Изобразительное искусство и архитектура Китая в эпоху хань

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Поскольку культура эпохи Хань необычайно богата и многогранна, в своей работе я остановлюсь на раскрытии двух тем: живописи и архитектуры. В теме живопись главной задачей будет изучение и выявление отличительных черт данного периода. В теме архитектура задачи будут направлены на исследование того, что из себя представляло строительство этого периода и как оно развивалось. По данной теме, хочу выделить ряд книг, которые легли в основу написания курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
I. Живопись………………………………………………………..5
1. Росписи погребальных помещений……………….……….…....5
2. Шёлковая живопись………………………………........................7
3. Фрески ханьских гробниц……………….….………..................10
II. Архитектура.........................…….................................................15
Заключение………………………………………………….……..23
Список используемой литературы…………………………......24

Работа содержит 1 файл

Курсовая по культуре.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образовния

«Ростовский  Государственный  Экономический 

Университет (РИНХ)»

Факультет Лингвистики и  Журналистики

«Регионоведение» 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: «История Китая»

на  тему: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО и архитектура  китая в ЭПОХу  ХАНЬ» 
 
 

                                                 Выполнила:

                   Студентка группы 722

         Манукян К.Г. 

                                                    Проверила:

                               Старший преподаватель

 Горбунова Н.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2010 год 

Содержание. 

  Введение…………………………………………………………….3 

  I.  Живопись………………………………………………………..5

  1. Росписи  погребальных помещений……………….……….…....5

  2. Шёлковая  живопись………………………………........................7

  3. Фрески ханьских гробниц……………….….………..................10 

  II. Архитектура.........................…….................................................15 

  Заключение………………………………………………….……..23 

  Список  используемой литературы…………………………......24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  

    Введение.

  Период  правления династии Хань — время блестящего расцвета культуры Древнего Китая. В это время получает особенное развитие монументальное искусство — скульптура и живопись. В ханьском искусстве ясно видна уже повсеместная тенденция к единству стиля, связанная с объединением государства и установлением в Китае широкого культурного общения.

  Эту тенденцию можно проследить и  в архитектуре. Искусство Древнего Китая, в особенности периода  Хань, сыграло важнейшую роль в  сложении и дальнейшем развитии китайской  культуры. Оно имело большое Значение и для других стран Востока - Японии, Кореи, Индо-Китая, Монголии, которые в течение многих веков использовали культурные достижения Древнего Китая.

  Поскольку культура эпохи Хань необычайно богата и многогранна, в своей работе я остановлюсь на раскрытии двух тем: живописи и архитектуры. В теме живопись главной задачей будет изучение и выявление отличительных черт данного периода. В теме архитектура задачи будут направлены на исследование того, что из себя представляло  строительство этого периода и как оно развивалось. По данной теме, хочу выделить ряд книг, которые легли в основу написания курсовой работы. В книге «История культуры Китая» 1 достаточно много информации посвящается живописи. Автор, опираясь на археологические раскопки и дошедшие до нас картины, подробно рассматривает живопись и её становление. Не менее привлекает к себе внимание книга «История китайской живописи» 2, в которой автор останавливает своё внимание на таких видах живописи ханьского периода, как фрески ханьских гробниц и дворцовые фрески. В книге «Всеобщая история архитектуры» 3 очень подробно рассмотрено градостроительство, строительство пагод. В отличии от ранее указанных книг, такие книги как «Китай. Краткая история культуры» 4 и «Искусство средневекового Китая» 5 имеют широпрофельную направленность и несут в себе незначительную информацию по данной  тематике.

 

  

  I. Живопись.

  Изобразительное искусство Китая в эпоху Хань, хотя и опирается в своем развитии на сложившиеся ранее традиции, резко отличается от символического в основном искусства предшествующих периодов со свойственными ему строгими условными формами. В живописи все более проявляется интерес к отражению явлений реальной жизни: изображаются исторические события, придворный быт и даже сцены из жизни простых людей. Развивая тенденции, возникшие в искусстве 5 — 3 вв. до н.э., ханьские художники выработали несравненно более реалистический метод передачи изображения человека и окружающей его обстановки. Но особенность ханьского реализма заключается в том, что новые черты в искусстве еще очень сильно связаны с древней символикой и религиозными представлениями. Реальные изображения людей и животных часто соединяются с фантастическими и причудливыми образами демонов, драконов и различных духов.

  1. Росписи погребальных  помещений

  Стены погребальных помещений украшались помимо скульптурных рельефов живописью. О ней можно составить представление  по нескольким сохранившимся образцам. Многоцветные и яркие, они  изображали жанровые и мифологические сцены. Сюжетами росписей служила вся та обстановка, которая окружала умершего при жизни. В хэнаньских росписях показаны беседующие между собой люди, нарядные женщины в платьях со шлейфами и с тяжелыми прическами, унизанными жемчугом. Фигуры переданы плоскими силуэтами, краски положены локальными пятнами, преобладает яркий красный цвет. Моделировка намечена немногими тонкими линиями, точно обрисовывающими складки одежды при поворотах фигур.

