Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:21, контрольная работа
С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.
Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Каркасная система готической архитектуры. Система аркбутанов и контрфорсов………………………………………..………5
Глава 2. Художественный образ готического собора…………………..11
Список использованной литературы…………………………..………...14
Подобно тому, как в античности коринфской капителью были уничтожены последние следы тектоничности ордера, так и готическая капитель, украшенная натуралистически трактованными листьями, стала выражать не функцию опоры, а пластику «живой» растущей формы.
Новая конструкция окончательно освободила стену от нагрузки, и она превратилась в одно большое окно. Но не только цветные стекла, а и переплеты - «горбыли», и свинцовые перемычки «паечных» витражей имели принципиальное значение - своими узорами они окончательно снимали ощущение плоскости стены.
Итогом этих важных нововведений стал разительный контраст симметрии, тектоничности плоскости главного фасада и иного по характеру внутреннего пространства храма. Этот контраст производит поистине ошеломляющее впечатление. Ряды уносящихся ввысь пучков колонн, разноцветные лучи света из окон не дают возможности сориентироваться, понять логику конструкции, осознать масштабы. «Вольные каменщики» умело и последовательно уничтожали всякие следы конструктивности, тектоничности, ощущения замкнутости формы. Человеку, находящемуся в храме, должно казаться, что почва уходит у него из-под ног, пространство действительно непознаваемо, а сам он летит в бесконечные миры... Постоянно меняющееся состояние неба снаружи, мгновенно, через лучи света, струящиеся внутрь, создавало мистическое ощущение, что неф - «корабль» - действительно плывет...
Несмотря на своеобразие отдельных течений и региональных школ, готический стиль 1390—1430-х гг. стал общеевропейским.
Одной из важных особенностей готики является слияние архитектуры и скульптуры, создающее множественность таинственных пластических образов. Готический собор наполнен пластикой снаружи и внутри.
В больших кафедральных соборах насчитывают до двух тысяч скульптурных изображений! Статуи, рельефы, ажурные орнаменты снаружи и внутри собора ярко раскрашивались, глаза статуй инкрустировались свинцом. Следы раскраски сохранились в редких случаях. Можно представить, какое магическое впечатление производили расписанные статуи в сумраке собора. К ним тносились как к живым: фигурам святых поклонялись, а изображения адских сил и фантастических чудовищ наводили ужас. От этого возникали легенды об оживающих статуях, описанные позднее в эпоху Романтизма в популярных «готических романах».
Средневековое
искусство, в особенности готическое как
его наивысшее, классическое выражение
проникнуто чувственностью, экспрессией
и невероятной осязаемостью Мистерий.
Впечатлительность, бурные переживания,
страстное желание встречи с чудом приводили
к созданию художественных форм, отвечающих
готическому стилю. Особая роль в этом
принадлежала цвету. Вопреки расхожим
представлениям о «мрачном средневековье», готика ярка
и красочна. Полихромная роспись стен
и скульптур, цветные стекла витражей
в интерьерах кафедральных соборов дополнялись
пестрыми шпалерами, развешанными в аркадах
нефов, живыми цветами, блеском золота
церковной утвари, сиянием свечей и яркой
одеждой заполнявших собор горожан. Обычные
повседневные костюмы сочетали белый,
оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета
(они же повторялись в росписи деревянных
статуй в алтарных композициях). Синий
цвет считался символом верности; желтый
- особенно красивым, а зеленый означал
влюбленность - зеленое чаще носили женщины.
Часто говорят о том, что «цвет Готики
фиолетовый». Это цвет молитвы и мистических
устремлений души - соединение красного
цвета крови и синевы неба. В средневековых
витражах действительно преобладают красные,
синие и фиолетовые краски.
По яркости, экспрессивности и парадоксальности готику можно
сопоставить только с барокко. Возникнув
однажды в архитектуре из практической
потребности разрешения конструктивной
(нехудожественной) задачи – облегчения
сводов, в кратчайшее время, когда были
достигнуты пределы легкости строительной
конструкции, этот стиль вышел за границы
рациональности - в высоты духа. Готика
превратилась в мистический, иррациональный
стиль художественного символизма. Но,
потеряв конструктивную основу, готический
стиль постепенно исчерпал свои возможности.
Кризис «пламенеющей» и «интернациональной
готики», стилистических течений, казавшихся,
во всяком случае для Италии в XV в., архаичными,
стимулировал поиск новых идей и формообразующих
принципов. По контрасту - их увидели в
античности. Так Готика подготовила Ренессанс.
Однако на этом история готического стиля
не закончилась. Уже в первой трети XVI в.
в искусстве Италии наблюдался возврат
к готическим формам. Неоготики в Англии,
несколько позднее - во Франции; в начале
XIX в., в русле движения «национального
романтизма» — в Германии. В 1830-1850-х гг.
неоготический стиль сформировался в
России. Однако еще ранее, в 1666 г., архитектор
английского Классицизма К. Рен в плане
реконструкции Лондона предусматривал
строительство четырех церквей «в национальном
готическом стиле». Готические формы возрождались
в английском «викторианском стиле» второй
половины XIX в. Неоготика стала одним из
стилистических течений искусства периода
Модерна рубежа XIX-XX вв. Традиционный стиль
английского «готического дома» в Англии
и США называли «survival» (англ, «выживание»),
стиль Неоготики -«revival» (англ, «возобновление»).
Названия больших исторических стилей
имеют долгую жизнь, в течение которой
их содержание расширяется настолько,
что выходит за границы начального значения
термина. Это относится к таким понятиям,
как Классицизм, Романтизм, Барокко; справедливо
и в отношении Готики.
Список
использованной литературы