Николай Лысенко основоположник национальной украинской музыкальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:16, реферат

Описание работы

Украинская музыкальная культура берёт своё начало у древних восточных славян. Она формировалась на протяжении столетий начиная с 14 в. Основой её стал самобытный песенный фольклор украинского народа, в котором нашли отражение его история, национально-освободительная борьба. Народная музыка развивалась как искусство одноголосного, а также многоголосно-подголосочного и гармонического склада в вокальной, вокально-инструментальной и инструментальных формах.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

      Введение

     Украинская  музыкальная культура берёт своё начало у древних восточных славян. Она формировалась на протяжении столетий начиная с 14 в. Основой её стал самобытный песенный фольклор украинского  народа, в котором нашли отражение  его история, национально-освободительная борьба. Народная музыка развивалась как искусство одноголосного, а также многоголосно-подголосочного и гармонического склада в вокальной, вокально-инструментальной и инструментальных формах. Богаты мелос и ритмика украинских песен. В центральных и юго-восточных районах развито многоголосное пение, близкое к русскому, белорусскому. В Западном Подолье и Карпатах песни, как правило, одноголосны, содержат много архаических черт, следы связей с польским, словацким, чешским, а также румынским, венгерским искусством. Многообразно интонационно-ладовое строение украинской музыки — от бесполутонового звукоряда до мажора и минора. Среди народных инструментов — скрипка, басоля (струнно-смычковые), кобза, бандура, торбан (струнно-щипковые), цимбалы (струнно-ударный), лира (струнно-клавишная), сопилка, трембита (духовые), варган (дрымба, язычково-щипковый), барабан, бубен, тулумбас (ударные). Богат жанровый состав украинской песни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.Музыкальная  культура Украины

      1.1.Становление национальной музыкальной культуры 

      Украи́нская му́зыка берёт начало со времён Киевской Руси и в своём развитии охватывает практически все типы музыкального искусства — народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Сегодня разнообразная украинская музыка звучит на Украине и далеко за её пределами, развивается в народной и профессиональной традициях, является предметом научных исследований.

      Музыкальность — одна из характерных черт украинского  народа,музыкальные традиции на территории современной Украины существуют с доисторических времён. Найденные киевскими археологами возле Чернигова музыкальные инструменты — трещотки из бивней мамонта датируют 18 тысячелетием до нашей эры. К тому же времени относят флейты, найденные на стоянке Молодово в Черновицкой области).

      На  фресках Софии Киевской (XI век) изображены музыканты, играющие на разных духовых, ударных и струнных (похожих на арфы и лютни) инструментах, а также  танцующие скоморохи. Эти фрески свидетельствуют о жанровом разнообразии музыкальной культуры Киевской Руси. К XII веку относятся летописные упоминания о певцах Бояне и Митусе.

      В целом, первобытная музыка имела  синкретический характер — песня, танец  и поэзия были слиты и чаще всего  сопровождали обряды, церемонии, трудовой процесс и т. д. В представлении людей музыка и музыкальные инструменты играли важную роль оберегов во время заклинаний и молитв. В музыке люди видели защиту от нечистой силы, от плохого сна, от сглаза. Также существовали специальные магические мелодии для обеспечения плодородности почвы и плодовитости скота.

      В первобытной игре начинали выделяться солисты и другие певцы; развиваясь, дифференциируются элементы музыкально выразителльного языка. Рецитация  на одном тоне ещё без точной размеренности  интервальных ходов (нисходящее глисандирующее движение первобытной мелодии в близких, чаще всего соседних, звуках) приводило к постепенному расширению звукового диапазона: закрепляются кварта и квинта как природные границы повышения и понижения голоса и как опорные для мелодии интервалы и их наполнение промежуточными (узкими) ходами.

      Этот  процесс, проходивший в древнейшее время, и был тем источником, из которого возникла народная музыкальная  культура. Он дал начало национальными  музыкальным системам и национальным особенностям музыкального языка.

      О практике народной песни, существовавшей в древнейшие времена на территории Украины, можно судить по старинным обрядовым песням. Многие из них отображают цельное мировоззрение первобытного человека и раскрывает его отношение к природе и к природным явлениям.

