Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:45, контрольная работа
Использование карнавала как формы праздничной культуры получило широкое распространение при организации массовых праздников. Пристальное внимание к карнавалу обусловлено тем, что он является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность самобытных традиций отдельных народов и полноценный диалог культур разных стран и регионов, что особенно актуально на сегодняшний день. Основополагающими являются сохранение и пропаганда карнавальных традиций как важной части мирового культурного наследия и содействие развитию карнавального туризма в разных странах.
1. Сущность, значение и функции карнавала.История.
2. Основные тенденции развития карнавала в мире.
3. Анализ карнавалов, проводимых в Российской Федерации. Опыт работы.
Осознавая глубину
воздействия на массовое сознание театральных
представлений, Петр I начал использовать
элементы переодевания в своей борьбе
за реформы. Так возникла и начала развиваться
в России традиция аллегорических маскарадов,
в которых на первый план выступали аллегорические
сюжеты, чаще всего с дидактическим подтекстом,
выраженные набором сцен и жестов. Такие
маскарады были тщательно продуманы, отрежиссированы,
и ставились как серьезные театральные
представления. Рисовались и строились
декорации, шились специальные костюмы,
актеры разучивали роли, а зрители смотрели
на этот спектакль из окон с балконов и
крыш домов.
Главной формой таких праздничных мероприятий, сохранившейся на протяжении почти полувека, были маскарадные процессии, число участников которых нередко доходило до тысячи человек. Участники процессий распределялись по группам, в каждой из которых была своя центральная фигура - Бахус, Нептун, Сатир или другие римские боги.
Для Петра важно было вырвать у церкви ее авторитет и, понимая пародийную и комическую сущность маски, он включал в эти процессии и аллегорические фигуры, одетые в маски, высмеивающие церковных иерархов.
Среди наиболее известных маскарадов того периода можно назвать карнавальное шествие по случаю Ништадского мира, устроенное 28-31 января 1722 года в Москве. По улицам от подмосковного села Всехсвятское до Тверских ворот проехал поезд, состоящий из шестидесяти саней и конных повозок, декорированных под парусники, галеры, турецкие фелюги. На них в разнообразных маскарадных костюмах находились приближенные царя - сенаторы и придворные, офицеры и иностранные гости. Шествие объехало город, дважды - Кремль и Красную площадь, превращая улицы и площади в веселое и шумное зрелище, дозволенное лицезрению простого люда, который мог активно выражать свое отношение к происходящему. Карнавал славил морские победы России, смеялся над врагом.
Карнавал в
Петербурге, проведенный 30 августа 1723
года, ознаменовал победу России над
Швецией. Право участвовать
В периоды правления
Елизаветы Петровны и Анны Иоанновны
также проводились карнавальные увеселения.
Так, Елизавета Петровна раз в неделю собирала
на маскарады членов двора и представителей
знати в количестве 150 - 200 человек; отдельно
проводились маскарады для всех сановных
лиц в звании не ниже полковника; иногда
на подобные мероприятия допускалось
и сановное купечество. Молодой, стройной
императрице очень шли мужские наряды,
поэтому она изобрела особый вид маскарада
под названием «метаморфоза». Мужчины
являлись во дворец в широченных платьях
с фижмами, а дамы - мужских костюмах, масок
при этом не надевали.
Со временем аллегорический маскарад становился все более изысканным зрелищем, если и пародирующим или высмеивающим что-то, то уже скорее с просветительских позиций, чем с уничтожающих, Это особенно ярко проявилось к середине 18 века в царствование императрицы Екатерины II. Одним ярким образцом таких просветительских маскарадов явилась процессия, шествовавшая в 1763 году по улицам Москвы в продолжение трех дней и олицетворявшая собой шествие торжествующей Минервы, римской богини, олицетворявшую государственную мудрость и покровительницу ремесел и искусства. Одно из самых грандиозных зрелищ состоялось в Москве в 1763 году. В шествии, включающем двести повозок, колесниц, саней, принимали участие четыре тысячи человек. В качестве исполнителей Ф.Волков привлек сотни актеров-профессионалов, студентов и школяров, солдат, работный люд, полковых музыкантов. Общее руководство над этим праздником осуществлял И.И.Бецкой (Бецкий). Целью данного карнавала было показать «гнусность пороков» и провозгласить «славу добродетели». Основная идея, которую должен был выразить маскарад, была хорошо знакомая, разделявшаяся в той или иной форме всеми передовыми людьми XVIII века, - идея о просвещенном монархе, под скипетром которой расцветут науки и искусство, восстановится закон и справедливость, будут попраны пороки. Таким образом, как и во времена Петра I, карнавал во многом имел воспитательный, просветительский характер.
В XIX веке наряду
с общественными стали
В царствование императора Николая I маскарады стали более регламентированным удовольствием и на их проведение надо было получать особую «привилегию», которую и получил в 1829 году отставной полковник Василий Васильевич Энгельгардт, построивший на Невском проспекте в Петербурге большой дом, который он начал сдавать под общественные и