Картина «Джоконда» Леонардо да Винчи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является систематизирование и обобщение материала, касающегося картины, чтобы из разрозненных источников создать, наконец, законченный образ.

Для достижения этой цели в работе были рассмотрены история картины, техника, использовавшаяся при ее написании, основные мнения и версии относительно личности модели и некоторых спорных моментов, связанных с элементами и композицией картины.

Содержание

Введение 3

Глава I. История картины 5

Глава II. Техника и композиция картины

2.1 «Сфумато» - очередное изобретение великого гения 13

2.2 Описание и композиция картины 16

Глава III. Секреты Джоконды

3.1 Улыбка Моны Лизы и другие секреты картины 19

3.2 Джоконда – кто она? 26

Заключение 31

Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по истории искуств2.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     «Джокондомания» охватила Америку. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». В Вашингтоне и Нью-Йорке картину за два месяца посмотрели больше полутора миллионов человек.

     После американского триумфа «Мона  Лиза» прорвалась в рекламу и  стала торговой маркой. С тех пор  ежедневно появляется продукт, который  рекламируется через образ Джоконды. Общество любителей «Моны Лизы»  издает специальный каталог, где  регистрируются «новинки»: носки, пылесосы, бюстгальтеры, спички...

     Американские  художники-авангардисты не стали ниспровергать  «Джоконду» с пьедестала, как когда-то их коллеги европейцы. Наоборот, Энди Уорхолл, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и другие звезды поп-арта стали эксплуатировать образ Моны Лизы так же, как другие продукты массовой культуры — от банки супа Кэмпбелл до Мерилин Монро.

     Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась  в Азию. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим  гигантом, Японией. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов.

     Поучаствовала «Мона Лиза» и в смягчении  атмосферы «холодной» войны. На обратном пути из Японии она заглянула в Москву. В годы «разрядки» визит «Моны Лизы» был знаком того, что СССР постепенно открывается миру. Вокруг Музея имени Пушкина толпы людей сутками ждали вожделенной встречи с «прекрасной флорентийкой». В день «Джоконду» смотрело по 4 600 человек. 400 человек в час. 9 секунд на человека. Российская оборонная промышленность изготовила «музейное изделие»: кабину-витрину для «Джоконды».

     Москва  была последним пунктом маршрута всемирных гастролей «Джоконды», с тех пор она никуда из Лувра  не выезжала.

За такую славу, которой добилась картина, надо платить. На «Мону Лизу» покушались дважды: один раз на выезде, другой — дома. И каждое такое покушение «раскручивало» маховик славы «Джоконды» еще сильнее.

В 1956 году боливиец Уго Унгаза Виллегас долго стоял  в Лувре перед картиной, а потом  взял да и запустил в шедевр Леонардо камнем. Виллегаса немедленно взял под защиту Сальвадор Дали. Он обвинил во всем Леонардо да Винчи, который «спровоцировал» боливийца. Тот-де полюбил Джоконду как мать, а тут увидел, что та над ним насмехается, что еще оставалось делать, как не взяться за булыжник? С тех пор у левого локтя «Моны Лизы» — едва заметная отметина. В 1974 году в Токио очередной «любовник» бросил в «Мону Лизу» пузырек с краской. К счастью, защитное стекло спасло шедевр.

     После этого картину поместили в  специальный ящик из пуленепробиваемого стекла. Он заполнен гелием, что позволяет создать идеальную «атмосферу» для сохранности шедевра. Только раз в году реставраторы видят «Джоконду» «в живую», когда осматривают картину. В апреле 2008 года «Мона Лиза» переехала в отдельный зал, построенный для нее в Лувре.

     В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Песни  о Джоконде поют певцы со всего  света от — Демиса Руссоса и  Нэта Коула до Элтона Джона и Боба Дилана. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей — от Сталина до Моники Левински. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. А в мае 2007 года лик Моны Лизы, набранный художником Георгием Пузенковым из компьютерных пикселей, отправился в космос на Международную станцию. Когда-то Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре.

     И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой? По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации — недосказанность — оставляет место для полета фантазии. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Всему виной внешние обстоятельства, и прежде всего кража 1911 года. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Только чувство утраты рождает любовь. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом Винченцо Перуджа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Техника и композиция картины.

2.1 Техника «сфумато» - очередное изобретение великого гения 

     Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. И когда он в лице моны Лизы нашел модель, удовлетворявшую его запросам, он попробовал решить некоторые из самых высоких и трудных задач живописной техники, еще им не решенных. Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека»2. Борис Виппер задаётся вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства. Одно — это чудесное леонардовское сфумато. Недаром Леонардо любил говорить, что „моделировка — душа живописи“. Именно сфумато создает влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук»3.

     Прием «сфумато» состоит в том, что предметы на картинах должны не иметь четких границ, все должно быть плавно переходящим одно в другое,  очертаний предметов смягчены с помощью окружающей их свето-воздушной дымки.

     Для Леонардо живопись была высшим деянием человеческого гения, высшим из искусств. Это деяние требует и высшего познания. А познание дается и проверяется опытом.

