Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:45, контрольная работа
Использование карнавала как формы праздничной культуры получило широкое распространение при организации массовых праздников. Пристальное внимание к карнавалу обусловлено тем, что он является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность самобытных традиций отдельных народов и полноценный диалог культур разных стран и регионов, что особенно актуально на сегодняшний день. Основополагающими являются сохранение и пропаганда карнавальных традиций как важной части мирового культурного наследия и содействие развитию карнавального туризма в разных странах.
1. Сущность, значение и функции карнавала.История.
2. Основные тенденции развития карнавала в мире.
3. Анализ карнавалов, проводимых в Российской Федерации. Опыт работы.
После феерического понедельника наступает тихий и спокойный "фиалковый вторник". Карнавал уже подходит к концу, но вечером состоится еще одно важное мероприятие - сожжение большого соломенного чучела, ритуал искупления всех грехов перед Великим постом. Закончится карнавал в "пепельную среду" - Ашенмиттвох. В этот день все рисуют друг у друга на лбу пепельные кресты, а в ресторанах и пивных Кельна подают традиционные рыбные блюда. Начинается Великий пост, а с ним новые заботы. Однако в день, когда умирает один карнавал, объявляется девиз следующего. И так, как во всех странах ждут весны, в Кельне весь год будут ждать нового карнавала - своего собственного, пятого времени года...
Близким по содержанию Кельнскому карнавалу является датский праздник Fastelavn (Бочка сладостей), который знаменует начало подготовки к долгому посту. Он отмечается ежегодно в понедельник, предшествующий католической Пепельной среде, которая приходится на конец февраля - начало марта. В этот день в городах и деревнях дети встают первыми и будят своих родителей праздничными песнями. Затем они наряжаются в красочные костюмы, надевают маски и, взяв в руки березовые ветки Fastelavnsris, украшенные яркой бумагой и конфетами, бродят по улицам и поют песни в надежде, что горожане наполнят их коробки сладостями.
В конце дня дети собираются вокруг большой деревянной бочки с нарисованным на боку бочки черным котом, которую вешают на дерево или на столб. По очереди они пытаются расколоть ее дубинкой. Тот, кому это удается, становится обладателем кучи конфет и фруктов, которыми наполнена бочка; его назначают королем Fastelavn и возлагают на голову корону из блестящей бумаги, после чего король выбирает себе королеву.
Во время карнавала Лондон теряет свою чопорность, отдаваясь яркости красок и буйству эмоций. Это происходит во время Карибского карнавала - праздника, который когда-то считался сборищем маргиналов и ассоциировался с усиленными нарядами полиции и грязью на улицах, а сегодня стал одним из главных культурных событий Европы.
В начале 60-х годов в Ноттинг-Хилле жили выходцы из Вест-Индии, которых тогда массово завозили в Британию в качестве дешевой рабочей силы. Черные эмигранты тосковали по родине, страдали от проявлений расизма, тяжелой работы, отсутствия жилья, унижения. Тоска особенно обострялась в дни, когда на их родине был беззаботный и красочный карнавал. И тогда они выходили на серые улицы туманного Лондона и пытались организовать некое подобие своего праздника «на чужбине».
Большую роль в создании этого уникального Карибского праздника в Европе сыграли так называемые steelband - «барабанщики на стальных баках». Зародился этот уникальный стиль музыки так: после Второй мировой войны американские моряки выгрузили на побережье Тринидад и Тобаго пустые баки из-под масла. Местные жители быстро нашли им применение, и стальные цилиндры стали издавать мелодию, которая положила начало музыкальному направлению calypso . Так баки стали "стальными барабанами", национальным музыкальным инструментом народов Тринидада и Тобаго. И как только steelband, которые можно было услышать тогда только в маленьких кабаках для иммигрантов, присоединились к стихийным гуляниям в Ноттинг-Хилле, праздник стал обретать форму карнавала.
Карнавал давно перестал быть праздником угнетенных, и собирает каждый год более миллиона туристов и местных жителей. А Ноттинг-Хилл из трущоб превратился в один из самых престижных адресов на западе Лондона, куда эмигрируют уже не бедняки Вест-Индии, а исключительно люди с толстыми кошельками. Впрочем, иммигранты все равно остаются душой Карибского Карнавала в Британии. Они с трудом принимают европейский образ жизни, и им нужны собственные праздники. Поэтому на два дня в последний уик-энд августа район Ноттинг-Хилл объявляется свободной зоной, где разрешено курить марихуану, танцевать на улицах, и слегка нарушать общественный порядок. Металлические ограждения, сдерживающие толпу, поставлены лишь в некоторых местах, и в отличие от карнавалов в Рио, Ницце или Базеле, где действо насквозь коммерциализировано, и присутствует некий элемент национального шовинизма, здесь в шествии может участвовать любой желающий.
