Нарышкинский стиль. Памятники «нарышкинского» стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – постараться разгадать феномен нарышкинского стиля, чьё существование было таким не долгим (рубеж XVII – XVIII веков), но таким ярким.

Для раскрытия обозначенной цели необходимо исследовать происхождение названия, истоки нарышкинского стиля, его особенности. А также рассмотреть основные памятники архитектуры, построенные в этом стиле.

Содержание

Вступление……………………………………………………………стр.2

Глава 1. «Нарышкинский» стиль……………………………………стр.3

§1. Название…………………………………………………...стр.3

§2. Зарождение стиля…………………………………………стр.5

§3. Особенности……………………………………………….стр.7

§4. Значительные архитекторы………………………………стр.10

Глава 2. Памятники «нарышкинского» стиля………………………стр.11

§1. Церковь Покрова в Филях………………………………...стр.11

§2. Новодевичий монастырь………………………………….стр.15

§3. Спасская церковь в Уборах……………………………….стр.17

§4. Успенский собор в Рязани………………………………...стр.18

§5. Церковь Троицы в Хохлах………………………………..стр.19

§6. Другие памятники…………………………………………стр.20

Заключение…………………………………………………………….стр.23

Список используемой литературы……………………………………стр.24

Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая искусство Алфёрова Нарышкинский стиль.docx

— 1.63 Мб (Скачать)

  В конце XVII - начале XVIII века нарышкинское барокко нашло многих почитателей. Центрические, или трехчастные, церкви строят в Москве, вблизи Коломны, в Нижнем Новгороде, под Серпуховом, под Рязанью. Фронтоны и наличники обрамляют волютами - архитектурными деталями в виде завитков, спиралевидные колонны ставят на кронштейны или консоли-кронштейны, выдвинутые из стены. Декоративные же мотивы поражают разнообразием: "разорванные фронтоны", раковины и картуши (украшения в виде щита или полуразвернутого свитка), маскароны и геммы, балюстрады с вазами... Барокко создает из этих орнаментальных причуд новые и неожиданные композиции. Реалистично пepeдaнные виноградные лозы, цветы и фрукты сплетаются в роскошные гирлянды и букеты, словно насыщенные жизненными соками. Другой излюбленный орнамент - сложнейшие переплетения причудливо разорванных картушей с валиками-гребешками по краям завитков и выпуклыми перлами-зернами, расположенными рядами.  

    Стиль манерен, театрален: колонны, которые ничего не поддеживают (часто они имеют валик на уровне энтазиса — то есть места утолщения колонны, на которое падает основная нагрузка, — и если бы они что-то несли, то именно по этому валику бы и сломались), фронтоны, которые ничего не прикрывают, кронштейны, которые ничего не держат, окна-обманки и т.д. Так, в церкви Покрова в Филях кирпичные стены гладко оштукатурены и поверх штукатурки нарисована кирпичная кладка.

  "Р.Б. Виппер отмечает, что для стиля характерна также двойственность масштаба: одного грандиозного, монументального, другого миниатюрного, узорного, детального"2.

  Нарышкинский храм в общих чертах сохранил форму старого посадского храма, и на нее наложен декор, лишенный всякого конструктивного смысла. Все эти колонны, фронтоны, кронштейны и т.д. и т.п. можно смахнуть со стены, как мел с доски, — и конструкция здания от этого нисколько не пострадает. Для чего же они тогда нужны? А они несут, ограничивают, прикрывают и т.д. и т.п. зрительно.

  Итак, подытоживая  всё вышесказанное, необходимо  ещё раз отметить основные  особенности нарышкинского стиля.  Его постройкам свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки. В этом нарастании рационального начала ярко сказалась тенденции перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре. 
 

§4. Значительные архитекторы.

  Расцвет нарышкинского, или московского, барокко приходится на 1690-е годы и самое начало XVIII века. Эти же годы - лучшая пора творчества Якова Бухвостова, крепостного крестьянина из Подмосковья, самородка-зодчего. Создатель нового стиля в русской архитектуре обладал обширными познаниями зодчего-практика, был способным организатором и вместе с тем имел причудливое воображение. Полный новаторских замыслов, крепостной мастер выполняет в пределах московских и рязанских вотчин заказы знатных вельмож, сподвижников Петра. Архивные документы свидетельствуют, что выдающийся зодчий не только возглавлял строительные артели, но и вникал во все детали в ходе строительства. Показательно, что в постройках Бухвостова присутствуют элементы намеренно введённого западноевропейского ордера (соответствующая терминология используется и в подрядной документации), однако применение им ордерных элементов отличается от принятого в европейской традиции: главным несущим элементом, как и в древнерусской архитектурной традиции, остаются стены, почти исчезнувшие из виду среди многочисленных элементов декора.

  Другой мастер, Иван Зарудный,  родился на территории современной Украины, входившей тогда в состав Речи Посполитой. С 1701 г. он находился на царской службе в Москве, где создал ряд построек, для которых характерна переработка нарышкинского стиля в духе традиций европейской архитектуры того времени. В 1701—07 гг. По заказу Александра Меншикова Зарудным было построено его самое известное творение — церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) вблизи Чистых прудов. Здание было увенчано высоким шпилем, заканчивающимся медной фигурой архангела Гавриила, однако в 1723 г. в результате попадания молнии церковь сгорела, а после восстановления лишилась верхнего яруса и шпиля.