  В хэнаньских росписях много движения; жесты фигур передают характер бесед и ситуаций, но пространство фона ничем не заполнено, разрозненные группы составляют длинную вереницу различных человеческих фигур. Иной характер имеют росписи из Ляояна (провинция Ляодун). Они не менее динамичны, нежели хэнаньские, и имеют единую композицию. Росписи изображают разные сцены, связанные с бытом знати, цирковые представления, сцены играющих музыкантов, выезды и пиры. Колорит намного богаче, чем в хэнаньских росписях. Здесь встречаются и голубые, и сиреневые, и оранжевые краски, данные в очень тонких сочетаниях. Как образец ляоянских росписей можно привести сцену, изображающую традиционный сюжет - парадный выезд.

  Все внимание художник сосредоточивает  на том, чтобы как можно красочнее, богаче и разнообразнее изобразить жизнь и быт знатных людей. Он берет уже установленные традиционные схемы и приемы, но вносит в них большую долю смелости и творческой фантазии. Стремясь показать различный характер движений, он располагает фигуры уже не фризообразно, а разбрасывает их по всему полю росписи. На зеленом фоне травы яркими пятнами выделяются кони, везущие нарядные колесницы, и всадники. Центральное место занимают повозки и свита. Мелькают черные тонкие спицы колес, нетерпеливо вскидывают головы и перебирают ногами гарцующие в ряд за повозкой сдерживаемые всадниками лошади, остальные же, пущенные на волю, несутся вскачь. Их движения показаны нарочито утрированными, чтобы создать впечатление необычайно бурного движения; для этого художник дает их в разных поворотах и раккурсах, то поднимая лошадей на дыбы, то показывая их с круто изогнутыми шеями на полном скаку, словно готовящимися сбросить седока. Вся эта сцена выписана с большой наблюдательностью. Художника интересует каждая отдельная фигура. Тщательно переданы прически и костюмы, яркие красные ленты на каретах, сбруя лошадей, повороты человеческих тел. Большая свобода и вместе с ней законченность каждого жеста, каждой детали характеризуют живопись ханьского времени. Человек и его жизнь стали ее основным и ведущим содержанием. В этот период еще нет стремления к раскрытию внутреннего мира человеческих переживаний: лица изображенных людей бесстрастны и схематичны. Но в наблюдении характерных движений, в передаче внешнего облика, в изображении людей за различными занятиями живопись сделала огромный шаг вперед по сравнению с предшествующим периодом и достигла большого совершенства.

  2. Шелковая живопись.

  При раскопках захоронений Хань в  Мавандуе, расположенном недалеко от Чанша в провинции Хунань, были найдены большого размера полотна  шелковой живописи. Их открытие стало одним из знаменательных событий в истории искусства. На тканях выполнялись обычные для того времени мотивы: всадники на лошадях, рыбы, иероглифические надписи.

    На  сегодня раскопано три таких  захоронения. Вторым из них является гробница премьер-министра Чанша по имени Дайхоу Лицан, умершего в 186 году до н. э. Среди наиболее интересных предметов, обнаруженных в гробнице Дайхоу Лицана были четыре картины на шелке, одна из которых — погребальное покрывало, состоящее из трех полотен, соединенных вместе. Изображение на покрывале состоит из двух частей, отделенных незаметной полосой по краю коротких полотен. Верхняя часть прямоугольной формы изображает сцену в раю. На границе между верхней и нижней частями изображения видна конструкция из двух колонн, напоминающая «райские врата». Нижняя часть Т-образного покрывала представляет собой вертикальный прямоугольник, в центре которого расположен плоский нефритовый круг. Если говорить вкратце, на картине изображено множество всевозможных вещей: рай, земля, люди, солнце, луна, облака, деревья, сплетающиеся драконы, поющие журавли, диковинные птицы, необычные звери, морские животные, змеи, и т. д. В ней вымысел смешивается с реальностью. Она напоминает одну известную эпическую поэму под названием Восхваление Дворца Лулингуан, написанную Ван Яньшоу во времена династии Хань. В ней автор со множеством подробностей описывает фрески на внутренних стенах дворца. Произведение сложно по содержанию, но автор смог удачно выстроить его логическую последовательность. То, что вначале выглядит запутанным, становится весьма здравым и ясным в конце, так как каждой сюжетной линии уделяется столько внимания, сколько она заслуживает. 
Поскольку в рисунке используется только линия, а в разных областях для изображения сюжета применяются линии разной толщины, сам процесс живописи претерпел определенные изменения. Например, для изображения главной фигуры и ее сопровождающих использовались изящные линии наподобие тонких волос, — это манера живописи, напоминающая работу Гу Кайчжи — величайшего художника династии Восточная Цзинь. Линии, использованные при изображении летящих птиц и тел драконов, слегка потолще, но в них чувствуются хорошая слаженность и мощь. В обводке голов драконов и предметов на алтаре линии более плавны и грациозны, а их толщина варьируется от места к месту. В некоторых местах метод «двойной обводки» не применяется вовсе. Например, ворона на солнце нарисована «плоско» черной, а для изображения языка дракона или птичьих лап использована непрерывная линия. Технику, в которой выполнена вся картина, можно коротко описать как гармоничное слияние «твердости» и «мягкости», «тонкости» и «грубости», «четкой точности» и «гибкого подхода». Она представляет собой романтический стиль, полный внезапных перемен. Это художественное произведение, схожее с музыкальной симфонией, где задействовано множество инструментов. Выглядящее достаточно хорошо, если учитывать факт пребывания под землей более двух тысяч лет, это полотно шелковой живописи, тем не менее, имеет несколько обесцвеченный и темноватый красно-коричневый оттенок. По сравнению с другими работами по шелку того же периода оно могло несколько замазаться (или окраситься) глубоким «теплым» цветом. На некоторых выступающих частях заметна белая пудра. Черный остается основным цветом, но широко использован алый, или «красная глина», в некоторых местах появляется голубой и пурпурный. Наличие этих цветов придает изображению чувство безмятежности, таинственности и, возможно, восторженности. В погребальном покрывале художник добился того эффекта красок, к которому он стремился. Внутри камеры на восточной и западной стенах висели два прямоугольных изображения на шелке. На одном из них лошади, колесницы и другие регалии, а на другом — строения, женщины, путешествующие на лодках, кони и колесницы, несущиеся на полном ходу. К сожалению, изображение сильно повреждено, и нет возможности увидеть все полно и ясно.

