Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является систематизирование и обобщение материала, касающегося картины, чтобы из разрозненных источников создать, наконец, законченный образ.
Для достижения этой цели в работе были рассмотрены история картины, техника, использовавшаяся при ее написании, основные мнения и версии относительно личности модели и некоторых спорных моментов, связанных с элементами и композицией картины.
Введение 3
Глава I. История картины 5
Глава II. Техника и композиция картины
2.1 «Сфумато» - очередное изобретение великого гения 13
2.2 Описание и композиция картины 16
Глава III. Секреты Джоконды
3.1 Улыбка Моны Лизы и другие секреты картины 19
3.2 Джоконда – кто она? 26
Заключение 31
Список литературы 33
Глава III. Секреты Джоконды
3.1 Улыбка
Моны Лизы и другие секреты картины.
Автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье в 1855 году придумал загадочную улыбку «Джоконды». До него никто не видел в ней никакой тайны. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя.
После
него загадочная улыбка превратилась
для публики в главное
Особенность этой улыбки в том, что она показана не как факт, а как процесс: еле заметные движения, приподнимающее уголки губ, меняющее мимику лица.
Мнения исследователей насчет портрета Джоконды и ее загадочной улыбки расходятся. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной. Биограф Леонардо да Винчи Джорджио Вазари, восхищаясь глубокомысленным содержанием портрета, пишет, что у изображенной Моны Лизы необыкновенное и положительное духовное состояние: «Так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию… У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной»7.
А.Л. Волынский — литератор 19 века и исследователь художественной деятельности Леонардо да Винчи — характеризует портрет Моны Лизы совсем иначе. Загадочную улыбку исследователь искусств охарактеризовал как ядовитую усмешку, вместе с неприятным и насмешливым взглядом узких глаз.
Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Это ничего не означающее мимолетное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека»8.
Высказал своё мнение о портрете и Зигмунд Фрейд, назвав улыбку Джоконды улыбкой матери художника и так описав ее: «Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»9. Идею основоположника психоанализа позднее поддержал Сальвадор Дали.
Современные ученые тоже анализируют таинственный портрет. С помощью компьютера попытались расшифровать улыбку Джоконды — компьютерная программа Urbana-Champaign, созданная учеными из Нидерландов и США проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций. Если верить программному вычислению, то, можно сказать, что Мона Лиза на картине Леонардо да Винчи на 83% счастливая, на 9% — испытывает чувство отвращения, на 6% — полна страха и на 2% — злая.
Как выяснили психологи, люди воспринимают Мону Лизу совершенно по-разному даже в зависимости от своего настроения - одним зрителям она явно улыбается, другим корчит рожи, а на третьих вообще не обращает внимания. Иными словами, в этой картине люди видят самих себя - то, какие они есть на самом деле.
Недавно журнал New Scientist, газета The Independent, а вслед за ними многие информационные агентства сообщили, что секрет улыбки разгадан американскими офтальмологами Кристофером Тайлером и Леонидом Концевичем. Эти специалисты из Научно-исследовательского института глаза в Сан-Франциско считают: тайна знаменитого произведения — в специфике нашего восприятия, которое как раз и учел Леонардо да Винчи. Откуда в лице Моны Лизы такое богатое разнообразие эмоций? Оно кроется в помехах, которые возникают в нашей системе визуализации. Глаз человеческий очень восприимчив к свету. Число фотонов, попадающих в отдельные клетки сетчатки, колеблется. Они активизируют абсорбирующие пигменты, возникают шумы в работе нейронов, которые отвечают за передачу визуальных сигналов в мозг. В итоге картинка чуть искажается и представляется тем более “разной” и живой, чем больше времени мы на нее смотрим.
Любопытную версию предложил... один дантист. Итальянец Филиппо Сурано выдвинул теорию, что необычный, загадочный изгиб губам Моны Лизы, сложенным в полуулыбку, придали крепко сжатые зубы. Доктор предполагает: позировавшая художнику дама страдала от вредной привычки — непроизвольно скрежетала зубами во сне или в моменты нервного стресса. А так как сеансы позирования были длительными и сильно ее утомляли, она непроизвольно стискивала зубы.
Больше года назад свою версию, объясняющую феномен “Джоконды”, предложила профессор Гарвардского университета Маргарет Ливингстон. Она выступила на ежегодном собрании Американской ассоциации за прогресс в науке.
По мнению этой ученой, сообщало Би-би-си, эффект мерцающей улыбки связан с эффектом периферического зрения. Улыбка Моны Лизы очевидна только тогда, когда зритель смотрит ей не прямо на губы, а на другие участки лица. Ливингстон предположила: иллюзия исчезновения улыбки при смене угла зрения связана с тем, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию. Особенности же нашего визуального восприятия таковы, что прямое зрение хорошо воспринимает детали и плохо — тени. “Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением, — заявила перед коллегами Ливингстон. — Такие художники, как да Винчи, импрессионисты и другие, открыли истины, которые ученые только сейчас начинают постигать”.
Совсем недавно ученые заявили поклонникам Джоконды, что, по-видимому, реальная женщина, ставшая ее прототипом, говорила баском.
Применяя новейшие методы криминалистики и компьютерной обработки изображений, инженеры из Японской акустической лаборатории реконструировали голос Моны Лизы. В качестве отправной точки послужило самое знаменитое полотно великого изобретателя — с женщиной, прославившейся на весь мир самой загадочной улыбкой.
