Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:21, контрольная работа
С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.
Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Каркасная система готической архитектуры. Система аркбутанов и контрфорсов………………………………………..………5
Глава 2. Художественный образ готического собора…………………..11
Список использованной литературы…………………………..………...14
Нервюрные своды представляли собой квадратные в плане ячейки. Они связывали между собой опоры пролётов нефа. Со временем сложилась т. н. связанная система — на каждый квадрат широкого главного нефа приходилось по два меньших, боковых. Эта система обеспечивала большую прочность и особый ритм внутреннего пространства храма[2].
Каркас простейшего нервюрного свода состоит из 4 арок по периметру квадрата — щековых арок, и 2 диагонально пересекающихся — ожив. При полуциркульном профиле щековые арки оказываются ниже диагональных, что заставляло выкладывать заполнение между ними сложной формы. С введением стрельчатой арки согласовывать высоту стало очень легко — щековые арки стали делать стрельчатыми (будто сложенными в щелыге — хребте свода), а оживы сохранили полуциркульную форму. Распалубки опираются на нервюры, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах. Эти распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные ребра.
Звездчатый свод — форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра — тьерсероны и лиерны. В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.
По мере развития стиля и технологии архитекторы стали вводить все больше дополнительных деталей. Так, иногда они устанавливали дополнительные нервюры, идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок — т.н. лиерны. Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающие лиерны посередине — тьерсероны. Кроме того, они иногда связывали основные нервюры между собой поперечными нервюрами, так называемыми контрлиернами.
Таким образом, количество нервюр увеличивалось от шести арок до 10, 12 и т.д.
В начальный период развития готической архитектуры пространство (квадрат или прямоугольник в плане), перекрытое одним крестовым сводом, представляет собой (так же как и в романской архитектуре) самостоятельную пространственную единицу. Поздняя готика отказывается от трактовки пространства как составного и постепенно приходит к пониманию его как единого целого. Этого удалось достигнуть путем усложнения крестового свода введением дополнительных ребер, которые дробили свод на более мелкие части.
Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.
Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.
Почти
всегда сооружали два яруса
Возможный пролет свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду с ратушами.
Техническим прорывом архитекторов готики явилось их открытие нового способа распределения нагрузки. (Любое свободностоящее здание испытывает два вида нагрузок: от собственного веса (включая перекрытия) и погодные (ветер, дождь, снег). Затем оно передает их вниз по стенам — к фундаменту, нейтрализуя затем в земле. Именно поэтому каменные здания строятся более основательно, чем деревянные, так как камень, будучи тяжелее древесины, подвергается большей угрозе обрушения в случае ошибки в расчетах). В романской архитектуре, отчасти являющейся наследницей древнеримской, несущими частями здания были все стены целиком. Если архитектор желал увеличить размер свода, то таким образом увеличивался и его вес, и стену приходилось утолщать, чтобы она могла выдержать вес такого свода.
Восточный
фасад собора
Парижской Богоматери.
Отчетливо видны «ножки»-аркбутаны, отходящие
от стен абсиды
Решающей
для развития готики стала догадка,
что вес и давление каменной кладки
могут концентрироваться в
Отличия в работе конструкций | |
Романика | Готика |
Нагрузку передают стены по всей длине собора | Нагрузку передают элементы каркасной конструкции, равномерно распределенные по периметру здания |
Колонны не имеют особенного значения | Колонны вместе с контрфорсами и аркбутанами — главные несущие элементы здания |
Толстые массивные стены, толщиной в несколько метров, несут нагрузку | Тонкие стены, возведенные между колоннами, являются ненесущими перегородками |
Небольшие объемы здания | Собор может иметь колоссальный размер |
Потолки не очень высокие | Своды очень высокие |
Окна небольшие, так как прорезают несущую стену и не должны уменьшать ее несущую способность | Окна могут занимать весь простенок между колоннами, вместо перегородки |
Все помещения разграничены между собой массивными стенами, простенками и колоннами | Помещения визуально объединены в одно целое благодаря тонкости опорных колонн |
Новаторство
технического решения состояло в
следующем: свод перестали опирать
на сплошные стены здания, массивный цилиндрический
свод заменили ажурным нервюрным крестовым (см.
ниже), давление этого свода передается
нервюрами и арками на столбы (колонны).
Возникающий таким образом боковой распор
воспринимается аркбутанами и контрфорсами.
Нервюрный
свод был значительно легче
Таким образом, конструкция сильно облегчается за счет перераспределения нагрузок. Прежде несущая, толстая стена превратилась в простую легкую «оболочку», чья толщина больше не влияла на несущую способность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, но зато «подпертый» по всему периметру надежными и элегантными «подпорками».
Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование стрельчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору — причем, чем выше и заостреннее арка, тем меньше она создает боковой распор на стены и опоры. Массивный свод заменился ребристым сводом, эти ребра—нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. Пространство между ними заполнялось простой запалубкой — легкой кладкой кирпича или камня.
