Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа
Экранные искусства (кинематограф, телевидение, видео) в наше время обретают особое значение в решении задач воспитания и образования. На рубеже нового века происходит трансформация культуры; бурное развитие электронных технологий, появление обучающих программ в технологиях мультимедиа, широкое внедрение интерактивных систем обучения и вторжение на наши экраны недоступного ранее потока аудиовизуальной информации (от массовой кино-, теле-, видеопродукции до электронных сетей ) делают ситуацию информационного взрыва все более острой даже экологически. Одновременно сосуществуют самые различные гипотезы и прогнозы по поводу будущего; согласно одним предположениям, эпоха “визуальных образов” завершается, в соответствии с другими нам предстоит пережить эпоху тотальной визуализации через экран. Кроме того, мы наблюдаем резкое снижение порогов восприятия аудиовизуальной информации.
Введение
Экранные искусства
(кинематограф, телевидение, видео) в
наше время обретают особое значение
в решении задач воспитания и
образования. На рубеже нового века происходит
трансформация культуры; бурное развитие
электронных технологий, появление
обучающих программ в технологиях
мультимедиа, широкое внедрение
интерактивных систем обучения и
вторжение на наши экраны недоступного
ранее потока аудиовизуальной информации
(от массовой кино-, теле-, видеопродукции
до электронных сетей ) делают ситуацию
информационного взрыва все более
острой даже экологически. Одновременно
сосуществуют самые различные гипотезы
и прогнозы по поводу будущего; согласно
одним предположениям, эпоха “визуальных
образов” завершается, в соответствии
с другими нам предстоит
Факторы
Оставим пока в стороне вопросы о том, насколько опосредовано общение с искусством через каналы массовой коммуникации.
Обратим внимание на
другое - восприятие информации через
экран формировалось через “
Отсюда и необходимость аудиовизуального образования в области экранных искусств, необходимость формирования аудиовизуальной культуры подростка. Данное исследование представляет собой попытку учесть следующие факторы:
Характеристики
Кроме того, наблюдается диспропорция художественного уровня экранных искусств, их образовательных и воспитательных возможностей и низкого уровня художественного развития подавляющего большинства подростков, их возможностей воспринимать, понимать, интерпретировать аудиовизуальную - в том числе и экранную - информацию.
Один из вариантов
разрешения этой проблемы - реализация
аудиовизуального образования (наиболее
эффективны учебные курсы интегративного
типа, синтезирующие навык работы
с информацией с изучением
искусства, в том числе и разработанные
в 1998-2000 г. в НИИ художественного
образования РАО курсы
Реализация
Реализация системы
аудиовизуального образования школьников
возможна при использовании
Для эффективности
как эмоционального, так и интеллектуального
развития личности и формирования индивидуальности
подростков необходима сбалансированная
система деятельности. Поэтому оптимальным
для данного учебного курса представляется
сочетание таких типов
Как эстетическое восприятие,
так и переживание в данном
случае рассматриваются не как специфические
психические функции, но как особый
вид смыслообразующей психической
деятельности, т. е., согласно концепции
Ф.Е.Василюка, как “самостоятельный
процесс, соотносящий субъекта с
миром и решающий его реальные
жизненные проблемы”. Это имеет
огромное значение и для социальной
реабилитации подростков, поскольку
дает возможность увязать мир
собственных переживаний и
Предлагаемые компоненты обеспечивают оперативность реагирования на смену ситуации и требования времени - в частности, именно так возникли методики практического освоения новых технологий - видеосъемки, видеомонтажа, использования мультимедийных компьютерных технологий.
Важно также и то, что синтетический характер экранного образа предоставляет неограниченные возможности для интеграции искусств в рамках учебных занятий.
Необходимость обучения
Сейчас перед
нами стоит проблема: следовать в
своей деятельности бесчисленным предлагаемым
образцам - образцам поведения (приобретения
только определенных товаров - согласно
рекламному имиджу), следования одним
и тем же схемам, - или “идти
своей дорогой”, да еще и постоянно
ощущать ответственность за свой
выбор. Практика показывает, что характерное
для западной бытовой культуры “влияние
предлагаемого образца” в нашем
случае часто принимает уродливо
искаженные формы; реальность жизни
требует самостоятельности
Именно поэтому изучение аудиовизуальных искусств - насущная необходимость времен развитой технологии. Человек двадцать первого века должен быть прежде всего человеком творческим. Для ориентации в информационных системах и работы в высокотехнологичных структурах (типа компьютерных сетей) просто необходимы практические навыки диалога и развитое образное мышление; и ничто не заменит искусства и культуры в образовании и воспитании. При этом для процесса обучения важна не столько историческая хронология, сколько именно способ мышления и познания, определяемый существованием и развитием системы искусств.
Это определяет и требования к преподаванию аудиовизуальных искусств в школе. Не формально-логические объемы знаний, а умение чувствовать, осознавать, анализировать и сопоставлять - вот что должно становиться итогом художественного образования. При этом подросток должен осознавать бытие культуры как процесс - и развитие человека как часть этого процесса. Наша жизнь такова, какой мы ее делаем; и перевернутые системы ценностей свидетельствуют лишь о том, что минул некий пик развития (или спада), и мы находимся на другом склоне горы. Но гора-то одна и та же...
Отправные пункты
На основе опросов, анкетирования и наблюдений, проведенных в ходе педагогического эксперимента в период с 1985 по 2000 год в школах г. Москвы и Московской области, можно выделить в качестве отправных пунктов разработки программы аудиовизуального образования в среднем школьном возрасте следующие факторы:
Наиболее популярными у подростков 13-14 лет, по результатам опросов 1996-98 гг., являются следующие жанры: телеигры; новости - музыка, кино, спорт; видеоклипы; телепередачи типа “познание с развлечением”; ток-шоу; особое место занимают телесериалы - в частности, каждый школьник из опрошенных в 1996 году смотрел не менее 4-5 сериалов в неделю (из них два-три ежедневных), а к 1998 году это число возросло до 7 (из них в среднем три ежедневных). В настоящее время наблюдается тенденция к падению общего внимания к телесериалам, хотя по опросу 1999 года число сериалов, к которым школьник обращается за неделю, достигло 10-11. Склонность к просмотру большого числа сериалов обычно характерна для той части подростков, восприятие которых не выходит за рамки “грамотного потребителя” видео- и телепродукции, без элементов активного сотворчества, “достраивания” экранного изображения; для них характерны и определенные трудности в художественно-творческой деятельности - работа у них чаще всего замирает на стадии замысла, навык доводить начатое дело до конца практически отсутствует.
Эстетическое восприятие
При работе с эстетическим восприятием экранного повествования необходимо учитывать и использовать такие факторы возрастного восприятия, как: повышенная эмоциональность, непосредственность восприятия; ситуативность восприятия; приоритет внешнего по отношению к внутреннему - т. е внешняя выразительность действия, которая для младших подростков ( до 11-12 лет) не только интереснее наличия смысла (подтекста и т.п.), но и сама зачастую становится смыслом просмотра; утилитарное отношение к искусству; различные факторы падения внимания (в том числе и диктуемая практикой современного телевидения “усталость восприятия” - просмотр эмоционально напряженного материала, длинных фрагментов из фильмов невозможен без частых “рекламных пауз”) - это обусловило поиск эффективных способов более активного включения подростка в процесс просмотра. Специфика подхода заключена в том, что каждое из этих явлений должно становиться поводом для специального тренинга (либо выполнения целого ряда заданий) на базе рефлексивно-аналитической деятельности (иногда вкупе с переживанием).