Карнавал начинается в четвертый уик-энд августа, в воскресенье. В эти сутки проходит шествие детских карнавальных групп. А в понедельник на улицы выходят взрослые, чтобы посмотреть парад колесниц и отдаться ритмам национальной музыки. Кстати, кроме традиционных джаза, регги, ска и калипсо, современные участники карнавала исполняют рэп, хип-хоп, фанк, соул, сальсу, джангл, хаус, и даже гараж. Маленькие оркестры располагаются на движущихся грузовиках, за которыми следует процессия под названием Mas (сокращение от "маскарад"). Mas по традиции, пришедшей с островов Тринидад и Тобаго, состоит из пяти элементов: короля королевы, двух звезд (обязательно мужчина и женщина) и ярко раскрашенной свиты.
Вскоре праздник начинает жить своей жизнью: хозяева ближайших домов приглашают прохожих на вечеринки в стиле "Ямайка", местные пабы и рестораны полны народа, местные клубы манят сумасшедшими вечеринками. Кстати, билеты в клубы на эти дни нужно купить заранее или забронировать через Интернет. В Royal Opera House проходит самое роскошное и самое пафосное событие карнавала - The Notting Hill Carnival Grand Costume Gala, здесь же проходит менее официальный праздник музыки Калипсо. Послушать традиционные Steelbands можно на Horniman's Pleasance Park.
Карибский карнавал - достаточно молодой праздник, популярность которого с каждым годом растет все больше и больше. Когда пару лет назад его пытались закрыть, у него нашелся неожиданный защитник - мэр Лондона Кен Ливингстон. «Успех карнавала, - сказал он, - показывает всему миру, что Лондон интересен не только своей историей. Это живой, меняющийся, современный город».
Но несомненно
одно из самых знаменитых зрелищ мира
- это Бразильский карнавал, экзотическая
смесь европейской
Карнавал - это самое главное событие года для каждого бразильца, это праздник, который сконцентрировал в себе саму душу и менталитет этой страны. Миру наиболее известен карнавал в Рио -Де - Жанейро - красивый, дорогой спектакль на мировую публику, но в глубинках в эти дни тоже веселятся. Народные праздники проходят вдали от туристических центров - в Салвадоре, Ресифи и Форта-Лезе, притом вместо фривольных сюжетов здесь обычно разыгрываются исторические сцены. Но для любого кариоки - жителя Рио-Де Жанейро - «провинциальные» праздники не стоят и толики внимания, ведь все главное действо происходит здесь, в главном городе Его Величества Карнавала.
Традиционно карнавал начинается с «официальной части»- символической передачи ключей от города мэром «королю карнавала». На четыре дня он становится полноправным хозяином города и наделяется правом издавать и отменять любые законы. Впрочем, главный закон известен: всем веселиться!
Изначально музыкальным сопровождением карнавала были португальские народные песни. Потом, следуя за модой того времени, они стали чередоваться с полькой, итальянскими карнавальными ритмами, а с 1870 году еще и с новым бразильским стилем музыки "maxixe" . Вскоре появились так называемые «ранчос» - соревнования танцоров, воплощающих в танцевальных па сложные любовные перипетии. Именно от ранчос, как считается, самба взяла свой уникальный артистизм. А вот сами движения пришли из ритуальных африканских плясок, например из африканского обрядового танца «семба», который внешне походил на бешеную тряску животом. Кстати, изначально самба была именно формой самовыражения черного населения. В последствии на исконные африканские пляски здорово повлияли модные в то время полька и хабанера, танец стал меняться согласно велениям времени, и вскоре стал главной составляющей бразильского карнавала. В 1916 году была написана первая самба специально для этого праздника, а в 1928 году появилась и первая школа этого танца. Сейчас школы самбы - это уникальный «институт» в Бразилии, представляющий собой некие самодеятельные творческие объединения, которые существуют на субсидии, и главные задачи которых - подготовиться к карнавальному шествию и провести его так, чтобы все попадали от восторга. «Фабрики карнавала» работают круглый год, и ошеломительное карнавальное шествие, которое видят зрители - это итог долгих усилий нескольких тысяч человек[62].
Карнавальное шествие самых титулованных школ самбы каждый год посвящено какой-то определенной теме. В соответствии с ней в течение всего года школа шьет костюмы, готовит декорации, украшает платформы, ставит хореографию, пишет свою самбу, и все это делается только для того, чтобы лучше всех пройти 700 метров по «Самбадрому». В выступлении каждой школы участвуют обычно от трех до пяти тысяч человек, в том числе и знаменитые артисты и спортсмены, которые знают, что это обязательно добавит им популярности.
