Мультимедиа-технологии в музыкальной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:02, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена изучению интерпретаций концерта для фортепиано с оркестром №2 И. Брамса выдающимися пианистами ХХ в. Целью работы является создание мультимедийной презентации для последующего использования в педагогической работе. Презентация позволяет не только прослушать произведения в различных интерпретациях, но обрисовать творческий облик пианистов ХХ в. и представить теоретический разбор произведений.

Содержание

Введение 3
Технология мультимедиа: краткая характеристика 6
1.1 Определение, краткий исторический экскурс и основные возможности технологии 6
1.2 Основные носители, типы данных мультимедиа-информации и средства их обработки 8
Мультимедиа-технологии в современном музыкальном образовании 12
Назначение авторской презентации «Концерт для фортепиано с оркестром №2 И. Брамса», этапы ее создания17
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Резюме 26
Приложение 1. Презентация «Концерт для фортепиано с оркестром №2 И. Брамса»

Работа содержит 1 файл

Алданова.Реферат по информатике.doc

— 812.00 Кб (Скачать)

Среди других отметим Microsoft Photo Editor, PhotoImpact – графический пакет, предназначенный не только для создания и редактирования изображений, но также для их просмотра, который позволяет сразу видеть результаты преобразований.

Для редактирования видео  существует большое количество программных  продуктов, в том числе одна из наиболее распространённых программ редактирования цифрового видео Adobe Premiere.

В современном мире широкое  распространение благодаря своей наглядности и эффективности в донесении информации получила форма презентации. Одной из самых популярных презентационных программ является Power Point, входящая в пакет Microsoft Office. По количеству изобразительных и анимационных эффектов она не уступает многим авторским средствам мультимедиа. Её возможности достаточно широки – использование рисунков, графических изображений, диаграмм, анимационных эффектов, добавление аудио- и видео-файлов. Возможность наложения звуковых эффектов и внедрения небольших видеороликов обеспечивается использованием технологии видеомонтажа и редактирования звука. Удобная слайдовая структура и возможность разместить достаточный объем графической и текстовой информации обусловили широкое использование презентаций Power Point, которые возможно проводить не только в отдельно взятом помещении, но и в локальной сети, а также в глобальной системе Интернет.

 

2. Мультимедиа-технологии  в современном музыкальном образовании

 

На протяжении многих столетий музыканты использовали исключительно акустические инструменты, а нотная запись была единственным способом фиксации музыки. Появление электронных звукозаписывающих устройств, музыкальных инструментов и специализированных компьютерных программ открыло новую страницу в музыкальной жизни человечества. В XXI веке они стали вполне доступными для любительской аудитории, получили применение и в профессиональном музыкальном образовании. Использование этих достижений прогресса открыло большие перспективы в учебной деятельности музыкантов и создало условия для модернизации этой образовательной сферы.

Музыкальный компьютер  становится незаменимым в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального оформителя, музыкального редактора  и начинает всё шире применяться  в преподавательской деятельности. Данные технологии открывают новые возможности для творческого эксперимента, расширения творческого кругозора, художественного багажа учащихся, и это делает обучение владению ими особенно актуальным.

В последнее время всё большее влияние на развитие школьного музыкального образования стали оказывать компьютерные мультимедийные технологии, поскольку одной из обширных областей применения достижений технологий мультимедиа в образовательном процессе является обучение дисциплинам художественно-эстетического цикла, в учебных материалах которых значительное место занимают музыка, иллюстрации, видеоизображения. Компьютерная среда, создаваемая с помощью мультимедийных средств, формирует условия для развития инновационного мышления, а также обеспечивает возможность в процессе изучения художественно-эстетических дисциплин в учебных заведениях и при самостоятельной работе создать предпосылки для интеллектуального и личностного развития учащихся и оптимизации образовательного процесса.

Очевидно, что дальнейшее развитие музыкальной педагогики должно опираться на передовые достижения науки и техники хотя бы потому, что появляются новые и новые разновидности электронных музыкальных инструментов (синтезаторы, компьютерные MIDI-контроллеры). Кроме того, в комплексе учебных дисциплин музыкальных специализаций достаточно много теоретических. Их изучение предполагает работу с большим объёмом информации, что делает использование компьютера в учебном процессе не только возможным, но и желательным.

Мультимедийные возможности не исключают традиционных форм обучения, основанных на непосредственном творческом общении, но создают новые позитивные факторы в обучении, в частности значительное увеличение доли и эффективности самостоятельной работы учащихся. Возможен постепенный переход от сложившегося типа обучения в почти обязательной трёхступенной системе щкола-училище-вуз к различным альтернативным системам. Это позволит преодолеть предметно-информационное дублирование, оптимизировать методики преподавания, сократить сроки обучения.

