Николай Лысенко основоположник национальной украинской музыкальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:16, реферат

Описание работы

Украинская музыкальная культура берёт своё начало у древних восточных славян. Она формировалась на протяжении столетий начиная с 14 в. Основой её стал самобытный песенный фольклор украинского народа, в котором нашли отражение его история, национально-освободительная борьба. Народная музыка развивалась как искусство одноголосного, а также многоголосно-подголосочного и гармонического склада в вокальной, вокально-инструментальной и инструментальных формах.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

2.Николай  Лысенко основоположник национальной украинской музыкальной школы

      2.1.Николай  Лысенко-история   жизни  и творчества 

      Николай Лысенко - композитор, ученый-фольклорист, исполнитель, дирижер, общественный деятель, посвятивший всю свою жизнь служению национальной культуре, основоположник украинской композиторской школы  родился 22 марта 1842 года в деревне Гриньки  Полтавской губернии.

      Николай Лысенко был родом из старинного казацкого старшинского рода Лысенко. Отец Николая, Виталий Романович, был полковником Орденского кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происходила из полтавского помещичьего рода Луценко. Домашним обучением Николая занимались мать и известный поэт А. А. Фет. Мать учила сына французскому языку, изысканным манерам и танцам, Афанасий Фет — русскому языку. В пять лет, заметив музыкальное дарование мальчика, для него пригласили учительницу музыки. С раннего детства Николай увлекался поэзией Тараса Шевченко и украинскими народными песнями, любовь к которым ему привили двоюродные дед и бабушка — Николай и Мария Булюбаши. По окончании домашнего воспитания, для подготовки к гимназии Николай переехал в Киев, где учился сначала в пансионе Вейля, затем — в пансионе Гедуэна.

      Родители  Николая были зажиточные люди и очень пестовали ребенка. Маленький Коля Лысенко ходил, одетый в бархат и кружево, был очень капризным и своевольным ребенком и не хотел никого слушать.

      Жизнь украинского народа, его самобытное искусство были почвой, взрастившей  талант Лысенко. Его детство прошло на Полтавщине: игра бродячих ансамблей, полковой оркестр, домашние музыкальные вечера, а больше всего - народные песни, танцы, обрядовые игры, в которых мальчик с великим восторгом участвовал.

      «Весь тот богатый материал не пропал даром, - пишет Лысенко в автобиографии, - будто капля по капле целебной и живой воды западала в молодую душу. Пришло свое время для работы, уже осталось перевести тот материал в ноты, а он уже был не чужой, с детства душою воспринятый».

      Украинская  литература, дружба с М. Коцюбинским, Л. Украинкой, И. Франко явились сильным художественным импульсом для Лысенко.

      Именно  через украинскую поэзию входит в  его творчество тема социального  протеста, определившая идейное содержание многих его произведений. Хор "Заповiт" на стихи Шевченко, песня-гимн "Вечный революционер" на стихи Франко, а также опера "Энеида" были  злейшей сатирой на самодержавие.

      Композитор  вел огромную работу по собиранию, изучению и пропаганде украинского фольклора, видя в нем неисчерпаемый источник вдохновения и мастерства. Он создал свыше шестисот обработок народных мелодий,  написал несколько научных работ.

      Однако  Лысенко всегда в равной мере интересовал  фольклор и  других народов. Он записывал, обрабатывал, исполнял не только украинские, но и польские, сербские, моравские, чешские, русские песни. Лысенко явился первым интерпретатором в украинской музыке поэзии Г. Гейне, А. Мицкевича.

      Знания  Лысенко начал получать дома, мать его учила французскому языку, изысканным манерам и танцам, Афанасий Фет  преподавал русский язык, а специально приглашенная учительница – музыке. Для подготовки к гимназии учился в Киеве в  пансионах Вейля и Гедуэна.

      В 1859 году в  Харькове окончил 2-ю гимназию, получив серебряную медаль. Параллельно  учебе в гимназии Лысенко берет частные уроки по музыке у Н.Д. Дмитриева.

      В 1864 году окончил физико-математическом факультет Киевского университета,  в 1865 году Лысенко получил уже  степень кандидата естественных наук.

      В 1867-69 годах Лысенко учился в Лейпцигской  консерватории, где его  учителями были К. Рейнеке, И. Мошелес, Э. Венцель, по композиции — Э. Ф. Рихтер, по теории — Паперитц. Лейпцигскую консерваторию Николай Лысенко закончил блестящим исполнением 4-го концерта Бетховена для фортепиано с оркестром, о чем с уважением писали немецкие журналы.

