Обряды и обычаи Башкортостана

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:22, доклад

Описание работы

Башкортостан… Когда я слышу это слово, перед моим мысленным взором встают гордые, высокие горы, привольные без конца и без краю степи, стремительные горные реки, чистые, прозрачные озера, густые чащи лесов…
Когда я слышу слово «Башкортостан», перед моим взором встает пламенный борец за свободу башкир Салават Юлаев, которым гордится каждый житель Башкортостана.
Когда я слышу слово «Башкортостан», я слышу пение курая, который рассказывает о красоте башкирской земли и никого не оставляет равнодушным.

Работа содержит 1 файл

Лиана.docx

— 323.71 Кб (Скачать)

Его отец — старшина Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Юлай Азналин в 1772 году участвовал в боях с польскими конфедератами в составе трехтысячного отряда башкирской конницы, направленного в Польшу в помощь русской армии. Храбрость и отвага Юлая Азналина была отмечена военной наградой. Юлай Азналин боролся с губернскими чиновниками, которые склоняли башкир к продаже земель для строительства заводов. Его непримиримая борьба с несправедливым расхищением башкирских земель оказала на Салавата Юлаева большое влияние. Отцу Салават был обязан и образованием: он писал на языке тюрки[3], владел и русским языком, не испытывая трудностей в командовании многонациональными повстанческими отрядами.

В 1768 году Оренбургский губернатор князь Путятин назначил Юлая Азналина старшиной башкирской команды Шайтан-Кудейской волости Сибирской дорогиУфимской провинции[4]. Но вскоре у Юлая купцом Твердышевым, пожалованным в коллежские асессоры, незаконно была отнята земля под Симский завод и деревни, поэтому Юлай Азналин и его девятнадцатилетний сын Салават 11 ноября 1773 года в составе Стерлитамакского башкирско-мишарского карательного корпуса добровольно перешли на сторону повстанцев и встали под знамена Емельяна Пугачева, подхватив его обещания исполнить многовековые чаяния башкирского народа — вернуть захваченные земли, сохранить религию и возможность жить по своим обычаям.

Война

Когда Салават Юлаев  в Бердской крепости предстал перед  Пугачевым, ему было 19 лет. С этого  дня и до ареста, 25 ноября 1774 года (всего 1 год и 15 дней) он находился в центре событий Крестьянской войны.

Салават руководил  многими ключевыми событиями  этой войны. Сохранившиеся документы  свидетельствуют о личном участии  Салавата Юлаева в более чем двадцати сражениях. Он отличился тем, что  взял Симский и Катавский заводы, был разбит под Челябинской крепостью, участвовал в осаде Оренбурга, однако был разбит, сжег Красноуфимскую крепость. За год с небольшим Салават  участвовал в 28 сражениях, 11 из них он провел самостоятельно, остальные в  составе Главного войска Емельяна Пугачева. Не все 11 самостоятельных сражений с регулярными войсками завершались  победой Салавата. Были и поражения, но, в отличие от других предводителей  Крестьянской войны, Салават ни разу не допускал полного разгрома своего войска. Ему каждый раз удавалось  сохранить основные силы войска, в  кратчайший срок восстановить боевые порядки и снова участвовать  в сражениях.

Салават Юлаев руководил  восстанием в Башкортостане до ноября 1774 года18 января 1774 со своим отрядом присоединяется к отряду Канзафара Усаева, полковника армии Емельяна Пугачева, и они совместными усилиями штурмуют г. Кунгур3 июня 1774 года Пугачёв присваивает Канзафару Усаеву и Салавату Юлаеву чин бригадиров (генералов).

В конце марта — начале апреля 1774 года царским войскам удалось нанести серьезное поражение основным повстанческим силам под ОренбургомУфой,МензелинскомКунгуромКрасноуфимском и Челябинском. После поражений, которые нанёс Михельсон, и пленения Пугачева, несмотря на неоднократные требованиям прекратить сопротивление и сдаться, Салават Юлаев продолжил восстание на территории Башкортостана.

25 ноября 1774 года команда поручика В.Лесковского из корпуса генерала Фреймана, подкрепленная конными отрядами мишарских старшин Муксина и Зямгура Абдусалямовых, настигла в горах Каратау Салавата Юлаева с группой оставшихся с ним соратников и после короткой стычки схватила их. В это же время Юлай Азналин принес повинную коллежскому советнику И. Л. Тимашеву и был взят под стражу.[4][5]

Ещё до ареста, жёны и  дети Салавата Юлаева были схвачены и  привезены в Уфу в качестве заложников. Одна жена с сыном находилась под караулом у городского коменданта полковника С. С. Мясоедова. Второго сына взял генерал Ф. Ю. Фрейман. Салават Юлаев протестовал против незаконного ареста семьи:«Такого ж указа, чтоб от лишенных жизни семейства отбирать, действительно нет». В связи с этим он просил родственников и друзей обратиться с ходатайством об освобождении жен и детей в губернскую канцелярию, а если и это не поможет, то и в Сенат, «чтоб государевые рабы у подчиненных во услужении не были».

На допросах Салават  не выдал никого из своих товарищей, ни на кого не наговаривал, пытаясь  облегчить свою участь. После длительного  следствия в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге и снова в Уфе  по приговору от 15 июля 1775 года Салават Юлаев вместе с отцом Юлаем Азналиным был подвергнут наказанию кнутом и клеймению, как «тягчайшим государственным преступникам».