Интенсивное развитие теоретических средств информационных технологий обучения предоставляет лишь хорошие дидактические возможности, эффективность реализации которых в значительной мере зависит от уровня развития, дидактической обоснованности и «технологичности» методического обеспечения.

Генеральная цель, сверхзадача музыкального образования – обеспечить совершенствование  личности, воспитание музыкальной, художественной культуры. Отсюда необходимость разработки музыкальных образовательных систем, направленных на систему развития личности человека. Внедрение компьютера в учебный процесс в рамках личностно-ориентированной модели обучения способствует развитию обучаемого как личности, формирует у него потребность в самообразовании, саморазвитии. 

Особенно важным является то, что с помощью мультимедиа-технологий учащийся может проходить материал в наиболее подходящем для него темпе и сочетании зрительных и слуховых образов. Процесс, формы и характер общения с компьютером, так же как и выполнение необходимых аспектов программы, в основном регламентирует сам учащийся. В результате доминирующей для него становится основная задача всего процесса обучения, связанная с овладением знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной музыкальной деятельности, появляется устойчивый интерес к учёбе и познавательные мотивы, формируются потребности в самообучении, саморазвитии, умение самоопределяться в учебной деятельности, осознание личной ответственности в ней. Отмечена отчётливая связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Внимание во время работы с музыкальной обучающей программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время.

Компьютерные музыкальные программы позволяют не только слушать музыку в качественном исполнении, просматривать фрагменты произведений в цифровой видеозаписи, но и дают доступ к разнообразным материалам, связанным с миром искусства (архитектура, пластические искусства, живопись, литература, народные промыслы).

Обучающие музыкальные  программы могут найти применение на всех уровнях системы музыкального образования. Мультимедийные системы могут успешно применяться в профессиональном музыкальном образовании при обучении и повышении квалификации. Их использование обеспечивает естественность процесса обучения, позволяет сократить его срок, способствует формированию полного, компактного и глубокого по содержанию комплекса знаний по предмету.

Меняется позиция педагога, который становится носителем нового педагогического мышления и принципов  педагогики сотрудничества. Он получает возможность проектирования и перепроектирования (в зависимости от потребностей учебного процесса) своей деятельности.

Нельзя не сказать  о возможностях современных информационных технологий, имеющих отношение к музыкальной науке. Ведь на базе компьютерной техники можно создать весьма эффективные тренажёрные комплексы для всех дисциплин системы музыкального образования.

Использование мультимедиа  технологий в музыкальном образовании  даёт возможность:

  1. автоматизировать практические занятия по развитию музыкальных способностей, а также развивать музыкальный слух у лиц, обладающих его дефектами;
  2. вести контроль за усвоением пройденного материала;
  3. изучать принципы композиции, аранжировки, формообразования, исследовать тембры, темпы, и другие элементы музыкальной речи;
  4. создания различных справочных систем, выполняющих учебно-образовательные функции в рамках изучения музыки, а также её преподавания;
  5. в художественно-профессиональном становлении педагога-музыканта важную роль играет его общая музыкальная и исполнительская подготовка. Широкий музыкальный кругозор является основой полноценной творческой жизни музыканта. Выпущено большое количество образовательных CD-ROM: существуют антологии творчества композиторов с разбором музыкальных произведений, музыкальные энциклопедии, охватывающие творчество 1400 композиторов, начиная с 17 века;
  6. машинная каталогизация позволяет не только надёжно сохранять музыкальный материал, но и получать информацию по всем его свойствам и параметрам;
  7. возможно использование компьютерной техники для анализа музыкальных произведений (музыковедческий анализ, исследование и сравнение музыкальных стилей, жанров и т. д.);
  8. часто для анализа стиля композитора или определения общих закономерностей мелодий народных песен надо просмотреть тысячи мелодий: это так называемый формальный анализ музыки. Его может быстро выполнить компьютер.

Трудности компьютеризации музыкального образования заключаются в том, что компьютер нельзя просто добавить к существующей дидактической системе. Необходимо осуществить его интеграцию с инфраструктурой образования с учётом исторических и  психологических аспектов проблемы, опираясь на определённые теоретические концепции учебного процесса.

Доступность и удобство программного обеспечения создадут невиданные по масштабам условия  для музыкального творчества. Каждый желающий сможет попробовать себя в  роли композитора, аранжировщика и звукорежиссёра.

На фоне такого массового  увлечения возрастёт престиж  и качество традиционного музыкального образования, содержание которого станет более высокотехнологичным и  интенсивным, настраиваемым на любые  специфические задачи, полностью  индивидуализированным.   