      И вот опыт открывает Леонардо новые  просторы, дали, до него не изведанные в живописи. Он считает, что математика – основа знания. И каждая его  живописная композиция плавно вписывается в геометрическую фигуру. Но зрительное восприятие мира не исчерпывается геометрией, выходит за ее рамки.

      Заглянув  в бездну времени, которое есть «истребитель вещей», он увидел, что все изменяется, преображается, что глаз воспринимает лишь то, что рождается перед ним в данный миг, ибо в следующий время уже совершит свое неизбежное и необратимое дело.

      И ему открылась неустойчивость, текучесть  видимого мира. Это открытие Леонардо имело для всей последующей живописи огромное значение. До Леонардо очертания предметов приобретали в картине решающее значение. Линия царила в ней, и потому даже у величайших его предшественников картина кажется подчас раскрашенным рисунком. Леонардо первый покончил с незыблемостью, самодовлеющей властью линии. И назвал этот переворот в живописи «пропаданием очертаний». Свет и тени, пишет он, должны быть резко разграничены, ибо границы их в большинстве случаев смутны. Иначе образы получатся неуклюжими, лишенными прелести, деревянными.

      «Дымчатая светотень» Леонардо, его знаменитое «сфумато» – нежный полусвет с мягкой гаммой тонов молочно-серебристых, голубоватых, иногда с зеленоватыми переливами, в которых линия сама становится как бы воздушной.

      Масляные  краски были изобретены в Нидерландах, но таящиеся в них новые возможности  в передаче света и тени, живописных нюансов, почти незаметных переходов из тона в тон были впервые изучены и до конца исследованы Леонардо.

      Исчезли линеарность, графическая жесткость, характерные для флорентийской  живописи кватроченто. Светотень и  «пропадающие очертания» составляют, по Леонардо, самое превосходное в живописной науке. Но образы его не мимолетны. Крепок их остов, и крепко стоят они на земле. Они бесконечно пленительны, поэтичны, но и не менее полновесны, конкретны.

     Основная  сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. Для такой ювелирной работы,  художнику, по-видимому, приходилось использовать лупу. Возможно, применение такой трудоемкой техники, объясняет долгое время работы над портретом – почти 4 года.

Французский исследователь Жан Франк, исследуя в течение нескольких лет портрет, смог повторить ту технику, благодаря которой Джоконда кажется живой. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Однако уже сейчас его исследования удостоились чести находиться рядом с полотнами великого Леонардо да Винчи. Музей Uffizi во Флоренции разместил рядом с шедеврами мастера 6 таблиц Франка, на которых поэтапно описано, как да Винчи писал глаз Моны Лизы, и две воссозданные им картины Леонардо. 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Описание  и композиция картины 

     На  картине прямоугольного формата размером 77х53 см изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Разделенные пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям — атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зеленое платье в тонких сборках, с желтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повернута4. Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у нее выбриты брови и волосы на верхушке лба5 (по другим версиям отсутствие бровей и волос связано с неудачной реставрацией).

     Нижний  край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным. Кресло, в котором  сидит модель, стоит на балконе либо на лоджии, линия парапета которой видна позади её локтей. Как считается, раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн, чьи фрагменты видны по краям парапета.

     Лоджия  выходит на пустынную дикую местность  с извилистыми потоками и озером, окруженным снежными горами, которая  простирается к высоко поднятой линии  горизонта позади фигуры. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и ее плавного, обобщенного силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»6.

     При Людовике XIV придворный математик обратил  внимание на некие геометрические странности в композиции. Оказывается, фигура Моны Лизы  вписана в идеальный равнобедренный треугольник. Но это еще не все.

Ученый произвел ряд измерений и сказал, что  эта картина больше, чем портрет. Это ребус. Сплетенные руки дамы образуют сегмент окружности круга, радиус которого равен длине одной из боковых сторон равнобедренного треугольника, в который вписана ее фигура.

     Попробуйте  разделить длину радиуса круга, в который вписана дама, на длину  радиуса круга, в которое вписано  ее лицо, у вас получится ровно  десять. Иными словами, в композиции картины явно скрыта некая математическая формула. Вопрос – какая? Известно, что Леонардо увлекался созданием перпетуум-мобиле – вечного двигателя. Он говорил, что если удастся сконструировать такую машину, можно будет понять секрет бессмертия! Не к нему ли приблизился Леонардо в портрете Моны Лизы?

     Внимательный  анализ композиции приводит к выводу, что Леонардо не стремился создать  индивидуальный портрет. «Мона Лиза»  стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Поэтому «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Не смотря на то, что взгляд Джоконды направлен на нас, между нами и ей создан визуальный барьер — ручка стула, действующая как перегородка. Подобный концепт исключает возможность диалога. Тем не менее, наш взгляд постоянно возвращается к её освещённому лицу, окружённому как рамкой тёмными, скрытыми под прозрачной фатой, волосами, тенями на шее и тёмным дымчатым пейзажем заднего плана. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Эта монументальность, присущая возвышенным божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому. Неспроста Леонардо выбрал позицию модели, очень схожую с позициями богоматери в итальянских картинах ХV века. Дополнительную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Картина «Джоконда» Леонардо да Винчи