Нарышкинский стиль. Памятники «нарышкинского» стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – постараться разгадать феномен нарышкинского стиля, чьё существование было таким не долгим (рубеж XVII – XVIII веков), но таким ярким.

Для раскрытия обозначенной цели необходимо исследовать происхождение названия, истоки нарышкинского стиля, его особенности. А также рассмотреть основные памятники архитектуры, построенные в этом стиле.

Содержание

Вступление……………………………………………………………стр.2

Глава 1. «Нарышкинский» стиль……………………………………стр.3

§1. Название…………………………………………………...стр.3

§2. Зарождение стиля…………………………………………стр.5

§3. Особенности……………………………………………….стр.7

§4. Значительные архитекторы………………………………стр.10

Глава 2. Памятники «нарышкинского» стиля………………………стр.11

§1. Церковь Покрова в Филях………………………………...стр.11

§2. Новодевичий монастырь………………………………….стр.15

§3. Спасская церковь в Уборах……………………………….стр.17

§4. Успенский собор в Рязани………………………………...стр.18

§5. Церковь Троицы в Хохлах………………………………..стр.19

§6. Другие памятники…………………………………………стр.20

Заключение…………………………………………………………….стр.23

Список используемой литературы……………………………………стр.24

Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая искусство Алфёрова Нарышкинский стиль.docx

— 1.63 Мб (Скачать)

  Интересно, что храм Михаила Архангела в Тропареве (около 1693 г.) похож на храмы Новодевичьего монастыря — это оригинальная попытка применить приемы и формы нарышкинского стиля в рядовой сельской церкви для придания ей торжественности.

  Примечательно, что Новодевичий монастырь является единственным примером ансамблевого воплощения нарышкинского стиля.

  В 2004 г. комплекс Новодевичего монастыря был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе, в качестве «выдающегося образца так называемого „московского барокко“» (критерий I), а также как «выдающийся пример исключительно хорошо сохранившегося монастырского комплекса, детально отображающий „московское барокко“, архитектурный стиль конца XVII в.» (критерий IV)5.

§3. Спасская церковь в Уборах.

  Трудная судьба создания церкви Спаса в селе Уборы не повлияла на ее редкостную красоту, рожденную вдохновением. Некогда здесь стояли сплошные сосновые боры (отсюда и название села - "У бора"), в Москву-реку впадала речка Уборка, а по старой дороге из Москвы в Звенигород московские цари ездили на богомолье в Саввин монастырь.

  В XVII веке этими землями владели бояре Шереметевы. По поручению П. В. Шереметева Бухвостов взялся за возведение каменного храма в его усадьбе, но вскоре переключился на строительство Успенского собора в Рязани. Разгневанный боярин за недостроенную церковь в Уборах заключил мастера в темницу. Дьяки Приказа каменных дел приговорили зодчего "бить кнутом нещадно", а затем "каменное дело ему доделать". Однако, словно предчувствуя близкую свою кончину и опасаясь за судьбу постройки, Шереметев подал царю челобитную с просьбой отменить наказание.

  Завершенная церковь в Уборах (она возводилась в 1694-1697 годах) стала одним из шедевров древнерусской архитектуры. Как и в церкви в Филях, у нее ступенчатое пирамидальное построение: на кубе-четверике ярусами поднимаются вверх три восьмерика. Со всех сторон куб заслонили полукружия алтаря и притворов, ранее завершавшихся главами. В среднем сквозном восьмерике подвесили колокола. Здание окружили открытой галереей-гульбищем, украшенным белокаменными вазами и филенками с сочным растительным узором.

  План редчайшего  памятника представляет собой  четырехлепестковый цветок с  мягко изгибающимися краями и  квадратной сердцевиной. Причудливая  резная вязь церкви Спаса необыкновенно  пластична. Тонкие полуколонны,  отделенные от стен, сплошь покрыты  крупными, чуть вогнутыми листьями  с каплями росы, другие обвиты  цветочными гирляндами и завершаются  акантовыми листьями коринфских  капителей. Откуда Бухвостов черпал  барочные мотивы? Они могли быть  заимствованы из гравюр, из книжных  орнаментов уже переводившихся  тогда трактатов по архитектуре,  завезенных белорусскими резчиками.  Храм настолько наряден, что  напоминает изысканное ювелирное  изделие. 

