Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:56, реферат
Цель данной работы - исследовать истории создания и развития ювелирных домов в России, а также проанализировать особенности управления ювелирными домами на примере таких фирм, как ювелирный дом Карла Фаберже и ювелирная фабрика Павла Акимовича Овчинникова.
Введение 3
Анализ литературы 4
Ювелирное дело в России 5
Представитель московской ювелирной школы П.А.Овчинников 13
Представитель петербургской ювелирной школы К. Фаберже 18
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный
Институт международных образовательных программ
Кафедра
«Международные отношения»
ЮВЕЛИРНЫЕ ДОМА РОССИИ КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX веков
по дисциплине
«История предпринимательства и рекламы»
студентка гр.4143/6 Е.Ю.Гамилко
«1» декабря
2010 г.
Санкт-Петербург
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
Анализ
литературы |
4 |
Ювелирное
дело в России |
5 |
Представитель
московской ювелирной школы П.А.Овчинников |
13 |
Представитель
петербургской ювелирной школы
К. Фаберже |
18 |
Заключение |
28 |
Список
использованной литературы |
29 |
ВВЕДЕНИЕ
Вторая половина XIX века - начало XX века явились временем расцвета русского искусства. Одним из проявлений национальной школы искусств являлось развитие русского стиля в золотом и серебряном деле. Ювелирное дело переживало свою тысячелетнюю историю. Начиная с перегородчатых эмалей Киевской Руси были возрождены приемы и формы XV - XVIII веков, а также начала XIX века. Кроме того, бурное развитие промышленности не осталось в стороне для ювелирного дела в России и способствовало появлению фабричных предприятий как в Москве, так и в Петербурге.
В России XIX века можно выделить две основных школы, два основных направления в искусстве – одно в западноевропейской стилистике – петербургское, в лице фирм Фаберже, Болина, Гана, братьев Грачевых и др., другое – национальная традиция, в лице московских фирм Овчинникова, Хлебникова, Губкина, Оловянишникова. Петербург и Москва являлись главными центрами ювелирного искусства на тот период в России.
Цель
данной работы - исследовать истории создания
и развития ювелирных домов в России, а
также проанализировать особенности управления
ювелирными домами на примере таких фирм,
как ювелирный дом Карла Фаберже и ювелирная
фабрика Павла Акимовича Овчинникова.
АНАЛИЗ
ЛИТЕРАТУРЫ
В основе данной работы лежит большой список различной литературы и источников.
Книга «Фаберже и русские ювелиры» Ольги Колпаковой помогла составить обзор российских ювелирных домов XIX – начала XX века .
История создания торгового дома Карла Фаберже хорошо представлена в книге Татьяны Фаберже и Валентина Скурлова , где публикуются мемуары Франца Петровича Бирбаума, главного мастера фирмы Фаберже.
История ювелирного дома Павла Овчинникова хорошо представлена в издании посвященном 155- летию его ювелирной фирмы.
Ювелирное дело в
россии вторая половина
XIX – первая половина XX
веков
Ювелирные школы двух столиц сильно отличались друг от друга, но несмотря на это, оба направления вовсе не мешали друг другу, а наоборот, помогали: москвичи продавали свои изделия в магазинах Петербурга, а жители северной столицы делали заказы на некоторые виды работ в Москве.
Как было сказано раннее Петербург был законодателем мод и направлений, отражал связь с миром, был залогом единения России и Европы; и на него ориентировались мастера и художники России. Во второй половине XIX – начале XX века в Петербурге работали прекрасные мастера: братья Грачевы, П. Ф. Сазиков, Р. и А. Тилеманы, Ж. Вальян, Гау, Ф. Кехли, К. Ган и многие другие. Также среди петербургских ювелирных фирм XIX века славились своими украшениями фирмы К. Болина, Х. Кеммерера, Л. Зефтингена.
