Нидерландское возрождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения ряда источников раскрыть сущность и содержание эпохи Возрождения в Нидерландах.
Задачи:
1. Дать представление о закономерностях развития художественной культуры в Нидерландах.
2. Ознакомиться с творчеством нидерландских художников и произведениями изобразительного искусства, созданными в эпоху Возрождения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. Особенности исторического развития Нидерландов и своеобразие Нидерландского Возрождения.
II. Архитектура и скульптура в эпоху Возрождения в Нидерландах. От книжной миниатюры к станковой живописи.
III.Творчество Г. и Я. ван Эйков.
Появление масляной живописи.
IV. Творчество Гуго ван дер Гуса, Ганса Мемлинга, Яна Госсарта - продвижение к новым идеалам в искусстве. Пантеизм - как философская основа Нидерландского Возрождения.
V. Творчество Иеронима Босха.
VI. Творчество Питера Брейгеля Старшего как вершина нидерландского Возрождения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Работа содержит 1 файл

НИДЕРЛАНДСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ контрольная работа (2).docx

— 3.13 Мб (Скачать)

Один из шедевров портретного творчества ван Эйка, как выдающегося портретиста, - «Портрет четы Арнольфини» (ил.5). Впервые в истории европейского портрета создается парный портрет. Художник представляет именитого итальянского купца с женой на фоне жилой комнаты. Тщательно передает он всю обстановку бюргерского особняка, каждую ее деталь, мягкий цвет наполняет интерьер. В этом, как и в других портретах ван Эйка, воплотилось новое представление о человеке, о его месте в мире.

Ян ван Эйк, величайший мастер европейской живописи, не только открыл своим творчеством новую эпоху в нидерландском искусстве, но и определил его развитие на долгие годы вперед. В произведениях художника с огромной силой проявилось утверждение в качестве объекта, достойного изображения, земной жизни, всего того, что окружает человека в повседневном быту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Творчество Гуго ван дер Гуса, Ганса Мемлинга, Яна Госсарта - продвижение к новым идеалам в искусстве. Пантеизм - как философская основа Нидерландского Возрождения.

Глубокий интерес к личности, к ее облику и характеру - это сближает художников итальянского и северного Возрождения. Но у нидерландцев нет ощущения титанизма и всемогущества человеческой личности: они видят ее ценность в качествах, среди которых не последнее место занимает смирение и благочестие, сознание своей малости перед лицом мироздания, хотя и в этом смирении достоинство личности не исчезает, а даже как бы подчеркивается. В середине и во второй половине XV века в Нидерландах работали многие прекрасные живописцы. Их художественные индивидуальности достаточно отчетливо различимы.

Самый яркий представитель изобразительного искусства второй половины XV в. - Гуго ван дер Гус (ок.1400-1482), мастер, обладавший поразительным умением убедительно передавать человеческие эмоции. Работы этого художника, представляющие собой одну из вершин нидерландской живописи, произвели ошеломляющее впечатление на родине Возрождения, положив начало знакомству итальянских живописцев с достижениями нидерландской живописи и взаимному обогащению двух культур. Центральной работой Гуго ван дер Гуса и одним из самых значительных произведений нидерландского искусства второй половины   XV в.  принято считать знаменитый «Алтарь Портинари» (ил.6), вошедший в историю под именем заказчика. Центральной сценой его грандиозного по размерам и монументального по образам является сцена поклонения Младенцу. Художник передает душевное потрясение пастухов и ангелов, выражение лиц которых говорит о том, что они как бы предугадывают истинный смысл события. Поздние работы Гуса все более приобретают черты дисгармонии смятения, душевного надлома, трагизма, разобщенности с миром, являясь отражением болезненного состояния самого художника. 
С городом Брюгге связано творчество Ганса Мемлинга (1433-1494). Немец по рождению, Ганс Мемлинг попал в Нидерланды в 1450-х годах став вскоре самым почитаемым художником города.

 Композиции Мемлинга ясны  и размеренны, образы поэтичны  и мягки. Возвышенное уживается  с повседневным. Одна из наиболее  характерных работ Мемлинга - ковчежец св. Урсулы (около 1489 г.) (ил. 7). Небольшой дубовый ковчежец в виде готической капеллы украшен композициями, рассказывающими о жизни и мученичестве святой. Маленькие по размеру сценки выполнены с подлинно ювелирной тонкостью. Художник представляет Святую Урсулу в окружении многочисленных девушек,  движения которых полны грации. Даже сцена мученической гибели святой и сопровождающих ее дев от стрел язычников не нарушает общего просветленного настроения, чему немало способствует гармония неярких цветовых пятен - голубых, розовато-красных, золотистых, спокойная ясность пейзажного фона, чистое лазурное небо над всеми сценами, что свидетельствует об усилении бюргерских тенденций в нидерландском искусстве.

Нидерландское искусство XVI в. отмечено возникновением интереса к античности и деятельности мастеров итальянского Возрождения. В начале века складывается течение, основанное на подражании итальянским  образцам, получившее название «романизм». Оно значительно расширило тематику нидерландской живописи, которая  теперь нередко обращалась к мифологическим сюжетам. Художники чаще изображают обнаженное человеческое тело, их начинают интересовать сложные повороты и  ракурсы, они увлекаются освоением  линейной перспективы и приемами передачи движения. Основоположником и ярким представителем этого  движения стал живописец  Ян Госсарт (1478-1533), мастер сложных композиций, отдельные фигуры и лица в которых, очевидно, были навеяны произведениями Микеланджело, Рафаэля и других мастеров итальянского Возрождения (ил. 8). Натурализм вкупе с готической экспрессивностью (нарушением пропорций фигур, беспокойным движением складок одежды и проч.) производили необычное впечатление. Любая закономерность здесь казалась нарочитой.

Уважение к себе, к своим будням, к миру вещей преломлялось через  религиозное миросозерцание. Таков  был и дух протестанских реформ, под знаком которых проходит нидерландское  Возрождение.

Преобладание пантеистического начала, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны, и прямая преемственность от готики сказываются во всех компонентах стиля нидерландской живописи. Композиции нидерландских живописцев менее замкнуты и менее тектоничны. Их манят глубина и дали, ощущение пространства у них живая, воздушная. В фигурах больше прихотливости и зыбкости, их тектоника нарушается веерообразно расходящимися книзу, изломанными складками одеяний.

У нидерландцев нет отчетливой акцентировки центра композиции, усиленного выделения  главных фигур. Внимание художника  рассеивается по разнообразию мотивов, все кажется ему заманчивым, а  мир многообразным и интересным. Какая-нибудь сценка на дальнем плане  претендует на отдельную сюжетную композицию.

Наконец складывается и такой тип  композиции, где вообще нет центра, а пространство заполняется многими  равноправными между собой группами и сценами. При этом главные действующие  лица иногда оказываются где-нибудь в уголке.   Подобные композиции встречаются в конце XV века у Иеронима Босха.

 

 

 

 

 

 

 

 V.Особенности творчества Иеронима Босха.

Результатом Реформации стал разрыв значительной части стран и областей Европы с католической традицией. Европе предстояло пережить кошмар религиозных  войн. Дух неспокойного и трагического века прочувствовал и предугадал нидерландский художник Иероним Босх        (ок. 1460-1516), творчеством которого завершается XV столетие. В произведениях Босха, причудливо соединяющих черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры, отразились тревожные настроения нидерландского общества. Главной темой творчества Босха стало противостояние двух начал - светлого и темного, а также греховность человеческой жизни и неизбежность небесной кары за нее.  
В искусстве Босха воплотилась сложность переходной эпохи. Это делает его, быть может, наиболее универсальным художником своего времени. Это же накладывает отпечаток необычности и своеобразия на его искусство, которое уже вскоре после смерти художника приобретает ореол тайны и загадочности и доносит его до наших дней.

Представления Босха о мире потустороннем, занимающем особое место в его  работах, основывались на обширном знании богословской литературы: теологических  трактатов, мистических откровений, из которых он черпал мотивы для  многих произведений. Содержание почти каждой его работы, очевидно, включает в себя одновременно несколько смысловых аспектов. На первых взгляд многие из них кажутся обыкновенными жанровыми сценами, однако, за их нехитрыми сюжетами сразу же ощущается наличие определенного морального назидания. В средневековье человек сплошь и рядом изображался неотчлененным от природы: образы людей-зверей, людей-растений, например, деревьев с головами людей, антропоморфных гор, головоногих и многоруких существ, настойчиво повторяются на протяжении древности и средневековья. Использование этих образов достигает своего апогея в творениях Иеронима Босха, а потом и Питера Брейгеля.

В триптихе "Сад земных наслаждений" (ил.9) Босха уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Непреходящее значение триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей.

Левая створка изображает последние  три дня сотворения мира. Небо и  Земля произвели на свет десятки  живых существ. На переднем плане  этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения  или изгнания Адама и Евы из Рая, а их соединение Богом. Взяв Еву  за руку, Бог подводит её к только что очнувшемуся ото сна Адаму, и кажется, что тот смотрит  на это создание со смешанным чувством удивления. Сам Бог предстаёт  в облике Христа.

В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает сад наслаждений, где с райским  спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены  самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные  машины для пыток и чудовища, порождённые  его фантазией.

Правая створка («Музыкальный Ад») получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом - монстром с рыбьей мордой.

Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных  алтарных образов Босха, и беспечное  веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. В полотнах Босха перед нами проходит духовная история Позднего Средневековья, эпохи разрыва человека с Богом.

VI. Творчество Питера Брейгеля Старшего как вершина нидерландского Возрождения.

 Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525-1569). С именем Брейгеля связывается окончательное сложение пейзажа в нидерландской живописи как самостоятельного жанра. Его эволюция художника-пейзажиста (как в живописи, так и в графике) прослеживается от пейзажа-панорамы, фиксирующего мелочные подробности в стремлении показать бесконечность и грандиозность мира, к пейзажу более обобщенному, лаконичному, философскому по осмыслению. Особую славу у потомков заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года» (другое название - «Охотники на снегу», 1565) (ил.10).  Тонким проникновением в природу, лиризмом и щемящей грустью веет от этих темно-коричневых силуэтов деревьев, фигур охотников и собак на фоне белых снегов и уходящих вдаль холмов, крохотных фигурок людей на льду и от летящей птицы, кажущейся зловещей в этой напряженной, почти ощутимо звенящей тишине.

В жанровой живописи Брейгель проходит ту же эволюцию, что и в  пейзажной. Необъятность мира он выражает через множественность людей. Его более поздние произведения - деревенские праздники, ярмарки, танцы - построены на строжайшем отборе главного, цельны по красочному пятну. Эти декоративные, жизнерадостные, по-народному полнокровные, заразительно-веселые композиции свидетельствуют о рождении бытового крестьянского жанра («Крестьянский танец», 1565) (ил.11). Излюбленный тип композиции Брегеля - большое пространство, как бы увиденное с вершины, так что люди выглядят маленькими и снуют в долинах, тем не менее, все написано подробно и четко. Повествование обычно связано с фольклором, Брейгель писал картины-притчи.

Распространенный у нидерландцев тип пространственно-пейзажной композиции без акцентировки главных лиц  и событий Брейгель применяет  так, что в нем раскрывается целая  жизненная философия. Тут особенно интересно «Падение Икара» (ил. 12). Картина Брейгеля изображает мирный пейзаж на берегу моря: пахарь идет за плугом, пастух пасет овец, рыболов сидит с удочкой, а по морю плывут суда. Где же Икар и при чем его падение? Почему же Брейгель изобразил не полет, но лишь бесславный конец? И почему никто не обращает на него внимания? В эпоху Брейгеля существовало иное отношение к мифу об Икаре. Картина Брейгеля - осуждение гордыни. Безумному гордецу противопоставлена величественная фигура пахаря. Труд его вечен, потому что неразрывно связан с жизнью природы.

 В начале 60-х годов  Брейгель создает ряд трагических  произведений, превосходящих по  силе выразительности все фантасмагории  Босха. Одним из последних произведений  Брейгеля была картина «Слепые» (1568) (ил.13). Пять обреченных судьбой страшных калек, не понимая, что с ними происходит, летят в овраг вслед за оступившимся вожаком. Только один из них обращен к зрителю лицом: на нас смотрят пустые глазницы, страшный оскал рта. Эти людские маски кажутся еще страшнее на фоне спокойного, безмятежного пейзажа с церковью, безлюдными холмами и зелеными деревьями. «Слепые», несомненно, имеют символическое значение. Природа вечна, как вечен мир, а путь слепых - это жизненный путь всех людей. Серо-стальной тон живописи с сиреневыми оттенками усиливает состояние безысходности. Это одно из тех произведений, в котором художник выразил и собственное трагическое мироощущение, и дух своего времени. Брейгель умер рано. Но он сумел сконцентрировать в своем искусстве достижения нидерландской живописи предшествующей поры. В последних десятилетиях XVI в. в ней не было уже ни одного художника, хоть сколько-нибудь равного этому мастеру. Творчество Брейгеля оказало огромное влияние на нидерландское искусство и послужило основой для развития реалистического направления в искусстве Голландии и Фландрии XVII в.

 

 Заключение

 

 Северное Возрождение  характеризуется сложным сочетанием  мистического мироощущения и  гуманистического мышления. 
Главной чертой искусства Возрождения в Нидерландах является связь с поздней готикой и взаимодействие местных традиций с искусством ренессансной Италии. Познание мира и человека происходит  через развитие традиций национального готического искусства. Происходит внутренняя эволюция готики (от церковного искусства к светскому), а также становление и развитие буржуазного гуманизма, растёт самосознание личности. Возникают новые художественные качества, внешняя красота теряет ценность, и героем становится средний человек, интересный своим субъективным отношением к миру, к людям, к общечеловеческим ценностям. На формирование стилистических признаков нидерландской живописи XV века оказала влияние франко-фламандская миниатюра, в которой изображение реальной земной жизни с множеством конкретных подробностей проявилось раньше, чем в других жанрах изобразительного искусства.

Информация о работе Нидерландское возрождение