Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:56, реферат
Цель данной работы - исследовать истории создания и развития ювелирных домов в России, а также проанализировать особенности управления ювелирными домами на примере таких фирм, как ювелирный дом Карла Фаберже и ювелирная фабрика Павла Акимовича Овчинникова.
Введение 3
Анализ литературы 4
Ювелирное дело в России 5
Представитель московской ювелирной школы П.А.Овчинников 13
Представитель петербургской ювелирной школы К. Фаберже 18
Заключение 28
Список использованной литературы 29
В
утверждении и развитии национального
направления в золотом и
С первых лет существования предприятие качеством своих произведений завоевало право именоваться поставщиком членов императорской фамилии, а в 1881 году удостоилось звания поставщика Высочайшего двора. Помимо самой фабрики с «рисовальней и скульптурной», где было занято около 300 рабочих, существовали специальные мастерские. Фирма имела магазин в Москве, а в 1877 году на Невском проспекте, в здании Учетного банка, открылся и столичный торговый отдел фирмы. В магазинах фирмы был представлен богатейший выбор всевозможных изделий из серебра, золота, ювелирных вещей, жемчуга, часов и проч. на различные вкусы и по различным ценам. Активная творческая и выставочная деятельность предприятия Хлебникова прдолжилась и после смерти фабриканта. Его сыновья Михаил, Алексей и Владимир создали «Товарищество Хлебников И.П., сыновья и К°», работавшее до 1918 года.
Как и многие современные ему ювелиры Хлебников и его мастера участвовали практически во всех отечественных и зарубежных выставках, получая высшие награды. Впервые имя придворного поставщика
Как
и все крупнейшие русские ювелирные
фирмы этого времени
Как художник-ювелир Хлебников сформировался в период своего сотрудничества с петербургской фирмой Гассе. Даже основав свое предприятие в Москве, он не изменял своим творческим принципам, ориентируясь на традиции искусства первой трети XIX века.
Мастера Хлебникова переняли из русского ювелирного дела XVI-XVII вв. принцип ритмического расположения цветовых пятен декора, будь то эмаль или драгоценные камни.
Использование таких художественных приемов во многом определило характерыне особенности творческого почерка предприятия Хлебникова. Индивидуальная художественная позиция мастеров предприятия, несколько отличающаяся от ретроспективного направления неорусского стиля, которое представляли Овчинников, Мишуков, Курлюков и др., внесла определенное разнообразие в москвовские ювелирные изделия второй половины XIX – начала XX века.
Старейшая
фирма Оловянишникова, придворного
поставщика, известна с 1766 года. Фирма
владела большим
В
конце XIX – начале XX вв. фирма Оловянишниковых
стала крупным торгово-
В начале XX века фирма широко пользовалась рисунками художника С. Вашкова, который варьировал мотивы древнерусского искусства, соединяя их с современными формами. Среди художников фирмы известны имена П.Н. Прокофьева и П.П. Рыковского, которые копировали старинные церковные предметы. Фирма работала в техниках литья, чеканки, гравировки, скани и в технике перегородчатой эмали. В основном фирма выпускала церковную утварь и предметы культа, рассчитанные как на состоятельного, так и на небогатого покупателя.
В результате, можно отметить, что в Москве сосредоточились основные творческие силы национальной ориентации, отличавшиеся своими художественными устремлениями от «западнической» позиции петербуржских ювелиров, группировавшихся, преимущественно, вокруг Карла Фаберже . Однако, различия в идейных и художественных воззрениях не мешали московским мастерам и фабрикам сотрудничать с петербужскими предпринимателями, от которых они часто получали заказы на некоторые виды работ, и более того, продавали через них свои произведения в магазины столицы.
Разные
стилевые направления в работе ювелиров
Москвы и Петербурга – это следствие
исторических обстоятельств. И ювелирное
изделие становится не просто результатом
прикладного искусства, а зеркалом истории
и отношения к жизни. Даже массовые предметы
русских фабрик серебряных и золотых изделий
отличались высочайшим качеством. Это
значило, что и качество жизни было таким
же высоким.
Представитель
московской ювелирной
школы П. А. Овчинников
Ярким выразителем национального направления ювелирной работы в России была крупная фирма Павла Овчинникова, деятельность которой развернулась в XIX веке в Москве. Основатель одной из крупнейших ювелирных фирм Москвы второй половины XIX – начала XX века, Павел Акимович Овчинников был крепостным князя Волконского. Рано обнаруживший способности к рисованию, для их совершенствования он был отправлен на восемь лет подмастерьем в мастерскую золотых и серебряных дел, принадлежавшую его брату Андрею Афанасьевичу Овчинникову. Оказавшись хорошим учеником, Павел Овчинников получил вольную, а в 1850 году женился и на 1000 рублей приданного жены завел самостоятельное дело, которое впоследствии стало одним из главных ювелирных предприятий Москвы. Произведения Овчинникова стали известны публике после организации им в 1853 году в Москве ювелирной фабрики – «фирмы золотых и серебряных изделий».
Впервые Овчинников обратил на себя внимание на выставке 1865 года в Москве представленными эмалевыми изделиями, оригинальными по рисунку, великолепным качеством исполнения и национальным «русским» стилем, в котором на его фабрике создавалось большинство предметов. Он был награжден золотой медалью и получил звание придворного поставщика.
