С повышенной эмоциональностью,
особенно у младших подростков, отнюдь
не стоит бороться; разумеется, существуют
определенные правила поведения - все
же... стоит только вспомнить, что
творилось в кинозалах советских
времен на детских сеансах - ни один
взрослый не мог там находиться долее
10 минут. Такая бурная реакция на
самом деле в какой-то мере оправдана:
в ответ на экранное действие актуализируется
физиологическая система движения
- возникает стремление подпрыгнуть,
крикнуть, словом, хоть как-нибудь отреагировать,
выразить свои чувства. Простое “приведение
к порядку” здесь может вызвать
противоположную реакцию; поэтому
наряду с тактичным разъяснением
общепринятых правил поведения следует
подумать о тщательном отборе материала.
Наиболее эмоциональные видеофрагменты,
сюжеты с активным действием, возможно,
следует показывать во внеурочные часы;
и следует отметить. что целенаправленный
рефлексивный анализ эмоционального восприятия
(что я чувствую? Что вызвало
у меня такие чувства? Почему? Вызвало
ли это такие же чувства у других?
Как я отреагировал? Не изменила
ли моя реакция восприятие данной
ситуации?) обычно приводит к тому, что
внешние проявления чувств становятся
несколько менее бурными - начинают
включаться механизмы параллельного
самоанализа.
Большое значение имеет
точность подбора иллюстративных видеоматериалов
к интегративным курсам медиакультуры.
Здесь можно дать несколько конкретных
советов - по возможности материал должен
вызывать интерес ( например, фильм, который
ребята еще не видели или уже забыли)
. Однако выполнить это условие
иногда очень сложно - разница во
вкусах и интересах не дает прийти
к единому мнению; тогда мы приходим
к необходимости работы с установкой
восприятия - реализацией фактора ситуативности.
Установка восприятия
обычно имеет две основные цели:
настроить аудиторию на художественное
восприятие (по мере возможности перевести
восприятие из бытового плана в эстетический)
и задать будущему просмотру определенный
контекст - дать мотивацию на выполнение
в последующем творческого задания;
на определение жанра; на выявление
тех или иных качеств предлагаемого
фрагмента - времени создания фильма;
страны производства; особенностей сюжета,
поведения персонажей и т. д.
Установка восприятия
обычно производится через разговор;
по сути это - некий эпиграф к занятию,
поэтому могут быть применены
самые различные формы - от букета
осенних листьев или живого цветка
на столе до чтения стихов или какой-то
цитаты с целью переключения внимания
и последующего сосредоточения. Можно
и применять короткие психологические
разминки - ответы на необычные вопросы
(типа буддийских коанов) или упражнения
на развитие воображения (представьте
себя таким-то). Однако
общий настрой установки должен быть непосредственно
связан с темой занятия.
Условия
Необходимо предусмотреть
создание таких условий, когда материал
и время занятий станут предметом
особого интереса подростка, временем
предельной концентрации внимания, местом
приложения творческих сил; и здесь
особо важен момент восприятия -
живого взаимодействия школьника и
экранного произведения. Здесь неизбежно
возникает момент сотворчества -
зритель “достраивает” экранное произведение
(собственно, на этом основан язык экрана
- монтаж: соединение двух различных кадров
порождает смысл, которого первоначально
не содержалось ни в одном из них) . Именно
на выделении и акцентировании подобных
моментов следует выстраивать анализ
экранного произведения.
Зачастую при
анализе рассматривается только
проецирование авторского сознания,
отражение авторской концепции
в сознании подростка. Иногда бывает
и так, что авторское сознание
подменяется осознанием проблемы педагогом,
который приобщает юных зрителей
к тем проблемам, которые возникают
у него самого при восприятии сложных
художественных произведений. Однако
здесь следует обращать особое внимание
на те аспекты, которые представляют
личностную значимость для самих
ребят. Дело заключается в том. чтобы
приобщить подростков к неведомым
им культурным взаимосвязям, понимая
это приобщение как диалог автора
произведения и подростка; как общение,
в процессе которого подросток отнюдь
не пассивный потребитель - он создает
не только свой смысл, но и свой “текст”
- соглашаясь при этом с автором
или споря с ним. Собственная
концепция экранного произведения
существует у подростка изначально,
пока не оформленная до конца в
словах, однако потенциально готовая
проявиться в случае, если подросток
почувствует, что для данной дискуссии
представляет интерес именно его
мнение, своеобразие его восприятия.