  Со времени  возведения он поражал всех  приходящих своей праздничностью, вселял чувство радости и гармонии. Поднятый на вершину пологого  холма, окруженный хороводом стройных  берез и сосен, памятник царил  над округой. "Помню, как однажды  подъезжали мы к Уборам в  1889 году, - писал в своих воспоминаниях  граф С. Д. Шереметев. - Был канун  Петрова дня, вечер теплый и  тихий. Издали доносился до  нас протяжный благовест... Мы  вошли в эту церковь, переполненную  молящимися. Стройное крестьянское  пение раздавалось под высокими  сводами храма. Диакон, древний  старик, отчетливо и выразительно  вычитывал прошения. Величественный  иконостас поразил меня строгостью  и законченностью отделки. Лампада  ярко горела у местной иконы  Спаса. Старою Русью повеяло  на нас"6.

§4. Успенский собор  в Рязани.

  Следует  обратить внимание также на  немосковский пример рассматриваемого  стиля. Успенский собор в Рязани  – образец нарышкинского храма  нетипичной формы.

  Он был построен Бухвостовым в 1693-1699 годах. При его создании архитектор опирался на образец Успенского собора Московского Кремля. Это самый большой памятник нарышкинского барокко и одно из самых величественных сооружений своего времени, в то же время очень ясное и гармоничное по композиции. До нас дошел перестроенным: исчез белокаменный парапет, изменены формы кровли. В основе лежит схема пятиглавого собора. Храм стоит на подклете с открытым гульбищем и одной парадной лестницей. Впервые в русской архитектуре он разбит на ярусы с помощью рядов окон. Стены членятся по вертикали на три части, что отвечает круглым внутренним опорам, поставленным на одинаковом расстоянии. Композиция также симметрична, размеры оконных проемов одинаковы.

  Самым замечательным в соборе является его декор. Тонкие спаренные колонки делят плоскости фасадов на равные части и задают тон белокаменному узорочью. Единственная тема резьбы — листья, цветы, виноградные гроздья, но при этом ни одна деталь не повторяется. На фоне красной кирпичной стены выделяются изящные наличники окон; они уменьшаются кверху и постепенно исчезают в массе стены. В первом ярусе завершения наличников представляются сплошным узорным пятном, во втором приобретают характер широкого орнаментального обрамления, в третьем превращаются в небольшое декоративное завершение.

  При массивности основного объема, архитектор придал храму вертикальную устремленность и внес в его облик элементы светской дворцовой архитектуры.

§5. Церковь Троицы в Хохлах.

  Постройка этого храма была начата при Феодоре и Софье, относится к 1696 году, алтарь перестроен в начале XIX века.

  В плане это восьмерик на четверике, завершенный главкой на двух глухих восьмериках. Четверик — символ власти, восьмерик — напоминание о маяке (храм — маяк для верующего, который должен знать, куда идти молиться). Скругленные углы четверика обработаны пучками полуколонок. На восьмерике полуколонки украшены капителями в виде белокаменных шаров с небольшими крестами. Разорванный фронтон внизу подчеркивает мощь здания, вверху становится более легким. Окна обрамлены пилястрами, которые придают динамику, устремленность вверх. Аттик над карнизом украшен изразцами. Плитки с серафимами (возможно, работы Степана Полубеса) имитируют мрамор.

  Здесь отчетливо проявляется театральность, манерность стиля: карниз (даже два), который ничего не закрывает, кронштейны, которые ничего не держат, колонны, которые непонятно где кончаются, и т.д. Декор отличается тонкой, изысканной моделировкой деталей. В XVII веке начинается знакомство с Китаем, и китайские мотивы можно увидеть в кровле, напоминающей о форме пагоды.

§6. Другие памятники  «нарышкинского»  стиля.

  Одна из  ранних построек нарышкинского  стиля – церковь Бориса и Глеба в Зюзине, построенная в 1688-1704 годах в усадьбе сподвижника Петра Прозоровского. Она принадлежит к немногочисленной группе трехчастных трехглавых храмов, появившихся в усадьбах высшей придворной знати в конце XVII века. К четверику храма, который несет три уменьшающихся по объему кверху восьмерика (в среднем устроена звонница) с главой, с востока и запада симметрично примыкают равновеликие граненые апсида и притвор, завершенные двухъярусными гранеными барабанами с главками.