 

3. Назначение авторской презентации «Концерт для фортепиано с оркестром №2 И. Брамса», этапы создания

 

Данная презентация посвящена интерпретации концерта для фортепиано с оркестром №2 И. Брамса. Проект может быть использован как наглядное и слуховое пособие для пианиста, взявшего в свой концертный репертуар это произведение. Актуальность и новизна данной презентации в том, что не существует специальных материалов, посвящённых данному произведению (за исключением интернет-ресурсов, отдельных дисков, небольших статей в книгах). В связи с этим можно рассматривать презентацию и как ознакомительно-просветительный проект.

 По содержанию презентацию можно разделить на три раздела:

1) История создания концерта и непосредственно разбор его содержания и структуры;

2) Творческие портреты и особенности исполнения выдающихся пианистов ХХ в.;

3) Интерпретация концерта для фортепиано с оркестром №2 И. Брамса каждым из исполнителей.

Для создания презентации  я пользовалась программой Роwer Роint, которая предоставляет возможность создавать и демонстрировать презентации.

Роwer Роint предоставляет пользователю возможность работать и просматривать информацию в различных видах, который обеспечивают максимальное удобство при вводе текста, создании заметок, добавлении графики и др. Таких видов насчитывается пять и установить их можно, нажав одну из кнопок внизу главного окна программы.

  1. Вид слайдов наиболее удобен, если мы постепенно формируем каждый слайд, выбираем для него оформление, вставляем текст или графику.
  2. Вид структуры следует устанавливать для работы над текстом презентации. В этом случае возможно просмотреть заголовки всех слайдов, весь текст и структуру презентации.
  3. Вид сортировщика слайдов наиболее удобен для добавления переходов и установки длительности пребывания слайда на экране. Кроме того, в этом режиме можно переставлять слайды.
  4. Вид заметок предназначен для создания заметок к докладу. В режиме заметок каждый слайд, выдаваемый на экран, сопровождается пустой страницей ниже основного кадра.
  5. Демонстрация используется для того, чтобы увидеть результаты работы. В этом режиме слайды по очереди выводятся на экран.

Рассмотрим подробнее  два способа отображения – вид слайдов и вид сортировщика слайдов. В режиме слайдов мы проводим основную работу по изготовлению картинки: вводим и редактируем тексты в метках-заполнителях; вставляем и редактируем объекты (графические, звуковые); создаем собственные рисунки. В режиме слайдов мы проводим основную работу по художественному оформлению создаваемой презентации. В данном режиме можно: снабдить каждый слайд дополнительными визуальными эффектами (указать, как выделенный слайд будет появляться на экране или "оживить" текстовые фрагменты при демонстрации слайда); снабдить слайд дополнительными свойствами (установить интервал времени, в течение которого картинка будет находиться на экране). В режиме сортировщика удобно проводить общие монтажные операции со слайдами: удалять выделенные слайды, переставлять, вставлять новые.

Для создания презентации  необходимо несколько этапов работы.

Первый этап условно можно назвать подготовкой к созданию презентации. В него входит подбор необходимой информации и поиск материала для успешного осуществления замысла. Для моей презентации в основном использовались фотографии выдающихся пианистов ХХ в., портреты композитора и аудио-исполнение каждого музыканта. Так же отбирался и редактировался текстовый материал для слайдов презентации(статьи из книг, интернет-ресурсы).

Второй этап связан с подготовкой материалов, которые планируется использовать в данной презентации.

Прежде всего, требуется  отсканировать подготовленный материал. Так как рисунок часто не соответствует  параметрам презентации, необходимо его  откорректировать, например, в программе Photoshop.

Следующая стадия в подготовке к созданию презентации – обработка музыкальных файлов. Практически каждый слайд сопровождается звуковой дорожкой (концерт для фортепиано с оркестром №2 И. Брамса). В данной презентации для преобразования звуковых файлов формата *.cda в формат *.MP3 была использована программа Sound Forge. Для этого в ней необходимо открыть заранее сохранённый файл, он отображается в виде звуковой диаграммы. Здесь можно чётко проследить звуковые колебания, кульминационные волны и спад звучности.

Третий этап – это непосредственное создание запланированной презентации.

Презентация Power Point представляет собой комплекс подготовленных для показа слайдов, содержащих нужную для отображения информацию. При запуске программы автоматически появляется новая пустая презентация. Для создания презентации существует несколько способов, наиболее точно отражающих замысел автора. Вкладка New Presentation состоит из четырёх разделов:

Информация о работе Мультимедиа-технологии в музыкальной практике