      Именно  там Николай Витальевич понял, что  важнее собирать, развивать и создавать  украинскую музыку, чем копировать западных классиков.  Тогда же  он издает 2 сборника украинских народных песен и приступает к работе над  грандиозным  (83 вокальных сочинения) циклом "Музыка к "Кобзарю"" Т. Г.  Шевченко.

      В 1874-76 годах композитор занимался  в Петербурге у Н. Римского-Корсакова, встречался с членами «Могучей кучки», много времени и сил отдавал  работе в Музыкальном отделе Соляного городка на промышленной  выставке. Там устраивались концерты, и там же  бесплатно руководил любительским хором.

      Опыт  русских композиторов, усвоенный  Лысенко, оказался весьма плодотворным. Он позволил на новом, более высоком  профессиональном уровне осуществлять органичное слияние национальных и общеевропейских стилевых закономерностей.

      "Учиться  музыке на великих образцах  русского искусства никогда не  откажусь", - писал Лысенко Ивану  Франко в 1885 году.

      В творчестве Лысенко преобладают  вокальные жанры: опера, хоровые  сочинения, песни, романсы, хотя он является также автором симфонии, ряда камерных и фортепианных произведений.

      Но  именно в вокальной музыке национальная самобытность и авторская индивидуальность раскрылись наиболее ярко, а оперы  Лысенко (всего их 10, не считая юношеских) ознаменовали собой рождение украинского классического музыкального театра.

      Вершинами оперного творчества стали лирико-бытовая  комическая опера "Наталка-Полтавка" (1889) и народная музыкальная драма "Тарас Бульба" (1890). Несмотря на активную поддержку русских музыкантов, особенно П. Чайковского, последняя опера при жизни композитора поставлена не была, и слушатели познакомились с нею только в 1924 году.

      Многогранна общественная деятельность Лысенко. Он первым организовал на Украине любительские хоровые коллективы, ездил с концертами по городам и селам.

      При активном участии Лысенко в 1904 году в Киеве была открыта музыкально-драматическая  школа. В школе Николай Витальевич преподавал фортепиано. И школа, и  Н. Лысенко как её директор находились под постоянным надзором полиции. В феврале 1907 года Николая Витальевича арестовали, но уже на следующее утро отпустили.

      С 1918 года заработал музыкально-драматический  институт его имени.  В нем, в  свое время, получил образование  старейший украинский композитор Л. Ревуцкий.  В 1905 году Лысенко организовал общество "Баян", спустя 2 года - Украинский клуб с музыкальными вечерами.

      Отстаивать  право украинского профессионального  искусства на национальную самобытность приходилось в сложных условиях царского правительства, направленного на дискриминацию национальных культур. "Никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может", - гласил циркуляр 1863 года.

      Имя Лысенко подвергалось травле в реакционной  прессе, но чем активнее становились  нападки, тем большую поддержку встречали начинания композитора со стороны русской музыкальной общественности.

      Неутомимая  подвижническая деятельность Лысенко  получила высокую оценку и у его  соотечественников. 25-ти и 35ти-летние юбилеи творческой и общественной деятельности Лысенко превратились в большой праздник национальной культуры. "Народ понял величие его работы", - говорил  Максим Горький.

      Могила Николая Лысенко на Байковом кладбище в Киеве.

      Умер 24 октября 1912 года в Киеве внезапно от сердечного приступа. Проститься с композитором пришли тысячи людей, прибывшие со всех регионов Украины. Отпевали Лысенко во Владимирском соборе. Хор, шедший впереди траурной процессии, составлял 1200 человек, пение его было слышно даже в центре Киева.

      Откровенной многотысячной политической демонстрацией стали похороны отца украинской музыки. Украинская молодежь в первый раз стала тогда на защиту национальной святыни, окружив жалобный поход и не давая полиции осуществлять аресты.

      Однако  наивысшей наградой Николая Лысенко  является не просто дань памяти и почет потомков, а то, что именно ему суждено было стать автором двух национальных гимнов, которые утверждают духовное величие человека и народа.

      Первый  из них «Вечный революционер» (1905) на стихотворение И. Франко, второй – «Детский гимн» на стихотворении О. Кониского (1885), всемирно-известная теперь «Молитва за Украину», которая с 1992 года утверждена официальным гимном Украинской православной церкви Киевского патриархата. 

      2.2.Творческое наследие и основные произведения Н.В.Лысенко

      Во  время обучения в Киевском университете, стремясь приобрести как можно больше музыкальных знаний, Николай Лысенко  изучал оперы А. Даргомыжского, Глинки, А. Н. Серова, знакомился с музыкой  Вагнера и Шумана. Именно с этого  времени он начинает сбор и гармонизацию украинских народных песен, так, например, он записал свадебный обряд (с текстом и музыкой) в Переяславском уезде. Кроме того, Н. Лысенко являлся организатором и руководителем студенческих хоров, с которыми выступал публично.

