Мультимедиа-технологии в музыкальной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:02, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена изучению интерпретаций концерта для фортепиано с оркестром №2 И. Брамса выдающимися пианистами ХХ в. Целью работы является создание мультимедийной презентации для последующего использования в педагогической работе. Презентация позволяет не только прослушать произведения в различных интерпретациях, но обрисовать творческий облик пианистов ХХ в. и представить теоретический разбор произведений.

Содержание

Введение 3
Технология мультимедиа: краткая характеристика 6
1.1 Определение, краткий исторический экскурс и основные возможности технологии 6
1.2 Основные носители, типы данных мультимедиа-информации и средства их обработки 8
Мультимедиа-технологии в современном музыкальном образовании 12
Назначение авторской презентации «Концерт для фортепиано с оркестром №2 И. Брамса», этапы ее создания17
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Резюме 26
Приложение 1. Презентация «Концерт для фортепиано с оркестром №2 И. Брамса»

Работа содержит 1 файл

Алданова.Реферат по информатике.doc

— 812.00 Кб (Скачать)


Министерство культуры Республики Беларусь

Учреждение образования  «Белорусская государственная академия музыки»

 

 

 

 

 

 

 

 

Мультимедиа-технологии в музыкальной  практике. Опыт создания мультимедийной презентации «Концерт для фортепиано с оркестром №2 И. Брамса».

 

 

 

 

 

Реферат по курсу «Основы

информационных технологий»

магистранта кафедры

ФКМ

Алдановой Анастасии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК, 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 

3

1.

Технология мультимедиа: краткая характеристика

6

 

1.1 Определение, краткий исторический экскурс и основные возможности технологии

6

 

1.2 Основные носители, типы данных мультимедиа-информации и средства их обработки

8

2.

Мультимедиа-технологии в современном музыкальном образовании                                                                       

12

3.

Назначение авторской  презентации «Концерт для фортепиано с оркестром №2 И. Брамса», этапы ее создания

17

 

Заключение 

22

 

Список использованной литературы

24

 

Резюме 

26

 

Приложение 1. Презентация  «Концерт для фортепиано с оркестром №2 И. Брамса»

28


 

 

Введение

 

Искусствознание и музыкальная  педагогика в настоящее время  открывают для себя новые направления  исследований: информационные технологии в искусстве и культуре, в музыкальном творчестве и музыкальном образовании, информационная культура учителя музыки.

Одним из направлений  развития современной педагогической науки и практики, отвечающим современному состоянию науки, культуры и человеческой деятельности, является процесс информатизации образования. Новые информационные технологии, возникшие как следствие общей тенденции информатизации общества, находят всё большее применение в образовательном процессе при преподавании различных дисциплин.

Процесс информатизации образования в настоящее время  находится в стадии интенсивного роста. На сегодняшний день имеется большое количество теоретических и практических разработок по использованию компьютерной техники при преподавании естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: алгебры, геометрии, черчения, иностранных языков.

Накопленные теоретические и практические результаты свидетельствуют о том, что компьютеризация процесса обучения создает активные условия для воспитания музыкантов. Экспериментов и достижений в области использования компьютера для музыкального обучения достаточно много. Однако все передовые технологии пока не нашли систематического и целенаправленного применения в музыкальном образовании. Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающих технологий – это один из путей повышения эффективности обучения. Активное внедрение компьютерных разработок в повседневную практику радикально меняет представления о творческой, научно-исследовательской и педагогической работе в музыкальной области.

Потребности современного образовательного процесса приводят к  пересмотру уровней соотношения  традиционных и инновационных методов в подготовке будущего преподавателя. Применение информационных технологий в музыкальном образовании связано с такими проблемами, как практическое освоение электронной и компьютерной музыки, нотных редакторов; использование музыкально-компьютерных технологий и электромузыкальных инструментов в современном образовательном процессе. Особенно важной становится информационная культура учителя музыки, в связи с чем необходимым становится оптимальное программное обеспечение профессиональной деятельности, применение информационных технологий в самообразовании музыканта.

