Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:22, доклад
Башкортостан… Когда я слышу это слово, перед моим мысленным взором встают гордые, высокие горы, привольные без конца и без краю степи, стремительные горные реки, чистые, прозрачные озера, густые чащи лесов…
Когда я слышу слово «Башкортостан», перед моим взором встает пламенный борец за свободу башкир Салават Юлаев, которым гордится каждый житель Башкортостана.
Когда я слышу слово «Башкортостан», я слышу пение курая, который рассказывает о красоте башкирской земли и никого не оставляет равнодушным.
Его отец — старшина Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Юлай Азналин в 1772 году участвовал в боях с польскими конфедератами в составе трехтысячного отряда башкирской конницы, направленного в Польшу в помощь русской армии. Храбрость и отвага Юлая Азналина была отмечена военной наградой. Юлай Азналин боролся с губернскими чиновниками, которые склоняли башкир к продаже земель для строительства заводов. Его непримиримая борьба с несправедливым расхищением башкирских земель оказала на Салавата Юлаева большое влияние. Отцу Салават был обязан и образованием: он писал на языке тюрки[3], владел и русским языком, не испытывая трудностей в командовании многонациональными повстанческими отрядами.
В 1768
году Оренбургский
губернатор князь Путятин назначил Юлая Азналина старшиной
башкирской команды Шайтан-Кудейской
волости Сибирской дорогиУфимской
провинции[4]. Но вскоре у Юлая купцом Твердышевым, пожалованным в коллежские
асессоры, незаконно была отнята земля
под Симский завод и деревни, поэтому
Юлай Азналин и его девятнадцатилетний
сын Салават 11
ноября 1773
года в составе Стерлитамакского башки
Война
Когда Салават Юлаев в Бердской крепости предстал перед Пугачевым, ему было 19 лет. С этого дня и до ареста, 25 ноября 1774 года (всего 1 год и 15 дней) он находился в центре событий Крестьянской войны.
Салават руководил многими ключевыми событиями этой войны. Сохранившиеся документы свидетельствуют о личном участии Салавата Юлаева в более чем двадцати сражениях. Он отличился тем, что взял Симский и Катавский заводы, был разбит под Челябинской крепостью, участвовал в осаде Оренбурга, однако был разбит, сжег Красноуфимскую крепость. За год с небольшим Салават участвовал в 28 сражениях, 11 из них он провел самостоятельно, остальные в составе Главного войска Емельяна Пугачева. Не все 11 самостоятельных сражений с регулярными войсками завершались победой Салавата. Были и поражения, но, в отличие от других предводителей Крестьянской войны, Салават ни разу не допускал полного разгрома своего войска. Ему каждый раз удавалось сохранить основные силы войска, в кратчайший срок восстановить боевые порядки и снова участвовать в сражениях.
Салават Юлаев руководил восстанием в Башкортостане до ноября 1774 года. 18 января 1774 со своим отрядом присоединяется к отряду Канзафара Усаева, полковника армии Емельяна Пугачева, и они совместными усилиями штурмуют г. Кунгур. 3 июня 1774 года Пугачёв присваивает Канзафару Усаеву и Салавату Юлаеву чин бригадиров (генералов).
В конце марта — начале
апреля 1774
года царским войскам
удалось нанести серьезное поражение
основным повстанческим силам под Оренбургом, Уфой,Мензелинс
25 ноября 1774 года команда поручика В.Лесковского из корпуса генерала Фреймана, подкрепленная конными отрядами мишарских старшин Муксина и Зямгура Абдусалямовых, настигла в горах Каратау Салавата Юлаева с группой оставшихся с ним соратников и после короткой стычки схватила их. В это же время Юлай Азналин принес повинную коллежскому советнику И. Л. Тимашеву и был взят под стражу.[4][5]
Ещё до ареста, жёны и дети Салавата Юлаева были схвачены и привезены в Уфу в качестве заложников. Одна жена с сыном находилась под караулом у городского коменданта полковника С. С. Мясоедова. Второго сына взял генерал Ф. Ю. Фрейман. Салават Юлаев протестовал против незаконного ареста семьи:«Такого ж указа, чтоб от лишенных жизни семейства отбирать, действительно нет». В связи с этим он просил родственников и друзей обратиться с ходатайством об освобождении жен и детей в губернскую канцелярию, а если и это не поможет, то и в Сенат, «чтоб государевые рабы у подчиненных во услужении не были».