    Также была обнаружена картина на шелке  с изображенными на ней людьми, стоящими рядами и выполняющими физические упражнения. Поскольку рядом с картиной были расположены бамбуковые побеги с нанесенными на них записями об упражнениях и необходимом режиме, связь между изображением и трубками из бамбука очевидна. Композиция картины достаточно проста, и фигуры людей далеко не закончены. Тем не менее движения четкие и ясные, а манера письма жива и непринужденна. Картина выполнена в простом и бесхитростном стиле, напоминающем «набросок» современных художников.

  Изучая  результаты раскопок последних лет, можно обнаружить, что изготовление погребальных покрывал претерпело ряд изменений ко времени династии Хань. Вверху, в левом и правом углу, на них стали изображать солнце и луну, а на нижних частях — писать имя и адрес покойного. Иногда ниже солнца и луны символическими линиями изображают подобие тигра или облаков. В других случаях на солнце появляется ворона с тремя лапами или лиса с шестью хвостами, а на луне видны жаба и заяц. Иногда вместо всего этого может быть только надпись. Также следует отметить, что со временем складывалась тенденция к более упрощенному украшению погребальных покрывал. Ввиду их редкости, высокохудожественное погребальное покрывало, обнаруженное в ханьском захоронении Мавандуя, призвано занять свое уникальное место в истории мирового искусства. 

  3. Фрески ханьских гробниц.

  Раскопки  последних десятилетий в Хэнани, Ляодуне, а также в Маньчжурии и Северной Корее, где находились в то время китайские поселения, обнаружили великолепные фрагменты  ханьской настенной живописи, которые  дают представление о высоком  мастерстве ханьских живописцев. Наиболее яркие из многокрасочных фресок были найдены при раскопках ханьского некрополя в Северной Корее (в районе современного Пхеньяна) и в Ляодуне. Эти фрески, нарисованные на внутренних стенах больших погребальных помещений, изображают различные сцены как мифологического и религиозного, так и бытового характера. В них с большой реалистичностью и выразительностью изображены люди, повозки, строения, прекрасно передано движение, особенно бег лошадей, несущихся в стремительном галопе. О дворцовых фресках династии Хань можно узнать многое из письменных источников.

  В 1976 году в Лояне провинции Хэнань была обнаружена гробница Бу Цяньцю. Захоронение  совершено приблизительно в 86–49 годах  до н. э., то есть где-то на сотню лет  позже захоронений в Мавандуе. Очевидно, в то время использование фресок для украшения гробниц стало уже модным. Пустотелые кирпичные плиты служили мастерам фресковой живописи в качестве белой основы, по которой, согласно заранее разработанной схеме, наносилась роспись черной и другими красками, и уже внутри гробницы из них собирали изображение. Сама роспись производилась снаружи гробниц, поскольку там было больше света. Кроме того, расписывать потолок в самой гробнице было достаточно сложно. Надо отметить тот факт, что главная тема в гробнице изображалась на потолочной фреске. 
В гробнице Бу Цяньцю все изображение состоит из двадцати пустотелых кирпичных плит, пронумерованных и идущих с востока на запад. Каждому номеру такого кирпича соответствует  изображение. Например:

Информация о работе Изобразительное искусство и архитектура Китая в эпоху хань