Эстетика Кино

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Экранные искусства (кинематограф, телевидение, видео) в наше время обретают особое значение в решении задач воспитания и образования. На рубеже нового века происходит трансформация культуры; бурное развитие электронных технологий, появление обучающих программ в технологиях мультимедиа, широкое внедрение интерактивных систем обучения и вторжение на наши экраны недоступного ранее потока аудиовизуальной информации (от массовой кино-, теле-, видеопродукции до электронных сетей ) делают ситуацию информационного взрыва все более острой даже экологически. Одновременно сосуществуют самые различные гипотезы и прогнозы по поводу будущего; согласно одним предположениям, эпоха “визуальных образов” завершается, в соответствии с другими нам предстоит пережить эпоху тотальной визуализации через экран. Кроме того, мы наблюдаем резкое снижение порогов восприятия аудиовизуальной информации.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 43.44 Кб (Скачать)

Поэтому работа с  искусством экрана необходима именно в рамках образования. Авторитет  этих искусств у подростков очень  велик; зачастую тот "круг общения", который они себе подбирают, используя  телеэкран или видеофильмы, является для них своеобразной "неформальной группой", чьи жизненный ценности и идеалы становятся примером, поводом  для подражания. Кроме того, следует  учитывать и еще одно важное свойство экранных искусств - при определенной визуальной агрессивности развлекательной  теле- и видеосреды ее действие практически  приравнивается к наркотическому. Не замечать искусства, воздействие которого на идеалы подростков особенно наглядно; искусства, которое формирует наше восприятие и пытается формировать  наши потребности, - это стало традицией. А между тем именно на материале  экранных искусств наиболее наглядно проявляются современные формы  общения. Кризис традиционной монологической педагогики достаточно просто связать  с демократией экранного зрелища: у всех теперь равные права появления  на телеэкране - от президента России до “бомжа”; система ценностей проявляется  и реализуется в других вещах. Но формально высказать свое мнение может каждый.

Если мы вспомним ставшее уже притчей во языцех советское телевидение - контраст очевиден. Там говорили избранные, которые  диктовали так называемое “общественное  мнение” - здесь говорят все. Но говорят  не сами, а “прячутся” за мнение своих  персонажей - тех, кого снимают; однако любой школьник в состоянии понять в результате специального анализа  собственного восприятия экрана, как  из положительного интервью можно смонтировать отрицательное, как снять “огромную  толпу” на полупустой площади и  т. п. Возникает парадокс: на самом  деле наше восприятие определяют личные пристрастия и профессиональное мастерство тех, кто “делает” телевидение; так называемой “объективной” информации не существует, она в каждом случае изначально субъективна - но оценить  степень этой субъективности, скорректировать  информацию, увидеть, что стоит за ситуацией можно лишь обладая навыком в области художественного восприятия экрана, а также умением анализировать собственное восприятие. Собственно, курс основ аудиовизуальной культуры для подростка и подразумевает выработку такого навыка, когда увиденное не слепо “потребляется”, но осмысливается: а что именно я увидел? Почему воспринял это именно так? Хотели ли мне внушить какую-то мысль - и с какой целью? Как мне на это реагировать? Эта цепочка восприятия относится лишь к уровню осознания; а поскольку, по данным НИИ физиологии РАН, 95% мышления происходит на уровне подсознания (там, где работают и механизмы эстетического восприятия - чувственно-эмоционального воздействия, мгновенной оценки, интуитивного поиска, принятия ситуации на уровне эмпатии или отторжения), необходима работа по формированию комплекса навыков, которые способствуют рождению не только эстетического мировосприятия, но и мировоззрения, где активность по отношению к миру проявляется через законы красоты, любви, гармонии.

Если мы рассмотрим сценические эффекты документальных телепередач, то увидим механизм, убивающий  принцип и возможность воспитания "человека в себе" через эту  системы ценностей. Новости, снятые и поданные откровенно театрально; американские репортажи о войне  в Ираке, снятые и смонтированные в рекламном стиле; цирковой подтекст многих российских телевизионных политических ток-шоу, ирония остранения острейших  проблем нашей жизни в программе  “Куклы”, “клиповое” мышление в некоторых  молодежных передачах или на канале МУЗ ТВ - все это является предметом  интереса подростков и может служить  материалом для плодотворных дискуссий  о необходимости не только иметь  собственную позицию восприятия, но и уметь при случае реализовать  свои взгляды в той же “системе измерений”, споря в предлагаемыми  точками зрения или даже поддерживая  их. Самым существенным в итоге  является то, что подросток, прошедший  этап творческой реализации своих замыслов в технологии аудиовизуальных искусств, теряет свойство "управляемости" через СМИ и обретает самостоятельный  взгляд на вещи. Таким образом, творчество в сфере аудиовизуальных искусств становится ключевым моментом процесса социальной реабилитации подростков.

Условия диалога

Аудиовизуальные искусства  оказывают огромное влияние на развитие личности. Работа с этой сферой может  стать поводом для перестройки  всей системы общения, если педагог  выберет для себя правильную позицию. В первую очередь для успешной работы необходимо элементарное соблюдение условий диалога:

    1. Желание понять собеседника.
    2. Равенство всех участников диалога по отношению к новой информации.

3. Отсутствие жесткого  диктата в подведении итогов; ценность дискуссии - в разнообразии  мнений, а не в приведении всех  размышлений к единому выводу, единому знаменателю.

Таким образом, преподавание основ аудиовизуальной культуры может быть базой для выработки  у подростков новых форм познания, развития и совершенствования мышления, коррекции эстетического восприятия, реализации творческого потенциала, освоения новых форм взаимодействия с миром, ценностного и профессионального  ориентирования.

Педагогический  потенциал курса аудиовизуального образования заключен в достижении следующих целей:

  • развитие эмоциональной сферы подростка наряду с интеллектуальной;
  • закрепление уже известного материала;
  • самостоятельный поиск закономерностей в искусстве, объединяющих и разъединяющих основ; развитие способности видеть общее в различных и различное в сходных явлениях;
  • активизация творческого начала и стремления к самовыражению;
  • умение при необходимости объяснить концептуальный смысл произведения любого искусства посредством перевода и изложения этой концепции на языке медиа (например, концепция живописного произведения - через язык экрана, через литературную рецензию, через компьютерный реферат);
  • быстрая обучаемость, высокая задействованность уже имеющихся у человека знаний;
  • развитие потенциального интереса к поиску новых, творческих путей и форм решения поставленных образовательных задач;
  • реализация и отработка диалогической модели общения с миром на разных уровнях;
  • реализация психологического механизма, позволяющего вырабатывать коллегиальное мнение и общий творческий результат при работе в малых коллективах (микрогруппы по 3-5 человек);
  • формирование условий для самообразования и возникновения познавательной потребности - стремления к самостоятельному поиску и отбору необходимой информации;
  • формирование индивидуального механизма корректировки информации, получаемой через СМИ, индивидуальной системы ценностных ориентаций;
  • возможность самореализации и социальной реабилитации подростков девиантного поведения через практико-ориентированную систему творчества в сфере аудиовизуальных искусств.

Информация о работе Эстетика Кино