Ювелирная фирма Болина, обладала статусом придворных поставщиков. Основатель фирмы Андреас Рёмплер, приехал в Петербург в 1790 году из Саксонии и сразу же получил звание придворного ювелира. Будучи искусным ювелиром, Рёмплер быстро приобрел постоянную клиентуру, а уже в 1796 году имел свое хорошо поставленное ювелирное дело. Рёмплер состоял с 1790 года оценщиком Кабинета Его Императорского Величества. После его смерти в 1829 году делом стали заведовать его вдова и его зять ювелир Готтлиб Эрнст Ян. Второй зять Рёмплера, ювелир Карл Эдуард Болин прибыл в Петербург и получил место бухгалтера у Яна в 1833 году, а в 1834 году женился на Эрнестине Катарине Рёмплер и не только получил за ней богатое приданое, но и стал совладельцем фирмы, которая стала теперь называться «Ян и Болин». После смерти Яна в 1836 году фирму переименовали в «Болин и Ян». Фирма «Болин и Ян» была не только одной из первых самостоятельных ювелирных фирм в Петербурге, но и самой известной и прославленной до появления фирмы Фаберже. Ее покупатели принадлежали к высшим слоям петербургского общества. Звание придворного поставщика принесло и большое количество заказов от Двора и императорского окружения.
Карл Болин получил в 1839 году звание придворного ювелира, которое осталось за фирмой после его смерти в 1864 году. С 1849 года мастерская Болина в Петербурге находилась на Невском проспекте, там работало около 50 человек. Дело в Петербурге после смерти Карла продолжили двое его сыновей – Эдуард Людвиг, Густав Оскар Фридрих. В 1871 году был организован торговый дом «К.Э. Болин», который поставлял изделия Двору до 1916 года.
В 1836 году в Петербург прибыл младший брат Карла Болина – Генрик Конрад, который поначалу работал вместе с Карлом. В 1852 году, через год после потрясающего успеха ювелирных украшений фирмы на выставке в Лондоне, Генрик Конрад переехал в Москву, где основал с англичанином Джеймсом Стюартом Шанксом фирму «Английский магазин Шанкс и Болин». Шанкс был директором, а Генрик Болин возглавил отдел серебряных и ювелирных изделий; кроме того, магазин продавал дамскую галантерею. Ставка была сделана на серебро, которое находилось в области компетенции Генрика Болина и которое интересовало московских покупателей. Фирма «Шанкс и Болин» сразу же завоевала большую популярность: выбор товаров и цены на них отвечали моде и возможностям покупателей, дело разрасталось. Фирма ориентировалась на широкий круг покупателей, делала не только дорогие вещи, но и более дешевые – серебряные с хрусталем.
Представители фирмы специально изучали орнаменты русской посуды XVIII века, делали с них копии.
Еще одной крупной петербургской фирмой по производству золотых, серебряных и гальванических изделий с годовым оборотом в 125 тысяч рублей была фирма братьев Грачевых, основанная в 1866 году Гавриилом Петровичем Грачевым, до тех про работавшим в фирме «Гассе». Фирма приобрела известность в 70-е гг. XIX века, когда к управлению пришли сыновья Гавриила Петровича – Михаил и Семен, образовав Товарищество братьев Грачевых, пайщиками которого стали еще 5 сыновей основателя предприятия. На фабрике работало 87 рабочих. Михаил и Григорий Грачевы усердным трудом и знанием дела способствовали тому, что художественные изделия их фабрики приобрели большую известность не только в России, но и заграницей пользовались значительным спросом. В 1900 году был основан торговый дом «Братья Грачевы», фирма имела магазин на Невском проспекте.
Основной особенностью торгового дела Грачевых заключалось в том, что свои изделия продавали не только в России но и за рубежом, где они пользовались популярностью. Так, на всемирных выставках в Париже 1889 и 1900 гг. фирме были присуждены золотые медали, а в 1893 году – бронзовая медаль за эмалевые и филигранные изделия. В 1892 году Грачевы получили звание придворных поставщиков.
Как Курлюковы и Мишуковы в Москве, братья Грачевы в Петербурге были исполнителями, главным образом, церковных заказов. Они создавали различные изделия из серебра с эмалью, но «церковный» ассортимент определял стилистику произведений фирмы.