Каторга

Ты  далёко, отчизна моя! 
Я б вернулся в родные края, 
В кандалах я, башкиры! 
Мне пути заметают снега, 
Но весною растают снега, 
Я не умер, башкиры!
[6]

2 октября 1775 года скованные по рукам и ногам Салават Юлаев и его отец на двух подводах под охраной были отправлены на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик (ныне город Палдиски в Эстонии). Обоз с каторжниками миновал МензелинскКазаньНижний НовгородМоскву, 14 ноября достигли Твери. Затем были НовгородПсковРевель и 29 ноября они добрались до Рогервика.

Балтийский порт, он же Рогервик (ныне Палдиски) был основан Петром I. Однако, к тому времени, когда в Рогервике оказались участники башкирского восстания, крепость была практически заброшена. Там оставались только небольшой гарнизон и малое количество арестантов. Салават и Юлай встретили здесь своих соратников по борьбе: пугачевского полковника И. С. Аристова, полковника Канзафара Усаева и других. Здесь Салават Юлаев и его отец провели остаток своей жизни.

Последнее документальное упоминание о Салавате Юлаеве датируется 1800 годом. До этого времени он пробыл в неволе двадцать пять лет: «В Эстляндское губернское правление от находящегося при Балтийской инвалидной команды майора Дитмара. Находящиеся в моем ведении каторжные невольники 12-ти человек, которые и состоят благополучно. Против прежде поданной таковой же ведомости убыло: Сего месяца 26-го числа помре каторжный неволник Салават Юлаев, о чем сим донесть честь имею». Салават Юлаев умер 8 октября 1800 года, пробыв на каторге почти четверть века.

[править]Творчество

Я гляжу на цепи гор  в нашем благостном краю, 
И, вбирая их простор, Божью милость познаю. 
Песней небо раскололось, соловей поёт в долу, 
Как азан звенит твой голос, Богу вознося хвалу! 
Не зовёт ли на молитву верных мусульман? 
Провожает меня в битву мой Урал — родимый стан!
[7]

Салават Юлаев был  известен в народе и как поэт-импровизатор. Салават пел в своих песнях о родных уральских просторах, о  народе и его древних обычаях, о священной вере предков. Соединение в нем таланта поэта и певца  с воинской доблестью и даром  полководца олицетворяло собой идеальный  духовный облик башкирского народа. Любовь к песне, к коню и отвага воина во все времена составляли неразделимую суть башкирского воина. Идеал башкирского народа тех  веков — воин-певец.

Песни и стихи Салавата Юлаева в подлинниках не сохранились, имеется лишь его личная подпись  на Пугачевском манифесте, написанном на татарском языке. О Салавате Юлаеве, как башкирском поэте и борце за свободу своего народа, сохранилось много легенд, и трудно установить подлинность авторства песен, приписываемых Салавату, и грань, отделяющую их от устной башкирской народной поэзии.[8]

Поэзия Салавата Юлаева — одно из редких проявлений дореволюционной башкирской литературы. Память о Салавате, как герое и певце-импровизаторе, сохранилась среди башкир до настоящего времени; с его именем связано несколько песен, многие из них приписываются самому Салавату. Его стихи призывали народ к борьбе с угнетателями («Битва», «Стрела», «Юноше-воину»), воспевали красоту родного края («Родная страна», «Мой Урал», «Соловей»), любовь («Зюлейха»).

В настоящее время  Салават Юлаев — национальный герой башкирского народа, является символом современногоБашкортостана. Его именем названы район, город, улицы, культурно-просветительские учреждения.

Именем  Салавата Юлаева названы:

  • город Салават в Башкортостане
  • Салаватский район в Башкортостане
  • хоккейный клуб «Салават Юлаев»
  • улица и проспект в Уфе
  • улица в Челябинске
  • улица в Кургане
  • улица в Казани
  • улица в Белебее
  • улица в Оренбурге
  • улица в Лянторе (Ханты-Мансийский Автономный Округ)
  • улица на Украине в г.Донецк (на карте)
  • улица Салавата Батыра в Октябрьском
  • Сад им. С. Юлаева

Салавату  Юлаеву посвящены:

  • опера Загира Исмагилова в 4 актах «Салават Юлаев» («Салауат Юлаев»)
  • балет «Горный орел» («Урал бөркөтө», 1959 г., либретто и музыка Х. Ф. Ахметова и Н. Г. Сабитова, хореография К. Д. Карпинской)
  • фильм «Салават Юлаев», снятый в 1941 году в СССР режиссёром Яковом Протазановым.

В Республике Башкортостан учреждены:

  • орден «Салавата Юлаева»,
  • Государственная премия имени Салавата Юлаева за лучшие произведения в области литературы, искусства и архитектуры (с 1967 года).

Памятники:

  • Первый в республике памятник-бюст Салавату работы Т. П. Нечаевой установлен под открытым небом в его родных местах — в Салаватском районе в 1952 году.
  • В 1989 году похожий памятник-бюст из кованой меди был установлен в эстонском городе Палдиски.[10]
  • В Уфе 17 ноября 1967 открыт памятник Салавату Юлаеву работы осетинского скульптора С. Д. Тавасиева. Изображение этого памятника попало на герб Башкортостана.
  • Копия памятника в санатории Увильды в Аргаяшском районе Челябинской области была установлена в 2005 году[11][12].

Другое:

  • В годы Великой Отечественной войны имя Салавата Юлаева носили: истребительно-артиллерийский дивизион, бронепоезд и другие подразделения.
  • Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном творчестве, в произведениях русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, марийских писателей.
  • На родине Салавата, в селе Малояз (районный центр Салаватского района) и в селе Алькино работает музей Салавата Юлаева.

Информация о работе Обряды и обычаи Башкортостана