Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является систематизирование и обобщение материала, касающегося картины, чтобы из разрозненных источников создать, наконец, законченный образ.
Для достижения этой цели в работе были рассмотрены история картины, техника, использовавшаяся при ее написании, основные мнения и версии относительно личности модели и некоторых спорных моментов, связанных с элементами и композицией картины.
Введение 3
Глава I. История картины 5
Глава II. Техника и композиция картины
2.1 «Сфумато» - очередное изобретение великого гения 13
2.2 Описание и композиция картины 16
Глава III. Секреты Джоконды
3.1 Улыбка Моны Лизы и другие секреты картины 19
3.2 Джоконда – кто она? 26
Заключение 31
Список литературы 33
Содержание.
Введение
Глава
I. История картины
Глава
II. Техника и композиция картины
2.1 «Сфумато» - очередное изобретение великого гения 13
2.2 Описание и композиция
картины
Глава III. Секреты Джоконды
3.1 Улыбка Моны Лизы и другие секреты картины 19
3.2 Джоконда – кто она?
Заключение
Список
литературы
Введение
Знаменитая «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи относится к числу наиболее загадочных портретов в истории мировой живописи. Здесь все тайна: возникновение картины, личность изображенной женщины, необъяснимая изменчивость ее лица.
Вот уже без малого пять веков как миллионы людей любуются этим шедевром мирового искусства. Мона Лиза» Леонардо да Винчи до настоящего времени является непревзойденным по стилистике и мастерству портретом.
Художник не оставил никаких сведений об этой работе. Неизвестно кто ему позировал, неизвестен заказчик – ничего. Хотя Леонардо скрупулезно вел свои дневники и подробно описывал в них все работы, изобретения, а также свою жизнь. Но об этом портрете нет в записях ни слова.
Леонардо вложил в ее удивительный, устремленный на зрителя взгляд, в знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, в отмеченное зыбкой изменчивостью выражения лица заряд такой интеллектуальной и духовной силы: который поднял ее образ на недосягаемую высоту.
Множество научных трудов
Целью данной курсовой работы является систематизирование и обобщение материала, касающегося картины, чтобы из разрозненных источников создать, наконец, законченный образ.
Для достижения этой цели в работе были рассмотрены история картины, техника, использовавшаяся при ее написании, основные мнения и версии относительно личности модели и некоторых спорных моментов, связанных с элементами и композицией картины.
Основной материал для работы был почерпнут из книг Гуковского М.А. «Леонардо да Винчи», Дж. Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», Беземянского Ю. Н. «Улыбка Джоконды: книга о художниках» и Виппера Б. Р. «Итальянский Ренессанс. XIII—XVI века. Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры».
В
этих произведениях наиболее подробно
и содержательно представлен
материал о жизни Леонардо да Винчи
и об одном из главных его произведений
в живописи – картине «Джоконда»
Глава I.
История картины.
Первое упоминание о картине появилось в книге знаменитого историка искусств эпохи Возрождения Джорджо Вазари, который через тридцать лет после смерти Леонардо написал о его шедевре1. О том, что в 1503 году Леонардо да Винчи был заказан портрет третьей жены флорентийского торговца шелком Франческо ди Джокондо. Леонардо взялся за заказ, получил гонорар, через четыре года закончил работу, а дальше произошло необъяснимое – заказ не был отдан заказчику. Почему – неизвестно. Самая распространненная версия: он осознал, какой шедевр создал, и не захотел, чтобы картина сгнила в фамильных склепах какого-то торговца шелком. Но может быть и второе объяснение: торговец шелком гражданин Франческо ди Джокондо из Флоренции никогда не заказывал Леонардо портрет своей жены.
Перед смертью Леонардо продал часть своих работ королю Франции Франциску Первому, в том числе и загадочный «Портрет одной флорентийской дамы». Изображение загадочной девы, по композиции напоминающее изображение Девы Марии, повесили… в королевскую баню.
Уже спустя несколько лет после смерти Франциска Первого название картины стерлось из памяти царедворцев, и картина просто украшала стены бани (где проходили неформальные встречи на высшем уровне), радуя глаза фаворитов нового короля. Портретом восторгались, но чей он – не знали. Пока новый король Людовик XIII не повелел точно разузнать, кто же именно позировал для знаменитого итальянца. Примерно в начале XVII века уже популярное в Италии жизнеописание Леонардо Джорджо Вазари попало на глаза одному обитателю Лувра. Прочитав о потерянном портрете жены флорентийского купца, придворный пришел к выводу, что, возможно, девушка «из бани» и является исчезнувшей женой торговца шелком Моной Лизой дель Джокондо.
Так портрету было найдено имя. С той поры слава Моны Лизы растет. Ее превозносят как образец семейной добродетели, мудрости и невероятной реалистичности. Историки искусств пишут, что можно сосчитать, сколько ресниц нарисовано на ее веках. Появляются сотни подражательных портретов дам из высшего общества, на которых они изображены в позе Моны Лизы: по пояс, со сложенными на груди руками.
