Николай Лысенко основоположник национальной украинской музыкальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:16, реферат

Описание работы

Украинская музыкальная культура берёт своё начало у древних восточных славян. Она формировалась на протяжении столетий начиная с 14 в. Основой её стал самобытный песенный фольклор украинского народа, в котором нашли отражение его история, национально-освободительная борьба. Народная музыка развивалась как искусство одноголосного, а также многоголосно-подголосочного и гармонического склада в вокальной, вокально-инструментальной и инструментальных формах.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

      С 1892 по 1902 годы Николай Лысенко четыре раза устраивал гастрольные концерты по Украине, так называемые «хоровые путешествия», в которых исполнялись преимущественно его собственные хоровые произведения на тексты Шевченко и обработки украинских песен. В 1892 году выходит искусствоведческое изыскание Лысенко «О торбане и музыке песен Видорта», а в 1894 — «Народные музыкальные инструменты на Украине».

      В 1905 году Н. Лысенко совместно с  А. Кошицем организовал хоровое  общество «Боян», с которым устраивал  хоровые концерты украинской, славянской и западноевропейской музыки. Дирижёрами концертов были он сам и А. Кошиц. Однако из-за неблагоприятных политических условий и отсутствия материальной базы, общество распалось, просуществовав немногим более года. В начале XX века Лысенко пишет музыку к драматическим спектаклям «Последняя ночь» (1903) и «Гетман Дорошенко». В 1905 году им было написано произведение «Эй, за наш родной край». В 1908 году был написан хор «Тишайший вечер» на слова В. Самойленко, в 1912 году — опера «Ноктюрн», создаются лирические романсы на тексты Леси Украинки, Днипровой Чайки, А. Олеся. В последние годы жизни Николай Витальевич пишет ряд произведений из области духовной музыки, продолживших, основанный им ещё в конце XIX века «Херувимской» цикл: «Пречистая Дева, мать русского края» (1909), «Камо пойду от лица Твоего, Господи» (1909), «Дева днесь Пресущественного раждает», «Крестным древом»; в 1910 году на текст Т. Шевченко был написан «Давидов псалом».

      Имя Н. В. Лысенко носят улицы в  Киеве и Львове, Львовская национальная музыкальная академия, Харьковский  государственный академический  театр оперы и балета (с 1944 года) и Полтавское музыкальное училище.

      В 1962 году струнному квартету Киевской государственной филармонии было присвоено  имя Н. В. Лысенко. В том же году был учреждён музыкальный конкурс  имени Николая Лысенко, имевший  до 1992 года статус национального, а с 1992 года ставший международным.

      29 декабря 1965 года рядом с Национальной  оперой Украины на Театральной  площади был открыт памятник  Н. В. Лысенко. Скульптор А.  А. Ковалёв, архитектор В. Г.  Гнездилов.

      Памятник  установлен на родине композитора, в селе Гриньки.

      В 1986 году на киностудии имени А. Довженко режиссёром Т. Левчуком был снят историко-биографический фильм «И в звуках память отзовётся…», показывающий страницы из жизни Николая  Витальевича Лысенко. Роль композитора  в фильме исполнил Ф. Н. Стригун.

      В киевской квартире Н. В. Лысенко по улице  Саксаганского, 95, открыт мемориальный музей.

      В 1992 году Почта Украины выпустила  почтовую марку и художественный маркированный конверт с оригинальной маркой, посвящённые 150-летию со дня  рождения Н. В. Лысенко.

      В 2002 году к 160-летию со дня рождения композитора Национальный Банк Украины  выпустил юбилейную монету номиналом 2 гривны. На аверсе монеты изображен  нотный отрывок из композиции «Молитва за Украину» (1885), на реверсе — портрет  Н. Лысенко.

      2 гривны 2002 с портретом Лысенко  и его нотами  
 

      Украина (1992): почтовая марка из ХМК, посвящённая 150-летию со дня рождения Лысенко.

      Украина (1992): почтовая марка, посвящённая 150-летию  со дня рождения Лысенко  (Михель #73)

      Основные  произведения

      Оперы

      «Рождественская ночь» (1872, 2-я редакция 1874, 3-я редакция 1883)

      «Утопленница» (1885)

      «Наталка  Полтавка» (1889)

      «Тарас  Бульба» (1890)

      «Сапфо» (1896)

      «Энеида» (1911)

      «Ноктюрн» (1912)

      Детские оперы

      «Коза-Дереза» (1888)

      «Пан  Коцкий» (1891)

      «Зима и Весна, или Снежная Королева» (1892)

      Оперетты

      «Черноморцы» (1872)

      Произведения  на слова Т. Шевченко

      цикл  «Музыка к Кобзарю» (1868—1901), включающий более 80-ти разнообразных вокальных  жанров от песен до развёрнутых музыкально-драматических  сцен.

      Музыковедческие работы

      «Характеристика музыкальных особенностей малорусских  дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем» (1873)

      «О  торбане и музыке песен Видорта» (1892)

      «Народные музыкальные инструменты на Украине» (1894) 
 

      Заключение

     Развитие  украинской культуры шло в тесной взаимосвязи под влиянием культурных ценностей 3ападной Европы эпохи Возрождения и развития русской и белорусской национальных культур. На развитие украинской музыки большое влияние оказывали творчество русских композиторов-классиков, связи украинских музыкантов с выдающимися деятелями русской музыки: П.И. Чайковским, А.К. Глазуновым, Н.А. Римским-Корсаковым, Ф.И. Шаляпиным, Л.В. Собиновым.

     Высокого  расцвета достигла украинская музыкальная  культура во всех областях творчества и исполнительства. Организованы новые музыкальные учреждения — театры, хоровые и оркестровые коллективы, инструментальные и вокальные ансамбли, учебные заведения.

      Николай Лысенко-с его именем связана  эпоха становления украинской национальной культуры.

        Наивысшей наградой Николая Лысенко является не просто дань памяти и почет потомков, а то, что именно ему суждено было стать автором двух национальных гимнов, которые утверждают духовное величие человека и народа.

      Первый  из них «Вечный революционер» (1905) на стихотворение И. Франко, второй – «Детский гимн» на стихотворении О. Кониского (1885), всемирно-известная теперь «Молитва за Украину», которая с 1992 года утверждена официальным гимном Украинской православной церкви Киевского патриархата. 

 

       Список использованных источников

      1.Грінченко М. Історія української музики. — К.,1922; Нью-Йорк, 1961

      2.Білокопитов О. Композитори радянської України — Х.,1934

      3.Довженко В. Нариси з історії української радянської музики, в 2-х томах

      4.Архімович Л., Каришева Т., Шеффер Т., Шреєр-Ткаченко О. Нариси з історії української музики, в 2-х томах. — К., 1964

      5.Мала українська музична енциклопедія. Упорядник О.Залеський — Мюнхен, 1971

      6.Історія української музики в 6-ти томах під ред. М. М. Гордійчук і ін. Т.1 — К.1989; т.2,3 — К.,1990; т.4 — К.,1992; т.5 — К.,2004

      7.Шульгіна В.. Музична україніка: інформаційний і національно-освітній простір: Дис. д-ра мистецтвознавства: 17.00.01 / Національна музична академія України ім. П.І.Чайковського. — К., 2002

      8.Ольховський Андрій. Нарис історії української музики. — К.: Музична Україна, 2003.

      9.Муха Антон Композитори України та української діаспори. — К.: 2004. — ISBN 966-8259-08-4

Информация о работе Николай Лысенко основоположник национальной украинской музыкальной школы