  Здание стоит на невысоком подклете, где находится теплая церковь Св. князя Владимира. С севера и запада в церковь ведут две широкие лестницы. В относительно упрощенном для того времени декоре использованы традиционные угловые колонки на кронштейнах и профилированные карнизы, а также фигурные гребешки, акцентирующие световой восьмерик центрального объема.

  Церковь в селе Троицком-Лыкове (сейчас это территория Москвы) была построена в 1698-1703 Яковом Бухвостовым и по праву считается одним из лучших произведений мастера. На авторство Якова указывает запись в синодике церкви. В трехчастной церкви Троицы зодчий прибегает к изысканным пропорциям и тщательно проработанному наружному и внутреннему убранству. Тонкая орнаментальная резьба. Один из современных ученых сравнил храм с драгоценностью, усыпанной бисером, обтянутой золотыми нитями, сверкающей и переливающейся в лучах солнца. Здесь выстроено не три, а два притвора, увенчанные куполами на восьмигранных основаниях.

  Ещё одним выдающимся строением в нарышкинском стиле являлась построенная крепостным зодчим Петром Потаповым для купца Ивана Матвеевича Сверчкова тринадцатиглавая Успенская церковь на Покровке (169699 гг.), которой восхищался Бартоломео Расстрелли-мл., а Василий Баженов ставил её в один ряд с храмом Василия Блаженного. Церковь была настолько живописна, что даже Наполеон, распорядившийся взорвать Кремль, выставил возле неё специальную охрану, дабы она не была поражена начавшимся в Москве пожаром. До настоящего времени церковь не дошла, поскольку была разобрана в 193536 гг. под предлогом расширения тротуара.

  Список всех  наиболее известных построек  нарышкинского стиля представлен  в Приложении 1 к данной работе.

  После 1710-х годов в столице перестали возводиться нарышкинские храмы. В это время в Россию прибывают западные мастера, начинающие строить в новом стиле; свою роль сыграл и запрет Петра на каменное строительство в городах кроме Петербурга. Вместе с тем нарышкинское барокко не было пресечено в расцвете, оно закономерно исчерпало себя как художественное явление. Если посмотреть, например, на церковь Ризположения на Донской (1714), то стиль здесь на излете, все тяготеет к петровским конструкциям: декор уменьшился, появился шпиль, да и сам храм как-то вытянулся, выцвел, детали стали плоскими.

   Нарышкинский стиль канул в Лету, хотя на периферии держался еще 80-90 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

  Итак, проанализировав  главные концепции стиля и  его основные памятники, пришло время делать выводы.

  Можно, пожалуй, смело утверждать, что нарышкинское барокко - абсолютно своеобразное, самобытное, уникальное национально-русское явление. В создании архитектуры нарышкинского барокко, в отличие от петровского, отметились в основном русские мастера, что, безусловно, и определило специфичный характер построенных зданий — они представляли собой в большой степени древнерусские по характеру конструкции здания с заимствованными из западноевропейского зодчества деталями, как правило, носившими лишь декоративный характер.

  Основной феномен нарышкинского стиля заключается в том, что при всей их эклектичности памятники производят целостное и гармоничное впечатление. Он вобрал в себя все лучшее из русской и западной архитектуры: четкую композицию, симметрию, красивый и оригинальный декор — и при этом не перестал быть функциональным.

  Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы, но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в XVIII в., будучи связующим элементом между архитектурой старой патриархальной Москвы и строящегося в европейском духе Санкт-Петербурга.

  •   И в заключение, интересный факт: «Стиль московского (нарышкинского) барокко в храмовом зодчестве» согласно примерному содержанию образования по предмету «Православная культура» преподаётся при изучении художественной культуры православия»7.

Список  используемой литературы.