Сокращение
сроков строительства
В
готических соборах можно найти
множество вариантов
Название[4] | Иллюстрация | Определение |
Крестовый свод(quadripartite rib vault) | Простейший вариант нервюрного свода, имеющий 6 арок и 4 поля запалубки | |
(sexpartite rib vault) | Усложненный вариант крестового свода, благодаря введению дополнительной нервюры, делящий свод на 6 запалубок | |
Звездчатый
свод, (lierne vault, Stellar vault) |
Следующая ступень усложнения, благодаря введению лиерн, число которых может увеличиваться. Расположение нервюр приобретает очертания звезды. | |
Веерный
свод (fan vault) |
Создается нервюрами, исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность, напоминающую веер. Типичен для Англии («распластанная готика»). | |
(netvault) | Нервюры
создают сетку рёбер с |
Глава
2. Художественный образ
готического собора
Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами — это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым. Так техническая необходимость привела к созданию новой конструкции, а та, в свою очередь, - оригинального художественного образа. Рождение готического стиля - пример художественного преображения утилитарности, конструкции в композицию. Он иллюстрирует главную закономерность процесса формообразования в искусстве. Формы архитектуры стали выражать не прочность и устойчивость, а христианскую идею устремленности ввысь, к небу - содержание, противоположное функциональному смыслу строительной конструкции. Эту таинственную метаморфозу можно ощутить, войдя в храм. Мы увидим ряды тонких пучков колонн, вершины которых теряются в дымке парящих над головой, или лучше сказать, под небесами, сводов, их тонкие ребра расходятся как загадочные цветы. Стены, кажется, исчезают в потоках света, льющихся из огромных окон с цветными стеклами. На самом же деле своды неимоверно тяжелы и давят огромным весом, опираясь на контрфорсы, вынесенные за пределы интерьера и потому невидимые для зрителя, находящегося внутри. Готические строители - архитекторы, аппараторы и «вольные каменщики» странствующих артелей - соревновались в том, кто выше поднимет своды собора - символ свободы и независимости средневекового города. Ребристые своды складывались из мелких клинообразных камней и со временем были настолько усовершенствованы, что становились упругими и легкими, в корне меняя представление о тяжести каменной конструкции.
Одной из главных особенностей готического стиля стала дематериализация формы. Физические свойства материала больше не определяли характер зрительного образа. «Зрительный вес» камня не соответствовал физическому. Тяжелый и твердый, он превращался в легчайшее кружево резьбы.
Архитектура
готического собора - символ бесконечности.
Его художественный образ, вопреки обыденным
представлениям, выражает не математический
расчет и рациональную конструкцию, а
иррациональную, мистическую тягу души
к неведомому, загадочному... И эта дерзкая
мечта реально, ощутимо воплощена в материальной,
осязаемой форме! Камень за камнем, все
выше и выше - метафизика духовного порыва,
дерзости и, одновременно, христианского
смирения, соединения мечты и реальности.
Художественный секрет готической архитектуры
состоит в том, что ее архитектоника («зрительная
конструкция») не совпадает с действительной.
Если последняя действует на сжатие, то
зрительный образ выражает идею Вознесения,
устремленности души к небу, слиянию с
Богом. Именно это несоответствие постепенно
усиливалось в развитии готического стиля.
Нервюры становились декоративной игрой
узоров свода, из камня выкладывались
якобы конструктивные элементы, не несущие
физической нагрузки, в точках пересечения
нервюр наподобие фантастических каменных
цветов распускались крестоцветы, башенки
- фиалы - появлялись в самых неожиданных
местах.
Происходило перевоплощение конструктивных
элементов. В готике, как позднее в стиле
барокко, «преодоление тяжести тела и
души» стало главной художественной заботой.
Античные и классицистические формы с
их уравновешенностью горизонтального
и вертикального направлений для этой
цели не подходили. В искусстве готики «тело»
- только символ «мирочувствования в пространстве»,
носитель «невещественной протяженности»,
идеи бесконечности. Эта новая по тем временам
художественная идея проявилась яснее,
отчетливее, чем, к примеру, в искусстве
Византии. Отсюда вертикаль как доминанта
архитектурной композиции. Готический
собор только вырастает из земли, но живет
в небе. Более того, из замкнутой тектонической
архитектура храма превращается в пластическую
и пространственную композицию.
Готическая архитектура - не столько организация
объемов, сколько одухотворение пространства
— внутреннего и внешнего. Можно даже
сказать, что готический стиль не оформляет
пространство, а превращает все вокруг
себя - отдельные формы, земную твердь
и даже небо - в образно-значительное целое.
Вокруг готического храма и свет, и небо
становятся иными. Понятно, что решение
столь грандиозной задачи не под силу
одному поколению.