских песнях, изображена
во многих работах художников. Поэты воспевают
в своих стихах, а музыканты в своих вдохновляющих
мелодиях. Я очень горжусь и рада тому,
что в нашей республике добрая, спокойная
атмосфера, что люди разных национальностей
живут как братья в мире и согласии. Я верю,
что в этом есть немалая заслуга президента
нашей республики Муртазы Рахимова. Именно
поэтому наша республика крепкая, бодрая.
В недрах и объятиях нашей родной башкирской
земли накоплена огромная сила, огромное
богатство…
Это и башкирская нефть, золото, железные
руды, малахиты… Это и богатый и многогранный
растительный и животный мир, наш драгоценный
любимый всеми башкирский мед, кумыс, минеральные
воды из чистых источников нашей родимой
земли… Невозможно перечислить все богатства
нашей родимой земли, можно без конца говорить
о ее талантах, красоте.
У нас в Башкортостане созданы все условия,
чтобы люди получали образование, имели
хорошее медицинское обслуживание, отдыхали,
работали и приносили обществу, а именно
нашей республике свой вклад, пользу. Ученый
пусть делает новое открытие, композиторы
и певцы создают новые песни, скульпторы
– новые скульптуры, художники – картины…
Я, как потомок гордого, свободолюбивого,
мужественного башкирского народа, очень
люблю Башкортостан и тревожусь за ее
будущее. Наши предки навечно высекали
на каменных скрижалях истории гордое
имя башкира и оставили нам прекрасную
родину. Они завещали нам вписывать в многовековую
летопись славных дел башкирского народа
все новые и новые страницы. Каждый житель
Башкортостана должен помнить и рассказывать
об этом своим детям и внукам.
Наше молодое поколение должно возвратиться
к родным, духовным истокам, изучать родной
язык, историю и литературу, читать крупицы
истинного богатства из источников добра
и красоты, каковыми являются башкирский
народный эпос, стихи, поэмы и песни. В
этом залог спасения, сохранения и возрождения
башкирского народа.
Каждому из нас дорога судьба родного
Башкортостана. Мы хотим видеть его сегодня
демократическим и цивилизованным суверенным
государством в составе Российской Федерации
с высокоразвитой экономикой, образованием,
здравоохранением.
Сегодня я только ученица 10 класса. Я думаю,
чтобы моя республика, мой край процветал,
я должна сегодня хорошо учиться, любить
своих близких, друзей, заботиться об окружающем
меня мире – мире, который называется
Башкортостан!
Я призываю моё поколение сделать все
зависящее от нас для того, чтобы наш родной
Башкортостан стал цветущей республикой,
чтобы и башкиры, и люди других национальностей
жили дружно на этой благословенной и
прекрасной земле.
«Рашида Туйсина »
Родилась Рашида 10 мая 1942 года в деревне Чингиз Баймакского района. Деревня старинная, до начала восемнадцатого века она называлась Мунаш. Жители ее участвовали в Отечественной войне 1812 года, в русско-турецкой войне. Были среди них и награжденные серебряной медалью "За взятие Парижа. 19 марта 1814 года".
В годы Великой Отечественной войны вместе с сельчанами ушел на фронт отец Рашиды. Вернулся и вскоре от полученных тяжелых ран скончался. На руках у Мархабы- апай, матери Рашиды, осталось четверо детей. Ее, младшенькую, она очень любила, возлагала на нее большие надежды. Рашида росла выносливой, никакой работы не чуралась. В любую погоду: в пургу и в дождь в худенькой одежонке спешила в школу за три километра. Любила в юности косить траву. Суровая закалка в баймакских степях - это, возможно, и есть один из секретов ее неувядающей молодости.
После
окончания средней школы
В 1960 году Рашида Туйсина приехала в Уфу на семинар пионервожатых. С малых лет она была влюблена в народную песню и танец. А в столице стало известно, что объявлен набор в Государственный ансамбль народного танца Башкирской АССР, которым руководил тогда основатель этого коллектива Файзи Гаскаров.
Об участии Рашиды Туйсиной в конкурсе поэтично рассказал поэт и ученый Рашит Шакуров:
"Рашида
пришла уже к самому концу
второго тура конкурса. По правилам,
ее могли бы и не допустить
к просмотру. Да и просьба
ее состояла лишь из
Огорченная и растерянная Рашида удивительным образом поколебала непреклонность членов жюри, и ей разрешили танцевать. Она прошла в третий тур. И снова с таким же волнением вышла на сцену. Снова танцевала "Загиду". Файзи Гаскаров предугадал тогда в этой тонкой, как стебелек, еще во многом неумелой юной танцовщице лучшую в скором будущем исполнительницу "Загиды", жемчужины башкирского танца. И этот волнующий рассказ о женщине-башкирке, о чистоте и целомудренности ее душевных движений, о ее светлой любви, одухотворенной радостью восприятия красоты жизни и родной природы, всюду покорял зрителей. Рашиде предстояло не только возродить танец, но и создать свой собственный пластический образ прекрасной женщины- башкирки, символизирующей собой древнюю уральскую землю - Башкирию.
Так вышло, что, став солисткой ансамбля, Рашида Туйсина впервые исполняла "Загиду" перед зрителями на сцене Кремлевского Дворца съездов.
В течение нескольких минут поведала Рашида о своей уральской родине, о богатстве души ее людей. Зал с затаенным дыханием следил за каждым ее движением, жестом, за выражением ее сияющего лица, за каждым поворотом головы. А в конце вдруг на несколько секунд наступила глубокая тишина, но тут же раздался гул аплодисментов.