Особенностью музыкального образования является высокая степень его индивидуализации. На базе компьютерной техники созданы обучающие, тренажёрные и контролирующие комплексы для различных дисциплин системы музыкального образования и развития творческих способностей учащихся. Применение компьютерных технологий в музыкальном образовании особенно эффективно и целесообразно в преподавании музыкально-теоретических дисциплин. Некоторые трудности в преподавании теории музыки, гармонии, сольфеджио, анализа музыкальных произведений возможно решить посредством внедрения в учебный процесс новых информационных технологий.

 Информационные технологии являются полифункциональным средством познания, универсальной образовательной технологией, обладающей адаптивными свойствами, способной объединить в себе элементы используемых ранее образовательных технологий как обобщённый механизм взаимодействия сложившихся традиций и новаций. Их использование способствует совершенствованию и централизации управления учебным процессом, оптимальному распределению информации, положительно влияет на особенности познавательной деятельности учащихся, даёт возможность более полной реализации дидактических принципов, изменяет роль учителя.

Развитие информационных технологий и средств массовой коммуникации требует серьезных перемен в  подготовке музыкантов-профессионалов. Все большее распространение  получают компьютеры, обладающие широким  спектром музыкальных возможностей. В настоящее время они становятся незаменимыми в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального редактора и начинают все шире применяться в преподавательской деятельности. Таким образом, информационные технологии становятся реальным достоянием музыкальной культуры и фактором ее развития.

Данная работа посвящена  изучению интерпретаций концерта для фортепиано с оркестром №2 И. Брамса выдающимися пианистами ХХ в. Целью работы является создание мультимедийной презентации для последующего использования в педагогической работе. Презентация позволяет не только прослушать произведения в различных интерпретациях, но обрисовать творческий облик пианистов ХХ в. и представить теоретический разбор произведений.

 

  1. Технология мультимедиа: краткая характеристика

 

  • О1.1. Определение, краткий исторический экскурс и основные возможности технологии.
  •  

    Мультимедиа в широком значении – социокультурный феномен, включающий разные аспекты. В буквальном смысле этот термин обозначает «многосредность». Под мультимедиа понимают и программу, и продукт (созданный на основе мультимедиа технологий), и специальное компьютерное оснащение. Это компьютерные технологии, содержащие одновременно информацию разных типов – текст, графика, звук, речь, анимация, видео. Отличительной чертой мультимедиа-технологий является то, что информация хранится исключительно в цифровой форме.

    Термин мультимедиа в 1965 году был использован для описания Exploding Plastic Inevitable, совместившего в себе живую рок-музыку, кино, экспериментальные вые эффекты и нетрадиционное искусство. В течение сорока лет данный термин приобретал различные значения. В конце 1970-х годов этот термин обозначал презентации, составленные из изображений, получаемых от нескольких проекторов, синхронизированных со звуковой дорожкой. В 1990-г термин стал обозначать то, что он значит сейчас. В настоящее время термин мультимедиа в основном используется для обозначения способа донесения информации до пользователя через интернет. При этом информация  представляется пользователю различными способами, такими как: аудио, видео, изображение, текст. Зачастую пользователь имеет возможность не просто просматривать, но и взаимодействовать с полученной информацией.

    Таким образом, основными  принципами мультимедиа-технологий являются:

    1) раскрытие информации с помощью различных её видов;

    2) нелинейная организация текста (гипертекстовая система);

    3) художественный дизайн интерфейса и средств навигации;

    Интерес к мультимедиа  в области музыкального образования  стал интенсивно проявляться в конце 1980-х годов. Интенсификация усвоения материала происходит во многом оттого, что происходит воздействие на многие органы чувств. Это повышает усвоение информации, по исследованию психологов, в несколько раз – информация может усваиваться не на привычные 10-20 %, а на 75 %, а также усиливает эмоциональную составляющую в процессе обучения.

