Образно-стилистический анализ скульптуры Огюста Родена "Амур и Психея"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является образно-стилистический анализ данного произведения и выявление особенностей творчества этого скульптора.

Цель будет достигнута с помощью индивидуально поставленных задач:

1. Произвести описание скульптуры О. Родена «Амур и Психея» (1905).

2. Сделать образно-стилистический анализ, рассмотрев художественно-выразительные средства, которые использует скульптор.

3. Определить влияние эпохи на творчество автора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Инвентарная карточка скульптуры

О. Родена «Амур и Психея» (1905)………………………………………………5
Образно-стилистический анализ

скульптуры О. Родена «Амур и Психея» (1905)………………………………...7
Особенности творчества О. Родена на примере

скульптуры «Амур и Психея» (1905)…………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………...18

Список использованной литературы…………………………………………….20

Список иллюстраций……………………………………………………………...21

Иллюстрации………………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 1.52 Мб (Скачать)
 
 
 
 
 

Факультет искусств

Кафедра искусствоведения 

Курсовая  работа

По  дисциплине описание и анализ памятников искусства

Огюст Роден «Амур и  Психея» (1905) 
 
 

  Выполнила студентка:

Dandelion 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2009 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3       

  1. Инвентарная карточка скульптуры

О. Родена «Амур и Психея» (1905)………………………………………………5                                                                                                                                

  1. Образно-стилистический анализ

скульптуры  О. Родена «Амур и Психея» (1905)………………………………...7

  1. Особенности творчества О. Родена на примере

скульптуры  «Амур и Психея» (1905)…………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………...18

Список использованной литературы…………………………………………….20

Список иллюстраций……………………………………………………………...21

Иллюстрации………………………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В этой работе речь пойдёт о замечательном ваятеле, внёсшим особый вклад в развитие скульптуры, о Родене, в частности о его чувственных и эротических скульптурах.

    Огюст Роден внес, свежую жизнеутверждающую струю в искусство пластики, раскрыл перед ней новые горизонты творческого развития. Его новаторские устремления видны с первых работ: «Человек со сломанным носом» (1864), «Бронзовый век» (1875-1876), «Идущий человек» (1877). Его скульптуры проникнуты глубоким содержанием, наполнены аллегорическими и символическими образами.

     Из глины, бронзы и мрамора гениальный скульптор Огюст Роден ваял образы страсти, страдания, любви, мужества, мысли. "Его словом было тело1", - говорили о нем современники.

     Величайшее из произведений Родена, «Врата Ада» (1880-1917), отвечает духовным исканиям эпохи, когда прежняя система моральных ценностей оказалась разрушенной. Интерес Родена к психологической и эмоциональной жизни человека отличал его от импрессионистов.

     Искусство Родена вдохнуло человеческое тепло и новые жизненные силы в скульптуру XIXв. В его работах движения человеческого тела становятся средством передачи безгранично широкого спектра эмоций, а естественные и свободные положения фигур, неизвестные скульптуре более раннего времени, отражают богатство внутренней жизни человека.

     Скульптор проявлял интерес к лирическим, интимным сюжетам. Его скульптура «Вечная весна» (1884) - одно из самых проникновенных произведений в мировом искусстве. Мастер не раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви, поцелуя.

     Объектом данной работы является скульптура «Амур и Психея» (1905). Эта композиция сплетения мужского и женского тел проникнута особой нежностью, чувственностью и страстью. "Когда я смотрю на два обнявшиеся тела, мне интересны не мужчина и женщина сами по себе, а та новая, третья субстанция, которая порождается этим взаимоотношением двоих и которая без их контакта возникнуть не может...2" – рассказывал Роден.

      Актуальность проблемы курсовой работы заключается в овладение знанием и в понимание того или иного вида искусства, обогащающее человека, доставляющее ему подлинную радость и самое главное заставляющее его ценить художественные произведения, хранить их как плоды вдохновенного творчества, как культурные ценности народа. «Искусство – это высочайшая миссия человека, работа мысли, ищущей понимания мира и делающей этот мир понятным»3, - говорил сам Роден. Скульптура как вид искусства имеет большую художественную и историческую ценность в эстетическом воспитании. В распоряжении ваятеля лишь один момент действия, но несущий на себе печать всего предшествующего и последующего. Пластическая выразительность скульптуры передает красоту движения и тела и способна оказывать сильное эмоциональное влияние на человека.

     Целью данной курсовой работы является образно-стилистический анализ данного произведения и выявление особенностей творчества этого скульптора.

     Цель будет достигнута с помощью индивидуально поставленных задач:

1.     Произвести описание скульптуры  О. Родена «Амур и Психея» (1905).

2. Сделать образно-стилистический анализ, рассмотрев художественно-выразительные средства, которые использует скульптор.

3.     Определить влияние эпохи на творчество автора.

      Занимаясь предметом данного исследования, автор столкнулся с весьма скудной информацией по данному произведению, поскольку об этой скульптуре нет никаких упоминаний.

     В биографическом романе Вейса «Нагим пришёл я»4 рассказывается о жизни Родена и о времени, в котором он творил. В альбоме Корн5 можно наглядно проследить этапы творчества Родена, а Рильке6 и Алпатов7 дают общую характеристику творчества. Остальная литература кратко показывает особенности творчества великого мастера.