      Самобытный  национальный стиль полнее всего  представлен песнями центрального Приднепровья. Им свойственны мелодичная орнаментика, вокализация гласных, лады — эолийский, ионийский, дорийский (нередко хроматизованный), миксолидийский. Связи с белорусским и русским фольклором ярко прослеживаются в фольколоре Полесья.

      В Прикарпатье и в Карпатах развились  особенные песенные стили. Их определяют как гуцульский и лемковский диалекты. Гуцульский фольклор отличается арахаичными  чертами мелоса и манеры исполнения (интонации, приближённые к натуральному лад, нисходящие глиссандо в окончаниях фраз, пение с восклицаниями, импровизационная мелизматика, силабический речитатив). Гуцульским песням свойственен особый, гуцульский, лад, а также эолийский, ионийский и дорийский лады. Для лемковского диалекта характерны связи с польской, венгерской, словацкой песенными традициями, которые проявляются в остро пульсирующем синкопированном ритме, преобладанием мажора над минором, господстве силабического речитатива.

      По  своему значению в жизни народа, по тематике, сюжету и музыкальным особенностям украинская народная песня подразделяется на многие разнообразные жанры, которым присущи определённые признаки. В этом понимании наиболее типичными жанрами украинской песни являются:

      Календарно-обрядовые — веснянки, щедривки, гаивки, колядки, купальские, обжинкові и др.

      В том числе Семейно-обрядовые  и бытовые— свадебные, шуточные, танцевалные (в том числе коломийки), частушки, колыбельные, погребальные, причитания и др.

      Козак Мамай с бандурой — символ музыкальности украинского народа

      В XV—XVI веках исторические думы и песни  стали одним из самых ярких  явлений украинской народной музыки, своеобразным символом национальной истории  и культуры. Как отмечал арабский путешественник Павел Алеппский (мемуарист, сын Антиохиского патриараха, который в 1654 и 1656 годах побывал на Украине): Пение казаков тешит душу и исцеляет от тоски, потому что их напев приятен, идёт от сердца и исполняется словно из одних уст; они страстно любят нотное пение, нежные и сладкие мелодии. 

      Непосредственным  источником, из которого развились  думы, стала традиция исторических и величальных песен, которые  были очень распространены ещё в  княжеской Руси. В них обычно прославляли  князей, походы, другие исторические события. Так, ещё в XI веке пели Мстиславу, Ярославу и другим славословия. В летописях находится много указаний на музыкальное исполнение разных исторических повествований о походах «на греки и хазары», о «ссорах и драках князей» и др.

      Создателей  и исполнителей исторических песен и дум, псалмов, кантов называли кобзарями. Они играли кобзах или бандурах, которые стали элементом национального героико-патриотического эпоса, свободолюбивого характера и чистоты моральных помыслов народа.

      Огромное  внимание в думах обращалось на борьбу с турками и поляками. К «татарскому» циклу относятся такие известные думы, как «Про Самойла Кошку», «Про трёх братьев Азовских», «Про бурю на Чёрном море», «Про Марусю Богуславку» и другие. В «польском» цикле центральное место занимают события Народно-освободительной войны 1648—1654 годов, особое место занимают народые герои — Нечай, Кривонос, Хмельницкий. Позже появились новые циклы дум — о Северной войне, про Сечи и её разрушении, о работах на каналах, о гайдамаччине, о барщине и свободе.

      Уже в XIV—XVII и XVIII веках украинские музыканты прославились за пределами Украины. их имена можно найти в хрониках тех времён среди придворных музыкантов, в том числе, при дворе польских королей и российских императоров. Наиболее известные кобзари — Тимофей Белоградский (известный лютнист, XVIII в.), Андрей Шут (XIX в.), Остап Вересай (XIX ст.) и др.

      Народные  музыканты объединялись в братства: песенные цехи, которые имели свой устав и защищали их интересы. Особенно эти братства развились в XVII—XVIII ст., а существовали до самого начала XX века, вплоть до уничтожения их советской властьюИнструментальный фольклор и народные инструменты.

      Важное  место в украинской музыкальной  культуре занимает инструментальный фольклор. Музыкальный инструментарий Украины  и очень богат и разнообразен. Он включает широкий ряд духовых, струнных и ударных инструментов. Значительная часть украинских народных музыкальных инструментов происходит от инструментов времён Руси, другие инструменты (например, скрипка) принялись на украинской почве, позднее, хотя затем стали основой новых традиций и особенностей исполенения.