Кто-то из придворных дам озвучивает идею, что, может быть, это самая обыкновенная уличная девушка. Но подобная версия быстро сходит на нет как салонный анекдот. Ведь то, что висит во дворце французских королей (даже в банях), считается образцом добродетели и эталоном вкуса. Такое положение вещей длится какие-то сто лет, пока с портретом жены торговца шелком не происходит первое происшествие. У дамы с загадочной улыбкой на устах начинает слезать краска. Начинается маленький переполох. По приказу министра дворца портрет отправляют на бережную реставрацию. Проходит еще пятьдесят лет – опять реставрация, и в лице девушки из Флоренции появляются новые изменения, светлая лента, укрепляющая накидку, становится частью самого лба, в результате чего лоб Моны Лизы становится громадным. Но картина по-прежнему завораживает.
Был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками «Трех мушкетеров» Дюма. Оказывается, она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Возможно, он сам мечтал заполучить шедевр, являясь известным и лучшим французским коллекционером. Этот факт стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы».
Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Она перестала волновать умы коллекционеров. Все изменила Великая Французская революция. Вместе с другими картинами из королевской коллекции «Джоконду» конфисковали для первого в мире публичного музея в Лувре. И здесь выяснилось, что не в пример королям-коллекционерам художники никогда не разочаровывались в шедевре Леонардо. Член комиссии Конвента, бывший королевский любимец Фрагонар сумел по достоинству оценить «Мону Лизу»: он распорядился включить ее в состав самых ценных картин музея.
В 1800 году Первый консул Французской республики генерал Бонапарт украсил ею свою спальню во дворце Тюильри. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Правда, не как художника, а как гения универсала — себе под стать. К тому же он доверял профессионалам. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» — великое произведение, значит, так оно и есть. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров.
Как-то картина попалась на глаза знаменитому Стендалю. Наблюдательный писатель заметил то, чего никто до него не замечал. Образец женской красоты не имел бровей. Как же дотошный историк Вазари, писавший о том, что на портрете Моны Лизы можно сосчитать число ресниц на веках, не заметил отсутствия бровей? Это стало началом целой кампании по поиску недостатков в лице божественной женщины. Кто только не бросал камни в Джоконду. Даже знаменитый английский писатель и эстет Оскар Уайльд. «Да, она некрасивая, – вынес вердикт король лондонской элиты, – но зато ее улыбка гипнотизирует».
Исследователи начали искать в улыбке смысл. Говорили, что по загадочности она не уступает Сфинксу. Наиболее скептичные в ответ выдвигали версию о том, что красавица просто насмехается над людьми.
В общем, как обожание, так и ненависть мужчин по отношению к идеалу женской красоты становились все нестерпимее и вызывающе.
В 1911 году один из никому не известных художников-копиистов пришел в Лувр писать копию с Моны Лизы и увидел чистый прямоугольник на стене. Картины не было. Дежурный смотритель равнодушно пояснил: наверное, на реставрации. Художник поблагодарил и ушел. На следующий день он пришел снова. Картины не было. Художник пожаловался смотрителю. Тот извинился и сообщил о жалобе дирекции. Директор позвонил «в реставрацию» и потребовал либо вернуть живопись, либо указать точную дату конца работ. Реставраторы удивились: «Какую картину?» На другом конце провода повисло долгое молчание. Только тогда о пропаже сообщили в полицию. Началась паника. Картина просто исчезла. Прошел год, потом второй. Казалось, шедевр да Винчи безвозвратно утерян. И вдруг в 1913 году очередной звонок в полицию: один флорентийский торговец произведениями искусства получил письмо от человека, подписавшегося именем Леонардо. Автор письма утверждал, что именно он украл Джоконду и сейчас желает вернуть картину на историческую родину.
Уверенности, что картина подлинная, не было и на этот раз. Таких звонков в комиссариат поступало до сотни в год. На всякий случай полиция попросила римского антиквара откликнуться и ответить согласием. Торговец приготовил деньги и сообщил, что готов сразу оплатить товар, если это окажется подлинником. В ответ загадочный посредник предложил осуществить сделку немедленно. Встреча была назначена через два дня. При передаче картины похитителя задержали. Великую женщину, скрученную в трубочку, принесли в дешевом фибровом чемодане.
Задержанным оказался некий Винченцо Перуджи, итальянец по происхождению, художник, пару лет назад работавший слесарем в Лувре. Картину он украл в выходной день, как обычно придя на работу. В зале, где висела Мона Лиза, никого не было. Бесстрашный малый подошел к шедевру, снял его со стены и вышел на черную лестницу. Там он вынул картину из рамы, засунул под халат и спокойно отнес к себе домой, где спрятал под матрасом.
Состоялся суд. На вопрос, зачем он это сделал, грабитель ответил: «Я – итальянец. А шедевр да Винчи должен принадлежать Италии». Это так тронуло судей, что злоумышленнику дали всего год с небольшим. Он отсидел, потом вернулся домой и ушел солдатом на фронт Первой мировой войны. Вернувшись домой, Винченцо вступил в ряды фашистской партии, стал героем. С ним даже делали интервью, как с настоящим патриотом Италии. Он так и не узнал, что его великий земляк Леонардо самолично продал свой шедевр королю Франции за 4 тысячи экю.
После кражи и возвращения картина окончательно стала символом изобразительного искусства вообще. Картина превратилась в звезду, стала популярнее киноактрис и оперных примадон.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Они избрали ее объектом своих экспериментов. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше.
После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Хитрый де Голль использовал симпатии к Франции Жаклин Кеннеди, в жилах которой текла французская кровь.