С 1984 г. карнавальные шествия идут по специально отведенной для этой цели аллее. Она построена на авениде Маркиза Сапукаи, длина которой 700 метров, а ширина 13 метров. Трибуны «Самбадрома» вмещают свыше 70 тысяч человек, причем 40 тысяч мест снабжены столиками и барами. Кульминация карнавала наступает в воскресенье и понедельник, когда проходят школы самбы первой категории. Открывает действо карнавальный марш “Расправь крылья”, который специально для праздника написал еще в 1899 году Шкинья Гонзаго [80]. Шествие каждой из школ занимает полтора часа, притом первой идет самая титулованная. Сначала идут лучшие танцоры, сотрудники школы и знаменитости в карнавальных костюмах, за ними - тысячи танцоров и сотни музыкантов, в числе которых, заплатив примерно 600 долларов, может быть любой желающий.
Четырнадцать танцевальных школ "высшей лиги" выступают две ночи. Притом их шоу должно покорить не только сердца зрителей, но и судейскую коллегию, которая должна объявить чемпионов и проигравших этого года. Жюри учитывает все: музыку и слова песни, синхронность движений, сюжет постановки. Оценки обычно снижаются за «прорехи» в рядах танцоров, недостаточную экспрессию в танце или слабоватый отклик зрителей. Но «отдельная песня» бразильского карнавала - это, разумеется, одежда танцовщиков, хотя в некоторых случаях целесообразнее говорить об ее отсутствии. Обнажаться - это второй негласный закон карнавала в Рио-де-Жанейро. Однако полная нагота правилами запрещена, поэтому зрителям предлагаются бесконечные варианты пикантных костюмов, сводящих с ума не только неискушенных туристов туманной Европы, но и привыкших уже ко всему местных зрителей.
Сегодня карнавал - явление чисто "туристическое", потерявшее былое значение для духовной жизни народа. Он вырождается в театрализованные демонстрации, на которых все больше фотоаппаратов и все меньше масок. Ведь современные туристы, попадающие на карнавал, в своем большинстве предпочитают оставаться сторонними наблюдателями.
Карнавальный
туризм стал феноменом ХХI века. Из занятия,
доступного в начале века узкому классу
лиц, он превратился в массовое увлечение
миллионов людей нашей планеты благодаря
тому, что желание путешествовать соединилось
с доступностью туристических дестинаций
и улучшенными материальными возможностями
путешественников.
3. Анализ карнавалов, проводимых в Российской Федерации. Опыт работы.
Рассмотрим исторические
тенденции возникновения
Вообще, карнавальные
празднества в России - явление
дуалистического (двойственного) порядка:
с одной стороны, они оказались
заимствованными из опыта европейской
карнавальной культуры и на первых
порах насильственно насаждались верховной
властью, с другой - имели свои крепкие
национальные корни в народной праздничной
культуре, хранящей опыт организации и
декорирования театрально-зрелищных языческих
и религиозных (христианских) праздничных
шествий, непременными атрибутами которых
являлись маски, переодевания, преображения
их участников. В России аналогом европейского
карнавала в строгом смысле является масленица.
Однако, по разным причинам, масленица
пока не стала неотъемлемым элементом
городской праздничной культуры России.
Скоморошество - одно из звеньев отечественного карнавально-праздничной культуры с ее богатыми традициями, историческим опытом использования в сельских местностях и в городах в дни празднеств смешанного языческо-церковного календаря: святочных и масленичных гуляний, майского праздника весны, праздника Ярилы на Троицу, июньского - Ивана Купалы. Все эти праздники с песенно-плясовыми и игровыми шествиями усвоили от скоморошьих забав слово и звук, танец и краску, диковинный костюм и маску - ряжение, элементы бутафории и реквизита, двор из свежесрубленных деревьев и ветвей, цветочных гирлянд, цветного тряпья и рогожи, смешных и «страшных» чучел, кукол, фигур. К концу XVII столетия скоморошество как мощное явление народно-праздничной и фольклорной культуры исчерпало себя. Однако проникновение в городскую среду европейского карнавала позволило в значительной мере возродить и отдельные формы языческой культуры. Маскарад для простых людей был приобщением к искусству и литературе.
В Европе во второй половине XVII века появляется новая форма празднеств - придворный карнавал. Сохранив лишь форму народной карнавальной традиции, дворцовые увеселения пошли по пути стилизации: маскарады, шествия, аллегории и фейерверки вполне успешно копировали стиль карнавала. При этом карнавалы носили преобладающий характер маскарада, а сама маскарадная традиция получила культурный импульс с реформами императора Петра I. До него переодевание в основном было прерогативой святочных и масленичных обрядов и культивировались в народной среде на уровне массовой культуры. В светской же культуре допетровской эпохи ни о каком переодевании в чужой костюм не могло быть и речи.