Фирма занималась производством предметов культа, быта, туалета, скульптуры, столовых и чайных сервизов, посуды, в разных исторических стилях. Фабрика братьев Грачевых была самой известной в Петербурге, изготавливавшей предметы в «русском» стиле, что отличало фирму от других петербургских фирм.
Среди петербургских фирм «промежуточное» положение между предприятием братьев Грачевых с его изделиями в «русском стиле», и фирмой Фаберже с ее западническими установками занимали мастерские Сазиковых. Фирма Сазикова была первым в России ювелирным предприятием, которое обратилось в своих изделиях к отечественной истории и искусству. Павел Федорович Сазиков, купец третьей гильдии, с 1793 года был хозяином небольшой мастерской в Москве, которая несколько десятилетий спустя превратилась в обширное предприятие с филиалом в Петербурге: в 1810 году Сазиков становится владельцем фабрики по выделке разнообразных серебрянных изделий, в 1837 году - получает звание придворного поставщика, а в 1842 году был открыто петербургское отделение фабрики. После Павла Федоровича, дело продолжил его сын выдающийся русский ювелир Игнатий Павлович и внуки Валентин и Павел. Иван Сазиков был владельцем фабрики золотых и серебрянных изделий с 1830 по 1868 гг. В 1845 году при фабрике было открыто особое отделение для обучения серебряников и золотых дел мастеров на 80 человек. Основной особенностью деятельности И. Сазикова как талантливого предпринимателя отличало то, что он привлекал к работе известных художников и скульпторов, использовал передовой зарубежный опыт и оборудование. Первая в России гильоширная машина из Франции появилась именно на его на фабрике в 1843 году. Магазин и фабрика просуществовали до начала 1887 года, затем перешли к фирме Хлебникова.
Среди ювелирных техник, кроме чеканки и литья, которые были преобладающими, фирма использовала эмаль, гравировку, чернь. Широко занимались изготовлением церковных предметов. На протяжении трех поколений мастеров (основателя, Павла Сазикова, его сына Игнатия, и внуков) стиль продукции эволюционировал относительно медленно. Мастера много внимания уделяли работе в техниках литья и гравировки.
Всемирное признание получили произведения придворного поставщика, владельца ювелирной мастерской, основанной в 1873 году, Карла Августа Фердинанда Гана. Будучи австрийским подданным, он приехал в Россию, в 1892 году принял российское гражданство, а с 1898 года получил звание потомственного почетного гражданина. С 1898 года Ган был придворным поставщиком и оценщиком при Кабинете Его Императорского Величества. Годовой оборот фирмы Гана на 1893 год насчитывал – 100 тысяч рублей. Изделия фирмы продавались в магазине на Невском проспекте.
Изделия фирмы Гана отличались превосходным качеством исполнения, утонченной палитрой эмали, элегантностью форм. Они были отмечены наградами на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго и др. Мастерская ювелирных изделий Гана занималась изготовлением золотых изделий с эмалью, табакерок, коробочек и др. Фирма выполнила много вещей для Кабинета Его Императорского Величества, специализируясь на орденах с бриллиантами и других изделиях с драгоценными камнями. Есть сведения, что она сотрудничала с фирмой Картье.
После
смерти владельцем фирмы стал сын
Карла Гана – Дмитрий Карлович,
который также в 1903 году получил
удостоверение придворного
Что касается Москвы, вторая половина XIX – начало XX века в московской жизни время экономического и культурного подъема, насыщенной художественной жизни. Мастера-ювелиры в это время, откликаясь на потребность общества в национальных формах, воспроизводили старинные предметы, копировали орнаменты, использовали национальные мотивы для создания оригинальных произведений, а также делали включения в свои работы гравюр с видами городов и исторических памятников, сюжетов из русской истории, народных картинок и проч.
Для московского ювелирного искусства было характерно возрождение декоративных принципов, присущих древнерусскому искусству.
Информация о работе Ювелирные дома России конец XIX - начало XX веков