Каждый из зрителей строит свой образ экранного
произведения. Интересно, что в большинстве
случаев собственные интерпретации подростков
представляют собой своеобразные метафоры
- то есть эстетическая оценка произведения
объединяет мысли и чувства. А отсюда уже
недалеко до попытки самому мыслить по
законам искусства, попытаться на том
же языке - языке экрана - сформулировать
“образный ответ” на собственные переживания.
Таким образом, развитие восприятия происходит
и через аналитическую
интерпретацию произведения, и через
собственную художественно-творческую
деятельность подростка.
Этот момент может
показаться спорным; однако вот несколько
мыслей по поводу восприятия искусства,
принадлежащих перу академика Д.С.Лихачева:
“Произведение искусства не только
сообщает, информирует, но и провоцирует
некую эстетическую деятельность читателя.
зрителя, слушателя. Эстетическое впечатление
от него связано не только с получением
информации, но одновременно и с ответным
действием воспринимающего лица, творчески
откликающимся эти м действием на него.
Произведение искусства рассчитано в
акте своего творения не только на пассивное
восприятие, но и на активное соучастие...
Произведение искусства в его восприятии
читателем. зрителем или слушателем - вечно
осуществляющийся творческий акт.”
Работа с развитием восприятия тесно
взаимосвязана, в частности, с работой
над переживанием. Овладение
переживанием как особым видом деятельности
состоит в попытке осознать, почему данная
ситуация вызывает именно такую эмоциональную
реакцию; ответ на какие внутренние проблемы
требует поиска в этой области. Обычно
цепочка рассуждений идет от эмоций к
реакциям, от реакций к выводам по поводу
персонажа (его поведения, поступков, характера),затем
- через оценочные суждения - следует подтолкнуть
подростка к тому, чтобы он оглянулся на
себя и попытался осознать, что же является
его собственной проблемой и в какой мере
“эмоционально прожитая” во время просмотра
ситуация помогает ему решить эти проблемы
- или приводит к противоречиям, или заставляет
прийти к какому-то выводу... Не всегда
вся цепочка рассуждений может быть реализована
в рамках дискуссии; часто обсуждение,
устный анализ является лишь видимой частью
айсберга, в то время как большая часть
работы растягивается на длительное время
- происходит накопление информации, углубление
прежних представлений и расширение ассоциативной
сферы, своеобразная интеллектуализация
эмоций, - а затем происходит качественный
скачок, возникает потребность в новом
эмоционально-смысловом освоении видеотекста.
В конкретной практике это иногда отражается
через требование повторного просмотра;
периодическое возникновение подобных
моментов может служить дополнительным
фактором развития восприятия.
Исходя из эмоциональной
стороны восприятия, в центре внимания
оказывается переживание.
И чрезвычайно ценно то, что переживание,
по определению Ф.В.Василюка, является
смыслообразующей психической деятельностью.
Именно переживание оказывается в практике
школьных занятий, имеющих своим предметом
искусство, той формой синтеза, той ступенью,
которая позволяет перейти от художественно-практической
к абстрактно-логической форме познания,
не теряя при этом того богатства и разнообразия
эмоциональных реакций, которое и определяет
индивидуальность, неповторимость личности.
С точки зрения овладения
переживанием как особым видом деятельности
и осмыслением его результатов,
процесс воспитания заключается
в переходе личности к самовоспитанию.
Взаимодействие характера и ситуации,
смоделированной произведением
экранного искусства, через переживание
формирует личность, определяет ее
отношение к миру. По концепции
Ф.Е. Василюка это происходит при
переходе взаимоотношений личности
с миром от этапа “простой внутренний
мир - простой внешний мир” к этапу
“сложный внутренний мир - сложный
внешний мир”.
Работа с переживанием
осуществляется через рефлексию
собственного восприятия, направленность
аналитического разбора материала
и выполнение цикла творческих упражнений
на развитие эмпатии, воображения, фантазии.
Однако именно эстетическое переживание
определяет внутреннюю мотивацию творчества
у подростков. А результат творчества
определяет выход на социальное общение
- произведению нужен зритель. Одно
из следствий творчества - стремление
реализовать себя в социуме, закрепить
свои позиции, добиться успеха в определенной
социальной группе. Эффективность социальной
реабилитации здесь во многом зависит
от педагога, поскольку активность
его собственной жизненной позиции
во многом будет служить образцом
и своеобразной "точкой отсчета"
для группы подростков.