    Среди основных целей  применения мультимедиа-технологий принято  выделять три основных:

    ▪ популяризаторскую (в виде домашних библиотек);

    ▪ научно-просветительскую или образовательную, в качестве методических пособий, как предложенных на рынке, так и созданных как самостоятельная разработка;

    ▪ научно-исследовательскую;

    Таким образом, использование  мультимедийных технологий возможно в  разных сферах музыкального искусства  и образования. Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой пользователь обретает качественно новые возможности. Самое широкое применение мультимедиа технологии нашли в образовании - от детского до пожилого возраста и от вузовских аудиторий до домашних условий. Мультимедиа продукты успешно используются в различных информационных, демонстрационных и рекламных целях, внедрение мультимедиа в телекоммуникации стимулировало бурный рост новых применений.

    Развитие мультимедиа  технологий в информационном обществе справедливо сравнивают по значимости с появлением кино в индустриальном обществе. Активно популяризируется идея использования уже существующих глобальных компьютерных сетей для нужд высшего образования. С этой целью предлагается объединить усилия мировых университетов на базе гипермедиа технологий.

    1.2. Основные носители, типы данных мультимедиа-информации и средства их обработки

    В качестве основных носителей  данных используются средства, способные сохранять огромное количество разнообразной информации. В большинстве случаев мультимедийные проекты ориентированы на компьютерные носители и средства их воспроизведения (CD-ROM), на специальные телевизионные приставки (CD-1) или на телекоммуникационные сети, из наиболее современных носителей – это flash-память.

    Технологии мультимедиа  предполагают работу с несколькими  типами данных информации:

        1. текст;
        2. звуковые эффекты – сохранение в цифровом виде звучания музыкальных фрагментов, созданных на компьютере либо записанных и оцифрованных;
        3. двух- и трёхмерная графика (2-D, 3-D) – изображения, имеющие не только длину и ширину, но и глубину;
        4. анимация – воспроизведение последовательности картинок, создающее впечатление движущегося изображения;
        5. видеоизображение.

    В зависимости от данных типов существует множество программных  средств для разработки мультимедийных приложений. Мультимедийные приложения – это различные энциклопедии, интерактивные курсы обучения по всевозможным предметам, игры и развлечения, работа с Интернет, тренажёры, средства торговой рекламы, электронные презентации, информационные киоски, установленные в общественных местах и предоставляющие различную информацию, и др.

     Для обработки информации используются текстовые, графические и звуковые редакторы, а также редакторы видеоизображений, программы для реализации гипертекстов и др.

    В области работы с  текстовыми документами основным является приложение пакета Microsoft Office – Word, – позволяющее форматировать текст по многим параметрам – шрифт, его размер и цвет, расположение текста на странице (в строке, абзаце) и многое другое в подготовке документов.

    В области работы со звуком программы можно разделить на два типа – MIDI-секвенсоры (Musical Instrument Digital Interface – цифровой интерфейс музыкальных инструментов), предназначенные для создания музыки, и программы, ориентированные на цифровые технологии записи звука, так называемые звуковые редакторы.

    Среди существующих звуковых редакторов отметим Adobe Audition – один из популярных пакетов для работы со звуком. В его основе – мощный аудио редактор, аудио рекордер, позволяющий записывать качественные многодорожечные композиции, а так же заниматься редактированием звуковых файлов.

    Одним из лидеров является звуковой редактор Sound Forge, имеющий удобный интерфейс, позволяющий редактировать музыку и кодировать её в форматах WAV, MP3 и др.

    Одним из способов представления  изображения в компьютере является растровая графика. В этом случае изображение образуется элементами – пикселями, плотность расположения которых определяет размер и точность изображения. Другой способ представления изображения – векторная графика, основанная на геометрическом описании объектов, составляющих рисунок.

    Пакет Adobe Photoshop предоставляет возможность профессиональной работы с реестровыми изображениями, в том числе с фотографиями в цифровой форме, а также объектами из программ векторной графики. Он обладает полным набором инструментов для коррекции цвета, ретуширования, регулировки контрастности и насыщенности цветов, создания различных цветовых эффектов.

    Информация о работе Мультимедиа-технологии в музыкальной практике