  1. Вельская В. Стиль (?) нарышкинского (?) барокко (?) // Храмы России, 2007;
  2. Власов В.Г. Нарышкинский стиль // Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 8 т., Т. 1. - СПб.: ЛИТА, 2000;
  3. Даркевич В. Узорочье нарышкинского барокко // Наука и жизнь, 2002, №10;
  4. Мерзлютина Н. Церковь Покрова в Филях // Архитектура, строительство, дизайн, 2003, №1 (29);
  5. ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. - ru.wikipedia.org;
  6. Бюро ЮНЕСКО в Москве. - www.unesco.ru;
  7. Храмы России. - www.temples.ru.
 
 

   
 
 
 
 

Приложение 1.

  В данном списке в хронологическом порядке перечислены наиболее известные постройки, созданные в нарышкинском стиле.

Дата  постройки Постройка Архитектор Местонахождение
1686 Борисоглебский  собор предположительно Яков Бухвостов Рязанская область, г. Рязань, Трубежная ул., 9
ок. 1688 Церковь Бориса и Глеба в Зюзине Москва, Перекопская ул., 7
168587 Церковь Успения  Богородицы в Новодевичьем монастыре Москва, Новодевичий  пр., 1С1
168388 Покрова Пресвятой  Богородицы в Новодевичьем монастыре Москва, Новодевичий  пр., 1С1
168889 Церковь Святого  Духа в Солотчинском монастыре предположительно Яков Бухвостов Рязанская обл., Рязанский район, пос. Солотча
1691 Церковь Знамения на Шереметьевом дворе Москва, Романов пер., 2 (во дворе)
1691 Церковь Смоленской иконы Богоматери в Софрине Московская область, Пушкинский район, село Софрино.
1693 Церковь Св. Сергия в Могутове Московская область, Наро-Фоминский район, село Могутово.
169295
разр. в
1934
Сухаревская башня Михаил Чоглоков Москва, в  районе перекрестка Сухаревской  пл. и проспекта Мира
169096 Покровская  надвратная церковь в Высоко-Петровском монастыре Москва, ул. Петровка, 28
169396 Церковь Покрова в Филях Москва, Новозаводская  ул., 6
1696 Церковь Живоначальной  Троицы в Хохлах Москва, Хохловский пер., 12
1696 Церковь Михаила  Архангела в Станиславле Московская область, Ленинский район, село Станиславль.
169097, разр. в 1941 Надвратный  храм Новоиерусалимского монастыря Яков Бухвостов Московская область, Истринский район, г. Истра, на территории сегодняшнего «Историко-архитектурного и художественного музея „Новый Иерусалим“»
169497 Спасская церковь в  Уборах Пётр Шереметев, Кузьма Бакров, Яков Бухвостов Московская  область, Одинцовский район
1684-98 Большой собор  Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре Москва, Донская  пл., 1
1698 Надвратная  церковь Иоанна Предтечи в Солотчинском монастыре Рязанская обл., Рязанский район, пос. Солотча
169399 Успенский собор Рязанского кремля Яков Бухвостов Рязанская область, г. Рязань, Кремль, «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник»
169699
разр. в
193536
Церковь Успения Пресвятой  Богородицы на Покровке Пётр Потапов Москва, ул. Покровка, рядом с д. 5 (бывший дом причта церкви)
1702 Церковь Троицы в Конобееве Московская область, Воскресенский район, село Конобеево.
16931703 Церковь Архангела Михаила  в Тропарёве Москва, просп. Вернадского, 90
16981704 Церковь Троицы в Троице-Лыковом Яков Бухвостов Москва, Одинцовская  ул., 24
1705 Троицкая  церковь Ново-Голутвина монастыря Коломна, Ул. Лазарева, 9-11
170507 Церковь Архангела  Гавриила или Меньшикова башня Иван Зарудный Москва, Архангельский  пер., 15
17031708 Церковь Св. Николая в Озерецком Московская область, Дмитровский район, село Озерецкое.
1708 Церковь Смоленской иконы Богоматери в Кривцах Московская область, Раменский район, село Кривцы.
17031710 Церковь Знамения в Холмах Московская область, Истринский район, село Холмы.
1713 Церковь Покрова  в Тропарёве Московская область, Можайский район, село Тропарёво.

Информация о работе Нарышкинский стиль. Памятники «нарышкинского» стиля