Образно-стилистический анализ скульптуры Огюста Родена "Амур и Психея"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является образно-стилистический анализ данного произведения и выявление особенностей творчества этого скульптора.

Цель будет достигнута с помощью индивидуально поставленных задач:

1. Произвести описание скульптуры О. Родена «Амур и Психея» (1905).

2. Сделать образно-стилистический анализ, рассмотрев художественно-выразительные средства, которые использует скульптор.

3. Определить влияние эпохи на творчество автора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Инвентарная карточка скульптуры

О. Родена «Амур и Психея» (1905)………………………………………………5
Образно-стилистический анализ

скульптуры О. Родена «Амур и Психея» (1905)………………………………...7
Особенности творчества О. Родена на примере

скульптуры «Амур и Психея» (1905)…………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………...18

Список использованной литературы…………………………………………….20

Список иллюстраций……………………………………………………………...21

Иллюстрации………………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 1.52 Мб (Скачать)

      Роден нарочно подчёркивал то, что отражало душевное состояние,  которое он стремился воплотить.  Он вдохнул в скульптуру жизнь.  Его скульптуры стали испытывать какие-то чувства и эмоции. Он умел видеть. Единственным правилом Родена была искренность. Манерой скульптора, заботящегося сохранить простую линию и ярко выраженную оригинальность, является основой всякого искусства: не в деталях, но в целом проявляется лицо художника24.

     Большое внимание Роден уделял  движению. Он всегда пытался передать внутренние чувства через активность мускулов. В движении заключается жизнь. А искусство не существует вне жизни. Благодаря движению мы распознаём то, что было, и угадываем то, что будет. В искусстве скульптуры иллюзия жизни достигается благодаря хорошей лепке и движению.    

   Само по себе движение в скульптуре — не новшество. Обновился лишь его характер, к которому свет притягивается особым свойством этих поверхностей, чьи скаты и уклоны столь изменчивы и многообразны, что тут свет медленно стекает, а там рушится — то мелкий, то глубокий, то зеркальный, то матовый. Прикоснувшись к одной из таких вещей, свет избавляется от своей неприкаянности; ему теперь не до произвольных поворотов; светом овладеет вещь и располагает им по собственному усмотрению.

     Это присвоение и усвоение  света, как следствие совершенно  отчетливой, определенной поверхности,  Роден вновь признал существеннейшим  свойством пластики. Античность и готика, каждая на свой лад, искали решения этой пластической задачи, и он окунулся в древнейшие традиции, превратив завоевание света в этап своего развития. Подчинением света началось другое великое завоевание, подарившее его вещам облик, своеобразное величие, независимое ни от каких изменений. Имеется в виду покорение пространства25.

     Роден был сторонником импрессионизма, которые новыми путями пытались  изобразить действительность. Его  творчество противоречило академизму. Он творил наперекор классической школе, он не приукрашал действительность, как это было в Академии. Он не поддавался вкусам эпохи.

     Особенностями творчества Родена  является техника исполнения скульптур. Он умел передавать живую пластику в разных материалах. В  скульптуре «Амур и Психея» (1905) можем увидеть сквозь мрамор мягкую плоть и теплоту тела. Они выглядят как живые, что и собирался передать мастер.

     Скульптура «Амур и Психея»  (1905) наиболее полно раскрывает  особенности творчества Родена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Его искусство не терпит покоя...

Анатоль Франс

     Значительность произведений Родена несомненна и важность его творчества для развития новой европейской скульптуры. Отношение Родена к великому художественному наследию, которое всегда сохраняло для него огромную ценность, не имеет ничего общего с тем, как относились к традиции представители академического французского искусства того времени. Они считали себя подлинными хранителями высоких заветов прошлого, но на самом деле превратили их в мёртвую догму. Борясь с официальной рутиной Роден в своём «Завещании» обращался к молодым скульпторам и предостерегал их от слепого следования какому-либо мастеру. Он призывал распознавать в традициях то «вечное и плодотворное», к чему звали все великие творцы: избегать лжи и «воплощать действительность»26.

     Роден – скульптор, сторонник экспрессивно-реалистической трактовки человеческой фигуры, энергичной живописной лепки. Он внёс особый вклад в развитие скульптуры. Его произведения составляют большую важность для всей истории искусств. Интерес Родена к психологической и эмоциональной жизни человека отличал его от импрессионистов. Однако он симпатизировал их бунтарству, а эскизность, намеренная неоконченность произведений, созданных после середины 1880-х годов, позволяют говорить о нем как об одном из первых мастеров, применивших импрессионистическую технику в скульптуре.

    Роден придавал большую подвижность и одухотворенность скульптурной форме при помощи сильной пластической моделировки и драматической светотени. В своих работах ему удалось передать связь между внутренним миром человека и его внешним обликом; этот аспект роденовской пластики оказался очень важным для формирования творческой концепции произведений Джейкоба Эпстейна, созданных в 1930-е годы. Яркие драматические жесты статуй Родена использовал в своей скульптуре Жак Липшиц.

      Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре. «Он обрел жесты первобытных богов, красоту и гибкость животных, угар древних плясок, телодвижения забытых ритуалов в странном сочетании с новыми жестами, возникшими за долгое время, пока искусство в слепоте своей отворачивалось от них, невосприимчивое к этим откровениям»27. Стремясь достигнуть движения в скульптуре, он руководствовался в большой мере инстинктом.