С
этого времени фирма стала
центральной среди участников как
всероссийских, так и всемирных
выставок, всегда вызывая восхищение
современников, имела многочисленные
награды за прогрессивное
В отчете о Всероссийской выставке 1882 года написано: «имя г.Овчинникова известно чуть ли не всей России; известность эта приобретена им самим, его личной энергией, его трудом и дарованием». Развитие производства шло быстрыми темпами, изделия фирмы охотно покупались: если в 1853 году годовой оборот составлял – 250 тысяч рублей, то в 1854 г. уже – 1,5 млн. рублей.
Управление фирмой лежало в руках Павла Акимовича , следует отметить, что большое внимание уделялось рекламе достижений фирмы за границей: на международных и всемирных выставках изделия его фирмы получали золотые и серебряные медали, сам он в 1867 году в Париже получил орден кавалера Почетного легиона, а в Австрии в 1873 году – орден Железной короны.
Кроме того, отличительной особенностью являлось то, что для создания изделий П. Овчинников пользовался моделями известных скульпторов, архитекторов, художников и рисовальщиков таких как И. Борникова, Е. Лансере, А. Обера, И. Монигетти и др. Фирма работала во всех видах ювелирного производства.
Как говорилось раннее
Кроме того, в мастерских Овчинникова уделялось большое внимание исследовательской деятельности в разработке уникальных приемов росписи ювелирных изделий.
Овчинников первым среди современников применил прием росписи однотонных поверхностей эмалей в сканных обрамлениях: это прием, представляющий собой разновидность сольвычегодской эмалево-сканной техники конца XVII – начала XVIII вв., использовался впоследствии многими ювелирами мастерских и фабрик братьев Грачевых, Ф.Я. Мишукова, М.В. Семеновой, Н.А. Алексеева, О.Ф. Курлюкова и других.
Расписные эмали использовались мастерами предприятия Овчининкова не только для подцвечивания покрытий сканных орнаментов – они использовали и живопись по эмали в медальонах (на шкатулках, пудреницах и др.) Темы таких эмалевых миниатюр – сцены из народного быта, архитектурные мотивы, Москвы и др. городов, портреты, русские типажи. К подобным темам обращались и мастера других ювелирных фабрик Москвы – И. Хлебникова, О. Курлюкова и др.
Кроме перечисленных видов эмали у Овчинникова использовалась техника выемчатой эмали, и на рубеже XIX-XX вв. проводились опыты в разработке технологии вплавления чеканных или штампованных металлических пластин с рельефным изображением в эмалевый слой покрытия предмета.
Аналогичные опыты в эти же годы проводили мастера круга Фаберже – Эрик Коллин и Владимир Соловьев, хотя тематика и стиль их изделий отличались от изделий фирмы Овчинникова. Отдавая дань моде на шинуазри, прокатившуюся в последней декаде XIX века по России и Европе, предприятие наследников Овчинникова создавало предметы, однотонное красное лаковое покрытие которых украшли накладные рельефные изображения цветков вишни и соловьев в «китайском» вкусе.
Павел Овчининков придавал совершенствованию технологической базы и расширению способов художественной выразительности гораздо большее значение, чем владельцы других московских предприятий и мастерских. Активная экспериментальная работа позволила восстановить утраченную за многие столетия технику перегородчатой эмали. Образцы изделий с использованием этой техники демострировались на международных выставках, но широкого распространения не получили.
Кроме того, мастера фирмы освоили другой уникальный технический прием – витражную или оконную эмаль. До последней декады XIX века этот технический прием в России широко не применялся. За рубежом в это же время его использовали лишь отдельные ювелиры, среди которых – известный французский мастер Рене Лалик.
В конце 1880-х – начале 1890-х гг. на предпритии Овчининкова создавали множество ювелирных изделий с эмалями, главным образом, в смешанной технике: чаще всего использовались эмаль по скани, а для деталей – витражная эмаль. Нередко с использованием традициоонных технических приемов создавали как бы сувенирные ювелирные изделия, подражающие старинным.
Можно сказать, что фирма Овчинникова постоянно развивалась , была своего рода новатором в использовании различных приемов при создании ювелирных предметов. Это способствовало выделению торгового дома Овчинникова среди его конкурентов, таких как дома Хлебникова, Курлюкова и многих других.
Как петербургский коллега Карл Фаберже, Павел при производстве ювелирных изделий делал акцент на высокое качество и прочность изделий, использование новых технологий. Он постоянно работал над расширением и усовершенствованием производства.
При фирме была организована даже специальная школа на 130 учеников, где обучали ювелирному делу. В первые же годы развития производства он приступил к введению передовых методов организации труда и обучению мастеров, а в 1881 г. в Москве даже издал книгу «Некоторые данные по вопросу об устройстве быта рабочих и учеников на фабриках и ремесленных заведениях». С 1873 года отделение фирмы Овчинникова открылось и в Петербурге. Можно сказать, что это был удачных маркетинговый ход, который упрочнил престиж фирмы и способствовал увелечению ее популярности как в московских, так и в петербургских кругах.
Информация о работе Ювелирные дома России конец XIX - начало XX веков