  Также в  стиле нарышкинского барокко  работали Пётр Потапов (Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке), Михаил Чоглоков (Сухаревская башня), Осип Старцев.

Глава 2. Памятники «нарышкинского» стиля.

§1. Церковь Покрова  в Филях.

  В первую очередь следует рассмотреть самый известный памятник нарышкинского стиля – Церковь Покрова в Филях.

  Церковь Покрова в Филях, расположенная на западе Москвы, построена в самом начале 1690-х годов в загородной усадьбе боярина Льва Кирилловича Нарышкина. Филевский храм, объединяющий в себе нижнюю (теплую) Покровскую церковь и верхнюю (холодную) церковь Спаса Нерукотворного, является признанным шедевром нарышкинского стиля. Художественные достоинства памятника, а также уникальная сохранность подлинных интерьеров верхней церкви Спаса Нерукотворного, в иконостасе которой есть иконы Карпа Золотарева и Кирилла Уланова, делают его выдающимся произведением русского искусства раннепетровского времени.

  Первый Покровский деревянный храм в Филях с приделом Зачатия Святой Анны согласно документальным свидетельствам был построен в 1619 году. Филевскими землями в то время владел князь Ф.И. Мстиславский. Посвящение храма празднику Покрова связано с важным событием Смутного времени. 1 октября (по старому стилю) 1618 г. войска польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного предприняли штурм стен Белого города Москвы, отбитый русскими войсками. Это событие положило конец смуте и разорению московского государства. Москвичи видели в победе над войском королевича Владислава знак особого покровительства Богородицы. В память об этом событии было возведено несколько Покровских храмов, в том числе в Рубцове, Измайлове и Медведкове. Попадает в этот ряд и филевский храм.

  В 1689 г.  село Фили было пожаловано  боярину Льву Кирилловичу Нарышкину,  родному дяде царя Петра I по  материнской линии. Прикупив к  Филям соседнее Кунцево, новый  хозяин усиленно занялся обустройством  своих владений. Он выстроил боярские  хоромы, увенчанные башней с часами, разбил обширный парк с прудами  и сад, создал разные службы, конюшенный двор. На месте старой  деревянной церкви Лев Кириллович  возводит величественный храм  Покрова Богородицы - классический  памятник нарышкинского барокко.

  Предание связывает его возведение с событиями Стрелецкого бунта 1682 года, во время которого от рук стрельцов погибли Иван и Афанасий Нарышкины. Их младший брат Лев Кириллович, спрятанный царицей Натальей Кирилловной в переходах на женской половине, молился перед образом Спаса Нерукотворного и дал обет по избавлении от смерти воздвигнуть храм с этим посвящением. Через семь лет, получив филевские земли, Лев Кириллович исполняет свое обещание и закладывает новый каменный храм.

  Точные сроки  строительства каменного храма  неизвестны. Все документы погибли  в большом пожаре, произошедшем  в Филях в 1712 году. Очевидно, работы  начались на следующий год  после получения Львом Кирилловичем  вотчины. "Сохранился ряд свидетельств об отделке внутреннего убранства верхней церкви в 1693-1694 годах. Таким образом, можно предположить, что основные работы проводились в 1690-1693 годах. Возведение каменного храма на территории вотчины в конце XVII века было важным событием для владельца. Церковь сразу же становились основной доминантой, лицом усадьбы. Нарышкинский стиль как нельзя лучше подходил для подобных построек, подчеркивая особую значимость домового храма"3. Репрезентативность, нарядность, торжественность Нарышкинских церквей призваны были выразить знатное происхождение, родовитость феодала, подчеркнуть его богатство.

  Деньги на строительство филевской церкви дали и царица Наталья Кирилловна, и юный царь Петр. По преданию, Петр неоднократно бывал в Филях и даже частенько пел на клиросе Покровской церкви. Она относится к древнему типу храма XVII века "иже под колоколы", то есть в нем совмещены колокольня и церковь.

  Церковь Покрова в Филях построена по принципам формосложения, типичным для русской архитектура XVII в., представляя собой ярусный пятиглавый храм, в котором жёстко разграниченный объёмы колокольни и церкви расположены на одной вертикальной оси, так называемый восьмерик на четверике. Четверик, окружённый полукружиями апсид — собственно сама церковь Покрова, а расположенный выше, на следующем ярусе, восьмерик — церковь во имя Спаса Нерукотворного, перекрытая восьмилотковым сводом. На нём возвышается ярус звона, выполненный в форме восьмигранного барабана и увенчанный ажурной позолоченной гранёной главой-луковкой, в то время как оставшиеся четыре главы завершают апсиды церкви. У основания церкви расположены гульбища, окружающие церковь просторные открытые галереи. Мерный ритм арок галереи с широко и живописно раскинувшимися лестницами подчеркивает эффект движения архитектурных масс кверху. В настоящее время стены храма выкрашены в розовый цвет, подчёркивающий белоснежные декоративные элементы постройки.