      «Истинный художник выражает то, что думает, не страшась противодействия вековых предрассудков» - говорил сам Роден28.

     В каждой его статуе есть  устремлённость духа к мечте  вопреки тяжеловесной и вялой  плоти.

     Художник, представляя придуманную им вселенную, формулирует свою собственную мечту, а в образах природы воспевает свою душу. Таким образом, он обогащает душу человечества. Сообщая материальному миру оттенки своего внутреннего мира, он пробуждает в восхищённых современниках тысячи нюансов чувства, открывает им их собственные, дотоле неведомые богатства, новые причины, заставляющие их любить жизнь, новые светлые ориентиры29.

     На мой взгляд «Амур и Психея»  (1905) наиболее наглядно показывает  особенности творчества великого  мастера. У Родена есть и другие варианты этого сюжета 1893 и 1898 годов, но они совсем по-другому взаимодействуют с пространством и создают другие образы. Наиболее драматично и полнее чувства переданы именно в барельефном варианте Амура и Психеи (1905).

     В скульптуре важна не оригинальность, а выражение жизни. Жизнь находит своё выражение в моделировании. Душа скульптуры – в самом произведении. Именно в этом и заключается сущность скульптуры30. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М.: Советский художник, 1979.

2. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция конец 19-начало 20 века. Ответственный редактор доктор искусствоведения А.В. Бартошевич. М.: Наука, 1987.

3. Ванслов В.В. Постижение искусства. М.: Знание, 2006. – 144 с.

4. Вейс Д.О. Роден. Нагим пришёл я. М., 1969.

5. Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры. М.: Искусство, 1964.

6. История искусств стран западной Европы от Возрождения до начала 20века, искусство 19 века, книга 1, Франция, Испания. Отв. Редактор тома Е.Ю. Золотова, редактор В.С. Волкова. С-Пб.: Дмитрий Буланин, 2003.

7. Искусство Франции 15-нач.20вв. Путеводитель по выставке. Под общей редакцией проф. М.И.Артамонова. М.: Искусство, 1957.

8. Калитина Н.Н. «Музеи Парижа». М.: Искусство, 1986.

9. Корн И. Огюст  Роден. Мастер скульптуры. Русская версия. Минск.: «Белфаксиздатгрупп», 1997.

10. Матвеева А. Роден. М.: Искусство, 1962. – 56 с., ил.

11. Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом. М.: Гелеос, 2008. – 368 с.

12. Мировая скульптура. Сост. И.Г. Мосин. – ООО «СЗКЭО Кристалл», 2003. – 96 с., ил.

13. Нере Ж. Роден. Скульптура и рисунок. М.: АРТ-РОДНИК, 2007.

14. Рильке Р.М. Проза. Письма: Пер. с нем. Худож. офор. Д. Капельникова.   Харьков:. Фолио; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 608 с.

15. Роден О. Беседы об искусстве. Пер. с фр. Л. Ефимова, Г. Соловьевой. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006. – 320 с.

16. Роден  О. Завещание. Пер. с фр. В.Г. Микушевича, Л.Н. Ефимова, Г.А. Соловьёвой, П. Росси. – СПб.: Азбука, 2002. – 624 с. + вклейка (64 с.).

17. Роден  О. Мысли об искусстве. Воспоминания современников. – М.: Республика, 2000. – 367 с.: ил.

18. Ромм А. Роден. М.: Искусство, 1946. – 43 с.

19. Терновец  Б.Н. Роден. Л.: 1936.

20. Чиликин А.М. Огюст Роден. М.: Изобразительное искусство, 1970. – 29 с.

21. Яворская Н. Огюст Роден. М.: Искусство, 1940. – 15 с.

22. Rodin. Sculptures. Oxford, Phaidon Press Limited Littlegate House, 1985.

Интернет-ресурсы

23. http://www.musee-rodin.fr/welcome.html

24. www.rodininternational.com

25. http://www.cantorfoundation.org/Rodin/Gallery/rvg84.html

26. http://www.augustrodin.artvibrations.com/augustrodin/index/index.html 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  иллюстраций

1. О. Роден «Амур и Психея» 1885. Бронза. Частная коллекция.

2. О.  Роден «Амур и Психея», 1905. Мрамор. Эрмитаж. Россия.

3. О. Роден «Амур и Психея» 1893. Мрамор. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

4. О.  Роден «Амур и Психея» 1898. Мрамор. Музей Виктории и Альберта, Франция.         

5. О.  Роден «Поцелуй» (деталь), 1901-1904. Мрамор. Частная коллекция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иллюстрации

 

1. «Амур и Психея» 1885. Бронза. Частная коллекция.

2. "Амур и Психея", 1905. Мрамор. Эрмитаж.

3. «Амур  и Психея» 1893. Мрамор. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

              

4. «Амур и Психея» 1898. Мрамор.                          5. "Поцелуй" (деталь), 1901-1904.Мрамор.

  Музей Виктории и Альберта, Великобритания.       Частная коллекция. 

Информация о работе Образно-стилистический анализ скульптуры Огюста Родена "Амур и Психея"