На допросах Салават не выдал никого из своих товарищей, ни на кого не наговаривал, пытаясь облегчить свою участь. После длительного следствия в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге и снова в Уфе по приговору от 15 июля 1775 года Салават Юлаев вместе с отцом Юлаем Азналиным был подвергнут наказанию кнутом и клеймению, как «тягчайшим государственным преступникам».
Каторга
Ты
далёко, отчизна моя! Я б вернулся в родные края, В кандалах я, башкиры! Мне пути заметают снега, Но весною растают снега, Я не умер, башкиры![6] |
2
октября 1775
года скованные
по рукам и ногам Салават Юлаев и его отец
на двух подводах под охраной были отправлены
на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик (ныне город Палдиски в Эстонии). Обоз с каторжниками миновал Мензелинск, Казань, Ни
Балтийский порт, он же Рогервик (ныне Палдиски) был основан Петром I. Однако, к тому времени, когда в Рогервике оказались участники башкирского восстания, крепость была практически заброшена. Там оставались только небольшой гарнизон и малое количество арестантов. Салават и Юлай встретили здесь своих соратников по борьбе: пугачевского полковника И. С. Аристова, полковника Канзафара Усаева и других. Здесь Салават Юлаев и его отец провели остаток своей жизни.
Последнее документальное упоминание о Салавате Юлаеве датируется 1800 годом. До этого времени он пробыл в неволе двадцать пять лет: «В Эстляндское губернское правление от находящегося при Балтийской инвалидной команды майора Дитмара. Находящиеся в моем ведении каторжные невольники 12-ти человек, которые и состоят благополучно. Против прежде поданной таковой же ведомости убыло: Сего месяца 26-го числа помре каторжный неволник Салават Юлаев, о чем сим донесть честь имею». Салават Юлаев умер 8 октября 1800 года, пробыв на каторге почти четверть века.
[править]Творчество
Я
гляжу на цепи гор
в нашем благостном
краю, И, вбирая их простор, Божью милость познаю. Песней небо раскололось, соловей поёт в долу, Как азан звенит твой голос, Богу вознося хвалу! Не зовёт ли на молитву верных мусульман? Провожает меня в битву мой Урал — родимый стан![7] |
Салават Юлаев был известен в народе и как поэт-импровизатор. Салават пел в своих песнях о родных уральских просторах, о народе и его древних обычаях, о священной вере предков. Соединение в нем таланта поэта и певца с воинской доблестью и даром полководца олицетворяло собой идеальный духовный облик башкирского народа. Любовь к песне, к коню и отвага воина во все времена составляли неразделимую суть башкирского воина. Идеал башкирского народа тех веков — воин-певец.
Песни и стихи Салавата Юлаева в подлинниках не сохранились, имеется лишь его личная подпись на Пугачевском манифесте, написанном на татарском языке. О Салавате Юлаеве, как башкирском поэте и борце за свободу своего народа, сохранилось много легенд, и трудно установить подлинность авторства песен, приписываемых Салавату, и грань, отделяющую их от устной башкирской народной поэзии.[8]
Поэзия Салавата Юлаева — одно из редких проявлений дореволюционной башкирской литературы. Память о Салавате, как герое и певце-импровизаторе, сохранилась среди башкир до настоящего времени; с его именем связано несколько песен, многие из них приписываются самому Салавату. Его стихи призывали народ к борьбе с угнетателями («Битва», «Стрела», «Юноше-воину»), воспевали красоту родного края («Родная страна», «Мой Урал», «Соловей»), любовь («Зюлейха»).
В настоящее время Салават Юлаев — национальный герой башкирского народа, является символом современногоБашкортостана. Его именем названы район, город, улицы, культурно-просветительские учреждения.
Именем Салавата Юлаева названы:
Салавату Юлаеву посвящены:
В Республике Башкортостан учреждены:
Памятники:
Другое: