Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:58, контрольная работа
Цель контрольной работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения ряда источников раскрыть сущность и содержание эпохи Возрождения в Нидерландах.
Задачи:
1. Дать представление о закономерностях развития художественной культуры в Нидерландах.
2. Ознакомиться с творчеством нидерландских художников и произведениями изобразительного искусства, созданными в эпоху Возрождения.
ВВЕДЕНИЕ
I. Особенности исторического развития Нидерландов и своеобразие Нидерландского Возрождения.
II. Архитектура и скульптура в эпоху Возрождения в Нидерландах. От книжной миниатюры к станковой живописи.
III.Творчество Г. и Я. ван Эйков.
Появление масляной живописи.
IV. Творчество Гуго ван дер Гуса, Ганса Мемлинга, Яна Госсарта - продвижение к новым идеалам в искусстве. Пантеизм - как философская основа Нидерландского Возрождения.
V. Творчество Иеронима Босха.
VI. Творчество Питера Брейгеля Старшего как вершина нидерландского Возрождения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
СОДЕРЖАНИЕ |
|
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
I. Особенности исторического развития Нидерландов и своеобразие Нидерландского Возрождения. |
4 |
II. Архитектура и скульптура в эпоху Возрождения в Нидерландах. От книжной миниатюры к станковой живописи. |
8 |
III.Творчество Г. и Я. ван Эйков. Появление масляной живописи. |
10 |
IV. Творчество Гуго ван дер Гуса, Ганса Мемлинга, Яна Госсарта - продвижение к новым идеалам в искусстве. Пантеизм - как философская основа Нидерландского Возрождения. |
13 |
V. Творчество Иеронима Босха. |
16 |
VI. Творчество Питера Брейгеля Старшего как вершина нидерландского Возрождения. |
18 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
20 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
22 |
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ |
23 |
«Связь эпох теряет смысл,
если все, что придает ценность человеческой
жизни, - поиски истины, добра и красоты
– ограничено данным мгновением, если
нет ощущенья живой преемственной связи
эпох, если мы не ищем в настоящем результаты
прошлого и зародыши будущего. Сейчас
нам особенно близка в культурном прошлом
человечества проходящая через его историю
сквозная струя живой, неудовлетворенной
ищущей мысли».
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Эпоха Возрождения
в Нидерландах – очень важный этап развития
европейской культуры. Изучение художественной
культуры эпохи Возрождения актуально
и отвечает духу времени. Проявляется
эта актуальность в установлении связующей
преемственности эпох, в более многогранном
исследовании наследия Возрождения, как
преемника античности и предшественника
нашей эпохи.
Источниковой базой для написания настоящей работы послужили отдельные монографии российских специалистов в сфере истории искусства, учебники и учебные пособия, а также справочная литература.
Цель контрольной работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения ряда источников раскрыть сущность и содержание эпохи Возрождения в Нидерландах.
Задачи:
1. Дать представление о закономерностях
развития художественной культуры в Нидерландах.
2. Ознакомиться
с творчеством нидерландских художников
и произведениями изобразительного искусства,
созданными в эпоху Возрождения.
Структура контрольной работы. Контрольная работа состоит из введения, основной части, состоящей из 6 параграфов, заключения, списка литературы – 11 наименований, списка иллюстраций – 13 наименований, приложения.
| |
Нидерландское изобразительное
искусство отличается демократическим
характером. В нем сильны черты фольклора,
фантастики, гротеска, острой сатиры, но
главная его особенность - глубокое чувство
национального своеобразия жизни, народных
форм культуры, быта, нравов, типов, а также
отображение социальных контрастов в
жизни различных слоев общества. Другая
особенность нидерландской художественной
культуры эпохи Возрождения - устойчивость
средневековых традиций, определившая
во многом характер нидерландского реализма
XV-XVI веков.
В искусстве, обращаясь к достижениям
античного наследия и итальянцев эпохи
Возрождения, нидерландские художники
шли по своему пути. Интуиция заменяла
научный подход к изображению природы.
Разработка основных проблем реалистического
искусства - освоение пропорций человеческой
фигуры, построение пространства, объема
и др.- достигалась путем острого непосредственного
наблюдения конкретных единичных явлений.
В этом нидерландские мастера шли от национальной
готической традиции, которую, с одной
стороны преодолевали, а с другой переосмысливали
и развивали в сторону осознанного, целеустремленного
обобщения образа, усложнения индивидуальных
характеристик. Успехи, достигнутые нидерландским
искусством в этом направлении, подготовили
достижения реализма XVII века. В отличие
от итальянского нидерландское искусство
Возрождения не пришло к утверждению безграничного
господства образа совершенного человека-титана.
Как и в средние века, человек представлялся
нидерландцам неотъемлемой частью мироздания,
вплетенной в его сложное одухотворенное
целое. Ренессансная сущность человека
определялась лишь тем, что он признавался
наибольшей ценностью среди множественных
явлений вселенной. Для нидерландского
искусства характерны новое, реалистическое
видение мира, утверждение художественной
ценности действительности такой, как
она есть, выражение органической связи
человека и окружающей его среды, постижение
тех возможностей, которыми наделяют человека
природа и жизнь. В изображении человека
художников интересует характерное и
особенное, сфера обыденной и духовной
жизни; восторженно запечатлевают нидерландские
живописцы XV века многообразие индивидуальностей
людей, неисчерпаемое красочное богатство
природы, ее материальное разнообразие,
тонко чувствуют поэзию повседневного,
незаметных, но близких человеку вещей,
уютность обжитых интерьеров. Эти особенности
восприятия мира проявились в нидерландской
живописи и графике в бытовом жанре, портрете,
интерьере, пейзаже. В них обнаружились
типичная для нидерландцев любовь к деталям,
конкретности их изображения, повествовательность,
тонкость в передаче настроений и вместе
с тем поразительное умение воспроизвести
целостную картину мироздания с его пространственной
безграничностью.
Новые веяния неравномерно проявлялись в различных видах искусства. Архитектура и скульптура вплоть до XVI века развивались в рамках готического стиля. Перелом, совершившийся в искусстве первой трети XV столетия, наиболее полно сказался в живописи. Ее величайшее достижение связано с возникновением в Западной Европе станковой картины, которая пришла на смену настенным росписям церквей и готическим витражам. Станковые картины на религиозные темы первоначально были фактически произведениями иконописи. В виде расписных складней с евангельскими и библейскими сюжетами они украшали алтари церквей. Постепенно в алтарные композиции стали включаться светские сюжеты, впоследствии получившие самостоятельное значение. Станковая картина отделилась от иконописи, превратилась в неотъемлемую принадлежность интерьеров зажиточных и аристократических домов.
Для нидерландских художников главное средство художественной выразительности - колорит, который открывает возможности воссоздания зрительных образов в их красочном богатстве с предельной осязаемостью. Как и в готических витражах, традиция которых сыграла важную роль в развитии живописного восприятия мира, цвет служил главным средством передачи эмоциональной насыщенности образа. Развитие реализма вызвало в Нидерландах переход от темперы к масляной краске, позволившей более иллюзорно воспроизводить материальность мира.
Нидерланды - историческая
область, занимающая часть обширной низменности
на североевропейском побережье от Финского
залива до пролива Ла-Манш. В настоящее
время на этой территории находятся государства
Голландия, Бельгия и Люксембург. Многие
поколения нидерландцев были поглощены
кропотливой и упорной работой, благодаря
которой их бедный край превратился в
один из самых цветущих уголков Европы.
Новое искусство зародилось в Нидерландах
в XIV в. Это была эпоха странствующих художников,
искавших учителей и заказчиков на чужбине.
Нидерландских мастеров в первую очередь
привлекала Франция, которая поддерживала
с Нидерландами давние культурные и политические
связи. Долгое время нидерландские художники
оставались лишь прилежными учениками
своих французских собратьев. Основными
центрами деятельности нидерландских
мастеров в XIV в. стали парижский королевский
двор - в правление Карла V Мудрого, а на
рубеже столетий - дворы двух его братьев
- Жана Беррийского и Филиппа Смелого,
герцога Бургундского.
Небольшой стране, суждено было стать
в XV веке самым ярким очагом европейского
искусства. В искусстве Нидерландов эпохи
Возрождения формируется своеобразный
стиль: сплав итальянских влияний с самобытной
готической традицией. Огромное влияние
на искусство оказывают социальные потрясения
(реформация церкви, крестьянские и религиозные
войны, революции).
Элементы Ренессанса в области архитектуры начинают проникать в Нидерланды еще с конца XV века и получают развитие в XVI веке. Итальянское Возрождение не оказало непосредственного влияния на нидерландское зодчество. Это влияние проникало косвенными путями - через произведения прикладного искусства, гравюру, живопись. Отсюда - своеобразная трансформация архитектурных форм итальянского Ренессанса в нидерландских зданиях. Формы эти, воспринимаемые извне и основательно перерабатываемые, использовались для декоративного убранства, не затрагивая старой, привычной готической конструкции зданий. Ордерные элементы, ренессансные тяги, карнизы наносились на обычные, по существу средневековые, здания, результатом чего явилось значительное изменение «классических» пропорций. Крупнейшим зданием, построенным в формах Ренессанса, является ратуша в Антверпене (1561-1564) (ил.1). Авторами ее были Корнелис де Вриен и Пауль Снейдинкс.
Нидерландская архитектура Ренессанса оказала значительное влияние на зодчество других стран, в первую очередь Германии и Англии. Так как церкви возводились больше из кирпича, чем из камня, то и церковная скульптура не получила большого развития. Однако скульптор Клаус Слютер работавший при дворе бургундского герцога Филиппа Смелого, остался блестящим исключением в культуре Нидерландов. Самое прославленное произведение Слютера - монументальная композиция «Гологофа» (ил. 2), украшавшая некогда двор монастыря Шанмоль в Дижоне. В первоначальном виде композиция представляла собой шестигранный постамент почти двухметровой высоты, увенчанный каменным распятием и окруженный шестью статуями библейских пророков. До наших дней уцелел лишь так называемый «Колодец пророков», включающий постамент и скульптуры.
«Колодец пророков» был богато и ярко украшен. Воздействие скульптурной группы Слютера на простых зрителей было так велико, что в 1418 г. посланник папы римского обещал отпущение грехов каждому, кто из благочестивых побуждений придет взглянуть на эту скульптурную группу. Творчество Слютера оказало значительное влияние на развитие искусства Возрождения во Франции, Нидерландах и Германии.
Главная художественная сила еще в средние века проявилась в другом - в миниатюрной живописи. В одно время с двором Филиппа Храброго блистал роскошью двор его брата Жана Французского, герцога Беррийского, в Бурже. Герцог покровительствовал художникам, коллекционировал произведения искусства, страстно любил книги. Его прекрасная библиотека насчитывала сотни томов. Богатством и красотой оформления особенно выделялись пятнадцать часословов. При дворе Жана Беррийского работала целая плеяда талантливых миниатюристов, среди которых первое место по праву занимали Поль, Жан и Эрман Лимбурги. Братья Лимбурги обогатили коллекцию герцога прекрасными иллюстрированными рукописями, из которых наиболее знаменит так называемый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ил.3). Сцены придворной жизни и крестьянского труда даны в миниатюрах с удивительной точностью, поэтической свежестью и непосредственностью, нередко на фоне просторных пейзажей. Мастера применяют в них линейную и воздушную перспективу. Творчество братьев Лимбургов предвосхитило пути развития искусства Возрождения в Нидерландах. «Великолепный часослов» является памятником искусства уходящей Осени Средневековья и знаком грядущего ренессансного мироощущения.
III.Творчество Г. и Я. ван Эйков. Появление масляной живописи.
Любовная, прилежная, поэтическая пристальность взгляда на мир была унаследована от миниатюры большой живописью XV века, начатой Яном ван Эйком. Маленькие картинки, украшающие рукописи, выросли в большие картины, украшающие створки алтарей. При этом возникли новые художественные качества. Появилось то, чего в миниатюре быть не могло: пристальный, сосредоточенный взгляд на человека, на его лицо, в глубину его глаз.
Нидерландские художники пытались постичь общую картину мира, обратившись к передаче всевозможных явлений природы в их неповторимой индивидуальности. Не случайно на нидерландских алтарях, являющихся отражением целой Вселенной, можно рассмотреть все, из чего она состоит, массу самых мелких деталей.
Реалистичность нидерландской живописи
стала возможной не только благодаря острой
наблюдательности художников, их вниманию
к каждому элементу видимого мира, но и
как результат реформы живописной техники.
В XV в. нидерландские мастера начинают
активно использовать масляную живопись,
усовершенствование которой связано с
именем Яна ван Эйка, применявшего ее в собственном творчестве
и познакомившего с ней своих современников.
Для нидерландских художников главное
средство художественной выразительности
- колорит, который открывает возможности
воссоздания зрительных образов в их красочном
богатстве с предельной осязаемостью.
Нидерландцы чутко подмечали тончайшие
различия между предметами, воспроизводя
фактуру материалов, оптические эффекты,
особенности преломления отраженного
и рассеянного света, впечатление воздушной
атмосферы уходящего вдаль пространства
пейзажа. Как и в готических витражах,
традиция которых сыграла важную роль
в развитии живописного восприятия мира,
цвет служил главным средством передачи
эмоциональной насыщенности образа. Развитие
реализма и вызвало в Нидерландах переход
от темперы к масляной краске, позволившей
более иллюзорно воспроизводить материальность
мира.
Применение масляной краски и смолистых
веществ в станковой живописи, наложение
ее прозрачным, тонким слоем на подмалевок
и белый или красный меловой грунт акцентировали
насыщенность, глубину и чистоту ярких
цветов, расширяли возможности живописи
— позволяли достигать богатства и разнообразия
в цвете, тончайших тональных переходов.
Новая техника давала художникам возможность
более полно передать великолепие предметного
мира, глубину и звучность цвета, нюансы
красочных оттенков, многообразие рефлексов,
тонкость светотеневых переходов.
Самое прославленное произведение ван Эйков - большой Гентский алтарь. Гентский алтарь (1426-1432, собор св. Бавона, Гент) (ил.4), по своему содержанию как будто и не отличается от средневековой живописи. Однако в живописи Гентского алтаря уже нет условности и отвлеченности, свойственных средневековым произведениям искусства. Многие сцены здесь развертываются на фоне пейзажа или внутри обычного дома того времени, каждая деталь полна жизненной правды. Чувствуется, что художники любуются окружающим их миром, так тщательно выписывают они каждую фигуру, каждое украшение одежды, веточку на дереве. Пространство в картинах ван Эйков как бы наполняется прозрачным светом и воздухом. Художники стремятся увидеть прекрасное во всем. Это стремление выразить восхищение миром, обыденной жизнью привело братьев к невиданной ранее утонченной живописной технике. Они передают не только цвет предметов, но и отраженный ими свет.