В 1968 году Рашида Туйсина была участницей IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии. Исполнив под аккомпанемент курая свой любимый танец "Загиду", Рашида завоевала звание лауреата и золотую медаль фестиваля. С неизменным успехом выступала она и в сольных танцах, и в массовых номерах. В золотой фонд башкирской хореографии вошли такие танцы, как "Гульназира", "Семь девушек", "Проказницы". В них в течение многих лет все с тем же блеском и мастерством солировала Р.Г.Туйсина".
О поездке Туйсиной в Рогервик, в древнюю эстонскую крепость, где в заточении провел последние годы Салават Юлаев, о концерте в Таллине, вспоминает Альфия Сабитова:
"За
кулисами огромного зеленого
театра ведущий концерта
Как только запел курай и Рашида по-женски плавно, в непередаваемом изяществе, как умеет только она, поплыла в танце, в ней с новой силой зазвучали в душе слова Салавата Юлаева:
Милая моя земля.
Реки сладкие, поля,
Березняк и чернотал,
В небо вздыбленный Урал, -
Я одну мечту таю:
Родину воспеть мою.
Впечатления о Рогервике, тоску вытесняли все нарастающие звуки курая. Рашида, вся в плену танца, ускорила ритм. Ее движения стали мельче, но каждая, даже самая мелкая дробь, была четкой и законченной. Танец рассказывал о Башкирии, ее зеленых просторах, чистых реках, о табуне коней, пасущихся у берега. И над всем этим - песня, она гордой птицей летела над ее Родиной...
Родину воспеть мою... Эти слова очень точно выражают настроение, которое вкладывает в свои танцы Рашида Туйсина.
Пройдут годы и, несомненно, в Башкирском ансамбле народного танца появятся не менее яркие, талантливые танцовщицы. Но успех к ним придет лишь в том случае, если они, как Рашида, будут танцевать не просто сюжет, сценку, а лепить пластический образ родной стороны..."
К оценкам творчества, к описаниям танцев Рашиды Туйсиной, которые даны Рашитом Шакуром и Альфией Сабитовой трудно что-то добавить...
...Мы беседуем в квартире Рашиды Туйсиной в многоэтажном доме по улице Аксакова. Мелодично звенят колокольчики настенных часов, напоминая, что время идет. Проходят годы жизни и у Рашиды. Разные они были, добрые и не очень.
...Снова
мелодично звонит колокольчик
настенных часов. Закрываем
«Саит Исмагилов»
29 сентября
исполняется 125 лет со дня рождения
народного сэсэна
Саит Исмагилов родился 29 сентября 1884 года в деревне Ярмеево Чишминского района Башкортостана в семье крестьянина-бедняка. Рано осиротел, батрачил у баев, работал на железнодорожных станциях. С детства сочинял стихи и песни. В 18 лет Саит научился играть на скрипке у мастера-скрипача Муллагалия из деревни Сафарово. Играл на сабантуях, йыйынах, других народных праздниках, исполняя собственные песни, такмаки и баиты. Еще будучи совсем молодым он стал популярным музыкантом — импровизатором во всей Уфимской губернии. О самобытном таланте Саита Исмагилова в 1915 году была помещена статья в Уфимской губернской газете «Тормош».
После Октябрьской революции творчество Саита Исмагилова получило бурное развитие. В 1926 -1927 годы он работал артистом в Чишминском народном театре. В 1940 году был издан первый сборник песен и стихов Саита Исмагилова, где отражается многострадальная история башкирского народа, восславляется духовный подьем народа, строящего социалистическое общество. В годы Великой Отечественной войны Саит Исмагилов работает музыкантом — скрипачом в Башкирской госфилармонии, выступает в частях Красной Армии, своими стихами, песнями воодушевляет народ к трудовым подвигам, вселяет надежду на скорейшую победу. В послевоенное время его творчество было посвящено показу восстановления хозяйства от разрухи, отражению самоотверженного труда, величия подвига народа.
В 1938 году Саит Исмагилов был принят членом Союза писателей Башкортостана, в 1944 году Указом Президиума Верховного Совета БАССР ему одновременно с Мухаметшой Бурангуловым и Фаррахом Давлетшиным было присуждено почетное звание народного сэсэна Башкортостана.
В послевоенные годы выходят в свет книги Саита Исмагилова «Песни Саита», «Слово сэсэна», «Две жизни» и другие. Его произведения — сказки «Путешествие Нужды-бабая», Слово о Девушке-счастье», басни «Коза и овца» «Серая ворона и ворон», кубаир о Салавате-батыре и другие произведения получили общенародное признание.
Конечно,
Саит Исмагилов, как и другие поэты того
времени, не были свободны от идеологических
пут, в чем-то, возможно, и заблуждались,
да по-другому, наверное, и не могло быть
в те годы. Но будущие поколения не должны
забывать давно ушедших от нас писателей
и поэтов хотя бы потому, что они искренне
и свято верили в свои идеалы, сплачивали
народ или, как сейчас принято говорить,
гражданское общество страны в самые тяжелые
периоды жизни нашего государства, помогали
людям пережить неимоверные трудности,
не теряя надежды на светлое будущее. За
это мы им всегда будем благодарны.
«Башкирские востания . Предводители востаний.Салауат Юлаев»
Салават Юлаев родился
в 1754
году в деревне Тикеево Шайтан-
Салават Юлаев происходил
из потомственных тархан рода Шайтан-Кудей, в каждом
поколении которого были тарханы, муллы, абызы, ба