Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа
Экранные искусства (кинематограф, телевидение, видео) в наше время обретают особое значение в решении задач воспитания и образования. На рубеже нового века происходит трансформация культуры; бурное развитие электронных технологий, появление обучающих программ в технологиях мультимедиа, широкое внедрение интерактивных систем обучения и вторжение на наши экраны недоступного ранее потока аудиовизуальной информации (от массовой кино-, теле-, видеопродукции до электронных сетей ) делают ситуацию информационного взрыва все более острой даже экологически. Одновременно сосуществуют самые различные гипотезы и прогнозы по поводу будущего; согласно одним предположениям, эпоха “визуальных образов” завершается, в соответствии с другими нам предстоит пережить эпоху тотальной визуализации через экран. Кроме того, мы наблюдаем резкое снижение порогов восприятия аудиовизуальной информации.
Поэтому работа с
искусством экрана необходима именно
в рамках образования. Авторитет
этих искусств у подростков очень
велик; зачастую тот "круг общения",
который они себе подбирают, используя
телеэкран или видеофильмы, является
для них своеобразной "неформальной
группой", чьи жизненный ценности
и идеалы становятся примером, поводом
для подражания. Кроме того, следует
учитывать и еще одно важное свойство
экранных искусств - при определенной
визуальной агрессивности развлекательной
теле- и видеосреды ее действие практически
приравнивается к наркотическому. Не
замечать искусства, воздействие которого
на идеалы подростков особенно наглядно;
искусства, которое формирует наше
восприятие и пытается формировать
наши потребности, - это стало традицией.
А между тем именно на материале
экранных искусств наиболее наглядно
проявляются современные формы
общения. Кризис традиционной монологической
педагогики достаточно просто связать
с демократией экранного
Если мы вспомним ставшее уже притчей во языцех советское телевидение - контраст очевиден. Там говорили избранные, которые диктовали так называемое “общественное мнение” - здесь говорят все. Но говорят не сами, а “прячутся” за мнение своих персонажей - тех, кого снимают; однако любой школьник в состоянии понять в результате специального анализа собственного восприятия экрана, как из положительного интервью можно смонтировать отрицательное, как снять “огромную толпу” на полупустой площади и т. п. Возникает парадокс: на самом деле наше восприятие определяют личные пристрастия и профессиональное мастерство тех, кто “делает” телевидение; так называемой “объективной” информации не существует, она в каждом случае изначально субъективна - но оценить степень этой субъективности, скорректировать информацию, увидеть, что стоит за ситуацией можно лишь обладая навыком в области художественного восприятия экрана, а также умением анализировать собственное восприятие. Собственно, курс основ аудиовизуальной культуры для подростка и подразумевает выработку такого навыка, когда увиденное не слепо “потребляется”, но осмысливается: а что именно я увидел? Почему воспринял это именно так? Хотели ли мне внушить какую-то мысль - и с какой целью? Как мне на это реагировать? Эта цепочка восприятия относится лишь к уровню осознания; а поскольку, по данным НИИ физиологии РАН, 95% мышления происходит на уровне подсознания (там, где работают и механизмы эстетического восприятия - чувственно-эмоционального воздействия, мгновенной оценки, интуитивного поиска, принятия ситуации на уровне эмпатии или отторжения), необходима работа по формированию комплекса навыков, которые способствуют рождению не только эстетического мировосприятия, но и мировоззрения, где активность по отношению к миру проявляется через законы красоты, любви, гармонии.
Если мы рассмотрим
сценические эффекты
Условия диалога
Аудиовизуальные искусства оказывают огромное влияние на развитие личности. Работа с этой сферой может стать поводом для перестройки всей системы общения, если педагог выберет для себя правильную позицию. В первую очередь для успешной работы необходимо элементарное соблюдение условий диалога:
3. Отсутствие жесткого диктата в подведении итогов; ценность дискуссии - в разнообразии мнений, а не в приведении всех размышлений к единому выводу, единому знаменателю.
Таким образом, преподавание
основ аудиовизуальной культуры
может быть базой для выработки
у подростков новых форм познания,
развития и совершенствования мышления,
коррекции эстетического
Педагогический
потенциал курса