      Во  время обучения в Лейпцигской консерватории в октябре 1868 года Н. В. Лысенко издал «Сборник украинских песен для голоса с фортепиано» — первый выпуск своих обработок из сорока украинских народных песен, которые помимо практического назначения, имеют большую научно-этнографическую ценность. В том же 1868 году он написал своё первое значительное произведение — «Завет» на слова Т. Шевченко, к годовщине со дня смерти поэта. Это произведение открыло цикл «Музыка к Кобзарю», который включал более 80-ти вокально-инструментальных произведений разных жанров, изданных семью сериями, последняя из которых вышла в 1901 году.

      Н. В. Лысенко находился в центре музыкальной и национально-культурной жизни Киева. Входя в 1872—1873 годах  в состав дирекции Русского музыкального общества, принимал активное участие в его концертах, проводимых по всей Украине; руководил хором из 50-ти певцов, организованным в 1872 году при «Филармоническом обществе любителей музыки и пения»; принимал участие в «Кружке любителей музыки и пения», «Кружке любителей музыки» Я. Спиглазова. В 1872 году кружок, руководимый Н. Лысенко и М. Старицким, добился разрешения на публичные постановки пьес на украинском языке. В том же году Лысенко написал оперетты «Черноморцы» и «Рождественская ночь» (позднее переработанная в оперу), прочно вошедшие в театральный репертуар, став основой украинского национального оперного искусства. В 1873 году была издана первая музыковедческая работа Н. Лысенко об украинском музыкальном фольклоре «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем». В этот же период Николай Витальевич пишет много фортепианных произведений, а также симфоническую фантазию на украинские народные темы «Казак-Шумка».

      В петербургский период Н. Лысенко  принимал участие в концертах Русского географического общества, руководил хоровыми курсами. Совместно с В. Н. Пасхаловым Николай Витальевич устраивал концерты хоровой музыки в «Соляном городке», в программу которых входили украинские, русские, польские, сербские песни и произведения самого Лысенко. У него завязываются дружеские отношения с композиторами «Могучей кучки». В Петербурге им была написана первая рапсодия на украинские темы, первый и второй концертные полонезы, соната для фортепиано. Там же Лысенко начал работу над оперой «Маруся Богуславка» (неокончена) и сделал вторую редакцию оперы «Рождественская ночь». В Петербурге вышел его сборник девичьих и детских песен и танцев «Молодощи» («Молодые годы»).

      Возвратясь  в 1876 году в Киев, Николай Лысенко  развернул активную исполнительскую деятельность. Он устраивал ежегодные «Славянские концерты», выступал как пианист в концертах Киевского отделения Российского музыкального общества, на вечерах Литературно-артистичного общества, членом правления которого он был, в ежемесячных народных концертах в зале Народной аудитории. Организовывал ежегодные шевченковские концерты. Из семинаристов и студентов, знакомых с нотной грамотой, Николай Витальевич заново организует хоры, в которых получили начала художественного образования К. Стеценко, П. Демуцкий, Л. Ревуцкий, О. Лысенко и другие. Денежный сбор от концертов шёл на общественные нужды, например, в пользу 183 студентов Киевского университета, отданных в солдаты за участие в антиправительственной демонстрации 1901 года. В это время им были написаны почти все его произведения для фортепиано крупной формы, в том числе вторая рапсодия, третий полонез, ноктюрн до-диез минор. В 1880 году Н. Лысенко начинает работу над самым значительным своим произведением — оперой «Тарас Бульба» по одноимённой повести Н. Гоголя на либретто М. Старицкого, которую завершит лишь спустя десять лет. В 1880-е годы Лысенко пишет такие произведения как «Утопленница» — лирико-фантастическая опера по «Майской ночи» Н. Гоголя на либретто М. Старицкого; «Радуйся, ниво неполитая» — кантата на стихи Т. Шевченко; третью редакцию «Рождественской ночи» (1883). В 1889 году Николай Витальевич совершенствует и оркеструет музыку к оперетте «Наталка Полтавка» по произведению И. Котляревского, в 1894 году он пишет музыку к феерии «Волшебный сон» на текст М. Старицкого, а в 1896 году оперу «Сапфо».

      Среди авторских достижений Н. Лысенко  необходимо также отметить создание нового жанра — детской оперы. С 1888 по 1893 годы он пишет три детские  оперы по мотивам народных сказок на либретто Днепровой-Чайки: «Коза-Дереза», «Пан Коцький (Котский)», «Зима и Весна, или Снежная Королева». «Коза-Дереза» стала своеобразным подарком Николая Лысенко своим детям.

Информация о работе Николай Лысенко основоположник национальной украинской музыкальной школы