  Остается загадкой, какую окраску первоначально имела церковь. Возможно, она была расписана аспидом под мрамор, как храм Троицы в Троице Лыкове, возведенный в те же годы младшим братом филевского владельца Мартемьяном Кирилловичем Нарышкиным. Этот памятник имеет много общего с церковью Покрова в Филях, в частности открытые девятигранные лестницы. Самая ранняя покраска филевской церкви в сине-голубой цвет, обнаруженная при реставрации, относится к середине XVIII века. На протяжении следующего столетия церковь красили в желтый и красный цвета.

  За три века своего существования филевский храм неоднократно подновлялся. "Важной архивной находкой стали обмерные чертежи церкви конца XVIII века с подписью «Сыман под присмотром Архите Казакова». Они были перестроены и получили сходы на две стороны с парапетами от нижней площадки. Вероятно, чертежи были выполнены между 1775 и 1782 годами для каких то реставрационных работ, которыми руководил М.Ф. Казаков. В верхней церкви до сих пор сохранились подоконники из искусственного мрамора, часто встречающиеся в постройках мастера"4. В Отечественную войну 1812 года филевский храм был разорен французами. Огромный урон храму нанесла Великая Отечественная война 1941-1945 годов были утрачены все главы и кресты, а также верхний барабан (третий восьмерик). Первоначальный облик храма был воссоздан в результате реставрационных работ, продолжавшихся с перерывами с 1955 по 1980 год. Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е.В. Михайловский и И.В. Ильенко.

  Красный кирпич и белый камень фасадов, остроумная система конструкции ярусного здания, устремленного ввысь, ажурные кресты над сияющими главами - все это придает церкви сказочную легкость и затейливость "терема" с башнеобразным ступенчатым силуэтом. В этом шедевре, по сути, воплотились все черты, характерные для нарышкинского барокко. И симметричная композиция зданий, и богатые резные фронтоны, завершающие отдельные объемы, и большие дверные и оконные проемы, и открытые парадные лестницы, наконец, изящество и живописность белокаменной декорации на красном фоне.

§2. Новодевичий монастырь.

  Один из ранних памятников нарышкинского стиля — Новодевичий монастырь.

  Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря, который начал складываться в первой половине XVI в., был в основном завершен к концу XVII в. До наших дней он дошел практически в неизменном виде. Ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался перестройкам и реконструктивному вмешательству, здесь отсутствуют воссозданные объекты, ведутся только реставрационные и консервационные работы.

  Его Преображенская церковь (1686) напоминает трехэтажный дворец, поднятый над трехпролетной аркой. Сходство подчеркивают пышные наличники вокруг ложных окон-обманок, нарисованных на кипричной кладке глухой восточной стены. Белые раковины отделяют башнеобразный корпус Преображенской церкви от многоярусных декоративных главок. Купола с шеей (еще одна черта нарышкинского стиля) по форме напоминают экзотические плоды, которых в то время много привозили в Россию.

  Трапезная (1685-1687) построена Софьей как помещение для совместных трапез и как приемный зал. Она перекрыта зеркальным сводом, как Крестовая палата Кремля, и превосходит ее по размерам. Необыкновенно наряден белокаменный карниз, с которого белые консоли как бы свисают, чередуясь с затейливыми наличниками окон.

   Одно целое с трапезной составляет Успенская церковь (1686) из кирпича, с деталями из белого камня. Особенно интересны окна в причудливых и мощных наличниках.

  Колокольня Новодевичьего монастыря (1689-1690) — блестящий пример нарышкинского барокко. Стройный многоярусный столп звонницы очень гармоничен. Колокольня состоит из шести различных по высоте и диаметру восьмериков. В нижнем ярусе первоначально помещался храм Иоасафа. Во втором устроена церковь Иоанна Богослова, в которую со стены ведет широкая белокаменная лестница. Третий ярус предназначен для колоколов "большого звона", и самый большой из них — весом 550 пудов — вклад Софьи. Фестончатая арка напоминает об арабской архитектуре. Четвертый ярус, декорированный белокаменными кругами, предназначался для башенных часов. Один из кругов отмечает место утраченного циферблата. В XVII веке часы вообще помещают везде где только можно (тогда появляется близкое к современному понятие о времени, о минутах; осознание государства как часового механизма). Пятый ярус — для колоколов "малого звона". Архитектура пятого и шестого ярусов и изысканная луковичная главка отличаются от архитектуры нижних ярусов, автором которых предположительно является Осип Старцев. Уменьшение восьмериков ввысь, чередование глухих объемов со сквозными, подчеркнуная устойчивость основания придают колокольне выразительность и композиционную завершенность. 72-метровая вертикаль объединила в одно целое все монастырские постройки. При подходе с восточной стороны она оказывается посередине стены между двумя башнями ограды, усиливая главную композиционную ось монастыря.

Информация о работе Нарышкинский стиль. Памятники «нарышкинского» стиля