Аналитическая
интерпретация
Аналитическая
интерпретация результатов восприятия - один из важнейших
этапов работы с произведениями аудиовизуальных
искусств. Говорить об искусствах экрана
- дело трудное: воедино сплетаются знания
обо всех видах искусства. Насколько бы
косноязычно не звучали высказывания
ребят, следует выделять и подчеркивать
те моменты, которые изначально исходят
от активности восприятия, принципа сотворчества,
самостоятельности переживания и осмысления
мира. Материалом для самоанализа подростков
должны при этом становиться их реальные
взгляды, их проблемы, их собственное отношение
к миру. Это определяет особые требования
как к педагогу, так и к системе занятий:
- методологическая направленность занятий, система диагностики интересов и развития конкретной социальной группы подростков, контактности и других психологических качеств, определяющих вариант выбора программы аудиовизуального образования;
- связь изучаемого материала с жизнью, современностью, с изменениями, происходящими в мире, стране, регионе, данной местности;
- учебно-познавательная ценность используемого материала (здесь следует учитывать, что даже ценности антикультуры - поп-музыка, многие видеоклипы и рекламные видеоролики, телесериалы, манера общения теле- и радиоведущих и т.п. несут огромный объем социально-бытовой информации, восприятие которой сильно влияет на формирование круга ценностных ориентаций подростков; влияние этого круга "аудиовизуального общения" на формирование подростков в настоящее время мало исследовано;
- умение использовать различные виды мотивации в зависимости от характера учебно-познавательной деятельности и возраста обучаемых, диагностика результативности применяемых приемов и педагогических технологий, что напрямую выводит к вопросу о диагностике эффективности механизмов социальной реабилитации подростков;
- реализация курсов аудиовизуальной (медиа) культуры на основе высокой активности деятельностных процессов и их практической ориентации - особое внимание к формированию навыков внимания, восприятия, развития памяти, творческого мышления, создания благоприятных условий для творческой активности подростков с обязательным выходом на сферы социального бытия - участие творческих работ ребят на местных и общероссийских фотовыставках, фестивалях, размещение лучших материалов в местной прессе, создание собственных выпусков передач на местном телевидении, сайтов в Интернет и т.д.
- гибкость системы занятий, оперативное реагирование на события регионального и мирового значения, поощрение инициативы учащихся и практико-ориентированного процесса самообразования, создание специальной системы педагогических стимулов.
Искусство
экрана
Кинематограф, телевидение,
видео в ХХ веке дали весьма наглядный
пример невероятной по размаху и
скорости системы распространения
аудиовизуальной информации в художественной
форме. Искусство экрана по сути явилось
синтезом всех существовавших ранее
искусств. Это искусство, которое
определило новый тип восприятия,
сформировало широчайший круг зрителей,
прошло несколько революционных
этапов технологических преобразований;
искусство, чьи связи с многовековыми
традициями других искусств (живописью,
литературой, музыкой) дают невероятный
по силе воздействия и совершенно
своеобразный эффект. Искусство, где
наиболее остро проявляется противостояние
культуры и антикультуры - и все
это на глазах у нас, зрителей, ежедневно,
ежеминутно, ежесекундно... Стало уже
банальным говорить о том, что
искусство экрана - “машина времени”,
которой доступны любые перемещения
- десятилетия, века, эпохи, а о путешествиях
в пространстве и говорить не приходится
- за десятиминутную передачу новостей
по любому из телевизионных каналов
вы побываете во стольких местах и
узнаете о такой массе событий,
что зачастую наступает пресыщение
информацией Крестьянин девятнадцатого
века за всю свою жизнь не видел
столько катастроф, пожаров, наводнений,
дипломатических визитов и прочих
великих событий, сколько мы можем
узреть за одну передачу новостей. И
это меняет не только ритм жизни
и насыщенность информацией - это
диктует новую структуру интересов,
где потребность в остросюжетном
экранном зрелище превращается порой
в наркотическую зависимость, где
зрелище должно становиться наступательным,
агрессивным, чтобы удержать зрителя
у экрана, приковать его внимание
если не к содержанию, так хотя бы
к визуальной форме сюжета - цвету.
свету. ритму монтажа. Невольно вспоминается
утверждение о том, что антикультура
есть естественная часть культуры, и разрушение
- тоже способ самоутверждения. Однако,
активизируя восприятие до предела чисто
внешними факторами, мы неизбежно теряем
активность зрителя. Если уходит цельность
экранного зрелища - возникает раздражение,
которое обычно выливается в бесцельное
блуждание по телевизионным каналам в
поисках зрительного образа, за который
можно “зацепиться”, реализовать пассивный
тип восприятия. Поневоле вздохнешь о
золотых временах кинематографа - полнометражные
фильмы, классический репертуар, дыхание
зрительного зала, активное восприятие...
То ли дело - “одиночество с собой” перед
телеэкраном - обилие однородных по сути
каналов, бесконечные отупляющие рекламные
паузы, бесчисленные телесериалы...
Значение
для образования