     При анализе скульптуры помог труд В.В. Ермонской «Основы понимания скульптуры»8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Инвентарная карточка  скульптуры

    О. Родена «Амур и  Психея» (1905)

  1. Автор - Франсуа Огюст Рене Роден (1840-1917)
  2. Название – Амур и Психея
  3. Годы создания – 1905
  4. Материалы – Мрамор
  5. Техника – Резьба, свободное высекание из камня
  6. Размеры – 55 x 26 х 20 см
  7. Подписи – Rodin
  8. Надписи – отсутствуют
  9. Варианты –

    «Амур и Психея» 1885. Бронза. Частная коллекция;

    «Амур и Психея»  1893. Мрамор. Метрополитен-музей, Нью-Йорк;

     «Амур и Психея» 1898. Мрамор. Музей Виктории и Альберта,

     Великобритания, Лондон.

  1. Воспроизведение – (?)
  2. Выставки – Biennale, Венеция, 1901.
  3. Литература – (?)
  4. Коллекции, в которых ранее находилось произведение – дом Елисеевых в Петрограде до 1923.
  5. Инвентарный номер – (?)
  6. Местонахождение – Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
  7. Описание изображения:

     Горизонтальная скульптура небольших размеров с изображением мужского и женского обнажённых тел, сплетённых воедино и образующих замкнутую композицию.

    Сюжетом данного произведения  является миф о любви Амура и Психеи. Герои взяты из мифа древнеримского автора  Апулея (II век н.э.) из произведения «Метаморфозы» («Золотой осёл»). 

     В скульптуре изображены лежащие и обнявшие друг друга Амур и Психея. Они страстно прижаты друг к другу. Тело Амура прикрывает Психею, правая половина её тела нам совсем не видна. Так же скрыта малая левая часть тела Амура, на которой он лежит. Нога и рука Амура изображены поверх неё. Он  склоняется над ней и, кажется, что-то шепчет на ухо и целует её. Психея целует его в ответ в скрытую от нас часть шеи. Ноги Психеи зажаты между ног Амура.    

     Скульптура выполнена в белом мраморе, можем наблюдать плавные переходы светотени на гладко проработанных фигурах. Необработанный постамент играет важную роль, фигуры будто вырываются из первородной глыбы мрамора, создавая особый художественный образ.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Образно-стилистический анализ

скульптуры О. Родена «Амур и Психея» (1905)

  Скульптор должен в своих произведениях

выражать  состояние души.

Сократ9

     Находясь перед скульптурой «Амур и Психея», перед нами предстают ограниченным линейным силуэтом сплетённые воедино тела юноши и девушки. Через непрерывность силуэтных очертаний, создаются спокойно перетекающие объемы. Скульптор стремится к предельной лаконичности, суровому отбору и сохранению лишь тех совершенно необходимых деталей и частностей, без которых смысл произведения был бы неясен. Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока.

     Оригинальный вариант этого произведения  «Амур и Психея» (1885) был выполнен  в бронзе. Не исключено, что  поздний мраморный вариант выполнили  ученики Родена, среди которых  были видные скульпторы: Бурдель, Деспио и Помпон10. Они участвовали в выполнении заказов, переводили модели в мрамор.

     Эта работа относится к зрелому  периоду творчества Родена. Скульптор  занимался важным заказом всей  своей жизни, «Вратами ада» (1880-1917) навеянным «Божественной комедией» Данте. Возможно созданию «Амура и Психеи» содействовало сильное увлечение над этой работой. Своими обнажёнными телами «Врат ада» он хотел показать первозданные пороки человечества. Делая множество работ с изображением мужчины и женщины, Роден сформировал целый цикл работ, посвящённых любовным сюжетам.  

     Можно сделать вывод, что скульптурная  группа «Амур и Психея» должна  была находиться в общей композиции  «Врат ада» (1880-1917), но наполненная глубоким смыслом,  обретя самостоятельность, не вошла в проект.

     «Амур и Психея» – группа из двух фигур, показывающая аллегорию странствования человеческой души, стремящейся слиться с любовью. Весь этот миф изображает вечное стремление души человека ко всему возвышенному и красоте, дающей человеку высшее счастье и блаженство. Психея есть символ человеческой души, которая, по мнению греческих философов, до сошествия своего на землю живёт в тесном общении с добром и красотой. Наказанная за своё любопытство (низменный инстинкт), Психея бродит по земле, но в душе её не заглохли стремления к возвышенному, добру и красоте; она повсюду ищет их, исполняет всевозможные работы, проходит через целый ряд испытаний, которые очищают её душу; наконец, спускаясь в царство смерти, очищенная от зла, обретает бессмертие и вечно живёт среди богов. «То, что мы называем жизнью, есть в действительности смерть; наша душа начинает жить только тогда, когда освобождается от бренного тела; только сбросив эти тягостные оковы, обретает она бессмертие, и мы видим, что бессмертные боги посылают всегда смерть своим любимцам как высшую награду»11!

     Амур и Психея – вечный союз, они символизируют безумную любовь. В искусстве существует много произведений, изображающих этот поэтический миф.

     Для Родена тема влюблённой пары была неисчерпаемой. Она позволяла ему дать волю своему темпераменту и выразить малейшие нюансы нежности, чувственности и страсти. Скульптор как бы преодолевает безжизненность камня и создает из него полный жизни художественный образ.

     Интимные скульптуры принесли Родену славу «скульптора эротики». Они наполнены захватывающей экспрессивностью, с которой передано страстное чувство. В произведениях Родена видно увлечение импрессионизмом, получающее в пластике своеобразное преломление. Общий контур скульптуры перестает играть главную роль: тончайшей обработкой мрамора, мягкими переходами светотени достигаются в скульптуре чисто живописные эффекты. Фигуры Родена так и рвутся в открытое пространство, теряются в нём, тают, как воздушные облачка12.

Информация о работе Образно-стилистический анализ скульптуры Огюста Родена "Амур и Психея"