      Самые древние пласты украинского инструментального  фольклора связаны с календарными праздниками и обрядами, которые  сопровождались маршевой (марши для  шествий, поздравительные марши) и танцевальной музыкой (гопачки, козачки, коломийки, полечки, вальсы, голубки, арканы и т. д.) и песенно-инструментальной музыкой для слушания. Традиционные ансамбли чаще всего состояли из троек инструментов, например, скрипки, сопели и бубна (т. наз. тройственная музыка). Исполнение музыки также предусматривает определённую импровизацию.

      Самобытный  музыкальный инструментарий присутствует в пастушеских наигрываниях, где, как правило, используются инструменты, изготовленные самими музыкантами: сопель, флояра, дводенцивка, тилинка, цугфлейта, рог, трембита, кора, луска, кувицы (свирель), дуда, свистунцы, варган и др.

      Во  время молитв в бытовых условиях (в доме, на улице, возле церкви) для  аккомпанемента к кантам и псалмам  часто использовали лиру, кобзу и  бандуру.

      Во  времена Запорожской Сечи в оркестрах  Войска Запорожского звучали литавры, барабаны, казацкие и трубы, причём литавры были среди клейнодов  Запорожской Сечи, то есть были в  числе символов казацкой государственности.

      Инструментальная  музыка стала также неотъемлемой частью городской культуры. Кроме общенациональных инструментов, таких как скрипки и бандуры, городская культура представлена такими инструментами, как столоподобные гусли, цитру, торбан. Под их аккомпанемент пели величальные песни, городские песни и романсы, религиозные песнопения.

      В XX веке к теме украинского фольклора  обращались многие профессиональные и  любительские коллективы Украины, также  создавались ансамбли в эмигрантских кругах зарубежных стран. Характерной  стала особенность представления фольклорных традиций в формах академического музицирования.

      Так, в начале XX века украинский ансамбль этнической музыки во главе с Павлом Гуменюком из Филадельфии получил  популярность в США. Украинские традиции сохранились в творчестве таких  украинско-американских музыкантов из Нью-Йорка, Кливленда, Детройта, як Зиновий Штокалко, Григорий Китастый, Юлиан Китастый, Виктор Мишалов и др.

      В УССР также было создано много  коллективов, которые специализировались на обработках украинских народных песен  и танцев, а также на произведениях украинских композиторов в подобном стиле: оркестры народных инструментов Украины, ансамбли песни и танца, народные хоры и т. д. Так, в 1922 году был организован Первый оркестр украинских народных инструментов, в1939 — Гуцульский ансамбль песни и танца, в 1943 — Народный хор им. Верёвки, в 1951 — Ансамбль танца Украины.

      Украинская  народная песня легла в основу произведений многих украинских композиторов. Наиболее известные обработки украинских песен принадлежат Н. Лысенко  и Н. Леонтовичу, значительный вклад в исследование и собирание народного творчества внесли отечественные фольклористы — Филарет Колесса и Климент Квитка.

      С 1980-х гг. наблюдается повышение  интереса к аутентичным формам народного  музицирования. Первопроходцами этого направления считается основанная в 1979 год группа Древо, возглавляемая профессором Киевской консерватории Е. Ефремовым. В 2000-ных годах на Украине возникли такие фестивали этнической музыки, как Страна мечты и Шешоры, где народная музыка звучит как в аутентичном исполнении, так и в разнообразных обработках рок- или поп-направлений. Среди современных групп аутентичного пения следует назвать группы «Божычи», «Володар», «Буття». Этнические мотивы используются группами «Рушнычок», «Лисопылка», «Вопли Видоплясова», «Мандры», «Гайдамакы», «Очэрэтяный Кит», оригинальное наслоение элементов предлагает группа «ДахаБраха».

      О профессиональном музыкальном искусстве  восточнославянских племён существуют известия со времён Руси. С принятием  христианства в конце X века на территории современной Украины появилось церковное пение, которое формировалось под влиянием византийской и славянской народной музыки. В XII—XVII веках в православных церквях распространился одноголосный «знаменный распев», который значительно повлиял также на творчество композиторов последующих эпох.

Информация о работе Николай Лысенко основоположник национальной украинской музыкальной школы