Используя портрет, авторы этой работы просчитали положение огромного числа характерных точек и реконструировали строение костей черепа женщины, учли ее возраст (в момент, который отображён на картине), рост, особенности анатомии (форму носа, например) и другие детали, чтобы синтезировать голоса.
"Мы полагаем, что создали голоса, которые являются очень близкими к ее реальному голосу. Возможно, он действительно звучал именно так", — сказал руководитель лаборатории Матсуми Сузуки.
В результате из уст Джоконды можно услышать следующую фразу на итальянском языкее: "Я Мона Лиза. Моя реальная сущность сокрыта тайной".
Сузуки говорит, что, настраивая программу для реконструкции, он предполагал, что женщина на легендарном полотне Леонардо была ростом 168 сантиметров. Что и "обеспечило" её относительно низкий, для женщины, тон.
"Мы не можем сказать точно, какого роста она была. Но мы проанализировали длину её правого среднего пальца и смотрели на среднюю высоту итальянских женщин", — пояснил автор необычной работы. Также Сузуки заявил, что он придал Моне Лизе немного носовой тон из-за её относительно большого носа.
В добавок ко всему канадские эксперты провели трехмерное сканирование. Таким образом им удалось добраться до недоступных ранее самых нижних слоев картины и узнать еще несколько секретов загадочной итальянки.
Сейчас ученые утверждают, что незадолго до создания портрета у Джоконды родился второй сын. Оказывается, при тщательном изучении полотна стало понятно, что Мона Лиза одета в платье особого покроя: в XVI в. такие наряды носили беременные или только что родившие женщины. Раньше этот факт не был известен, потому что одежда на картине слишком темная, и заметить такие нюансы невооруженным глазом было нереально.
"Теперь
можно с уверенностью сказать,
что портрет был написан в
честь рождения второго сына",
- говорят исследователи
Кроме того, после сканирования оказалось, что, вопреки общепринятому мнению, волосы Джоконды не рассыпаны по плечам, а скрыты под накидкой, из-под которой выбиваются лишь несколько прядей. Впрочем, это не стало большим сюрпризом: историки знают, что в эпоху Ренессанса с непокрытой головой ходили лишь совсем молодые девушки или женщины недостойного поведения.
Несколько лет назад парижский инженер Паскаль Котт раскрыл еще несколько секретов загадочной итальянки.
Началось всё, по словам Котта, ещё в 1960-х годах. Когда Паскаль, будучи мальчиком (сейчас ему 52 лет), впервые увидел "Мону Лизу" в Лувре (Louvre), он провёл несколько часов, разглядывая картину.
Прошло время, и теперь уже инженер Паскаль Котт снова принялся её рассматривать, но с использованием специальной техники. Четыре года назад он сделал серию снимков "Джоконды" с помощью специального 240-мегапиксельного сканера собственного изобретения. На это он потратил ещё больше времени — примерно 3 тысячи часов.
Однако терпеливый исследователь не ограничился обычным светом — он применил 13 разных светофильтров. Использовал даже инфракрасное и ультрафиолетовое освещение. Так и выяснилось, что первоначально загадочная женщина была изображена не так, как мы привыкли её видеть сейчас.
Во-первых, обнаружилось, что лицо сначала было несколько другим — оно было чуть более широким, а улыбка — несколько более выразительной.
Во-вторых, выяснилось, что да Винчи решил поменять положение двух пальцев на левой руке дамы.
И, в-третьих, стало понятно, что поначалу Мона Лиза этой самой рукой поддерживала покрывало, которое сейчас уже почти не видно из-за того, что краски поблекли. Котт заметил, что с тех пор художники, копируя это знаменитое полотно, передавали это положение руки, вовсе не понимая, почему оно именно таково.
Обнаружился ещё один интересный момент, касающийся некоторых деталей. У Моны Лизы не прорисованы ни брови, ни ресницы. Однако Котт, рассмотрев глаза красавицы на своих детальных снимках, заметил, что крошечные трещины в краске несколько меньше окружающих. Это свидетельствует о том, что некогда кто-то, возможно, некий реставратор во время своей работы стёр частицы краски, показывавшие брови и ресницы.
Также Котт выяснил, что цвета красок картины, к которым мы сейчас привыкли, совсем не такие, как были когда-то давно. Это, конечно, неудивительно, но упорный исследователь разобрался, какими именно они были полтысячелетия назад.
Инженер сделал "виртуальную реставрацию" картины, и она предстала в оригинальном виде. Оказалось, что цвет кожи был "тёплым" розовым, а небо на фоне — не серо-зелёным, а сияющим голубым.
А
с помощью инфракрасного
Состояние лака, несколькими слоями покрывающего холст, оставляет, по данным Котта, желать лучшего. Кое-где образовались наслоения, темноватые пятна, которые искусствоведы сочли признаками болезни Джоконды. На самом деле, отмечает изобретатель, модель Леонардо, судя по всему, была совершенно здорова и гораздо красивее, чем она предстала перед нашими современниками.
Однако
на этом Паскаль Котт не останавливается
и продолжает изучать шедевр да Винчи.
Видимо, старательный парижанин решил
в какой-то степени последовать
словам Леонардо, сказавшего когда-то,
что работа над произведением
искусства никогда не может закончиться,
а может быть только лишь заброшена.
3.2 Джоконда
– кто она?
По поводу личности дамы, изображенной на картине существует бесчисленное множество версии. В этой работе мы приведем лишь несколько из них.